Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Авиация / Летающие корабли Григоровича

Летающие корабли Григоровича

Первая серийная летающая лодка Д. П. Григоровича «М-5».Строительство лодочных гидросамолетов в России началось в 1913 г. под руководством Д.П. Григоровича, который, последовательно совершенствуя схему однодвигательного лодочного гидросамолета, разработал вполне работоспособную модель. На основе этой модели, построенной по схеме многостоечного биплана с толкающим воздушным винтом, весной 1915 г. конструктор создал очень удачную двухместную летающую лодку «М-5».

Летающая лодка «М-5» значительно отличалась от своего прототипа. Так, например, была увеличена площадь крыльев, а задняя часть фюзеляжа имела трапециевидное поперечное сечение (узкой гранью вверх) и была на конце загнута кверху. На самолете был установлен двигатель «Gnome Monosoupape» мощностью 100 л.с. Для 1915 г. лодка оказалась исключительно удачной. Она обладала хорошей мореходностью, преодолевая волну до 0,5 м, послушно вела себя в воздухе, была довольно легка и проста в пилотировании.

Корпус лодки «М-5» был целиком деревянным. Его каркас изготавливали из ясеня и затем обшивали фанерой различной толщины — от 3 мм на бортах и палубе до 5—6 мм на днище. Конструкция крыльев была стандартной — два лонжерона, выполненных из соснового бруска, между которыми закреплялись нервюры. Хвостовое оперение крепилось над изогнутой хвостовой частью лодки на стойках-трубах и было очень легким. Хвост заметно скручивался на вираже, дрожал, обдуваемый винтом, но никогда не ломался.

Практически сразу же после окончания летных испытаний в апреле 1915 г. первый гидросамолет Д.П. Григоровича принял участие в боевых операциях. Серийная постройка летающей лодки «М-5» продолжалась до 1923 г., и за эти годы было выпущено около 300 машин.

В трюмах российского авианосца «Орлица» для гидросамолетов было устроено хранилище горюче-смазочных материалов и бомбовый погреб. В кормовой части жилой палубы размещались мастерские, в которых производили ремонт летательных аппаратов.

В своих лодках А. П. Григорович применил оригинальное конструкторское решение. Вместо обычного силового агрегата, состоящего из двигателя, расположенного спереди в сочетании с тянущим винтом, он стал использовать толкающий пропеллер, который установил на крыле позади пилота. При таком расположении силового агрегата уменьшался риск залива двигателя водой и улучшался обзор из пилотской кабины.

«М-12» — истребитель-гидросамолет, разработанный конструктором А. П. Григоровичем. Самолет являлся дальнейшим «М-12» — истребитель-гидросамолет, разработанный конструктором А. П. Григоровичем. развитием «М-11». По схеме и размерам с двигателем «Le Rhone» мощностью 110 л.с. этот самолет был почти копией «М-11», отличаясь от него главным образом формой передней части фюзеляжа и хвостовым оперением.

В конце 1915 г. на испытания была представлена еще более совершенная и обладавшая большей грузоподъемностью летающая лодка «М-9», по схеме и конструкции являвшаяся дальнейшим развитием гидросамолета «М-5». Поднимающие от 300 до 500 кг полной нагрузки и развивающие скорость до 110 км/ч, летающие лодки «М-5» и «М-9» с двигателями мощностью 100—150 л.с. широко использовались на российском флоте.

В 1916 г. в самый разгар первой мировой войны один из кораблей Балтийского флота Российской империи был переоборудован в авианосец, получивший название «Орлица». Для базирования на его палубах был выбран гидросамолет Д.П. Григоровича «М-9». Благодаря мощному двигателю и хорошей грузоподъемности экипаж самолета, состоящий из 3 человек, мог находиться в воздухе до 5 ч, преодолевая за это время до 600 км. На случай встречи с самолетами противника «М-9» имел на вооружении пулемет.

Следующей успешной разработкой Д.П. Григоровича стал истребитель-гидросамолет «М-11». Этот аппарат был первым в мире морским истребителем лодочного типа и разрабатывался по заданию Морского штаба России. Он имел значительно меньшие, чем у других летающих лодок, размеры и был выполнен по схеме одностоечного биплана. Первоначально на «М-11» был установлен двигатель «Gnome Monosoupape» в 100 л.с., который в дальнейшем был заменен на «Le Rhone» мощностью 110 л.с. с обычным толкающим винтом.

Первый опытный образец «М-11», изготовленный летом 1916 г., был двухместным — впереди сидел стрелок, а за ним размещался пилот. Однако до настоящего истребителя этому гидросамолету было еще далеко. Необходимо было превратить его в одноместную, хорошо вооруженную, скоростную летающую лодку, что и было сделано после испытаний двухместного варианта, который стали использовать в качестве тренировочного самолета для пилотов, переходящих с «М-5» и «М-9» на одноместный истребитель «М-11».

Самолет был вооружен одним неподвижным пулеметом, и впервые в истории гидросамолетов его корпус был бронирован. Перед двигателем броня представляла собой диск из стали толщиной 5 мм, перед пилотом установили стальной лист толщиной 6 мм, а вместо привычного козырька — откидной полукруглый бронещиток со смотровой щелью. До конца 1916 г. летающая лодка «М-11» оставалась самой быстрой в мире.

Последователи Делала

Итак, человек получил в свое распоряжение летательный аппарат в виде воздушного змея. Теперь можно было оторваться от земли и всем телом почувствовать захватывающую прелесть полета. Казалось бы, мечта человека осуществилась… Однако через некоторое время люди, поднимающиеся в воздух при помощи такого аппарата, ощутили некоторую ограниченность подобного полета. Не очень приятно болтаться на привязи и подчиняться…

Эра Туполева в авиации ССР

Не менее интересна судьба другого известного авиационного конструктора СССР — Андрея Николаевича Туполева. Начало его конструкторской деятельности в авиации напрямую связано с работой в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В 1921 г., после смерти Н.Е. Жуковского, руководство институтом перешло к С.А. Чаплыгину. Вскоре ему удалось собрать в стенах ЦАГИ группу талантливых молодых конструкторов, в число которых…

Как обогнать звук?

Примерно через пятьдесят лет после своего рождения авиация отметила еще одно знаменательное событие — самолет смог преодолеть звуковой барьер. Это означает, что с этого момента скорость некоторых видов специальных летательных аппаратов (сверхзвуковых самолетов) стала больше скорости звука, которая в зависимости от высоты полета равна 300—340 м/с. Преодолеть этот барьер оказалось не таким уж легким делом….

Гидросамолеты Первой Мировой войны

Если уж первая мировая война захватила сушу и воздух, естественно, не могла она обойти и воду. Не только в России, но и в других странах, участвующих в боевых действиях, в спешном порядке параллельно с выпуском обыкновенных самолетов разворачивали производство летающих лодок. Особенно в этом преуспели конструкторы Германии. В начале 1916 г. немецкая компания «Albatros Werke»…

Летающие труженики

В начале 50-х гг. в Советском Союзе была начата разработка тяжелого транспортного вертолета, и занялись ей специалисты авиастроительного ОКБ А.С. Яковлева. Всего год понадобился на то, чтобы создать двухвинтовой вертолет-гигант «Як-24», опытный образец которого поднялся в воздух 3 июля 1952 г. В апреле 1955 г. началось его серийное производство, было произведено около 100 вертолетов с…

Почему они летают?

К концу XIX в. аэростат уже не считали ярмарочной диковинкой, служащей для увеселения толпы. Большинство людей относилось к нему как к вполне надежному средству для совершения полетов. Но почему он летает, какая сила заставляет подниматься шар в небо, ответить на эти и другие вопросы, связанные с воздухоплаванием, могли лишь немногие. Простейшим объяснением теории воздухоплавания может…

Летающие агитаторы

Для того чтобы показать всему миру, что авиация молодой Страны Советов ничем не отличается от лучших образцов летательных аппаратов и даже кое в чем превосходит их, в 30-х годах XX в. в СССР была создана целая эскадрилья специального назначения. Основная задача, возложенная на самолеты и их экипажи, входящие в состав этого авиационного отряда, заключалась в…

Фюзеляж, крылья, хвост…

Для того чтобы поближе познакомиться с устройством самолета, мы не будем сразу жеподниматься на борт сверхзвукового лайнера, а рассмотрим конструкцию попроще: например, устройство легкого тренировочного самолета. Он имеет небольшие размеры и простую конструкцию и, тем не менее, содержит все основные части современного летательного аппарата. На легких самолетах, как правило, устанавливаются поршневые двигатели воздушного охлаждения. В…

Амфибии от Сикорского

Игорь Иванович Сикорский немало сделал в различных областях авиастроения. Кроме тяжелых бомбардировщиков, он создал в 1914—1917 гг. легкие истребители, морской разведчик, легкий разведчик-истребитель, двухмоторный истребитель-бомбардировщик и штурмовик — практически полный парк самолетов всех типов, использовавшихся в первой мировой войне. Революция круто изменила судьбу знаменитого конструктора. С приходом большевиков к власти в России И.И. Сикорский принимает…

Воинственные “стрекозы”

Если в годы второй мировой войны вертолеты не успели продемонстрировать все свои преимущества, то уже в 50-х гг., во время корейской войны, американские военные, превратив Корейский полуостров в полигон для испытания новейшей боевой техники, впервые массированно использовали винтокрылые летательные аппараты для эвакуации раненых, корректировки артиллерийского огня, разведки и переброски небольших подразделений. Вертолеты, садясь на «пятачки»…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru