Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Летающие корабли Григоровича

Летающие корабли Григоровича

Первая серийная летающая лодка Д. П. Григоровича «М-5».Строительство лодочных гидросамолетов в России началось в 1913 г. под руководством Д.П. Григоровича, который, последовательно совершенствуя схему однодвигательного лодочного гидросамолета, разработал вполне работоспособную модель. На основе этой модели, построенной по схеме многостоечного биплана с толкающим воздушным винтом, весной 1915 г. конструктор создал очень удачную двухместную летающую лодку «М-5».

Летающая лодка «М-5» значительно отличалась от своего прототипа. Так, например, была увеличена площадь крыльев, а задняя часть фюзеляжа имела трапециевидное поперечное сечение (узкой гранью вверх) и была на конце загнута кверху. На самолете был установлен двигатель «Gnome Monosoupape» мощностью 100 л.с. Для 1915 г. лодка оказалась исключительно удачной. Она обладала хорошей мореходностью, преодолевая волну до 0,5 м, послушно вела себя в воздухе, была довольно легка и проста в пилотировании.

Корпус лодки «М-5» был целиком деревянным. Его каркас изготавливали из ясеня и затем обшивали фанерой различной толщины — от 3 мм на бортах и палубе до 5—6 мм на днище. Конструкция крыльев была стандартной — два лонжерона, выполненных из соснового бруска, между которыми закреплялись нервюры. Хвостовое оперение крепилось над изогнутой хвостовой частью лодки на стойках-трубах и было очень легким. Хвост заметно скручивался на вираже, дрожал, обдуваемый винтом, но никогда не ломался.

Практически сразу же после окончания летных испытаний в апреле 1915 г. первый гидросамолет Д.П. Григоровича принял участие в боевых операциях. Серийная постройка летающей лодки «М-5» продолжалась до 1923 г., и за эти годы было выпущено около 300 машин.

В трюмах российского авианосца «Орлица» для гидросамолетов было устроено хранилище горюче-смазочных материалов и бомбовый погреб. В кормовой части жилой палубы размещались мастерские, в которых производили ремонт летательных аппаратов.

В своих лодках А. П. Григорович применил оригинальное конструкторское решение. Вместо обычного силового агрегата, состоящего из двигателя, расположенного спереди в сочетании с тянущим винтом, он стал использовать толкающий пропеллер, который установил на крыле позади пилота. При таком расположении силового агрегата уменьшался риск залива двигателя водой и улучшался обзор из пилотской кабины.

«М-12» — истребитель-гидросамолет, разработанный конструктором А. П. Григоровичем. Самолет являлся дальнейшим «М-12» — истребитель-гидросамолет, разработанный конструктором А. П. Григоровичем. развитием «М-11». По схеме и размерам с двигателем «Le Rhone» мощностью 110 л.с. этот самолет был почти копией «М-11», отличаясь от него главным образом формой передней части фюзеляжа и хвостовым оперением.

В конце 1915 г. на испытания была представлена еще более совершенная и обладавшая большей грузоподъемностью летающая лодка «М-9», по схеме и конструкции являвшаяся дальнейшим развитием гидросамолета «М-5». Поднимающие от 300 до 500 кг полной нагрузки и развивающие скорость до 110 км/ч, летающие лодки «М-5» и «М-9» с двигателями мощностью 100—150 л.с. широко использовались на российском флоте.

В 1916 г. в самый разгар первой мировой войны один из кораблей Балтийского флота Российской империи был переоборудован в авианосец, получивший название «Орлица». Для базирования на его палубах был выбран гидросамолет Д.П. Григоровича «М-9». Благодаря мощному двигателю и хорошей грузоподъемности экипаж самолета, состоящий из 3 человек, мог находиться в воздухе до 5 ч, преодолевая за это время до 600 км. На случай встречи с самолетами противника «М-9» имел на вооружении пулемет.

Следующей успешной разработкой Д.П. Григоровича стал истребитель-гидросамолет «М-11». Этот аппарат был первым в мире морским истребителем лодочного типа и разрабатывался по заданию Морского штаба России. Он имел значительно меньшие, чем у других летающих лодок, размеры и был выполнен по схеме одностоечного биплана. Первоначально на «М-11» был установлен двигатель «Gnome Monosoupape» в 100 л.с., который в дальнейшем был заменен на «Le Rhone» мощностью 110 л.с. с обычным толкающим винтом.

Первый опытный образец «М-11», изготовленный летом 1916 г., был двухместным — впереди сидел стрелок, а за ним размещался пилот. Однако до настоящего истребителя этому гидросамолету было еще далеко. Необходимо было превратить его в одноместную, хорошо вооруженную, скоростную летающую лодку, что и было сделано после испытаний двухместного варианта, который стали использовать в качестве тренировочного самолета для пилотов, переходящих с «М-5» и «М-9» на одноместный истребитель «М-11».

Самолет был вооружен одним неподвижным пулеметом, и впервые в истории гидросамолетов его корпус был бронирован. Перед двигателем броня представляла собой диск из стали толщиной 5 мм, перед пилотом установили стальной лист толщиной 6 мм, а вместо привычного козырька — откидной полукруглый бронещиток со смотровой щелью. До конца 1916 г. летающая лодка «М-11» оставалась самой быстрой в мире.

Еще не самолет, но уже не аэростат

Ничто в мире не случается вдруг. Каждому явлению предшествует длительная подготовка. Так и историческому полету аппарата братьев Райт предшествовали многолетние опыты и эксперименты других людей, порой весьма далеких от авиации. Об одном из таких людей, летательный аппарат которого молено считать переходной моделью между аппаратами авиации и воздухоплавания, пойдет этот рассказ. В 1897 г. в небо…

Жизнь и смерть “больших гигантов”

Пожалуй, именно в 20—40-х гг. XX в. воздухоплавание во всем мире получило наибольшее развитие. В СССР еще до появления ЦАГИ, 23 марта 1918 г. была создана «Летучая лаборатория». В ее задачи входили всесторонние экспериментальные исследования в области воздухоплавания и авиации. Летучая лаборатория, руководимая Н.Е. Жуковским, стала первым советским научным авиационным институтом. В 1919 г. было…

Системы безопасности экипажа

В один из осенних дней 1797 г. французский воздухоплаватель Жак Гарнерен поднялся на воздушном шаре над парком Монсо близ Парижа, затем оставил шар и опустился на землю на парашюте собственной конструкции. Считается, что именно в этот день впервые в истории человек доверил этому необычному приспособлению свою жизнь. Возможно, это так, но сама идея спуска с…

Штормы войны

Поплавковый патрульный бомбардировщик-торпедоносец «N-3PB» стал первым серийным самолетом, разработанным американской фирмой «Northrop Aircraft Inc». Самолет строился по заказу норвежских ВМС, нуждающихся в поплавковом патрульном самолете. Работы над самолетом были начаты в 1939 г., и уже 1 ноября 1940 г. первый самолет совершил полет на озере Эльсинор в Калифорнии. Несмотря на достаточно мощное вооружение, состоящее из…

Самолет – творение Можайского или братьев Райт?

Задолго до того дня, когда в свой первый полет отправился самолет братьев Райт, «воздухоплавательный снаряд», построенный российским изобретателем Александром Федоровичем Можайским (1825—1890), оторвался от поверхности земли. Этот аппарат, на который конструктором был получен патент, имел все основные черты современного самолета. Как же случилось, что американские, а не российские изобретатели стали «крестными отцами» авиации? Александр Федорович…

Самолет снова призывают в армию

Война — это всегда горе и слезы, но люди слишком быстро забывают об этом. Прошло каких-нибудь два десятка лет со времени окончания первой мировой, а на пороге уже стояла новая война — вторая мировая. 1 сентября 1939 г. немецкие войска вторглись в Польшу, и весь мир оказался втянутым в новую кровопролитную войну. В 1937 г….

Самолеты гражданской авиации

Сейчас речь пойдет о самолетах гражданской авиации. Такие самолеты используются для перевозок пассажиров, багажа, почты и других грузов, а также в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций, оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий, экспериментальных и научно-исследовательских работ, учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий, поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае…

Настоящее и будущее воздушных кораблей

Несмотря на окончание второй мировой войны, работы над созданием летающих лодок не остановились. В 1945 г. в конструкторском бюро Г.М. Бериева был создан дальний морской разведчик «Бе-6». Этот самолет представлял собой двухмоторную цельнометаллическую летающую лодку со звездообразными двигателями воздушного охлаждения, двухкилевым оперением и подкрыльными поплавками. Самолет имел экипаж из 8 человек, был вооружен 3 пушечными…

Ступени в небо

Россияне были не единственными, кто, добившись некоторых результатов в области авиастроения, не стал лидером в этой области. В последние десятилетия XIX в. практически во всех странах мира находились люди, каждому из которых можно присвоить титул создателя первого самолета. Но несмотря на неудачи, постигшие их творения, после каждой, даже самой неудачной попытки подняться в небо, человек…

“Разминка” перед большой схваткой

За несколько лет до начала этой самой кровопролитной войны произошло несколько «репетиций» — локальных войн, которые охватывали относительно небольшое число государств и ограниченный географический район и в которых будущие участники второй мировой войны демонстрировали мощь своих вооруженных сил и испытывали боеспособность вооружения. Возможность для первой «пробы сил» предоставилась в 1936 г., когда в Испании в…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru