Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Авиация / Летающие корабли Григоровича

Летающие корабли Григоровича

Первая серийная летающая лодка Д. П. Григоровича «М-5».Строительство лодочных гидросамолетов в России началось в 1913 г. под руководством Д.П. Григоровича, который, последовательно совершенствуя схему однодвигательного лодочного гидросамолета, разработал вполне работоспособную модель. На основе этой модели, построенной по схеме многостоечного биплана с толкающим воздушным винтом, весной 1915 г. конструктор создал очень удачную двухместную летающую лодку «М-5».

Летающая лодка «М-5» значительно отличалась от своего прототипа. Так, например, была увеличена площадь крыльев, а задняя часть фюзеляжа имела трапециевидное поперечное сечение (узкой гранью вверх) и была на конце загнута кверху. На самолете был установлен двигатель «Gnome Monosoupape» мощностью 100 л.с. Для 1915 г. лодка оказалась исключительно удачной. Она обладала хорошей мореходностью, преодолевая волну до 0,5 м, послушно вела себя в воздухе, была довольно легка и проста в пилотировании.

Корпус лодки «М-5» был целиком деревянным. Его каркас изготавливали из ясеня и затем обшивали фанерой различной толщины — от 3 мм на бортах и палубе до 5—6 мм на днище. Конструкция крыльев была стандартной — два лонжерона, выполненных из соснового бруска, между которыми закреплялись нервюры. Хвостовое оперение крепилось над изогнутой хвостовой частью лодки на стойках-трубах и было очень легким. Хвост заметно скручивался на вираже, дрожал, обдуваемый винтом, но никогда не ломался.

Практически сразу же после окончания летных испытаний в апреле 1915 г. первый гидросамолет Д.П. Григоровича принял участие в боевых операциях. Серийная постройка летающей лодки «М-5» продолжалась до 1923 г., и за эти годы было выпущено около 300 машин.

В трюмах российского авианосца «Орлица» для гидросамолетов было устроено хранилище горюче-смазочных материалов и бомбовый погреб. В кормовой части жилой палубы размещались мастерские, в которых производили ремонт летательных аппаратов.

В своих лодках А. П. Григорович применил оригинальное конструкторское решение. Вместо обычного силового агрегата, состоящего из двигателя, расположенного спереди в сочетании с тянущим винтом, он стал использовать толкающий пропеллер, который установил на крыле позади пилота. При таком расположении силового агрегата уменьшался риск залива двигателя водой и улучшался обзор из пилотской кабины.

«М-12» — истребитель-гидросамолет, разработанный конструктором А. П. Григоровичем. Самолет являлся дальнейшим «М-12» — истребитель-гидросамолет, разработанный конструктором А. П. Григоровичем. развитием «М-11». По схеме и размерам с двигателем «Le Rhone» мощностью 110 л.с. этот самолет был почти копией «М-11», отличаясь от него главным образом формой передней части фюзеляжа и хвостовым оперением.

В конце 1915 г. на испытания была представлена еще более совершенная и обладавшая большей грузоподъемностью летающая лодка «М-9», по схеме и конструкции являвшаяся дальнейшим развитием гидросамолета «М-5». Поднимающие от 300 до 500 кг полной нагрузки и развивающие скорость до 110 км/ч, летающие лодки «М-5» и «М-9» с двигателями мощностью 100—150 л.с. широко использовались на российском флоте.

В 1916 г. в самый разгар первой мировой войны один из кораблей Балтийского флота Российской империи был переоборудован в авианосец, получивший название «Орлица». Для базирования на его палубах был выбран гидросамолет Д.П. Григоровича «М-9». Благодаря мощному двигателю и хорошей грузоподъемности экипаж самолета, состоящий из 3 человек, мог находиться в воздухе до 5 ч, преодолевая за это время до 600 км. На случай встречи с самолетами противника «М-9» имел на вооружении пулемет.

Следующей успешной разработкой Д.П. Григоровича стал истребитель-гидросамолет «М-11». Этот аппарат был первым в мире морским истребителем лодочного типа и разрабатывался по заданию Морского штаба России. Он имел значительно меньшие, чем у других летающих лодок, размеры и был выполнен по схеме одностоечного биплана. Первоначально на «М-11» был установлен двигатель «Gnome Monosoupape» в 100 л.с., который в дальнейшем был заменен на «Le Rhone» мощностью 110 л.с. с обычным толкающим винтом.

Первый опытный образец «М-11», изготовленный летом 1916 г., был двухместным — впереди сидел стрелок, а за ним размещался пилот. Однако до настоящего истребителя этому гидросамолету было еще далеко. Необходимо было превратить его в одноместную, хорошо вооруженную, скоростную летающую лодку, что и было сделано после испытаний двухместного варианта, который стали использовать в качестве тренировочного самолета для пилотов, переходящих с «М-5» и «М-9» на одноместный истребитель «М-11».

Самолет был вооружен одним неподвижным пулеметом, и впервые в истории гидросамолетов его корпус был бронирован. Перед двигателем броня представляла собой диск из стали толщиной 5 мм, перед пилотом установили стальной лист толщиной 6 мм, а вместо привычного козырька — откидной полукруглый бронещиток со смотровой щелью. До конца 1916 г. летающая лодка «М-11» оставалась самой быстрой в мире.

Ступени в небо

Россияне были не единственными, кто, добившись некоторых результатов в области авиастроения, не стал лидером в этой области. В последние десятилетия XIX в. практически во всех странах мира находились люди, каждому из которых можно присвоить титул создателя первого самолета. Но несмотря на неудачи, постигшие их творения, после каждой, даже самой неудачной попытки подняться в небо, человек…

“Разминка” перед большой схваткой

За несколько лет до начала этой самой кровопролитной войны произошло несколько «репетиций» — локальных войн, которые охватывали относительно небольшое число государств и ограниченный географический район и в которых будущие участники второй мировой войны демонстрировали мощь своих вооруженных сил и испытывали боеспособность вооружения. Возможность для первой «пробы сил» предоставилась в 1936 г., когда в Испании в…

“Ди-2” – “Douglas” по-советски

В 1935 г. в США фирмой «Douglas» был разработан пассажирский самолет, получивший название «DC-3». Конструкция самолета оказалась необычайно удачной. Она отличалась хорошими пилотажными качествами, высоким уровнем комфорта, совершенным комплексом связного и пилотажно-навигационного оборудования. Хотя по максимальной скорости, которая достигала 330 км/ч, «DC-3» уступал некоторым пассажирским самолетам того времени, но благодаря исключительно высоким экономическим показателям, простоте…

Самолеты с бомбовой нагрузкой

Первые бомбардировщики появились в годы первой мировой войны и широко использовались в боевых операциях всех остальных войн и конфликтов. Вероятно, трудно отнести этот тип военных самолетов, несущих на своих крыльях десятки тонн смертоносного оружия, к воздушным защитникам. Впрочем, этот вопрос больше относится к компетенции военных специалистов, которые уверенно заявляют, что такое утверждение справедливо. Так или…

Пионеры авиации

Не все энтузиасты небесных полетов поступали так, как это делали X. Максим и К. Адер — вначале строили, а затем пытались поднять в небо сконструированный ими аппарат. Был среди них Отто Лилиенталь, который сначала проверял все свои идеи на моделях, а затем перешел на изготовление планеров. На американском континенте нашлось еще два человека, которые, подобно…

Первые сражение Второй Мировой войны

Польша стала государством, которое первым ощутило на себе всю мощь вооруженных сил фашистской Германии. Польским пилотам пришлось сражаться в небе второй мировой войны с самого ее начала с 1 сентября 1939 г., и для некоторых из них она закончилась лишь в мае 1945 г. Значительную часть польских ВВС составляли ближние бомбардировщики «PZL Р-23». Они наносили…

“АН” – самолет для любых аэродромов

Конструкторское бюро под руководством O.K. Антонова (1906—1984), созданное в 1946 г., специализируется главным образом на создании транспортных самолетов. Родоначальником многочисленного семейства самолетов с маркой «Ан» по праву можно назвать широко известный легкий транспортный самолет «Ан-2». Самолет «Ан-2» выпускался в различных модификациях Вот наиболее интересные из них: «Ан-2В» — двухпоплавковая модель с укороченными лопастями воздушного винта;…

В небе “невидимки”

В 30-х гг. в Советском Союзе была предпринята попытка изготовить невидимый самолет. Естественно, в те годы ни о каких радиолокационных станциях речи еще не было, и поэтому «невидимость» самолета подразумевала незаметность его для человеческого глаза. Экспериментальный самолет выглядел как обыкновенный пассажирский самолет средних размеров, но особенно обращала на себя внимание его ярко блестевшая на солнце…

Российские соколы

Не отставали от мирового авиационного движения, охватившего в первые десятилетия XX в. мир, и российские энтузиасты воздушных полетов. Журнал «Русский спорт» за 1910 г. информировал своих подписчиков: «Идея устройства в Москве аэроклуба, зародившаяся еще в начале зимы и не раз обсуждавшаяся с тех пор в различных частных кружках, нашла, наконец, свою форму осуществления. Теперь мы…

В небе Великой Отечественной

На рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на СССР. Создав на направлении ударов подавляющее превосходство, агрессор прорвал оборону советских войск, захватил стратегическую инициативу и господство на земле и в воздухе. Так началась Великая Отечественная война. «Авиация противника безраздельно господствовала в воздухе, поэтому все перегруппировки, передвижения и наступательные действия пришлось производить ночью, так…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru