Воинственные «стрекозы»
Если в годы второй мировой войны вертолеты не успели продемонстрировать все свои преимущества, то уже в 50-х гг., во время корейской войны, американские военные, превратив Корейский полуостров в полигон для испытания новейшей боевой техники, впервые массированно использовали винтокрылые летательные аппараты для эвакуации раненых, корректировки артиллерийского огня, разведки и переброски небольших подразделений. Вертолеты, садясь на «пятачки» и взлетая с них, зависая в воздухе, были призваны, по замыслу военачальников, компенсировать «врожденные недостатки» обычных самолетов.
После пристального изучения трехлетнего опыта корейской войны авиастроительные фирмы были буквально завалены заказами на создание разведывательных, связных, штурмовых, десантных, палубных и прочих вертолетов, которыми предполагалось оснастить армию, военно-воздушные и военно-морские силы. В истории авиации наступил период, который получил название «вертолетный бум».
В Советском Союзе в 50-е гг. основная «конкурентная борьба» в области создания наиболее эффективного боевого вертолета развернулась между специалистами ведущих конструкторских бюро Н.И. Камова и М.Л. Миля.
Самым большим вертолетом в мире является советский вертолет «Ми-12», впервые поднявшийся в воздух 12 февраля 1969г. Информация о существовании этого гигантского вертолета попала на Запал в 1969 г., когда Советский Союз предоставил в ФАИ данные для регистрации ряда рекордов грузоподъемности. Позже, 6 августа 1969 г., «Ми-12» установил мировой рекорд, подняв 40 204,5кгполезной нагрузки на высоту 2 255 м. В серийное производство эта машина не пошла.
Двухместный вертолет палубного базирования «Ка-15».
Эксплуатация старых моделей вертолетов на кораблях ВМФ СССР показала, что необходимо приступать к постройке более грузоподъемной и менее зависимой от погодных условий винтокрылой машины. Она должна была иметь закрытую кабину с необходимым оборудованием, обеспечивающую нормальные условия для размещения пилота и стрелка-оператора. В ответ на запрос военных моряков в 1953 г. «камовцы» разработали двухместный вертолет палубного базирования «Ка-15».
Сравнительные войсковые испытания вертолетов «Ка-15» и используемого ранее «Ми-1» проводились на крейсере «Михаил Кутузов» по решению руководства ВМФ. Благодаря малым размерам и высокой маневренности «Ка-15» успешно взлетал с небольшой площадки корабля и садился на нее даже в условиях шестибалльного шторма. «Ми-1», имеющий длинную хвостовую балку и рулевой винт, значительно ограничивающие возможности эксплуатации, не мог использоваться в условиях качки. Результаты испытаний окончательно убедили военных моряков остановить свой выбор на продукции ОКБ Н.И. Камова.
Несмотря на то, что вертолет «Ка-15» успешно использовался на флоте более 20 лет, интерес к подобным моделям у специалистов ОКБ Н.И. Камова не пропал. В 1961 г. ими была разработана очередная конструкция корабельного вертолета — «Ка-25». Двухвинтовая схема обеспечила этому аппарату небольшие габариты, что в сочетании с высокой маневренностью было особенно важно для корабельного базирования.
Несущая система «Ка-25» имела противообледенительное оборудование и электромеханическую систему складывания лопастей над хвостовой балкой при хранении на кораблях. Экипаж: вертолета состоял из 2 человек — летчика и штурмана, размещенных в одной кабине. Штурман на подвижном кресле мог перемещаться в отсек спецоборудования и выполнять функции оператора. Вооружение, включая противолодочные торпеды и глубинные бомбы, размещалось в бомболюке между стойками шасси.
Кроме борьбы с подводными лодками противника, вертолеты «Ка-25» выполняли задачи по поиску и спасению экипажей, терпящих бедствие в море, использовались при транспортировке крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Производство вертолетов «Ка-25» продолжалось до 1975 г. Всего было изготовлено около 460 вертолетов данного типа, небольшое количество которых было экспортировано в Индию, Сирию, Югославию.
В 1967 г. инициативу в области создания боевых вертолетов корабельного базирования перехватили специалисты ОКБ М.Л. Миля. Именно в этот год на вооружение ВМФ СССР поступил специализированный противолодочный вертолет «Ми-14», построенный на базе «Ми-8», но оснащенный более мощными двигателями. Фюзеляж «Ми-14» выполнен по типу «амфибии» с 2 поплавками бочкообразной формы по бокам. Хвостовой винт, кроме своего основного назначения, выполняет все задачи, возникающие при маневре в гавани, что отличает его от других противолодочных вертолетов. Торпеды и глубинные бомбы, которыми вооружен вертолет, могут быть размещены как на наружной подвеске, так и в специальном оружейном отсеке.
В конце 60-х гг. армия США получила на вооружение двухместный боевой вертолет «Cobra». В ответ на это в 1967 г. в СССР приступили к разработке летательного аппарата подобного класса. В 1969 г. опытный экземпляр нового вертолета «Ми-24» впервые поднялся в воздух, и еще через два года начал поступать в войсковые части. Вплоть до конца 70-х гг. это был самый эффективный и самый мощный боевой вертолет в мире — лучше всех бронированный и самый скоростной. На одном из вариантов «Ми-24» был установлен абсолютный рекорд скорости — 367 км/ч, продержавшийся около 10 лет.
Первым военным вертолетом, летавшим в годы первой мировой войны, был летательный аппарат подполковника воздухоплавательного корпуса австрийской армии Стефана фон Петроцци. Он представлял собой большую пилотируемую машину с тремя кронштейнами и цилиндрической кабиной в центре для пилота-наблюдателя и стрелка. На каждом кронштейне был установлен двигатель мощностью 120 /i.e. Все 3 двигателя приводили в действие по одной паревращающихся в противоположных направлениях винтов, размешенных под кабиной. Вертолет предполагалось привязывать к земле и, как аэростат наблюдения, поднимать и опускать с помощью лебедки. Вертолет был оснащен парашютом, который выпускался автоматически в том случае, если скорость вращения винтов падала до опасного уровня. Во время испытаний вертолет находился в воздухе около часа и сохранял устойчивость при скорости ветра 33 км/ч.
В 1958 г. начались работы по оборудованию эскадренного миноносца «Светлый» вертолетной взлетно-посадочной площадкой для «Ка-15». Эксперимент был признан удачным и уже к 1961 г. на вооружение ВМФ поступило 8 кораблей, оборулованных взлетно-посадочной площадкой, корабельной системой эксплуатации винтокрылых машин, каютами для пилотов и обслуживающего персонала.
Для «Ка-15» была разработана специальная тактика борьбы с пол-водными лодками противника. Один из таких вертолетов сбрасывал в заданном квадрате специальные радиогидроакустические буи, другой получал информацию от них о надичии подводной лодки. При обнаружении лодки в действие вступал третий «Ка-15», оснащенный прицелом и 2 глубинными бомбами.
Принципиально отличался «Ми-24» от западных машин конструкцией кабины для мотострелков, рассчитанной на 8 человек. Вначале «Ми-24» был вооружен 4 противотанковыми ракетами с ручным управлением, позлее они были заменены на полуавтоматические. Со временем изменилось и стрелковое вооружение. Если на первых моделях вертолета устанавливали один одноствольный пулемет, то теперь он вооружен четырехствольным вращающимся блоком пулеметов и пушкой. Кроме этого на четырех подвесных блоках вертолета размещаются 132 неуправляемые ракеты, вести огонь которыми можно залпом или по одной.
Вертолет «Ми-24» был испытан во многих войнах и военных конфликтах (Афганистан, Ирак, Ангола, Мозамбик, Сирия, Ливия, Йемен, Эфиопия), где зарекомендовал себя надежным средством огневой поддержки сухопутных войск. В наши дни выпуск «Ми-24» прекращен, но он еще надолго останется в строю.
Одной из последних моделей боевых вертолетов, разработанных в ОКБ М.Л. Миля, стал «Ми-28», первый полет которого состоялся в декабре 1982 г. Новая машина сразу же показала себя как мощное средство для поиска и уничтожения различной боевой техники противника. Специалисты считают, что по боевой эффективности «Ми-28» превосходит многие зарубежные боевые вертолеты, в том числе и широко известный американский «АН-64» («Apach»).
Вооружение вертолета состоит из 30-миллиметровой пушки, аналогичной той, что устанавливается на боевых машинах пехоты. Кроме пушки, в арсенале «Ми-28» имеются управляемая ракета класса «воздух-поверхность» и 4 блока неуправляемых реактивных снарядов. На 4 точках подвески могут крепиться контейнеры с гранатометами, пушками, а также бомбы калибром до 500 кг и другие боеприпасы.
Достоинством «Ми-28» является его высокая боевая живучесть. По этому показателю с ним не может соперничать ни один вертолет мира. Он имеет полностью бронированную пилотскую кабину, а ее остекление выдерживает прямое попадание пуль и осколков снарядов. Кроме этого он снабжен оригинальной и надежной системой пассивной защиты экипажа, обеспечивающей выживание пилотам при возникновении аварийной ситуации на малых высотах и при ударе о землю. Ее основу составляет неубирающееся в полете шасси с амортизационной стойкой и энергопоглощающие кресла. Если аварийная ситуация возникла на большой высоте, летчики могут покинуть машину с парашютом. 1982 г. был ознаменован еще одним знаменательным событием — ряды боевых вертолетов Советского Союза пополнились новой разработкой специалистов ОКБ Н.И. Камова. Этот аппарат кроме стандартного индекса «Ка-50» получил собственное имя — «Черная акула». Разработка этого вертолета велась на конкурсной основе с ОКБ М.Л. Миля, и это во многом способствовало тому, что в результате творческого соперничества была создана надежная, высокоэффективная машина.
В конце 1965 г. было начато серийное производство вертолета «Ми-8». Система внешней подвески, которой оборудован вертолет, позволяет ему перевозить грузы массой до 3 000 кг. При отказе в полете одного из двигателей второй автоматически выхолит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполняется без снижения, благодаря своим высоким летным характеристикам и мощному вооружению, вертолет «Ми-8» успешно применялся в военном конфликте в Афганистане (1979—1988 гг.), в первой (1994—1996 гг.) и во второй (1999—2000 гг.) чеченских войнах.
Вертолет «Ми-24» способен решать самые разнообразные задачи: уничтожать танки противника, штурмовать его огневые позиции и опорные пункты, сопровождать транспортно-десантные вертолеты и вести воздушный бой, корректировать огонь артиллерии, забрасывать в тыл противника небольшие десантные подразделения и разведгруппы, вести радиационную и химическую разведку, эвакуировать с поля боя раненых.
Поиск, распознавание цели и наведение оружия у вертолета «Ми-28» осуществляются с помощью комбинированной оптико-прицельной станции. Она имеет два оптических и один телевизионный канал с двадцати кратным увеличением. Применяет управляемое оружие штурман-оператор, который располагается в передней кабине. Командир экипажа обеспечивает пилотирование винтокрылой машины на предельно малой высоте и ведет огонь из неуправляемого оружия. При необходимости летчик также может управлять прицелом и пушкой. для этого имеется специальная нашлемная система целеуказания, которая обеспечивает поворот пушки в ту сторону, куда смотрит пилот.
«Ка-50» — первый в Советском Союзе боевой вертолет-штурмовик, управляемый одним пилотом. Бортовая аппаратура и автоматика, установленные на нем, позволяют эффективно сочетать пилотирование с одновременным поиском целей и наведением на них бортового оружия. Кроме того, специальная аппаратура позволяет выполнять полеты с огибанием рельефа, обеспечивать стабилизацию высоты и осуществлять внезапное маневрирование с изменением направления полета на 180°.
Бесспорным достоинством вертолета «Ка-50» является повышенная защищенность летчика. Здесь впервые применена система катапультирования пилота, кроме этого он прикрыт броней, которая выдерживает прямое попадание 20-миллиметровых снарядов. Не случайно специалисты сходятся во мнении, что «Ка-50» представляет собой новое поколение боевых вертолетов, способных значительно расширить боевые возможности армейской авиации.
В конце 1996 г. у «Черной акулы» появился младший брат «Аллигатор». Именно такое название получил новый «камовский» многоцелевой всепогодный боевой вертолет «Ка-52», двухместная модификация «Ка-50». Его конструкция специально оптимизирована для использования в ночных условиях, когда без второго члена экипажа, выполняющего функции оператора, уже не обойтись.
В состав вооружения «Ка-50» и «Ка-52» входят: усовершенствованный вариант ракеты «Шквал» с повышенной бронепробиваемостью и большей дальностью полета, новая мощная противотанковая управляемая ракета с дальностью полета до 15 км, 30-миллиметровая пушка и ракеты с лазерным наведением «Вихрь».
Опытный прототип «Ка-52» на 85% создан на базе «Черной акулы». При этом конструкторы постарались, чтобы потяжелевший на тонну вертолет не потерял уникальных боевых качеств «Ка-50». Напротив, у двухместного «Ка-52» появилось больше возможностей в ночном бою, он теперь способен работать в группе, в постоянном контакте с наземными командными пунктами. Стоит добавить, что этот вертолет впервые в мировой практике может дать бой не только наземному, но и воздушному противнику. Не меньшее внимание вопросу создания боевых винтокрылых машин уделяли конструкторы авиастроительных фирм США. Еще в 1959 г. компания «Boeing Vertol» начала опытные разработки вертолетов-тяжеловозов для американской армии. К 1961 г. ею был разработан вертолет «Model 114», получивший армейское обозначение «СЕ-IB» («Chinook»). В 1962 г. после некоторой модернизации аппарат был переименован в «СН-47».
Цельнометаллический фюзеляж; вертолета имеет прямоугольное сечение со скругленными углами. С каждой стороны нижней части фюзеляжа расположены обтекатели, скрывающие по 3 топливных бака общей емкостью 4 000 л. В грузовой кабине «СН-47» могут быть размещены 33 основных и 11 дополнительных сидений для десантников. При погрузочно-разгрузочных работах створка грузового люка опускается вниз и образует удобную платформу, соединяющую поверхность земли с полом грузовой кабины.
На вертолете установлена усовершенствованная система управления, с помощью которой «Chinook» способен долгое время выдерживать нужное направление и скорость полета. Электронное оборудование вертолета включает усовершенствованную радиостанцию, сигнально-переговорное устройство, систему опознавания «свой-чужой», всенаправленный радиомаяк и систему предупреждения об облучении.
Боевой вертолет «Ми-28».
Первым вертолетом, взлетевшим с военного корабля, был один из 45 прототипов и предсерийных немецких вертолетов «Flettner Fl-282» («Kolibri»), который в 1942 г. осуществлял экспериментальные полеты с крейсера «Кyln».
В 1964 г. в небо поднялся очередной винтокрылый тяжеловес серии «СН». Вертолет «СН-53» во многом был не похож на своего предшественника, но самое главное его отличие заключалось в надичии поплавков для посадки на воду и возможности загрузки аппарата через задний грузовой люк на плаву.
Лопасти вертолета изготовлены таким образом, что могут складываться вдоль фюзеляжа в сторону рулевого винта. Это существенно упрощает размещение вертолетов в ангарах авианесущих кораблей. Вертолет снабжен трехстоечным шасси, которое во время полета может убираться внутрь фюзеляжа.
Первые вертолеты серии «СН-53» («Stelion») состояли на вооружении в корпусе морской пехоты США и перевозили 38 десантников или 24 раненых на носилках. Хорошие летные характеристики позволили конструкторам на основе базовой модели «СН-53» создать несколько модификаций вертолета, предназначенных для использования в различных родах войск армии США. Так, например, вертолет «RH-53A» длительное время использовался в качестве минного тральщика. В марте 1967 г. появился вертолет «НН-53В» с экипажем, состоящим из 6 человек, при создании которого был учтен опыт боевых действий во Вьетнаме. На вертолете была установлена броневая защита, 3 пулемета и шестиствольная пушка, а также система дозаправки в воздухе, дополнительные топливные баки и спасательная лебедка.
В 70-х гг. фирма И.И. Сикорского получила техническое задание на проектирование вертолета, способного перевозить 16 т груза на расстояние до 100 км. В качестве базовой модели для нового вертолета был выбран «СН-53». После установки на нем 3 двигателей и замены шестилопастного винта на семилопастный появился новый вертолет «СН-53Е». Еще одной интересной модификацией «СН-53» является вертолет «MH-53J», разработанный специально для использования в корпусе сил быстрого реагирования США. Он отличается главным образом надичием оборудования для длительных полетов при неблагоприятных погодных условиях.
В 1965 г. с началом войны во Вьетнаме вооруженные силы США ощутили острую потребность в вертолетах сопровождения и огневой поддержки сухопутных войск. Отказавшись от разработки новых моделей, командование США приняло решение заказать свыше тысячи вертолетов «АН-1» («Hue Cobra»). Успехи во Вьетнаме, а затем на Ближнем и Среднем Востоке способствовали дальнейшему развитию семейства этих вертолетов. К 1989 г. было создано около десяти модификаций вертолета «АН-1» и произведено около 2 000 экземпляров. По мнению специалистов, эксплуатация вертолетов «АН-1» продлится даже в XXI в.
Вертолеты «АН-1», так же, как и остальные аппараты этого класса, выполнены по одновинтовой схеме с двухлопастными несущим и рулевым винтом и имеют одинаковое лыжное неубирающееся шасси. На этом совпадения в конструкциях заканчиваются. «АН-1» имеет более узкий фюзеляж, пилотскую кабину, рассчитанную на 2 членов экипажа, сидящих друг за другом, усиленную броневую защиту и дублирование системы управления. Кроме этого на вертолетах «АН-1» отсутствует грузовой отсек, а для повышения скорости и маневренности установлено небольшое среднерасположенное крыло. В носовой части фюзеляжа всех вертолетов «АН-1» находится пушечная установка, а под крылом — 4 пилона под съемное вооружение. Для снижения вероятности поражения ракетами с тепловой головкой самонаведения вертолеты оснащены системой охлаждения выхлопных газов двигателей.
Главное отличие многочисленных модификаций вертолета «АН-1» состоит в мощности силовых установок, вооружении и бортовом оборудовании. Так, вертолет «AH-1G» вооружен пулеметом и гранатометом. Кроме этого он может нести до 76 неуправляемых ракет в 4 подвесных блоках. Появившаяся в 80-х гг. модификация вертолета «АН-1S» оснащена более мощным двигателем и несущим винтом увеличенного диаметра. Совершенствование несущей системы вертолета «АН-1S» значительно повысило его маневренность и скорость. Вооружение аппарата состоит из пушки или гранатомета. Дополнительно вертолет способен нести до 8 управляемых или 76 неуправляемых ракет, которые оператор может применять в ночное время и в условиях плохой видимости.
Одной из наиболее эффективных разработок американских конструкторов в области создания боевых вертолетов является аппарат «АН-64» («Apach»). Он был создан для взаимодействия с наземными войсками и для ведения самостоятельных противотанковых операций. Вертолет способен действовать в любое время суток, а так-же в условиях плохой видимости и в сложных метеорологических условиях.
«АН-64А» — это, без сомнения, вертолет нового поколения. Высокая маневренность аппарата достигается благодаря высокой скорости и скороподъемности. С целью снижения вероятности поражения вертолета ракетами с инфракрасными головками самонаведения выхлоп двигателя осуществляется через специальное устройство, рассеивающее струю и снижающее ее температуру. Лопасти несущего винта имеют прямоугольную форму и снабжены стреловидной законцовкой, рассекающей воздух при движении на больших скоростях. Лопасть сохраняет работоспособность при попадании пуль или мелких осколков. Использование неубирающихся шасси позволило упростить и облегчить конструкцию вертолета.
«Apach» оснащен различными видами высокоэффективного радиоэлектронного оборудования. Так, например, впервые на боевом вертолете применена система целеуказания, установленная на шлеме пилота, позволяющая управлять стрелковым и ракетным вооружением движением головы. Основным вооружением вертолета «АН-64А» являются управляемые ракеты с лазерным наведением и одноствольная 30-миллиметровая пушка.
В настоящее время компанией-производителем «McDonnal-Douglas» выпускается новая модификация вертолета «AH-64D», получившая название «Longboy Apach». Аппарат оборудован более современной системой управления вооружением, позволяющей вести прицельный огонь с больших дистанций. Специалисты считают, что вскоре все находящиеся на вооружении армии США вертолеты «АН-64А» будут заменены на «Longboy Apach».
Готов поспорить, мало кто догадывается, что знакомый каждому воздушный змей является самым старым летательным аппаратом на Земле и, следовательно, самым первым. А построен первый воздушный змей был очень изобретательными людьми, населяющими Древний Китай. Они дали человечеству бумагу, порох, изобрели фейерверк, известный нам как салют, построили Великую китайскую стену и еще множество полезных вещей, среди которых…
Рассказывая о летательных аппаратах, рожденных инженерной мыслью Н.Н. Поликарпова, нельзя не остановиться на самолете первоначального обучения «По-2» («У-2») — самолете-легенде. Это был самолет, на котором совершали свой первый полет практически все пилоты СССР в 20—30-х гг. XX в. О его надежности, летных характеристиках и безотказности ходят легенды, а рассказы о его применении в годы второй…
В начале 20-х гг. в СССР была предпринята попытка создать первый истребитель собственной конструкции — «И-1» («Ил-400»). Проектирование нового самолета поручили авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Первый же полет самолета закончился неудачей — аппарат после взлета упал на хвост. Специалистам ЦАГИ после длительных исследований удалось найти «болезнь», которой болел новый самолет — у истребителя центр парусности не…
«Куда мы плывем? — думали моряки, с тревогой вглядываясь в даль. — Не встретим ли мы на своем пути неожиданное препятствие — рифы, мели, неприятеля?» Но много ли увидишь с палубы качающегося на волнах корабля? Вот если бы можно было подняться повыше… Вскоре на верхушке самой высокой мачты начали устраивать наблюдательный пост. Обзор стал гораздо…
В годы второй мировой войны конструкторы фашистской Германии добились неплохих результатов в области вертолетостроения. И это не случайно, ведь немецкие генералы, считая, что победа в войне во многом зависит от техники, требовали от авиаконструкторов создания самых разнообразных машин — от реактивных самолетов до ракет «U-2», от летающих монстров до загадочных винтокрылов. Перед самым началом войны…
Итак, человек получил в свое распоряжение летательный аппарат в виде воздушного змея. Теперь можно было оторваться от земли и всем телом почувствовать захватывающую прелесть полета. Казалось бы, мечта человека осуществилась… Однако через некоторое время люди, поднимающиеся в воздух при помощи такого аппарата, ощутили некоторую ограниченность подобного полета. Не очень приятно болтаться на привязи и подчиняться…
Не менее интересна судьба другого известного авиационного конструктора СССР — Андрея Николаевича Туполева. Начало его конструкторской деятельности в авиации напрямую связано с работой в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В 1921 г., после смерти Н.Е. Жуковского, руководство институтом перешло к С.А. Чаплыгину. Вскоре ему удалось собрать в стенах ЦАГИ группу талантливых молодых конструкторов, в число которых…
Примерно через пятьдесят лет после своего рождения авиация отметила еще одно знаменательное событие — самолет смог преодолеть звуковой барьер. Это означает, что с этого момента скорость некоторых видов специальных летательных аппаратов (сверхзвуковых самолетов) стала больше скорости звука, которая в зависимости от высоты полета равна 300—340 м/с. Преодолеть этот барьер оказалось не таким уж легким делом….
Строительство лодочных гидросамолетов в России началось в 1913 г. под руководством Д.П. Григоровича, который, последовательно совершенствуя схему однодвигательного лодочного гидросамолета, разработал вполне работоспособную модель. На основе этой модели, построенной по схеме многостоечного биплана с толкающим воздушным винтом, весной 1915 г. конструктор создал очень удачную двухместную летающую лодку «М-5». Летающая лодка «М-5» значительно отличалась от своего…
Плечом к плечу с ведущими вертолетчиками Советского Союза Б.Н. Юрьевым, Н.К. Скржинским и И.П. Братухиным создавали свои, ставшие позже знаменитыми на весь мир винтокрылые машины конструкторы А.С. Яковлев, М.Л. Миль и Н.И. Камов. Опытно-конструкторское бюро М.Л. Миля было создано в 1947 г. К этому времени коллектив ОКБ завершил работу над проектом одновинтового летательного аппарата, первый…