Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Воинственные “стрекозы”

Воинственные “стрекозы”

Двухместный вертолет палубного базирования «Ка-15».Если в годы второй мировой войны вертолеты не успели продемонстрировать все свои преимущества, то уже в 50-х гг., во время корейской войны, американские военные, превратив Корейский полуостров в полигон для испытания новейшей боевой техники, впервые массированно использовали винтокрылые летательные аппараты для эвакуации раненых, корректировки артиллерийского огня, разведки и переброски небольших подразделений. Вертолеты, садясь на «пятачки» и взлетая с них, зависая в воздухе, были призваны, по замыслу военачальников, компенсировать «врожденные недостатки» обычных самолетов.

После пристального изучения трехлетнего опыта корейской войны авиастроительные фирмы были буквально завалены заказами на создание разведывательных, связных, штурмовых, десантных, палубных и прочих вертолетов, которыми предполагалось оснастить армию, военно-воздушные и военно-морские силы. В истории авиации наступил период, который получил название «вертолетный бум».

В Советском Союзе в 50-е гг. основная «конкурентная борьба» в области создания наиболее эффективного боевого вертолета развернулась между специалистами ведущих конструкторских бюро Н.И. Камова и М.Л. Миля.

Самым большим вертолетом в мире является советский вертолет «Ми-12», впервые поднявшийся в воздух 12 февраля 1969г. Информация о существовании этого гигантского вертолета попала на Запал в 1969 г., когда Советский Союз предоставил в ФАИ данные для регистрации ряда рекордов грузоподъемности. Позже, 6 августа 1969 г., «Ми-12» установил мировой рекорд, подняв 40 204,5кгполезной нагрузки на высоту 2 255 м. В серийное производство эта машина не пошла.
Двухместный вертолет палубного базирования «Ка-15».

Эксплуатация старых моделей вертолетов на кораблях ВМФ СССР показала, что необходимо приступать к постройке более грузоподъемной и менее зависимой от погодных условий винтокрылой машины. Она должна была иметь закрытую кабину с необходимым оборудованием, обеспечивающую нормальные условия для размещения пилота и стрелка-оператора. В ответ на запрос военных моряков в 1953 г. «камовцы» разработали двухместный вертолет палубного базирования «Ка-15».

Сравнительные войсковые испытания вертолетов «Ка-15» и используемого ранее «Ми-1» проводились на крейсере «Михаил На авианесущем корабле размешалось до 20 вертолетов «Ка-25», которые предназначались для поиска и уничтожения подводных лодок противника, а также для корректировки загоризонтного прицеливания корабельных ракет большого радиуса действия.Кутузов» по решению руководства ВМФ. Благодаря малым размерам и высокой маневренности «Ка-15» успешно взлетал с небольшой площадки корабля и садился на нее даже в условиях шестибалльного шторма. «Ми-1», имеющий длинную хвостовую балку и рулевой винт, значительно ограничивающие возможности эксплуатации, не мог использоваться в условиях качки. Результаты испытаний окончательно убедили военных моряков остановить свой выбор на продукции ОКБ Н.И. Камова.

Несмотря на то, что вертолет «Ка-15» успешно использовался на флоте более 20 лет, интерес к подобным моделям у специалистов ОКБ Н.И. Камова не пропал. В 1961 г. ими была разработана очередная конструкция корабельного вертолета — «Ка-25». Двухвинтовая схема обеспечила этому аппарату небольшие габариты, что в сочетании с высокой маневренностью было особенно важно для корабельного базирования.

Несущая система «Ка-25» имела противообледенительное оборудование и электромеханическую систему складывания лопастей над хвостовой балкой при хранении на кораблях. Экипаж: вертолета состоял из 2 человек — летчика и штурмана, размещенных в одной кабине. Штурман на подвижном кресле мог перемещаться в отсек спецоборудования и выполнять функции оператора. Вооружение, включая противолодочные торпеды и глубинные бомбы, размещалось в бомболюке между стойками шасси.

Кроме борьбы с подводными лодками противника, вертолеты «Ка-25» выполняли задачи по поиску и спасению экипажей, терпящих бедствие в море, использовались при транспортировке крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Производство вертолетов «Ка-25» продолжалось до 1975 г. Всего было изготовлено около 460 вертолетов данного типа, небольшое количество которых было экспортировано в Индию, Сирию, Югославию.

В 1967 г. инициативу в области создания боевых вертолетов корабельного базирования перехватили специалисты ОКБ М.Л. Миля. Именно в этот год на вооружение ВМФ СССР поступил специализированный противолодочный вертолет «Ми-14», построенный на базе «Ми-8», но оснащенный более мощными двигателями. Фюзеляж «Ми-14» выполнен по типу «амфибии» с 2 поплавками бочкообразной формы по бокам. Хвостовой винт, кроме своего основного назначения, выполняет все задачи, возникающие при маневре в гавани, что отличает его от других противолодочных вертолетов. Торпеды и глубинные бомбы, которыми вооружен вертолет, могут быть размещены как на наружной подвеске, так и в специальном оружейном отсеке.

В конце 60-х гг. армия США получила на вооружение двухместный боевой вертолет «Cobra». В ответ на это в 1967 г. в СССР приступили к разработке летательного аппарата подобного класса. В 1969 г. опытный экземпляр нового вертолета «Ми-24» впервые поднялся в воздух, и еще через два года начал поступать в войсковые части. Вплоть до конца 70-х гг. это был самый эффективный и самый мощный боевой вертолет в мире — лучше всех бронированный и самый скоростной. На одном из вариантов «Ми-24» был установлен абсолютный рекорд скорости — 367 км/ч, продержавшийся около 10 лет.

В 1958 г. начались работы по оборудованию эскадренного миноносца «Светлый» вертолетной взлетно-посадочной площадкой для «Ка-15».Первым военным вертолетом, летавшим в годы первой мировой войны, был летательный аппарат подполковника воздухоплавательного корпуса австрийской армии Стефана фон Петроцци. Он представлял собой большую пилотируемую машину с тремя кронштейнами и цилиндрической кабиной в центре для пилота-наблюдателя и стрелка. На каждом кронштейне был установлен двигатель мощностью 120 /i.e. Все 3 двигателя приводили в действие по одной паревращающихся в противоположных направлениях винтов, размешенных под кабиной. Вертолет предполагалось привязывать к земле и, как аэростат наблюдения, поднимать и опускать с помощью лебедки. Вертолет был оснащен парашютом, который выпускался автоматически в том случае, если скорость вращения винтов падала до опасного уровня. Во время испытаний вертолет находился в воздухе около часа и сохранял устойчивость при скорости ветра 33 км/ч.

В 1958 г. начались работы по оборудованию эскадренного миноносца «Светлый» вертолетной взлетно-посадочной площадкой для «Ка-15». Эксперимент был признан удачным и уже к 1961 г. на вооружение ВМФ поступило 8 кораблей, оборулованных взлетно-посадочной площадкой, корабельной системой эксплуатации винтокрылых машин, каютами для пилотов и обслуживающего персонала.

Для «Ка-15» была разработана специальная тактика борьбы с пол-водными лодками противника. Один из таких вертолетов сбрасывал в заданном квадрате специальные радиогидроакустические буи, другой получал информацию от них о надичии подводной лодки. При обнаружении лодки в действие вступал третий «Ка-15», оснащенный прицелом и 2 глубинными бомбами.

Принципиально отличался «Ми-24» от западных машин конструкцией кабины для мотострелков, рассчитанной на 8 человек. Вначале «Ми-24» был вооружен 4 противотанковыми ракетами с ручным управлением, позлее они были заменены на полуавтоматические. Со временем изменилось и стрелковое вооружение. Если на первых моделях вертолета устанавливали один одноствольный пулемет, то теперь он вооружен четырехствольным вращающимся блоком пулеметов и пушкой. Кроме этого на четырех подвесных блоках вертолета размещаются 132 неуправляемые ракеты, вести огонь которыми можно залпом или по одной.

Вертолет «Ми-24» был испытан во многих войнах и военных конфликтах (Афганистан, Ирак, Ангола, Мозамбик, Сирия, Противолодочный вертолет «Ми-14».Ливия, Йемен, Эфиопия), где зарекомендовал себя надежным средством огневой поддержки сухопутных войск. В наши дни выпуск «Ми-24» прекращен, но он еще надолго останется в строю.

Одной из последних моделей боевых вертолетов, разработанных в ОКБ М.Л. Миля, стал «Ми-28», первый полет которого состоялся в декабре 1982 г. Новая машина сразу же показала себя как мощное средство для поиска и уничтожения различной боевой техники противника. Специалисты считают, что по боевой эффективности «Ми-28» превосходит многие зарубежные боевые вертолеты, в том числе и широко известный американский «АН-64» («Apach»).

Вооружение вертолета состоит из 30-миллиметровой пушки, аналогичной той, что устанавливается на боевых машинах пехоты. Кроме пушки, в арсенале «Ми-28» имеются управляемая ракета класса «воздух-поверхность» и 4 блока неуправляемых реактивных снарядов. На 4 точках подвески могут крепиться контейнеры с гранатометами, пушками, а также бомбы калибром до 500 кг и другие боеприпасы.

Достоинством «Ми-28» является его высокая боевая живучесть. По этому показателю с ним не может соперничать ни один вертолет мира. Он имеет полностью бронированную пилотскую кабину, а ее остекление выдерживает прямое попадание пуль и осколков снарядов. Кроме этого он снабжен оригинальной и надежной системой пассивной защиты экипажа, обеспечивающей выживание пилотам при возникновении аварийной ситуации на малых высотах и при ударе о землю. Ее основу составляет неубирающееся в полете шасси с амортизационной стойкой и энергопоглощающие кресла. Если аварийная ситуация возникла на большой высоте, летчики могут покинуть машину с парашютом. 1982 г. был ознаменован еще одним знаменательным событием — ряды боевых вертолетов Советского Союза пополнились новой разработкой специалистов ОКБ Н.И. Камова. Этот аппарат кроме стандартного индекса «Ка-50» получил собственное имя — «Черная акула». Разработка этого вертолета велась на конкурсной основе с ОКБ М.Л. Миля, и это во многом способствовало тому, что в результате творческого соперничества была создана надежная, высокоэффективная машина.

В конце 1965 г. было начато серийное производство вертолета «Ми-8». Система внешней подвески, которой оборудован вертолет, позволяет ему перевозить грузы массой до 3 000 кг. При отказе в полете одного из двигателей второй автоматически выхолит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполняется без снижения, благодаря своим высоким летным характеристикам и мощному вооружению, вертолет «Ми-8» успешно применялся в военном конфликте в Афганистане (1979—1988 гг.), в первой (1994—1996 гг.) и во второй (1999—2000 гг.) чеченских войнах.

Вертолет «Ми-24» способен решать самые разнообразные задачи: уничтожать танки противника, штурмовать его огневые позиции и опорные пункты, сопровождать транспортно-десантные вертолеты и вести воздушный бой, корректировать огонь артиллерии, забрасывать в тыл противника небольшие десантные подразделения и разведгруппы, вести радиационную и химическую разведку, эвакуировать с поля боя раненых.

Поиск, распознавание цели и наведение оружия у вертолета «Ми-28» осуществляются с помощью комбинированной оптико-прицельной станции. Она имеет два оптических и один телевизионный канал с двадцати кратным увеличением. Применяет управляемое оружие штурман-оператор, который располагается в передней кабине. Командир экипажа обеспечивает пилотирование винтокрылой машины на предельно малой высоте и ведет огонь из неуправляемого оружия. При необходимости летчик также может управлять прицелом и пушкой. для этого имеется специальная нашлемная система целеуказания, которая обеспечивает поворот пушки в ту сторону, куда смотрит пилот.

Вертолет «Ми-24» способен решать самые разнообразные задачи: уничтожать танки противника, штурмовать его огневые позиции и опорные пункты, сопровождать транспортно-десантные вертолеты и вести воздушный бой, корректировать огонь артиллерии, забрасывать в тыл противника небольшие десантные подразделения и разведгруппы, вести радиационную и химическую разведку, эвакуировать с поля боя раненых.«Ка-50» — первый в Советском Союзе боевой вертолет-штурмовик, управляемый одним пилотом. Бортовая аппаратура и автоматика, установленные на нем, позволяют эффективно сочетать пилотирование с одновременным поиском целей и наведением на них бортового оружия. Кроме того, специальная аппаратура позволяет выполнять полеты с огибанием рельефа, обеспечивать стабилизацию высоты и осуществлять внезапное маневрирование с изменением направления полета на 180°.

Бесспорным достоинством вертолета «Ка-50» является повышенная защищенность летчика. Здесь впервые применена система катапультирования пилота, кроме этого он прикрыт броней, которая выдерживает прямое попадание 20-миллиметровых снарядов. Не случайно специалисты сходятся во мнении, что «Ка-50» представляет собой новое поколение боевых вертолетов, способных значительно расширить боевые возможности армейской авиации.

В конце 1996 г. у «Черной акулы» появился младший брат «Аллигатор». Именно такое название получил новый «камовский» многоцелевой всепогодный боевой вертолет «Ка-52», двухместная модификация «Ка-50». Его конструкция специально оптимизирована для использования в ночных условиях, когда без второго члена экипажа, выполняющего функции оператора, уже не обойтись.

В состав вооружения «Ка-50» и «Ка-52» входят: усовершенствованный вариант ракеты «Шквал» с повышенной бронепробиваемостью и большей дальностью полета, новая мощная противотанковая управляемая ракета с дальностью полета до 15 км, 30-миллиметровая пушка и ракеты с лазерным наведением «Вихрь».

Опытный прототип «Ка-52» на 85% создан на базе «Черной акулы». При этом конструкторы постарались, чтобы потяжелевший на тонну вертолет не потерял уникальных боевых качеств «Ка-50». Напротив, у двухместного «Ка-52» появилось больше возможностей в ночном бою, он теперь способен работать в группе, в постоянном контакте с наземными командными пунктами. Стоит добавить, что этот вертолет впервые в мировой практике может дать бой не только наземному, но и воздушному противнику. Не меньшее внимание вопросу создания боевых винтокрылых машин уделяли конструкторы авиастроительных фирм США. Еще в 1959 г. компания «Boeing Vertol» начала опытные разработки вертолетов-тяжеловозов для американской армии. К 1961 г. ею был разработан вертолет «Model 114», получивший армейское обозначение «СЕ-IB» («Chinook»). В 1962 г. после некоторой модернизации аппарат был переименован в «СН-47».

Цельнометаллический фюзеляж; вертолета имеет прямоугольное сечение со скругленными углами. С каждой стороны нижней Боевой вертолет «Ми-28».части фюзеляжа расположены обтекатели, скрывающие по 3 топливных бака общей емкостью 4 000 л. В грузовой кабине «СН-47» могут быть размещены 33 основных и 11 дополнительных сидений для десантников. При погрузочно-разгрузочных работах створка грузового люка опускается вниз и образует удобную платформу, соединяющую поверхность земли с полом грузовой кабины.

На вертолете установлена усовершенствованная система управления, с помощью которой «Chinook» способен долгое время выдерживать нужное направление и скорость полета. Электронное оборудование вертолета включает усовершенствованную радиостанцию, сигнально-переговорное устройство, систему опознавания «свой-чужой», всенаправленный радиомаяк и систему предупреждения об облучении.
Боевой вертолет «Ми-28».

Первым вертолетом, взлетевшим с военного корабля, был один из 45 прототипов и предсерийных немецких вертолетов «Flettner Fl-282» («Kolibri»), который в 1942 г. осуществлял экспериментальные полеты с крейсера «Кyln».

В 1964 г. в небо поднялся очередной винтокрылый тяжеловес серии «СН». Вертолет «СН-53» во многом был не похож на своего предшественника, но самое главное его отличие заключалось в надичии поплавков для посадки на воду и возможности загрузки аппарата через задний грузовой люк на плаву.

Лопасти вертолета изготовлены таким образом, что могут складываться вдоль фюзеляжа в сторону рулевого винта. Это существенно упрощает размещение вертолетов в ангарах авианесущих кораблей. Вертолет снабжен трехстоечным шасси, которое во время полета может убираться внутрь фюзеляжа.

Первые вертолеты серии «СН-53» («Stelion») состояли на вооружении в корпусе морской пехоты США и перевозили 38 десантников или 24 раненых на носилках. Хорошие летные характеристики позволили конструкторам на основе базовой модели «СН-53» создать несколько модификаций вертолета, предназначенных для использования в различных родах войск армии США. Так, например, вертолет «RH-53A» длительное время использовался в качестве минного тральщика. В марте 1967 г. появился вертолет «НН-53В» с экипажем, состоящим из 6 человек, при создании которого был учтен опыт боевых действий во Вьетнаме. На вертолете была установлена броневая защита, 3 пулемета и шестиствольная пушка, а также система дозаправки в воздухе, дополнительные топливные баки и спасательная лебедка.

В 70-х гг. фирма И.И. Сикорского получила техническое задание на проектирование вертолета, способного перевозить 16 т груза на расстояние до 100 км. В качестве базовой модели для нового вертолета был выбран «СН-53». После установки на нем 3 двигателей и замены шестилопастного винта на семилопастный появился новый вертолет «СН-53Е». Еще одной интересной модификацией «СН-53» является вертолет «MH-53J», разработанный специально для использования в корпусе сил быстрого реагирования США. Он отличается главным образом надичием оборудования для длительных полетов при неблагоприятных погодных условиях.

В 1965 г. с началом войны во Вьетнаме вооруженные силы США ощутили острую потребность в вертолетах сопровождения и огневой поддержки сухопутных войск. Отказавшись от разработки новых моделей, командование США приняло решение заказать свыше тысячи вертолетов «АН-1» («Hue Cobra»). Успехи во Вьетнаме, а затем на Ближнем и Среднем Востоке способствовали дальнейшему развитию семейства этих вертолетов. К 1989 г. было создано около десяти модификаций вертолета «АН-1» и произведено около 2 000 экземпляров. По мнению специалистов, эксплуатация вертолетов «АН-1» продлится даже в XXI в.

Один из самых многочисленных боевых вертолетов армии США «АН-1» («Hue Cobra»).Вертолеты «АН-1», так же, как и остальные аппараты этого класса, выполнены по одновинтовой схеме с двухлопастными несущим и рулевым винтом и имеют одинаковое лыжное неубирающееся шасси. На этом совпадения в конструкциях заканчиваются. «АН-1» имеет более узкий фюзеляж, пилотскую кабину, рассчитанную на 2 членов экипажа, сидящих друг за другом, усиленную броневую защиту и дублирование системы управления. Кроме этого на вертолетах «АН-1» отсутствует грузовой отсек, а для повышения скорости и маневренности установлено небольшое среднерасположенное крыло. В носовой части фюзеляжа всех вертолетов «АН-1» находится пушечная установка, а под крылом — 4 пилона под съемное вооружение. Для снижения вероятности поражения ракетами с тепловой головкой самонаведения вертолеты оснащены системой охлаждения выхлопных газов двигателей.

Главное отличие многочисленных модификаций вертолета «АН-1» состоит в мощности силовых установок, вооружении и бортовом оборудовании. Так, вертолет «AH-1G» вооружен пулеметом и гранатометом. Кроме этого он может нести до 76 неуправляемых ракет в 4 подвесных блоках. Появившаяся в 80-х гг. модификация вертолета «АН-1S» оснащена более мощным двигателем и несущим винтом увеличенного диаметра. Совершенствование несущей системы вертолета «АН-1S» значительно повысило его маневренность и скорость. Вооружение аппарата состоит из пушки или гранатомета. Дополнительно вертолет способен нести до 8 управляемых или 76 неуправляемых ракет, которые оператор может применять в ночное время и в условиях плохой видимости.

Одной из наиболее эффективных разработок американских конструкторов в области создания боевых вертолетов является аппарат «АН-64» («Apach»). Он был создан для взаимодействия с наземными войсками и для ведения самостоятельных противотанковых операций. Вертолет способен действовать в любое время суток, а так-же в условиях плохой видимости и в сложных метеорологических условиях.

«АН-64А» — это, без сомнения, вертолет нового поколения. Высокая маневренность аппарата достигается благодаря высокой скорости и скороподъемности. С целью снижения вероятности поражения вертолета ракетами с инфракрасными головками самонаведения выхлоп двигателя осуществляется через специальное устройство, рассеивающее струю и снижающее ее температуру. Лопасти несущего винта имеют прямоугольную форму и снабжены стреловидной законцовкой, рассекающей воздух при движении на больших скоростях. Лопасть сохраняет работоспособность при попадании пуль или мелких осколков. Использование неубирающихся шасси позволило упростить и облегчить конструкцию вертолета.

«Apach» оснащен различными видами высокоэффективного радиоэлектронного оборудования. Так, например, впервые на боевом вертолете применена система целеуказания, установленная на шлеме пилота, позволяющая управлять стрелковым и ракетным вооружением движением головы. Основным вооружением вертолета «АН-64А» являются управляемые ракеты с лазерным наведением и одноствольная 30-миллиметровая пушка.

В настоящее время компанией-производителем «McDonnal-Douglas» выпускается новая модификация вертолета «AH-64D», получившая название «Longboy Apach». Аппарат оборудован более современной системой управления вооружением, позволяющей вести прицельный огонь с больших дистанций. Специалисты считают, что вскоре все находящиеся на вооружении армии США вертолеты «АН-64А» будут заменены на «Longboy Apach».

Самый древний летательный аппарат на земле.

Готов поспорить, мало кто догадывается, что знакомый каждому воздушный змей является самым старым летательным аппаратом на Земле и, следовательно, самым первым. А построен первый воздушный змей был очень изобретательными людьми, населяющими Древний Китай. Они дали человечеству бумагу, порох, изобрели фейерверк, известный нам как салют, построили Великую китайскую стену и еще множество полезных вещей, среди которых…

Крылатая легенда

Рассказывая о летательных аппаратах, рожденных инженерной мыслью Н.Н. Поликарпова, нельзя не остановиться на самолете первоначального обучения «По-2» («У-2») — самолете-легенде. Это был самолет, на котором совершали свой первый полет практически все пилоты СССР в 20—30-х гг. XX в. О его надежности, летных характеристиках и безотказности ходят легенды, а рассказы о его применении в годы второй…

Труба, в которой лечат “болезни” самолета

В начале 20-х гг. в СССР была предпринята попытка создать первый истребитель собственной конструкции — «И-1» («Ил-400»). Проектирование нового самолета поручили авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Первый же полет самолета закончился неудачей — аппарат после взлета упал на хвост. Специалистам ЦАГИ после длительных исследований удалось найти «болезнь», которой болел новый самолет — у истребителя центр парусности не…

Аэродром для самолета-амфибии

«Куда мы плывем? — думали моряки, с тревогой вглядываясь в даль. — Не встретим ли мы на своем пути неожиданное препятствие — рифы, мели, неприятеля?» Но много ли увидишь с палубы качающегося на волнах корабля? Вот если бы можно было подняться повыше… Вскоре на верхушке самой высокой мачты начали устраивать наблюдательный пост. Обзор стал гораздо…

Винтокрылая мощь военной Германии

В годы второй мировой войны конструкторы фашистской Германии добились неплохих результатов в области вертолетостроения. И это не случайно, ведь немецкие генералы, считая, что победа в войне во многом зависит от техники, требовали от авиаконструкторов создания самых разнообразных машин — от реактивных самолетов до ракет «U-2», от летающих монстров до загадочных винтокрылов. Перед самым началом войны…

Последователи Делала

Итак, человек получил в свое распоряжение летательный аппарат в виде воздушного змея. Теперь можно было оторваться от земли и всем телом почувствовать захватывающую прелесть полета. Казалось бы, мечта человека осуществилась… Однако через некоторое время люди, поднимающиеся в воздух при помощи такого аппарата, ощутили некоторую ограниченность подобного полета. Не очень приятно болтаться на привязи и подчиняться…

Эра Туполева в авиации ССР

Не менее интересна судьба другого известного авиационного конструктора СССР — Андрея Николаевича Туполева. Начало его конструкторской деятельности в авиации напрямую связано с работой в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В 1921 г., после смерти Н.Е. Жуковского, руководство институтом перешло к С.А. Чаплыгину. Вскоре ему удалось собрать в стенах ЦАГИ группу талантливых молодых конструкторов, в число которых…

Как обогнать звук?

Примерно через пятьдесят лет после своего рождения авиация отметила еще одно знаменательное событие — самолет смог преодолеть звуковой барьер. Это означает, что с этого момента скорость некоторых видов специальных летательных аппаратов (сверхзвуковых самолетов) стала больше скорости звука, которая в зависимости от высоты полета равна 300—340 м/с. Преодолеть этот барьер оказалось не таким уж легким делом….

Летающие корабли Григоровича

Строительство лодочных гидросамолетов в России началось в 1913 г. под руководством Д.П. Григоровича, который, последовательно совершенствуя схему однодвигательного лодочного гидросамолета, разработал вполне работоспособную модель. На основе этой модели, построенной по схеме многостоечного биплана с толкающим воздушным винтом, весной 1915 г. конструктор создал очень удачную двухместную летающую лодку «М-5». Летающая лодка «М-5» значительно отличалась от своего…

Геликоптерных дел мастера

Плечом к плечу с ведущими вертолетчиками Советского Союза Б.Н. Юрьевым, Н.К. Скржинским и И.П. Братухиным создавали свои, ставшие позже знаменитыми на весь мир винтокрылые машины конструкторы А.С. Яковлев, М.Л. Миль и Н.И. Камов. Опытно-конструкторское бюро М.Л. Миля было создано в 1947 г. К этому времени коллектив ОКБ завершил работу над проектом одновинтового летательного аппарата, первый…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!