Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Авиация / Летающие агитаторы

Летающие агитаторы

Восьмимоторный самолет-гигант «АНТ-20» («Максим Горький»), флагман советской агитационной эскадрильи.Для того чтобы показать всему миру, что авиация молодой Страны Советов ничем не отличается от лучших образцов летательных аппаратов и даже кое в чем превосходит их, в 30-х годах XX в. в СССР была создана целая эскадрилья специального назначения. Основная задача, возложенная на самолеты и их экипажи, входящие в состав этого авиационного отряда, заключалась в агитации и популяризации советского образа жизни. Агитэскад-рилья им. Максима Горького имела в своем составе самолеты, размеры и характеристики которых должны были поражать зрителей своей грандиозностью.

О первом самолете, переданном в состав эскадрильи, мы уже говорили. Это был пассажирский самолет «АНТ-9». Вскоре туда же был переведен еще один туполевский самолет — «АНТ-14» («Правда»), который за один рейс мог перевезти 36 пассажиров.

Лидером агитационной эскадрильи стал самолет «АНТ-20» («Максим Горький»). Он тоже был разработан под руководством А.Н. Туполева и построен в 1934 г. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с размахом крыльев 63 м и был оснащен восемью моторами «М-34ФРН» мощностью по 900 л.с. На борту этого самолета размещались небольшая электростанция, типография, мощная радиостанция, киноустановка.

«АНТ-20» мог принять на борт до 80 пассажиров и развивал скорость до 280 км/ч. Хотя это была удачная машина, она осталась в единичном экземпляре и дальнейшего развития самолет не получил.

17 июня 1934 г. летчик-испытатель М.М. Громов совершил первый полет на восьмимоторном гиганте. Машина оказалась на удивление устойчивой и послушной в управлении, что позволило ей уже через два дня пролететь над Красной площадью.

Идея построить самолет-гигант родилась в октябре 1932 г., в дни 40-летнего юбилея творческой деятельности М. Горького. Инициировал ее известный журналист Михаил Кольцов. И. В. Сталин мысль поддержал, ожидая в благодарность от писателя масштабное произведение о себе — верном ленинце и вожде трудящихся.

Мировая пресса практически сразу отреагировала на первые полеты «Максима Горького», констатировав явные успехи «АНТ-20» («Максим Горький») на взлетной полосе аэродрома.СССР в самолетостроении. Иностранные журналисты, любезно приглашенные в полет над Москвой, добросовестно поделились яркими впечатлениями. Экскурсанты имели возможность познакомиться с внутренней планировкой самолета, которая включала пассажирский салон, каюту для отдыха с прозрачным полом, телефонную станцию, буфет, киноустановку, типографию, фотолабораторию, пневмопочту, радиостудию и, что было редкостью для того времени, — туалет.

Экипаж; «АНТ-20» насчитывал 8 человек, число пассажиров — 72. Впервые на отечественном гражданском самолете установили автопилот советской конструкции.

К сожалению, «летная жизнь» самолета-гиганта была непродолжительной. Один из полетов «Максима Горького», который должен был проходить с особой помпезностью, стал для него последним. По плану организаторов праздника вокруг движущегося горизонтально «АНТ-20» должна была «крутить» мертвые петли другая машина — истребитель «И-5». С летящего поодаль третьего самолета «Р-5» предполагалось снимать на кинопленку эту воздушную карусель. Честь пилотировать воздушного гиганта выпала летчику-асу Ивану Михееву, акробатику должен был выполнять летчик-испытатель Николай Благин, а вести киносъемку — его коллега В. Рыбушкин. С точки зрения пилотов-профессионалов подобный замысел был не более чем авантюрой. По правилам безопасности фигуры высшего пилотажа допускалось выполнять только вокруг неподвижных объектов. Однако в те годы умели убеждать людей.

18 мая 1935 г. рекордный полет-карусель осуществился. На борту «Максима Горького», кроме экипажа, находились 39 пассажиров: рабочие — ударники труда, — инженеры и техники из ЦАГИ, а также члены их семей. Вначале «АНТ-20» в сопровождении нескольких истребителей «И-5» несколько раз пролетел над Москвой. Затем истребители сопровождения удалились, а Н. Благин приступил к выполнению главного задания. Он разогнал свою машину и, пройдя под правым крылом гиганта, взмыл в небо начиная выполнять «мертвую петлю». Оказавшись над крылатым гигантом кабиной вниз, летчик выполнил полубочку с большим разворотом и пристроился к левому крылу «Максима Горького». Н. Благину удалось повторить этот набор фигур высшего пилотажа еще раз. На третьей попытке «И-5» врезался в середину правого крыла «АНТ-20», пробил его обшивку и застрял там.

Практически сразу после аварии в небо взвились клубы черного дыма. Вскоре «Максим Горький» начал разваливаться на части, не успев осуществить посадку на аэродром. Вначале отвалился капот мотора с кусками истребителя, затем на землю рухнули полкрыла, часть фюзеляжа с хвостом и еще через несколько мгновений гигант ринулся вниз, перевернувшись на спину. В этой страшной авиакатастрофе погибли 46 человек.

Пассажирский вариант самолета-гиганта «Максим Горький» — «АНТ-20бис».Выяснение причин аварии прошло в лучших традициях того времени. Место падения обломков в срочном порядке было оцеплено подразделениями милиции и курсантами военных училищ. Отснятую кинопленку изъяли и немедленно засекретили. Первоначально руководитель ЦАГИ М.Н. Харламов подтвердил полетное задание летчику «И-5» Н. Благину, включающее фигуры высшего пилотажа. Однако в газете «Правда» от 20 мая 1935 г. он же изменил версию, обвинив пилота в преступном лихачестве.

После гибели самолета «Максим Горький» было решено построить его копию, еще один «АНТ-20» с индексом «бис». Главный конструктор А.Н. Туполев внес некоторые изменения в конструкцию самолета-гиганта и предполагал использовать более мощные моторы. Построенный самолет благополучно возил пассажиров на линии Москва — Минводы. С началом второй мировой войны машину приспособили под грузовую, пока в декабре 1942 г. она не разбилась при посадке.

От икара до сверхзвукового лайнера

«Человек полетит, опираясьне на силу своих мускулов,а на силу своего разума». Н.Е. Жуковский Термин «воздухоплавание» обозначал таюке и летание на аппаратах тяжелее воздуха (самолетах, планерах). Однако мечтать о полетах человек начал гораздо раньше. Построив машины, способные передвигаться по суше, обгоняя самых быстрых животных, и корабли, спорящие с жителями водной стихии, он длительное время продолжал с…

Выше, дальше, быстрее…

Пережив ужасы кровавой первой мировой войны люди считали, что теперь-то мир на земле установится надолго, ведь очень большая цена была заплачена за него. Но это была лишь попытка выдать желаемое за действительное. Историки, политики, военные понимали, что это еще не мир, а, скорее всего, передышка между двумя войнами. И на это были свои причины. Вначале…

Как и почему они летают?

Если кому-нибудь из вас приходилось стрелять в тире из винтовки, то вы знаете, что обозначает термин «отдача». Для остальных поясню. Вы, наверно, не раз видели, как ныряльщик, прыгая в воду с лодки, отталкивает ее в противоположном направлении. По такому же, но более сложному принципу летает ракета, а упрощенный вариант этого процесса как раз и представляет…

Парящие над волнами

Площадь поверхности нашей планеты равна 510,2 млн. км2, из них лишь 29,2% приходится на сушу. Вся остальная территория Земли покрыта Мировым океаном, что создает идеально ровную поверхность площадью в сотни миллионов квадратных километров. Взлетно-посадочную полосу таких гигантских размеров трудно себе даже вообразить. И самое главное — никаких препятствий: взлетай там, где тебе удобней, садись не…

Первые самолеты Страны Советов

Первый советский вертолет был построен в стенах ЦАГИ под руководством A.M. Черемухина в августе 1930 г. Там же в присутствии пожарного А.М. Черемухин — по совместительству пилот экспериментального аппарата «ЦАГИ 1-ЭА» — провел первые, наземные, испытания. После этого аппарат был перевезен на один из подмосковных военных аэродромов. Весной 1925 г. один из старейших вертолетчиков России…

Уподобившись птицам

К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Не известно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с…

Самолеты страны советов

Пожалуй, Российская империя пострадала в этот период сильнее остальных государств. Первая мировая война закончилась для нее социалистической революцией, которая в свою очередь переросла в кровопролитную гражданскую войну. Для страны наступило время голода, разрухи, хаоса. Не лучше обстояло дело и в области воздухоплавания и авиации. Первая попытка создания советского летательного аппарата была предпринята еще в годы…

Труба, в которой лечат “болезни” самолета

В начале 20-х гг. в СССР была предпринята попытка создать первый истребитель собственной конструкции — «И-1» («Ил-400»). Проектирование нового самолета поручили авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Первый же полет самолета закончился неудачей — аппарат после взлета упал на хвост. Специалистам ЦАГИ после длительных исследований удалось найти «болезнь», которой болел новый самолет — у истребителя центр парусности не…

Аэродром для самолета-амфибии

«Куда мы плывем? — думали моряки, с тревогой вглядываясь в даль. — Не встретим ли мы на своем пути неожиданное препятствие — рифы, мели, неприятеля?» Но много ли увидишь с палубы качающегося на волнах корабля? Вот если бы можно было подняться повыше… Вскоре на верхушке самой высокой мачты начали устраивать наблюдательный пост. Обзор стал гораздо…

Винтокрылая мощь военной Германии

В годы второй мировой войны конструкторы фашистской Германии добились неплохих результатов в области вертолетостроения. И это не случайно, ведь немецкие генералы, считая, что победа в войне во многом зависит от техники, требовали от авиаконструкторов создания самых разнообразных машин — от реактивных самолетов до ракет «U-2», от летающих монстров до загадочных винтокрылов. Перед самым началом войны…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru