Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Авиация / Настоящее и будущее воздушных кораблей

Настоящее и будущее воздушных кораблей

Охотник за подводными лодками «Бе-12».Несмотря на окончание второй мировой войны, работы над созданием летающих лодок не остановились. В 1945 г. в конструкторском бюро Г.М. Бериева был создан дальний морской разведчик «Бе-6».

Этот самолет представлял собой двухмоторную цельнометаллическую летающую лодку со звездообразными двигателями воздушного охлаждения, двухкилевым оперением и подкрыльными поплавками. Самолет имел экипаж из 8 человек, был вооружен 3 пушечными установками, имел хорошее радиооборудование, оборудование для фоторазведки и аварийно-спасательное снаряжение.

В период «холодной войны», когда во флотах вероятного противника появились атомные подводные лодки-ракетоносцы, роль гидроавиации значительно возросла.

Был разработан ряд самолетов различного назначения. Например, «охотники» за подводными лодками, созданные на базе гидросамолетов, могли не только часами летать над заданным районом, но и, выключив двигатель, «затаиться». При этом экипаж мог часами и даже сутками прослушивать глубины океана.

Классическим примером такого аппарата может служить гидросамолет «Бе-12», разработанный Г.М. Бериевым. Он представляет собой цельнометаллический двухмоторный свободнонесущий высокоплан с крылом типа «чайка» и двумя подкрыльевыми поплавками.

В передней части фюзеляжа расположены кабины штурмана и летчиков, для входа которых в самолет предусмотрена открывающаяся внутрь дверь по правому борту. Для выхода летчиков на палубу при базировании на воде, а также для их катапультирования служат два люка в потолке пилотской кабины, которые закрываются сдвижными крышками. Снизу, в передней части фюзеляжа, размещен аварийный люк штурмана, сверху имеются эксплуатационно-аварийный палубный и якорный люки, используемые при базировании на воде для постановки самолета на якорь, взятия на буксир и заправки топливом на плаву. Все кабины экипажа самолета негерметичны, в связи с этим высота его полета ограничена 8 000 м. Для поддержания необходимого микроклимата они отапливаются и вентилируются подогретым воздухом.

Самолет оснащен комплектом функционального оборудования, предназначенного для посадки в условиях ограниченной видимости и ночью, а также комплектом целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника.

В 1986 г. в ОКБ им. Г.М. Бериева был создан многоцелевой самолет-амфибия «А-40». Этот самолет разрабатывался для дальних противолодочных операций и для различного применения в гражданской авиации. В этом же году на базе самолета «А-40» был создан морской спасатель «Бе-42».

Самолет-амфибия выполнен по схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Под концевыми частями крыла установлены неубираемые поплавки, служащие для повышения устойчивости на воде.

Отличительной чертой «Бе-42» является то, что его двигатели не поршневые, как в подобных аппаратах, а турбореактивные. Гидросамолет «Бе-12», разработанный Г.М. БериевымТаким образом, «А-40» и «Бе-42» являются первыми в мире серийными гидросамолетами-амфибиями, оснащенными реактивными двигателями. Баки с топливом для двигателей располагаются в крыле и фюзеляже, а в носовой части самолета установлена неубираемая штанга топливоприемника для дозаправки в воздухе.

Экипаж «Бе-42» (от 3 до 8 человек) размещается в герметичной кабине, разделенной на два отсека: летный экипаж и операторы подсистем. В задней части корпуса находится отсек вооружения длиной 6,1 м, в который можно загрузить до 3 противолодочных торпед «Орлан», до 4 противокорабельных ракет «Коршун» или «Ястреб», 6 противокорабельных ракет «Орел».

В 90-х гг. на основе военного многоцелевого самолета-амфибии «А-40» был создан еще один гражданский вариант — «Бе-200». Этот самолет является последним словом мирового гидросамолетостроения и, без сомнения, наиболее совершенным и эффективным из всех самолетов-амфибий, когда-либо строившихся в мире. «Бе-200» не только соответствует большинству летно-технических характеристик, присущих сухопутным самолетам-аналогам, но и обладает уникальной возможностью взлета и посадки как на сушу, так и на воду.

В наши дни планируется выпускать различные модификации самолета, например, противопожарный вариант, имеющий возможность принимать на борт 12 т воды. Самолет может быть заправлен водой на аэродроме, а также может осуществить забор воды при снижении всего за 14 с. Специалисты подсчитали, что только один самолет «Бе-200» за одну заправку топливом сможет сбросить на очаг пожара свыше 270 т воды.

Гидросамолету «Бе-12» принадлежит большое количество рекордов среди аппаратов подобного класса. Вот наиболее интересные из них: дальность полета по замкнутому маршруту — 2 562,897 км (25 октября 1973 г.), высота полета — 12 185 м (27 октября 1964 г.), скорость полета—596,514 км/ч (19 апреля 1976г.). Наибольшая высота с коммерческим грузом 10 т — 9 352 м была достигнута 27 октября 1964 г.

«Бе-42» — первый в мире серийный гидросамолет-амфибия, оснащенный реактивным двигателем.Грузовой вариант «Бе-200» предназначен для доставки до 7,5 т груза на острова, не имеющие оборудованных аэродромов, на плавучие буровые платформы, морские суда. Самолет может быть переоборудован в пассажирский путем установки кресел и перестановки перегородки всего за один час силами экипажа. В таком режиме работы «Бе-200» способен перевозить до 72 пассажиров.

Маркетинговые исследования говорят в пользу производства «Бе-200». Во-первых, единственным серийно выпускаемым самолетом-амфибией в настоящее время является самолет «CL-415» (производства фирмы «Canadair»), который по летным и эксплуатационным характеристикам уступает «Бе-200». Во-вторых, в самолете заинтересованы министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральная служба лесного хозяйства. Так что перед этим самолетом-амфибией в XXI в. открывается большое будущее.

В воздухе летающие “Богатыри”

Конец первого десятилетия XX в. явился рубежом, разделяющим два периода в истории авиации. Если в первый период основной целью являлось осуществление полета на аппаратах тяжелее воздуха, то задачей второго периода являлось создание самолетов, способных уверенно выполнять возложенные на него задачи. Один из первых публичных показов самолета, соответствующего требованиям времени, был организован в 1913 г. на…

Аппараты, “рожденные” войной

В годы Великой Отечественной войны было создано еще несколько интересных моделей самолетов, оставивших немалый след в военной истории. Среди них не последнее место занимают машины, созданные С.А Лавочкиным и В.М. Петляковым. Легендарный истребитель «Ла-5» был разработан под руководством С.А. Лавочкина весной 1942 г. Этот самолет явился результатом модификации самолета «ЛаГГ-3». После установки на него более…

Легендарные “ИЛ”-ы

Огромную роль в развитии советской авиационной науки и техники сыграло Опытно-конструкторское бюро, созданное в 1933 г. под руководством С.В. Ильюшина. Первые созданные ОКБ боевые самолеты — дальний бомбардировщик «Ил-4» и бронированный штурмовик «Ил-2» — навсегда вписаны в историю второй мировой войны. В послевоенные годы деятельность ОКБ С.В. Ильюшина была сосредоточена на разработках в области реактивной…

В полет без разбега

Вертикально взлетающие аппараты и самолеты с переменной стреловидностью крыла – попытка разными средствами решить одну и ту же проблему противоречия между скоростными и взлетно-посадочными режимами. И если конструкторы-«геометры» стремятся улучшить привычные для самолета взлет и посадку, то «вертикалыцики» полностью от них отказываются. Одно из решений проблемы точечного старта – взлет с рампы. С мощным двигателем,…

Грозное небо Первой Мировой войны

В первых десятилетиях XX в. самолет научился быстро разгоняться, уверенно взлетать, делать в воздухе простейшие фигуры пилотажа, перевозить людей и грузы. Это была эпоха авиационной романтики и появления новой профессии — пилот. Глазами людей, поднявшихся в небо, человечество с огромной, по тем меркам, высоты увидало всю красоту окружающей его природы, и нетрудно представить, какие чувства…

Союзническая помощь из-за океана

В ответ на создание агрессивного блока Германии, Италии, Японии, развязавшего вторую мировую войну, летом 1941 г., была создана антигитлеровская коалиция. Этот военный блок включал СССР, США, Великобританию, Францию и Китай, а также Югославию, Польшу, Чехословакию и др. страны, участвовавшие в военных действиях или оказывавшие помощь союзникам. К концу войны в состав антигитлеровской коалиции входило более…

“ЯК” – комфорт международных трасс для всех

В 1924 г. 18-летний Александр Яковлев вместе с друзьями построил планер «АВФ-10». Полеты на слете планеристов в Крыму определили судьбу будущего конструктора. В 1927 г. А.С. Яковлев спроектировал и построил в мастерских Академии воздушного флота в Москве свой первый легкий двухместный самолет «АИР-1». Уже тогда вокруг молодого энтузиаста стал складываться костяк будущего конструкторского коллектива. Официальное рождение…

Механическая стрекоза

Пожалуй, трудно отыскать человека, который бы никогда не наблюдал за полетом стрекозы. Это удивительное существо способно мгновенно, без разбега взмывать в воздух, подолгу зависать на одном месте, а затем продолжать полет в любом направлении, даже не разворачиваясь. Вот бы изобрести летательный аппарат, владеющий искусством такого полета. Вероятно, подобная мысль в разные годы неоднократно возникала в…

Военно-воздушный флот Российской империи

Российские военные стратеги долгое время скептически оценивали появление новых летательных аппаратов — самолетов, предпочитая им ставшие привычными аэростаты. В 1910 г. во всей императорской армии имелось всего семь самолетов, купленных казной у частных лиц, среди них всего один — российской постройки. Боевой путь авиации начался в период итало-турецкой и двух балканских войн (1911—1913). В болгарской…

Крылья Люфтваффе

Первым немецким самолетом, с которым советским пилотам довелось встретиться еще в небе Испании, был новейший истребитель «Messerschmitt Bf-109». Когда 30 июля 1926 г. министерство транспорта баварского правительства и банкирский дом «Merk, Fink & С°» создали компанию «Bauerische Flugzeugwerke» («Баварские авиазаводы»), сокращенно — «BFW», совершенно невозможно было предположить, что эта фирма выпустит 40 000 боевых самолетов…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru