Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Настоящее и будущее воздушных кораблей

Настоящее и будущее воздушных кораблей

Охотник за подводными лодками «Бе-12».Несмотря на окончание второй мировой войны, работы над созданием летающих лодок не остановились. В 1945 г. в конструкторском бюро Г.М. Бериева был создан дальний морской разведчик «Бе-6».

Этот самолет представлял собой двухмоторную цельнометаллическую летающую лодку со звездообразными двигателями воздушного охлаждения, двухкилевым оперением и подкрыльными поплавками. Самолет имел экипаж из 8 человек, был вооружен 3 пушечными установками, имел хорошее радиооборудование, оборудование для фоторазведки и аварийно-спасательное снаряжение.

В период «холодной войны», когда во флотах вероятного противника появились атомные подводные лодки-ракетоносцы, роль гидроавиации значительно возросла.

Был разработан ряд самолетов различного назначения. Например, «охотники» за подводными лодками, созданные на базе гидросамолетов, могли не только часами летать над заданным районом, но и, выключив двигатель, «затаиться». При этом экипаж мог часами и даже сутками прослушивать глубины океана.

Классическим примером такого аппарата может служить гидросамолет «Бе-12», разработанный Г.М. Бериевым. Он представляет собой цельнометаллический двухмоторный свободнонесущий высокоплан с крылом типа «чайка» и двумя подкрыльевыми поплавками.

В передней части фюзеляжа расположены кабины штурмана и летчиков, для входа которых в самолет предусмотрена открывающаяся внутрь дверь по правому борту. Для выхода летчиков на палубу при базировании на воде, а также для их катапультирования служат два люка в потолке пилотской кабины, которые закрываются сдвижными крышками. Снизу, в передней части фюзеляжа, размещен аварийный люк штурмана, сверху имеются эксплуатационно-аварийный палубный и якорный люки, используемые при базировании на воде для постановки самолета на якорь, взятия на буксир и заправки топливом на плаву. Все кабины экипажа самолета негерметичны, в связи с этим высота его полета ограничена 8 000 м. Для поддержания необходимого микроклимата они отапливаются и вентилируются подогретым воздухом.

Самолет оснащен комплектом функционального оборудования, предназначенного для посадки в условиях ограниченной видимости и ночью, а также комплектом целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника.

В 1986 г. в ОКБ им. Г.М. Бериева был создан многоцелевой самолет-амфибия «А-40». Этот самолет разрабатывался для дальних противолодочных операций и для различного применения в гражданской авиации. В этом же году на базе самолета «А-40» был создан морской спасатель «Бе-42».

Самолет-амфибия выполнен по схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Под концевыми частями крыла установлены неубираемые поплавки, служащие для повышения устойчивости на воде.

Отличительной чертой «Бе-42» является то, что его двигатели не поршневые, как в подобных аппаратах, а турбореактивные. Гидросамолет «Бе-12», разработанный Г.М. БериевымТаким образом, «А-40» и «Бе-42» являются первыми в мире серийными гидросамолетами-амфибиями, оснащенными реактивными двигателями. Баки с топливом для двигателей располагаются в крыле и фюзеляже, а в носовой части самолета установлена неубираемая штанга топливоприемника для дозаправки в воздухе.

Экипаж «Бе-42» (от 3 до 8 человек) размещается в герметичной кабине, разделенной на два отсека: летный экипаж и операторы подсистем. В задней части корпуса находится отсек вооружения длиной 6,1 м, в который можно загрузить до 3 противолодочных торпед «Орлан», до 4 противокорабельных ракет «Коршун» или «Ястреб», 6 противокорабельных ракет «Орел».

В 90-х гг. на основе военного многоцелевого самолета-амфибии «А-40» был создан еще один гражданский вариант — «Бе-200». Этот самолет является последним словом мирового гидросамолетостроения и, без сомнения, наиболее совершенным и эффективным из всех самолетов-амфибий, когда-либо строившихся в мире. «Бе-200» не только соответствует большинству летно-технических характеристик, присущих сухопутным самолетам-аналогам, но и обладает уникальной возможностью взлета и посадки как на сушу, так и на воду.

В наши дни планируется выпускать различные модификации самолета, например, противопожарный вариант, имеющий возможность принимать на борт 12 т воды. Самолет может быть заправлен водой на аэродроме, а также может осуществить забор воды при снижении всего за 14 с. Специалисты подсчитали, что только один самолет «Бе-200» за одну заправку топливом сможет сбросить на очаг пожара свыше 270 т воды.

Гидросамолету «Бе-12» принадлежит большое количество рекордов среди аппаратов подобного класса. Вот наиболее интересные из них: дальность полета по замкнутому маршруту — 2 562,897 км (25 октября 1973 г.), высота полета — 12 185 м (27 октября 1964 г.), скорость полета—596,514 км/ч (19 апреля 1976г.). Наибольшая высота с коммерческим грузом 10 т — 9 352 м была достигнута 27 октября 1964 г.

«Бе-42» — первый в мире серийный гидросамолет-амфибия, оснащенный реактивным двигателем.Грузовой вариант «Бе-200» предназначен для доставки до 7,5 т груза на острова, не имеющие оборудованных аэродромов, на плавучие буровые платформы, морские суда. Самолет может быть переоборудован в пассажирский путем установки кресел и перестановки перегородки всего за один час силами экипажа. В таком режиме работы «Бе-200» способен перевозить до 72 пассажиров.

Маркетинговые исследования говорят в пользу производства «Бе-200». Во-первых, единственным серийно выпускаемым самолетом-амфибией в настоящее время является самолет «CL-415» (производства фирмы «Canadair»), который по летным и эксплуатационным характеристикам уступает «Бе-200». Во-вторых, в самолете заинтересованы министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральная служба лесного хозяйства. Так что перед этим самолетом-амфибией в XXI в. открывается большое будущее.

Пионеры авиации

Не все энтузиасты небесных полетов поступали так, как это делали X. Максим и К. Адер — вначале строили, а затем пытались поднять в небо сконструированный ими аппарат. Был среди них Отто Лилиенталь, который сначала проверял все свои идеи на моделях, а затем перешел на изготовление планеров. На американском континенте нашлось еще два человека, которые, подобно…

Первые сражение Второй Мировой войны

Польша стала государством, которое первым ощутило на себе всю мощь вооруженных сил фашистской Германии. Польским пилотам пришлось сражаться в небе второй мировой войны с самого ее начала с 1 сентября 1939 г., и для некоторых из них она закончилась лишь в мае 1945 г. Значительную часть польских ВВС составляли ближние бомбардировщики «PZL Р-23». Они наносили…

“АН” – самолет для любых аэродромов

Конструкторское бюро под руководством O.K. Антонова (1906—1984), созданное в 1946 г., специализируется главным образом на создании транспортных самолетов. Родоначальником многочисленного семейства самолетов с маркой «Ан» по праву можно назвать широко известный легкий транспортный самолет «Ан-2». Самолет «Ан-2» выпускался в различных модификациях Вот наиболее интересные из них: «Ан-2В» — двухпоплавковая модель с укороченными лопастями воздушного винта;…

В небе “невидимки”

В 30-х гг. в Советском Союзе была предпринята попытка изготовить невидимый самолет. Естественно, в те годы ни о каких радиолокационных станциях речи еще не было, и поэтому «невидимость» самолета подразумевала незаметность его для человеческого глаза. Экспериментальный самолет выглядел как обыкновенный пассажирский самолет средних размеров, но особенно обращала на себя внимание его ярко блестевшая на солнце…

Российские соколы

Не отставали от мирового авиационного движения, охватившего в первые десятилетия XX в. мир, и российские энтузиасты воздушных полетов. Журнал «Русский спорт» за 1910 г. информировал своих подписчиков: «Идея устройства в Москве аэроклуба, зародившаяся еще в начале зимы и не раз обсуждавшаяся с тех пор в различных частных кружках, нашла, наконец, свою форму осуществления. Теперь мы…

В небе Великой Отечественной

На рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на СССР. Создав на направлении ударов подавляющее превосходство, агрессор прорвал оборону советских войск, захватил стратегическую инициативу и господство на земле и в воздухе. Так началась Великая Отечественная война. «Авиация противника безраздельно господствовала в воздухе, поэтому все перегруппировки, передвижения и наступательные действия пришлось производить ночью, так…

Рабочая лошадка по имени “ТУ”

Опытно-конструкторское бюро А.Н. Туполева, созданное в рамках Центрального аэродинамического института в 1922 г., за прошедшие десятилетия превратилось в крупный научно-конструкторский авиастроительный центр. С 1922 по 1972 гг. бессменным руководителем ОКБ был академик А.Н. Туполев. Отсюда вышли такие замечательные советские авиаконструкторы, как П.О. Сухой, В.М. Петляков, А.А. Архангельский, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.Н. Беляев и другие….

Обгоняя звук

Еще в апреле 1961 г. Кларенс Л. «Келли» Джонсон (Clarence L. «Kelly» Johnson) (1910—1990), директор одного из подразделений компании «Lockheed», предложил использовать один из проектируемых им самолетов в качестве перехватчика советских сверхзвуковых бомбардировщиков «Ту-22» и «М-50/52». После рассмотрения проекта ВВС США заключили контракт на постройку 3 истребителей-перехватчиков, получивших название «YF-12A» («Blackbird»). Уже 7 августа 1963…

В воздухе летающие “Богатыри”

Конец первого десятилетия XX в. явился рубежом, разделяющим два периода в истории авиации. Если в первый период основной целью являлось осуществление полета на аппаратах тяжелее воздуха, то задачей второго периода являлось создание самолетов, способных уверенно выполнять возложенные на него задачи. Один из первых публичных показов самолета, соответствующего требованиям времени, был организован в 1913 г. на…

Аппараты, “рожденные” войной

В годы Великой Отечественной войны было создано еще несколько интересных моделей самолетов, оставивших немалый след в военной истории. Среди них не последнее место занимают машины, созданные С.А Лавочкиным и В.М. Петляковым. Легендарный истребитель «Ла-5» был разработан под руководством С.А. Лавочкина весной 1942 г. Этот самолет явился результатом модификации самолета «ЛаГГ-3». После установки на него более…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!