Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Пионеры авиации

Пионеры авиации

Не все энтузиасты небесных полетов поступали так, как это делали X. Максим и К. Адер — вначале строили, а затем пытались поднять в небо сконструированный ими аппарат. Был среди них Отто Лилиенталь, который сначала проверял все свои идеи на моделях, а затем перешел на изготовление планеров. На американском континенте нашлось еще два человека, которые, подобно Лилиенталю, начали освоение воздушного пространства с построения легких крылатых аппаратов.

Американские авиаконструкторы и летчики, пионеры авиации, братья Уилбер (1867—1912) и Орвилл (1871—1948) Райт.Звали этих людей Уилбер (1867—1912) и Орвилл (1871—1948) Райт. Появились они на свет в небольшом американском городке Дейтон (штат Огайо), в семье священника. В отличие от отца, который посвятил всю свою жизнь служению Богу и даже получил сан епископа, его сыновья предпочли заняться более мирскими делами. Чего только они не перепробовали. Честолюбивое желание стать хоть в чем-то первыми бросало юношей то на выпуск газеты, то на изготовление велосипедов, то… Впрочем, на велосипедах и остановимся. Ведь именно к этому двухколесному аппарату собственной конструкции братья прикрепили крылья, превратив его в планер.

Обсуждая как-то с братом перспективы своей деятельности, Уилбер Райт сказал, что, конечно, можно было бы заняться созданием «безлошадных повозок», но для этого, по его мнению, необходимо «преодолеть невозможное. Легче и проще строить летательные машины». Орвиллу идея брата понравилась, и владельцы велосипедной мастерской приступили к работе.

Многие люди из разных стран мира тяжело переживали гибель величайшего планериста XIX в. — Отто Лилиенталя. Были среди них и американцы братья Райт— Уилбер и Орвилл, сыновья приходского священника.

Уилбер Райт так описывал в своем лневнике исторический полет: «Прогрев лвигатель несколько минут, я забрался в машину в 10 ч 35 мин. Аппарат тронулся с места, набрал скорость в 7 миль в час и поднялся в воздух…»

Тщательно выверив в результате многочисленных опытов наиболее удачную конструкцию, братья Райт приступили к ее постройке. В 1900 г. для испытаний своих моделей они отправились на атлантическое побережье в местечко Китти-Хоук, где, согласно данным метеослужбы США, чаще всего дует ровный постоянный ветер, так необходимый для полета планера.

Первым их летательным аппаратом стал планер, построенный по схеме биплана с размахом крыла 5,18 м. В течение всего 1900 г. он совершал полеты как в качестве воздушного змея, так и в свободном планирующем полете. Для запуска своего аппарата братья Райт наняли несколько рабочих, которые поднимали машину и, предварительно разбежавшись, бросали ее в пропасть, заставляя тем самым планировать. Вскоре братьям удалось упростить систему запуска, построенная ими лебедка разгоняла планер до необходимой для полета скорости.

За два года братья Райт настолько овладели искусством полета по прямой, что попытались изготовить модель аппарата, позволяющую осуществлять не только простой полет, но и маневры в воздухе. Вскоре в их распоряжении появился планер с размахом крыла 6,7 м. Во время полета им молено было управлять за счет перекоса крыла.

Очередная их конструкция с размахом крыла 9,8 м, появившаяся в конце 1902 г., уже полностью соответствовала всем Фотография, запечатлевшая У. Райта во время полета на планере собственной конструкции.основным современным понятиям об устройстве самолета. Братья Райт совершили с ее помощью более 1000 успешных планирующих полетов, и уже можно было говорить о том, что их силами был создан надежный, грамотно сконструированный летательный аппарат. Наступило время сделать очередной шаг — оснастить его мотором. Имея в своем распоряжении механическую фабрику, больших проблем с изготовлением бензинового двигателя внутреннего сгорания мощностью 12 л.с. и винта к нему братья не испытывали.

В декабре 1903 г. братья вновь отправились на пустынные в зимнее время пляжи Китти-Хоука. С собой они привезли свой первый аэроплан, получивший название «Flyer» («Летун»). Уже в первый день полетов, 17 декабря 1903 г., сначала Орвилл Райт пролетел за 12 с 36,5 м, а затем Уилбер смог продержаться в воздухе целых 59 с и преодолеть при этом 260 м. Вечером, довольные таким фантастическим результатом, братья поспешили отправить телеграмму отцу. Получив ее, мистер Райт-старший, естественно, решил поделиться новостью с журналистами, но местный корреспондент крупнейшего информационного агентства Америки «Associated Press» не оценил подаренную ему сенсацию и разочарованно заявил: «Всего 59 секунд… Если бы было 59 минут, тогда стоило бы об этом говорить».

Впрочем, братья и сами считали, что до сенсации еще далеко, и ошибались в этом. Фотограф, приглашенный ими, продал снимки, запечатлевшие первый полет «Flyer», одной из небольших газет, редактор которой оказался человеком с хорошим профессиональным чутьем. Вскоре весть об удивительных полетах братьев Райт облетела газетные страницы Америки, а затем и всего мира. Следующим утром братья проснулись знаменитыми, а специальная комиссия, созданная для рассмотрения вопроса об их полетах, признала, что самолет «Flyer», построенный Орвиллом и Уилбером Райт, не что иное, как первый в мире аппарат тяжелее воздуха, который совершил моторный, установившийся полет с человеком на борту.

Будучи людьми деловыми и практичными, братья первым делом запатентовали свой аппарат и через некоторое время продали права на него военному ведомству США Но на этом карьера Райтов-авиаторов не закончилась. Через год в небо поднялся «Flyer II» — вариант с измененным крылом и двигателем мощностью около 15 л.с., а еще через год — его улучшенная модификация «Flyer III».

17 сентября 1908 г. в небо поднялся самолет «Flyer III», принадлежащий армии США, управляемый Орвиллом Райтом. Не успев лаже набрать высоту, он упал на землю. В результате аварии погиб американский военнослужащий, лейтенант Томас Селфрилж, проходивший обучение пилотированию. Орвилл Райт отделался переломами ребер, таза и ноги. Катастрофа была вызвана отделением пропеллера в полете, что привело к потере управляемости.

Конструкция биплана американского летчика, авиаконструктора и промышленника, одного из пионеров авиации — Кертиса Глена Хаммонда (1878—1930). Конструкция биплана американского летчика, авиаконструктора и промышленника, одного из пионеров авиации — Кертиса Глена Хаммонда (1878—1930). В 1910 г. на базе своих предприятий он организовал фирму «Curtiss», выпускавшую самолеты и авиационные двигатели. В 1912 г. Кертис построил первую в США летающую лодку.

5 октября 1905 г. этот самолет совершил полет продолжительностью 39 мин 23 с, покрыв при этом расстояние в 38,9 км.

Не забывали братья и о коммерческой деятельности. Одна за одной по всему миру стали открываться компании братьев Райт по выпуску самолетов. Основными моделями, выпускаемыми многочисленными компаниями братьев Райт, в то время были:

Модель А — первый стандартный биплан, вмещавший пилота и пассажира. На нем был установлен бензиновый двигатель конструкции братьев Райт мощностью 30 л.с. Размах крыла самолета достигал 12,5 м, а максимальная скорость — 64 км/ч.

Модель В — аналогична модели А, но с двигателем мощностью 35 л.с. Кроме этого, этот самолет имел колесные и лыжные шасси и рули высоты, установленные не спереди, как это обычно делалось, а сзади. Два аппарата этой модели были приобретены вооруженными силами США.

Модель С — усовершенствованный вариант модели В, с двигателем мощностью 50 л.с. и двойной системой управления.

В 1916 г. Орвилл продал принадлежащие ему акции компании «Wright Company», и бывшая семейная фирма слилась с компанией Глена Л. Мартина, образовав корпорацию «Wright-Martin Aircraft Corporation». Впрочем, через год он вышел из объединения, и первая авиационная фирма США была переименована в «Wright Aeronotical Corporation».

Впоследствии Глен Л. Мартин созлал американскую авиаиионную фирму «Glenn L. Martin Co.». С середины 50-х голов XX в. она разрабатывает ракетно-космические системы.

Грозное небо Первой Мировой войны

В первых десятилетиях XX в. самолет научился быстро разгоняться, уверенно взлетать, делать в воздухе простейшие фигуры пилотажа, перевозить людей и грузы. Это была эпоха авиационной романтики и появления новой профессии — пилот. Глазами людей, поднявшихся в небо, человечество с огромной, по тем меркам, высоты увидало всю красоту окружающей его природы, и нетрудно представить, какие чувства…

Союзническая помощь из-за океана

В ответ на создание агрессивного блока Германии, Италии, Японии, развязавшего вторую мировую войну, летом 1941 г., была создана антигитлеровская коалиция. Этот военный блок включал СССР, США, Великобританию, Францию и Китай, а также Югославию, Польшу, Чехословакию и др. страны, участвовавшие в военных действиях или оказывавшие помощь союзникам. К концу войны в состав антигитлеровской коалиции входило более…

“ЯК” – комфорт международных трасс для всех

В 1924 г. 18-летний Александр Яковлев вместе с друзьями построил планер «АВФ-10». Полеты на слете планеристов в Крыму определили судьбу будущего конструктора. В 1927 г. А.С. Яковлев спроектировал и построил в мастерских Академии воздушного флота в Москве свой первый легкий двухместный самолет «АИР-1». Уже тогда вокруг молодого энтузиаста стал складываться костяк будущего конструкторского коллектива. Официальное рождение…

В полет без разбега

Вертикально взлетающие аппараты и самолеты с переменной стреловидностью крыла – попытка разными средствами решить одну и ту же проблему противоречия между скоростными и взлетно-посадочными режимами. И если конструкторы-«геометры» стремятся улучшить привычные для самолета взлет и посадку, то «вертикалыцики» полностью от них отказываются. Одно из решений проблемы точечного старта – взлет с рампы. С мощным двигателем,…

Военно-воздушный флот Российской империи

Российские военные стратеги долгое время скептически оценивали появление новых летательных аппаратов — самолетов, предпочитая им ставшие привычными аэростаты. В 1910 г. во всей императорской армии имелось всего семь самолетов, купленных казной у частных лиц, среди них всего один — российской постройки. Боевой путь авиации начался в период итало-турецкой и двух балканских войн (1911—1913). В болгарской…

Крылья Люфтваффе

Первым немецким самолетом, с которым советским пилотам довелось встретиться еще в небе Испании, был новейший истребитель «Messerschmitt Bf-109». Когда 30 июля 1926 г. министерство транспорта баварского правительства и банкирский дом «Merk, Fink & С°» создали компанию «Bauerische Flugzeugwerke» («Баварские авиазаводы»), сокращенно — «BFW», совершенно невозможно было предположить, что эта фирма выпустит 40 000 боевых самолетов…

Сверхзвуковые путешественники

Успехи в создании в 50-х гг. сверхзвуковых боевых самолетов, в том числе и тяжелого класса, способствовали изучению возможности создания сверхзвукового пассажирского самолета. Во второй половине 50-х гг. по обе стороны «железного занавеса» появляются сначала опытные, а затем и серийные сверхзвуковые тяжелые самолеты военного назначения, и практически сразу на их базе ведущие мировые авиационные фирмы подготавливают…

Механическая стрекоза

Пожалуй, трудно отыскать человека, который бы никогда не наблюдал за полетом стрекозы. Это удивительное существо способно мгновенно, без разбега взмывать в воздух, подолгу зависать на одном месте, а затем продолжать полет в любом направлении, даже не разворачиваясь. Вот бы изобрести летательный аппарат, владеющий искусством такого полета. Вероятно, подобная мысль в разные годы неоднократно возникала в…

ВВС ее Величества королевы

К концу первого десятилетия XX в. англичане значительно отставали в области авиастроения от своих французских коллег. К моменту объявления мобилизации в 1914 г. большая часть авиационного парка страны состояла из самолетов иностранного производства, в основном французских. Однако такое отставание было недолгим. Большой экономический, технический и научный потенциал страны позволил уже к середине первой мировой войны…

Первые реактивные

Еще в начале XX в. российский ученый К.Э. Циолковский предсказал, что вслед за эрой винтовых аэропланов наступит эра аэропланов реактивных. Он считал, что только с реактивным двигателем можно достичь сверхзвуковых скоростей. В 1937 г. молодой и талантливый конструктор A.M. Люлька предложил проект первого советского турбореактивного двигателя. По его расчетам, такой двигатель мог разогнать самолет до…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!