Невероятно, но факт!

Часть 2

Контакты между советскими космонавтами и американскими астронавтами, между Центрами подготовки космонавтов Звездного городка и Хьюстона начались еще в 1970 году, когда в США вскоре после полета на корабле «Союз-9» побывали А. Г. Николаев и В. И. Севастьянов.

Они поделились тогда со своими американскими коллегами опытом проведения самого длительного для того времени космического полета. А чуть раньше нашу страну посетили Фрэнк Борман, который вместе со своими товарищами первым облетел вокруг Луны, а затем и Нил Армстронг — первый «лунный человек», другие астронавты.

В моей памяти надолго останется поездка нашей группы космонавтов в американский Центр пилотируемых полетов имени Джонсона.

Совместная работа по подготовке советскоамериканского эксперимента по программе «Союз» — «Аполлон» (ЭПАС) шла полным ходом. Технические специалисты изучали возможность встречи, сближения и стыковки космических кораблей СССР и США.

Идея проведения совместного эксперимента по стыковке кораблей «Союз-» и «Аполлон» человеку, мало посвященному в тайны космонавтики, могла показаться в то время сравнительно несложной. В самом деле, обе страны имели хорошо зарекомендовавшие в космических полетах корабли, отлаженные системы управления и богатый опыт по стыковке в космосе своих кораблей друг с другом и с орбитальными станциями. Почему бы не состыковать и «Союз-» с «Аполлоном»?

Но когда ученые и специалисты приступили к конкретной разработке программы совместного эксперимента, перед ними встало такое великое множество самых разных проблем, что сам эксперимент становился весьма и весьма проблематичным. Вот несколько примеров.

Стыковка кораблей предполагает, что они — эти корабли — должны найти друг друга в космосе, а затем сблизиться. Но оказалось, что радиотехнические средства поиска и сближения «Союз-а» и «Аполлона» настолько различны, что совместить их практически невозможно. Более того, корабли не смогли бы состыковаться, даже если бы их и удалось сблизить — стыковочные узлы также были совершенно несовместимыми. Несовместимой оказалась и атмосфера кораблей. У американцев она чисто кислородная при давлении 260 миллиметров ртутного столба, у нас — обычная, земная при давлении 760 миллиметров. Непосредственный переход из одного корабля в другой исключался…

Немало проблем возникало и у баллистиков. Советские пользовались при расчетах одними системами координат, американцы, как правило, другими. Наши вели счет по московскому времени, американцы по полетному, то есть от момента старта корабля. У нас в ходу была метрическая система единиц, у американцев традиционная, английская — футы, мили, фунты, баррели. Я уже не говорю о «языковом барьере». И над всем этим довлели еще укоренившиеся традиции, сложившиеся отношения, изменить которые было нелегко…

Однако сколько бы ни возникало препятствий, все они были успешно преодолены. Правда, для этого потребовалось ни много ни мало три с лишним года. Но при добром отношении к делу, когда на всех уровнях проявляется желание во что бы то ни стало достичь успеха, никакие препятствия делу не помеха.

He буду рассказывать читателям о том, как устранялись различные препятствия, ибо это прерогатива технических специалистов. Остановлюсь только на тех проблемах, в решении которых мне пришлось принимать самое непосредственное участие. Эти проблемы были связаны с подготовкой космонавтов к экспериментальному полету «Аполлон» — «Союз».Эти приемы западной буржуазной прессы нам были хорошо знакомы.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 7

Том Стаффорд показал нам один из залов Центра управления полетом. Он пояснил, что операторами связи с экипажем в период подготовки и проведения полетов назначаются члены так называемого «экипажа поддержки». В него входят астронавты, которые готовятся к полету наравне с основным и дублирующим экипажами. Они хорошо знакомы с программой полета и могут грамотно разговаривать с астронавтами,…

Часть 8

После турболета и на тренажере работается совсем по-иному, с большим чувством ответственности. Это очень важно, так как в реальном полете нет ни времени, ни возможностей для размышлений. Приходится действовать автоматически и абсолютно точно. Турболет ошибок не терпит, иначе… Впрочем, — добавил Дэвид, — ты сам знаешь, к чему приводят ошибки… кое-кому приходилось катапультироваться с этого…

Часть 9

После отдыха мы с новыми силами продолжали «стыковку» наших планов подготовки к совместному эксперименту в космосе. По моей просьбе нас познакомили с деятельностью отдела НАСА по контролю за работой частных фирм, создающих космические корабли и отдельные системы к ним. Большая роль в этом деле принадлежит самим астронавтам и специалистам НАСА, которые непрерывно следят за разработкой,…

Часть 10

Приближался конец нашего первого визита в Хьюстон. Мы подготовили несколько протоколов и важных документов по результатам первых переговоров. Как правило, у нас такие документы подписываются и визируются всеми участниками переговоров и представителями заинтересованных организаций. Однако американцы предложили иной порядок визирования, и мы согласились с ним. Основные документы подписывали только директора проекта, как лица, ответственные за…

Часть 11

В начале 1974 года мы проводили испытания станции «Салют-3» в автономном и пилотируемом режимах. В космос стартовали корабли «Союз-14» и «Союз-15». В конце года на орбиту была выведена новая станция — «Салют-4». В начале следующего года на этой станции работал экипаж корабля «Союз-17», затем к ней направлялся еще один «Союз» с космонавтами В. Лазаревым и…

Часть 12

Объявили состав своих экипажей и американцы. В основной вошли Томас Стаффорд, совершивший к тому времени уже три космических полета, в том числе один на «Аполлоне» к Луне, и «новички» Дональд Слейтон и Вене Бранд, которые хотя ни разу не были в космосе, но уже считались ветеранами отряда астронавтов. На протяжении многих лет они осуществляли подготовку…

Часть 13

За два с половиной года совместных работ мы все лучше и лучше узнавали друг друга, научились в спорах находить взаимоприемлемые и полезные решения, объединять усилия в интересах этой важной не только в техническом, но и политическом отношении программы. Время в работе летело быстро. Не успевали наши экипажи возвратиться из Америки, как приближались сроки приема гостей…

Часть 14

Когда наша делегация прибыла в очередной раз в США, встретивший нас на аэродроме Том Стаффорд отвел меня в сторону и обеспокоенно рассказал о той оголтелой кампании, которая была развернута в США против ЭПАСа. — Ты же знаешь, — сказал мне Том, — что ни у меня, ни у наших ребят, ни у НАСА нет и…

Часть 15

Постепенно настроение в зале менялось, и я почувствовал даже некоторую доброжелательность. Во всяком случае, последние вопросы, которые были мне заданы, касались проблем нашего дальнейшего сотрудничества после того, как завершится ЭПАС. Вскоре после нашего возвращения из США были проведены испытания корабля «Союз-16». В этих испытаниях приняли участие Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников. Генеральная репетиция в космосе…

Часть 16

А потом был старт, и весь мир стал свидетелем первого в истории международного полета, когда советский «Союз» и американский «Аполлон», соединившись на орбите, образовали космический комплекс — прообраз будущих международных орбитальных станций. А. Леонов и В. Кубасов вместе с Т. Стаффордом, Д. Слейтоном и В. Брэндом двое суток работали в космосе рука об руку. Подробности…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!