Часть 25
Мне предстояло освоить новые тактические приемы применения этого самолета: незаметный подход к цели на малой высоте, когда тебя никто не ждет и не может засечь локатор, прицельную стрельбу и бомбометание, а затем и уход от цели с тем, чтобы никто тебя не смог перехватить.
К первому вылету готовился тщательно. Хорошо изучил материальную часть. В этом большую помощь мне оказали инженеры авиационного полка. Вместе с летчиками досконально изучил инструкцию по технике пилотирования, особенности управления и эксплуатации самолета, его «характер».
Наконец настал день вылета. Разрешение давал заместитель командующего. Я вырулил на старт, дал газ и вновь пережил то сладостное чувство радости, которое охватывает каждого испытателя в полете на новой машине.
Слетал хорошо. Самолет мне понравился. Сравнительно быстро освоил полеты в самых разных условиях. Предстояло провести несколько полетов на достижение предельной высоты. Я уже закончил предварительную подготовку к полету и тут услышал по радио сообщение ТАСС: на космическую орбиту выведен корабль «Восток», который пилотирует майор Юрий Алексеевич Гагарин.
Он летел на высоте, во много раз превышающей ту, на которую я собирался поднять свою крылатую машину. Чтобы облететь «вокруг шарика», космонавту понадобилось всего 108 минут! Излишне говорить, с каким праздничным чувством в тот день мы выполняли свои полеты!
Выход на космическую орбиту пилотируемого корабля свидетельствовал о том, что начинают сбываться смелые предвидения К. Э. Циолковского.
Человек уже смог преодолеть земное притяжение, он вырвался в космос. Значит, сбудутся и другие предсказания великого ученого, значит, это не фантастическая идея — завоевание космического пространства, и люди действительно не останутся вечно жить на Земле, а отправятся к Луне, другим планетам солнечной системы, к звездам.
А я? Неужели опоздал? Ведь Гагарин моложе меня на целых семь лет! Значит, дорога в космос для меня закрыта?..
Не прошло и полугода, как в космос отправился второй космонавт — Герман Степанович Титов. Полет его продолжался уже целые сутки.
Можешь успокоиться, сказал я себе, в космосе обойдутся и без тебя.
Но в самом начале 1962 года меня пригласил к себе мой непосредственный начальник и сказал:
— Подбери из наших истребителей несколько отличных парней — направим их в Центр подготовки космонавтов. Только учти обязательные требования к ним: рост не выше 180 сантиметров, вес не более 80 килограммов, образование — желательно высшее и возраст — не старше 35 лет.
Когда я это услышал, у меня даже голова закружилась от волнения.
— Так я же вписываюсь в эти параметры по всем статьям!
— Ну и что? — удивленно спросил меня генерал.
— Как что? Товарищ генерал, я ведь тоже могу быть космонавтом! Разрешите включить себя в список кандидатов!
— Не шути, Шаталов! — ответил мне генерал. — Зачем тебе это надо? Попасть в космонавты у тебя один шанс из тысячи. А здесь и место прекрасное и авторитет есть, что еще надо?
Но я так горячо убеждал своего начальника, что он наконец сдался.
— Ну ладно, пиши рапорт, завтра отдашь мне, а до утра подумай…
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
Честно говоря, меня поначалу волновала перспектива моих отношений с командирами звеньев. Я понимал, что среди них могут быть и обиженные — подготовлены они лучше меня и класс имеют более высокий. Правда, у них нет за плечами академии, но ведь она для такой должности и не имеет большого значения. Но беспокойство мое было напрасным. Очень скоро…
1969. Группа курсантов, бывших «спецов», перед первыми само-стоятельными полетами. С Григорием Афанасьевичем мы были уже знакомы, и встретил он меня довольно приветливо. Рассказал о своем полке, потом мы вместе совершили пробный вылет. Командир полка лично хотел удостовериться в моих способностях управлять современной боевой техникой. А затем сам повел меня знакомить с эскадрильей. Народ в эскадрилье,…
1949. Руководство полетами в какойто мере напоминало мне игру в шахматы. Только игровым полем была не доска, а все небо, вместо чернобелых клеточек — зоны, где «работали» самолеты. И время измерялось не минутами, а секундами, даже порой долями секунды. Просчет и ошибка шахматиста ограничивались потерей фигуры, самая грубая вела к проигрышу партии. Ошибка же руководителя…
Прибыл, доложил начальству. Мне показали кабинет, где сидело еще несколько человек, выделили стол, навалили на него кучу папок и сказали — знакомься с делами: тут отчеты, различные приказы, инструкции, методические разработки, всевозможные анализы, анкеты и т. д. и т. п. Ну, думаю, очень интересная эта новая «бумажная техника», боевая и современная… Но долго бумагами заниматься…
Думать я не стал. Рапорт написал в этом же кабинете. Решение мое было твердым, ни одной минуты в дальнейшем я не сомневался в правильности принятого решения. «Даже если у меня один шанс из тысячи — я буду пытаться использовать и этот шанс». Нас вызвали на окружную медицинскую комиссию. Из дюжины здоровых парней она отобрала только…
Гагарин! В растерянности минуту стояли и не знали, что делать, как себя вести. Я только успел подумать, что еще не знаю, попаду ли в отряд, но одна моя мечта уже сбылась — вижу Гагарина, он стоит совсем близко, даже могу поговорить с ним. Юрий Алексеевич понял наше состояние и первым нарушил затянувшуюся паузу: — Что,…
Что же нам было делать? Соблазнившись возможностью перевода в техническое училище, где перспективы рисовались более определенно, из Качинского училища уехало много моих друзей. Они закончили свои училища раньше меня и стали офицерами… Но… не летчиками. А я очень хотел быть именно летчиком. Решил ждать. И дождался. В училище был создан «теоретический батальон», в который зачислили…
В УТ2 связи между инструктором и курсантом нет, и я не мог спросить Володю, в чем дело и почему кран в верхнем положении. Пытался кричать, но Володя ничего так и не услышал. Помня строгое указание инструктора — ничего руками не трогать, я даже не пытался притронуться к этой злосчастной рукоятке, хотя в данном случае мое…
Выполнил разворот, сделал «бочку», но потерял сразу пятьсот метров высоты. «Это еще что такое?!» — подумал я, но полет продолжил и сделал еще одну «бочку», и опять потерял пятьсот метров. «Что-то тут не то…» — забеспокоился я, тем более что стук в моторе продолжался и самолет потряхивало все сильнее. Постарался доложить руководителю полетом спокойно, без…
В шутку инструкторов у нас называли шкрабами — школьными работниками. Инструкторы отличались от школьных учителей только тем, что классом для них было небо, а партой — учебный самолет УТ2. А в остальном все так, как в обычной школе. Дали мне группу курсантов. И началась моя шкрабская жизнь. Учил летать ребят, которые всего на три года…