Что дало человеку книгопечатание?
Предположим, вы хотите сообщить своему другу что-то важное, не используя современных способов связи. Ну, если друг недалеко, можно ему крикнуть. Если же он находится на значительном удалении, но может хотя бы разглядеть вас, помашете руками. А если он в другом городе?
Вот и придется перебрать те виды связи, которыми пользовались наши предки. Давайте попробуем: направить гонца с устным сообщением, вручить курьеру пакет с письмом, воспользоваться услугами почты… В конце концов голубя можно с запиской послать, да не простого, а специально обученного, почтового. Разве не начинаешь понимать, насколько это было непростой задачей — передать информацию?
Возникновение письменности позволило, пусть поначалу и не скоро, доносить вести до адресата с помощью, так сказать, неодушевленного, но отнюдь не компактного носителя: бересты, глиняных табличек и т.п. И только с изобретением в Древнем Китае бумаги — смеси волокон, в основном древесных, с проклеивающим их веществом — сообщения удалось заключить в малые формы. Правда, нужно было уметь писать. Грамотные люди пользовались огромным уважением, но число их было невелико. Так, в Древнем Египте существовала специальная каста писцов.
С появлением книгопечатания масштабы грамотности заметно возросли. Все больше людей овладевало навыками чтения и письма, то есть способностью обмениваться информацией и получать доступ к знаниям, накопленным в книгах.
Когда умение производить бумагу и отпечатывать на ней знаки дошло из Китая через арабский Восток в Европу, это произвело поистине революционные перемены. Примерно в середине XV века И. Гутенберг начал печатать первые книги. К концу века книгопечатание проникло уже в 12 европейских стран, и было издано 40 тысяч экземпляров книг! Разве сравнить это с масштабами распространения рукописных свитков?
Сейчас, при доступе к самым разным информационным источникам, трудно представить, как можно было находиться в «информационном вакууме», каким выглядит возможность обращения только к книгам. Но ведь именно благодаря им последние пятьсот лет собиралась, хранилась и передавалась от поколения к поколению информация.
С изобретением в XIX веке валиков, с которых можно было быстро делать многократные отпечатки, и ротационных машин количество оттисков неизмеримо выросло. Их стали производить сначала тысячами, а потом уже и сотнями тысяч, миллионами экземпляров. Этим было положено начало многотиражным периодическим изданиям, которые, в отличие от долго изготавливаемой книги, можно было «тиснуть» за одну ночь. Информация стала достоянием каждого грамотного человека.
Неудивительно, что среди мудрых изречений знаменитого Козьмы Пруткова есть и такое: «Человек ведет переписку со всем земным шаром, а через печать сносится даже с отдаленным потомством «.
Девятнадцатый век миновал середину, и наступил для России час позора и перемен. В 1856 году закончилась очередная русско-турецкая война. За прошлый век — вторая по счету, получившая имя «Крымской кампании». У всякого коробейника можно купить лубок «Матрос Кошка» или гравюру «Гибель Нахимова». Духовые оркестры играют марш «Тотлебен», в честь графа Эдуарда Ивановича сочиненный. Россия славит…
Но почему используется именно ультразвук? Дело в том, что его легче собрать в узкий, строго направленный пучок звуковых лучей. Этот пучок легко проходит через непрозрачные преграды — свойство тоже чрезвычайно важное. Когда-то, еще в конце 20-х годов, советский физик Сергей Яковлевич Соколов предсказывал ультразвуку большое будущее. Тогда мало кто в это верил. Но прошло всего…
Искусственная кожа, замша, клеенка, переплетный материал. Аккуратно обрезанные лоскуты расцвечены яркими красками: синей, красной, зеленой, золотой, серебряной — или украшены скромным неброским рисунком. Поверхность матовая или блестящая, с наколотым узором или тиснением. Множество новых образцов разложено на большом столе в исследовательской лаборатории Ленинградского объединения искусственных кож. Идет подготовка к очередному техническому совету. Ему предстоит оценить…
Можно сказать, что человечество в своем развитии бросило само себе вызов. Коротко он звучит так: подчинимся ли мы миру неконтролируемых машин и предприятий, созданных нами же самими, или сумеем найти на них управу, выйдем из сложного положения, опираясь на силу разума и новые изобретения? Понятно, что двигаться по этому, во многом еще неведомому пути, пути…
Когда возможности оптических микроскопов были исчерпаны, ученые и изобретатели обратились к источникам иных, невидимых излучений. Оказалось, что если на вещество направить пучок мельчайших заряженных частиц — электронов, то они, отражаясь от него, принесут нам более детальные сведения, чем свет. Это те самые электроны, направленное движение которых создает электрический ток в проводах. Но движутся они там…
На левом берегу Невы, вблизи Петербурга — но вне столицы! — в 1863 году появился завод. От города отделяла его застава. Завод принадлежал военно-морскому ведомству. Делали там стальные пушки. И завод, и заставу скоро стали называть «Обуховскими». Заставу — по заводу, завод — по начальнику: им был Павел Матвеевич Обухов. Он родился на земле, богатой…
Странный и пока загадочный. Частота ультразвука слишком высока для нашего слуха. Инфразвука же, напротив, — слишком низка, пятнадцать и меньше колебаний в секунду. Инфразвук мы не слышим, но чувствуем. Ведь мы живем в мире инфразвука. Ветер обдувает здания, стволы деревьев, столбы — рождается инфразвук. Мчится автомобиль, а за ним тянется инфразвуковой шлейф. Летит самолет, и…
Как описать запах моря, как объяснить разницу между запахом розы и машинного масла? Рассказать о запахе можно, только сравнив его с каким-нибудь другим, хорошо нам знакомым. Ученые умеют измерять физическими приборами силу света и силу звука. Однако меры, которая измеряла бы запах, пока еще не найдено. И специалисты не могут до конца объяснить, как живые…
Знаменитый французский писатель и философ XVIII века Жан Жак Руссо считал, что только «истинная» необходимость дает возможность человеку по-настоящему изучить жизнь. И советовал ставить обучаемого в «ситуацию Робинзона Крузо» — будто высаживать его на необитаемый остров. «Все, что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь» — это слова великого Жюля Верна….
Изучение строения вещества не требовало его разрушения. Световые, рентгеновские, электронные и прочие лучи всего лишь «ласково» касались изучаемого материала, поскольку от них требовалось только снять с него «слепок» информации. Человек же мечтал о возможности передавать световую энергию в виде луча, который производил бы, скажем, плавление металла или взрыв на заметном удалении от испускающего его источника…