Полянка
Холодные были ночи. Зеленовато искрился иней, тонкой ржавой жестью шуршала под ногами листва. По ольховым перелескам отчетливо стало видно каждую проломинку в малиннике и крапиве — тропы, какими носили траву с тайной сенокосной поляны. Мы уходили в жуткую темноту чужого леса, чтобы, крадучись, побыстрее вытаскать копны к реке, по перекату переправить на наш родной берег и возвратиться домой к рассвету, да так осторожно, чтобы не осталось подозрительного следа. Через несколько лет после той особенно трудной осени (и сейчас еще иногда по ночам ноют плечи, натертые мочальной веревкой) в тетради из амбарной книги вместо сочинения на свободную тему я написал нечто похожее на стихи. Именно поэтому, как мне объяснили в школе, кого-то заинтересовала моя тетрадка, ее увезли к начальнику в райцентр, а там затеряли. Сейчас я могу воспроизвести лишь часть сочинения. «За рекою, за крапивой, от дороги в стороне, сын — работничек ленивый, развалился на копне. Мать ему тогда сказала (не бранила, не кляла): «Ты запомни навсегда, как траву отсель таскала, как траву я добывала, а трава — что лебеда…» Сколько раз на той поляне оставался я один. Кто-то голосом обманным жутко страхи наводил. И под дальний волчий вой там, где звякало листвой, кто-то вдруг прошел стеклянный, а потом и деревянный, чуть позднее — оловянный, и еще мелькнул стальной — тоже страшный, неживой… Кто пугал меня из ямы, проклятой и окаянный, задавал такой вопрос: «Почему же здесь погост?» Объясняла после мама: «Прав тот филин окаянный. Там, где тайный наш покос, раньше был большой погост. Раньше там была церквушка, а теперь одни гнилушки. Вот и светится в траве».
Было в сочинении еще рассказано о том, как наша удойная корова Милька вдруг заболела, не стала есть кладбищенскую траву и весной умерла. Наверно, она могла выздороветь, если бы дали ей хорошего ароматного клевера с колхозного клеверища, но невозможно было взять и самую малую охапочку — строго тогда запрещалось.
Только к следующему лету с помощью родственников и соседей купили мы другую корову — безрогую нестельную Комолену, стоила она дешевле. Молока новая наша корова давала мало, поэтому научили ее бороздой ходить, когда огороды пахали. Сильная, послушная Комолена таскала плуг и борону, а потом дрова и сено, даже покойников хоронить на ней увозили. Первый раз она артачилась, оглядывалась на длинный желтый гроб, в котором лежал мой дедушка Иван, все норовила повернуть обратно в деревню. Тогда я узнал, что Комолена умная, все понимает и тоже горюет «со слезами на глазах». Казалось, послушная корова жалеет нас.
Послушность ее была не случайна. Я в этом уверен. Ведь только легонечко шевельнешь вожжами — уже поворачивает куда нужно. Управлять Комоленой было легко и просто. Сколько всякой работы выпало на долю нашей послушницы — не учтено. А в еде была неприхотлива: и кладбищенскую траву ела, и солому, и осиновые веники, и хвойные лапки. До первой травы осенних запасов не хватало, вот и кормили чем придется. Когда же огороды начинали пахать, Комолена зарабатывала себе лакомое пропитание. И нам кое-что перепадало за ее послушный труд: то криночку молока, то пяток яичек, то краюху хлеба или какие-нибудь обноски люди дадут. Тогда в письмах на Сахалин своей старшей сестре Марии мы так и писали: «Теперь есть у нас кормилица Комолена, все она умеет. Сено из-за реки с нашей поляны возим на ней по ночам. Для этого двухколесную телегу-таратайку сами сделали». Теперь вспоминаются всегда вместе тайный мамин покос и терпеливая Комолена, работающая на всю деревню Малое Тюково. (Знаю, где-то там собаке поставили памятник за спасение людей и сердечно понимаю эту человеческую благодарность.) Память хранит особое почтенье к нашей рыжей корове с белесым хребтом, маленьким подсохшим выменем и натертыми плечами. С годами шея у нее вытянулась от постоянной натуги в хомуте, а спина прогнулась, словно седло. Иногда я видел себя в ее влажных выпуклых глазах: маленький человек, утешающий большую корову. «Потерпи, Комолена. Ты хорошая, умница. Как снег сойдет, я тебе травы накошу».
Но траву приходилось косить только осенью, по заморозкам. И косили всегда вдалеке от деревни — за рекой, возле страшного леса, в котором я до сих пор не удосужился побывать. Наш покос мама назвала Комолениной поляной. На память…
М. Базанков
Считается, что англичане суховаты по части выражения чувств, тем более, когда дело касается науки, даже науки о природе. Но были исключения. В конце прошлого века специалисты, да и не только они, зачитывались великолепными описаниями поведения животных английского путешественника и натуралиста Уильяма Хадсона. Его рассказы о южноамериканской природе были удивительно образны и увлекательны. Почему мы вспомнили…
Планктон — основная составляющая биосферы планеты. Зоопланктон — пища для рыб и мелких животных. Фитопланктон снабжает воду кислородом. Известно, что в загрязненной воде планктон не живет, вода становится «мертвой», но и не во всякой чистой воде планктон обитает. Ученые приводят поразительные факты: Енисей на 400 километров от Красноярской ГЭС — пустой и грязный. Таким он…
Пламя костра, согревшее людей, и всполохи зарниц, высвечивающие на мгновенья из ночной тьмы суровые и величественные заснеженные горные хребты, располагали к разговору. У костра расположились несколько человек. Это были геологи и географы, проводившие исследования в труднодоступных областях Тянь-Шаня. Немало повидавшие на своем веку за многие годы странствий, ученые, встретившись в базовом лагере комплексной геологической экспедиции,…
На Дальнем Востоке обитает самый крупный в нашей стране реликтовый жук — уссурийский усач — каллипогон реликтус. Этот «дровосек» является также обладателем великолепных усов, достигающих десяти сантиметров в длину! Но не только древнейшей родословной, внушительными габаритами и длиннущими усищами прославился этот жук. Его личинки имеют особые органы — мицетомы, своеобразные камеры, где размещаются микроскопические грибки….
Мы упоминали о биологически активных веществах — феромонах. Буквально считанные молекулы, распыленные в воздухе, способны изменить поведение животных. Рассказывали такой случай, происшедший в городе Уфе. Автобусная остановка. Люди, скучая, ждут рейсового автобуса в аэропорт. Вот к остановке спешит еще один пассажир. Вид его обычен, одежда ничем не примечательна, в руках пухлый портфель. Но, о ужас!…
Чистить, спасать надо не только Енисей. Работы много. Ладога, Байкал, Арал, Балтика… А еще Ясная Поляна, Джамбул, Актюбинск… В Ленинградской области только: Кириши, Приозерск, Сясьстрой, Светогорск. Это лишь небольшая часть болевых точек в экологии нашей страны. Сберечь воду, землю, воздух, сохранить живых обитателей, сберечь мир вокруг нас -вот наша главная задача. В 1987 году из…
— Вы спрашиваете, как это могло произойти? А вот как, — продолжил рассказчик. — Пропавший при загадочных обстоятельствах рудокоп скорее всего действительно был убит разбойниками, а возможно, и свалился случайно в старую, заброшенную шахту. Ну, а дальше все пошло «по науке». Выделявшийся при разложении трупа сероводород соединялся с железом рудных минералов. Вследствие этого происходил рост…
Научный сотрудник Всесоюзного института защиты растений Н. С. Федоринчик поставил такой опыт. Он посеял в горшках семена льна. Сеянцы оказались хилыми, так как земля была заражена грибком-паразитом льна. Тогда ученый поместил к некоторым из этих сеянцев грибницу грибка триходермы. И произошло чудо: стебельки льна стали заметно выпрямляться и окрепшие сеянцы быстро пошли в рост. Так…
Вечер был безветренный и жаркий… В воздухе пахло бензиновой гарью и гудроном деревянных мостовых. По Невскому среди испарений, табачного дыма и пыли двигались пестрые беспорядочные толпы народа». (А. Н. Толстой). «21 августа 1986 года около полутора тысяч жителей из поселков, окружающих озеро Ниос на северо-западе Камеруна, погибли в результате выброса со дна озера ядовитых газов…»…
В сухом, знойном воздухе каждый звук отчетлив и ярок. Может быть, поэтому бичи в руках ковбоев щелкают так резко. Измученные бескормицей, коровы еле плетутся по выжженной безжалостным солнцем прерии. В этом году засуха выкрасила на сотни миль блеклой желтой краской весь юг страны, и пастухам, чья жизнь так романтично выглядит на киноэкранах, приходится дни и…