Зеленый компас
В сухом, знойном воздухе каждый звук отчетлив и ярок. Может быть, поэтому бичи в руках ковбоев щелкают так резко. Измученные бескормицей, коровы еле плетутся по выжженной безжалостным солнцем прерии. В этом году засуха выкрасила на сотни миль блеклой желтой краской весь юг страны, и пастухам, чья жизнь так романтично выглядит на киноэкранах, приходится дни и ночи проводить в седле в поиске пастбищ.
Но что это? Монотонное чередование поникшей травы и проплешин солонцов неожиданно нарушил изумрудный цвет, словно вспыхнувший на горизонте. Неужели свежая трава? А может быть, опять подшутила над усталыми путниками степная Фата-Моргана? Но нет. Поскакавший в сторону видения молодой ковбой привез радостную весть — наконец-то для измученных коров и лошадей есть корм. Людям некогда было раздумывать, откуда посреди бесконечной выжженной прерии появился этот зеленый остров, поросший сочными кустами астрагала.
С жадностью набросились животные на растения. Вскоре все стадо разбрелось. Пастухи натянули тент и с удовольствием разлеглись среди свежей зелени. Вдруг чье-то внимание привлекло подозрительное оживление в стае грифов. Эти птицы следовали за стадом в надежде на падаль. Ковбои забеспокоились и бросились к животным, но было уже поздно. Большая часть коров лежала на земле неподвижно, другие жалобно мычали, повернув к людям покрытые пеной морды.
Так, ценою жизни животных, было открыто месторождение селена на юге США, ценнейшего сырья, необходимого радиоэлектронной промышленности. Его по всему миру добывают не более тысячи тонн в год. Хорошо знакомое жителям этих мест кормовое растение несло смерть. Оно вобрало в себя слишком много ядовитого селена. Откуда было знать пастухам, что столь бурный рост астрагала указывал на то, что почва буквально пропитана этим ядовитым веществом.
Мы знаем, что геолог собирает образцы горных пород и минералов, описывает их выходы на берегу реки, где вода разрезает толщу пород словно пирог, обнажая его начинку. Он бродит по лесу или степи в поисках разломов, почти не обращая внимания на окружающую его растительность. Более того, она-то как раз больше всего ему мешает. Ведь чем гуще растительный покров, тем труднее понять геологическую картину участка. И тогда геолог обращается к прибору. Изучая аномалии различных физических полей — электрического, магнитного, гравитационного, — он сравнивает данные геофизики со своими находками, сопоставляет их с результатами бурения, чтобы в итоге найти месторождение полезных ископаемых. Посмотрите, какой долгий и трудоемкий путь.
Хотя на самом деле все, что окружает геолога в его поиске и что, казалось бы, мешает ему, — может помочь! В природе все взаимосвязано. Со всех сторон исследователя недр окружают живые «приборы». Нужно уметь снять с них показания. Так, уже известный нам астрагал не только укажет на присутствие селена в почве, но и оконтурит места, где прячется уран. Шаровидные утолщения на стеблях некоторых видов полыни словно подают сигнал: «Внимание, в почве избыток бора!» А ведь этот элемент вводится в сплавы для улучшения их механических свойств, применяется в медицине.
Вся информация недр как бы закодирована в растительном покрове. Вместе с питательными солями деревья и травы выкачивают из земли все элементы, которые в ней содержатся. И естественно, что одни компоненты благотворно влияют на те или иные растения, другие же, наоборот, способствуют их гибели. Поэтому многие представители флоры приурочены к определенным месторождениям полезных ископаемых. Все химические элементы распределены на земле крайне неравномерно. Существующая тесная связь между организмами и геохимической средой и дает нам возможность использовать живые «приборы» при поиске и разведке полезных ископаемых.
У читателя может возникнуть вопрос: а зачем сейчас, в наш технический век, когда создаются все более совершенные приборы, обращаться к растениям? В том-то и дело, что ни один самый современный прибор не в силах передать нам состояние геологической среды во всей полноте и с той точностью, (сак это могут сделать растения. К тому же место, где нужно произвести измерение, выбирает человек.
Нужно покрыть огромные территории сетью геофизических наблюдений, чтобы оконтурить небольшое по площади месторождение. В то же время растения могут напрямую указать на него. Да и одинаковые геофизические аномалии часто связаны с различными горными породами.
Все это и подготовило новый расцвет биогеохимических методов поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, корни которых затеряны в глубинах исторического прошлого.
С. Цветков
Раньше предполагали, что с высотой по мере ослабления земного притяжения атмосфера должна постепенно сходить на нет. Пока не были созданы летательные аппараты, это можно было проверить во время горных восхождений. И действительно, нетрудно было убедиться в том, что при подъеме на горные вершины, то есть при удалении от поверхности, воздух становится более разреженным и прохладным….
Академик Н. И. Вавилов во время своих кавказских путешествий был поражен видовым разнообразием дикорастущей флоры. Нигде больше он не встречал такого обилия сортов и среди культурных растений. Вавилов даже предположил, что горные районы являются настоящими очагами возникновения новых видов растений. Но ведь горные зоны славятся и своими полезными ископаемыми, особенно рудами. Нет ли здесь связи?…
Наступил мой первый отпуск. Прихватив с собой старенькую одноместную палатку, геологический молоток, лупу и горный компас, затолкав в рюкзак мешочки для образцов и упаковочную бумагу, я отправился на Карадаг. С утра и до позднего вечера на горных кручах и в долинах разыскивал я минералы. В то время Карадаг еще не был объявлен заповедником. До сих…
Представьте себе, что вы космонавты, которым предстоит исследовать атмосферу неизвестной планеты. Что в первую очередь должно вас интересовать? Пригоден ли воздух данной планеты для дыхания. А для дыхания, как известно, нужен кислород. Атмосферы имеются у многих планет Солнечной системы. Но их химический состав довольно сильно отличается от состава газовой оболочки Земли. Атмосфера нашей ближайшей соседки…
Наверное, среди всех составных частей природы не найдется такою четкого показателя среды, как Аастения. И это не случайно. Они как бы являются проводником, связующим звеном между Землей и космосом. Еще древние ученые рассматривали наш мир как взаимодействие четырех стихий: воды, земли, воздуха и огня. Если посмотреть на живую природу, то оказывается, что только растения живут…
Она задумалась, а потом твердо произнесла: «Когда я вырасту, то обязательно стану геологом и буду собирать камни. Хоть это и опасно, но зато здорово интересно». — «Только правильно говорить не «камни», а «минералы и горные породы», — поправил я. Девочка рассказала мне, что уже нашла несколько красивых камешков на пляже в Коктебеле, но не знает,…
Первыми людьми, достигнувшими стратосферы, считают немецких исследователей Берсона и Зюринга. 31 июля 1901 года аэростат «Пруссия» поднял их на высоту 10 800 метров. Путешествие едва не закончилось трагически. Полет проходил в открытой гондоле. Холодное дыхание стратосферы буквально обожгло аэронавтов. На высоте 10 000 метров они почувствовали сильнейшую усталость и потеряли сознание. Лишь после того как…
Теперь все чаще можно встретить геолога, собирающего вместо образцов горных пород листья и веточки, подобно древнему рудознатцу. Что это, возврат к старым методам? Нет. Наука не вернулась на круги своя, а сделала новый качественный виток, соединив древнее знание с современными достижениями. Вот почему ученые нашего технического века все чаще обращаются к истории науки, черпая из…
Какое наслаждение в тридцатиградусную жару окунуться в зеленовато-голубую, похожую на аквамарин, прохладную черноморскую воду, а потом поплыть навстречу волнам. Накупавшись, девчонки и мальчишки разбрелись по пляжу в поисках ферлямпиксов (местное название халцедонов, мраморов и других минералов, превратившихся в гальку), а я, растянувшись под тентом, задремал. Но долго спать мне не пришлось. Со всех сторон ко…
Резкий, напоминающий о близости космического пространства холод, встретивший первых исследователей стратосферы, неожиданно сменился потеплением. Но затем, начиная с высоты приблизительно шестьдесят километров, температура воздуха стала опять понижаться, хотя и не столь стремительно, как это происходило на первых десяти километрах от уровня моря. Это означало, что за стратосферой следует еще одна воздушная оболочка с еще более…