Невероятно, но факт!
Главная / Детям / За пределами школы / Школа экономики / От мастерской до конвейера

От мастерской до конвейера

Давайте попытаемся представить себе ход мыслей того неизвестного, но, несомненно, талантливого человека, который произвел революцию в организации труда.

«Наши английские ткани покупают во всем мире. Сколько ни сделаешь — все купят. Если не в Англии, так за далекими морями. И заплатят золотом, драгоценными камнями. Значит, надо расширять производство. А как? Надо набирать новых ткачей. А где? Мастера в цехе ткачей хорошие, но тайны своего ремесла хранят крепко. Попросишь их обучить мальчишку быстрее, а они говорят, что по цеховому закону срок обучения ремеслу семь лет, не меньше. Сначала мальчишка проводит три года в учениках, затем еще четыре года ходит в подмастерьях, обучаясь тайнам мастерства. Значит, если взять с улицы голодных неграмотных крестьян, которые тысячами бродят по стране, согнанные помещиками с земли, то лишь через пять—десять лет они обучатся ремеслу и начнут приносить доход. А что, если научить их самым простейшим операциям? Одни будут только сучить нить, это может делать и десятилетний мальчишка. Другие прясть пряжу. Третьи ткать. Четвертые разводить краску. Пятые паковать готовые рулоны ткани…»

Итак, идея проста и гениальна. Надо разделить процесс изготовления изделия на простые операции, которым можно легко обучить любого необразованного человека.

А для выполнения простых операций оказалось легче придумать и машины. И уже в середине XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс так пишут о труде рабочего на крупном промышленном предприятии: «Рабочий становится простым придатком машины, от него требуются только самые простые, самые однообразные, легче всего усваиваемые приемы».

Проходит еще не многим более полувека, и идея разделения труда доводится до своего логического завершения американскими инженерами Ф. Тэйлором и Г. Фордом, которые считаются основоположниками НОТ — научной организации труда. Да-да, тем самым Фордом, имя которого стоит на многих легковых и грузовых автомобилях. Его изобретение — конвейер для массового выпуска автомашин.

Идет сборка машин. Медленно ползет конвейерная лента. Но рабочим, стоящим вдоль конвейера, это движение кажется очень быстрым. Ведь за считанные секунды, пока автомобиль стоит у твоего рабочего места, надо закрутить четырнадцать гаек, а соседу справа установить рулевую колонку. Каждое движение рассчитано инженерами по секундам. Сделал лишнее движение — не успел докрутить гайку, а конвейер уже несет автомобиль дальше. Беги за ним, докручивай. Коль не успеешь — штраф, а то и вовсе выкинут на улицу. Не зря В. И. Ленин метко назвал американскую систему организации труда «научной системой выжимания пота».

Гр. Оленин

Чьи подписи стоят под договором (I)

Бригада строителей подрядилась построить дом в короткий срок. Вырыли котлован, сделали фундамент, возвели уже стены первого этажа. И… кончился кирпич и цемент. Сидят строители, смотрят на дорогу. Время идет, работа стоит. А поскольку платят бригаде лишь за конечный продукт, за дом, который надо сдать «под ключ» к намеченному сроку, то каждый час простоя — потеря…

Чьи подписи стоят под договором (II)

Если раньше все рычаги управления были у администрации, то теперь по договору значительная их часть передается бригаде. Власти у аппарата управления становится меньше. Теперь руководитель не может уже по своему лишь усмотрению перебрасывать, например, бригаду строителей с одного «горящего» объекта на другой. Ведь в договоре на год четко записано, что и когда должна строить бригада….

Большой секрет для маленькой бригады

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет И выйдет из него не дело — только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись… Помните эту басню Крылова про то, как все три «товарища» впряглись в воз и добросовестно стали тянуть свою лямку. Так вот, я решил поставить маленький…

Как надо работать

Так назвал свою главную книгу, вышедшую в 1921 году, Алексей Капитонович Гастев. Революционер, пролетарский поэт, пламенный агитатор, он считал, что главным для победившего в революции рабочего класса является новая организация труда. «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни, — писал он в своей книге «Поэзия рабочего удара». — Нужно же научиться так работать, чтобы…

Стаи галок над хатой с краю

Прошли годы. Миновала тяжелейшая война. Колоссальным напряжением сил всего народа за считанные годы были восстановлены разрушенные заводы, фабрики. Они насытили магазины одеждой, обувью. Во многих домах засветились экраны телевизоров, заработали холодильники. Десятки тысяч комбайнов, тракторов ежегодно выезжали из заводских ворот и направлялись в колхозы и совхозы. Но дальше началось что-то непонятное. Груды одежды и обуви…

Зачем работают заводы

Как исправить положение, как вывести экономику из застоя, как дать рабочему человеку возможность трудиться творчески, заинтересованно. Об этом думали многие. Сегодня-то кажется, что выход был очень прост. Надо было только задать вопрос: зачем существуют все эти шахты, рудники? Зачем строятся заводы, электростанции, фабрики? Ведь вовсе не для того, чтобы гордиться ими, и не для того,…

Секрет бригадного подряда

Предложение рабочих было простым: организовать бригады! Вроде бы ничего нового, ведь бригады строителей, металлургов, наладчиков были и раньше. Но в тех бригадах, как правило, каждый работал за себя. Ходил даже такой анекдот: «Прохожий, проходя через сквер, видит странную картину. Работают двое рабочих. Один роет ямы, а другой идет следом за ним и их зарывает. «Что…

Берем в аренду

Идея бригадного подряда зародилась около пятнадцати лет назад в строительстве. Тем, кто идет впереди, — всегда трудно. Инициаторам подряда нередко бросали в лицо обвинения в том, что они заботятся не о государственных интересах, а гонятся «за длинным рублем». Но результаты работы бригад нового типа убедительно доказали, что производительность труда, выпуск конечной продукции у них растет…

Все права защищены ©2006-2025. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!