Баллада о «четырех дамах»
Это баллада о четырех женщинах, оплакивающих судьбы своих рыцарей после битвы.
Первый рыцарь пал, храбро сражаясь. Другой был тяжело ранен в бою. Бедная девушка не знает, жив ли он. Возлюбленный третьей дамы тоже отважно сражался, но попал в плен, и теперь неизвестно, сумеет ли он освободиться…
Суть в споре: кто из дам — самая несчастная? Первой остается только скорбеть — ее возлюбленный погиб. Две других живут в томительном и безнадежном ожидании, худшем, чем скорбь. Что может сравниться с горечью их утрат?
Но здесь в спор вступает четвертая:
«Сударыни, что вы говорите?
Мне есть, что вам возразить,
И не затем, чтобы принизить вас
Или прогневить ваши души,
Которые я так ценю.
Но то, что гнетет меня
И в чем я себя упрекаю,
Я должна высказать.
Мне терзает душу
Моя постыдная история,
Что вызывает слезы
Не из-за потери и несчастья,
А из-за горького чувства стыда…»
Отчего же стыдно этой даме? А дело в том, что ее возлюбленный оказался трусом. В то время как другие бились, он бежал с поля боя.
«И этим спасся, тем самым лишившись чести…»
Честь — вот что определяет достоинство рыцаря!
«Я могу упрекнуть его за то, — далее продолжает дева,—
Что я его любила,
И считала своим возлюбленным
Бесчестного беглеца и труса,
Покрывшего себя позором,
В блестящих и надежных латах
Бежавшего с поля брани,
Предав товарищей.
Ах! Что за день!
Безумный день, отмеченный позором!
Увы! Зачем я родилась в этот день,
Чтобы после полюбить его?
Из-за этой ошибки
Глаза, виновники моей глупости,
Наполняются горем и слезами.
Увы! В этом мне некого упрекнуть,
Кроме себя самой!..»
Разумеется, четвертую даму признают самой несчастной!
Вот средневековое описание возвышенных чувств женщины. Эти стихи менестреля Алена Шартье служили примером и утешением для многих людей того времени. Причем находили в их сердцах самый горячий отклик. Вообще женщина в средние века играла в жизни общества отнюдь не второстепенную роль. Войнам, болезням, жестокости времени они противопоставляли неожиданную стойкость любви и веры…
Праздники в Средневековье назывались карнавалами. Карнавал — это имя божества праздника. Карнавал — это король шутов, шут среди шутов, носящий красную мантию, символ царской власти. Правда, корону ему заменяет шутовской колпак. Устраивались карнавалы, как правило, перед Рождеством (Святки) — празднество окончания года и надежда на его обновление — и ранней весной (Масленица), когда возрождается и…
Простолюдины развлекались как могли: пели и плясали, играли в кости и карты, хохотали до упаду над странствующими жонглерами… Излюбленными развлечениями феодальной знати были рыцарские турниры и, конечно, охота. Псовая охота всегда была привилегией высших классов. Лесные угодья были гордостью их владетелей. Их тщательно охраняли от браконьеров не только лесники, но и пешие лучники. Французский король…
Главный большой зал замка короля или крупного феодала никогда не казался слишком просторным, хотя залы эти были огромны. Жизнь владельца замка и его воинов, если они не были в походе или на охоте, проходила именно в главном зале. Там сеньор творил суд, собирал вассалов и, конечно, устраивал праздники и пиры. Иногда на пирах собиралось до…
Давайте послушаем еще одного певца, тем более он уже выступил на середину вала, откинул на плечи длинные роскошные волосы и провел пальцами по струнам гитерна. (Гитерн — это средневековый струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий мандолину или гитару.) Поэты-певцы — труверы — всегда изображали любовь дамы наградой за мужество и верность. Самые презренные качества в…
«Будем радоваться, пока мы молоды!..» — назло Смерти, Голоду и Чуме — такие слова были в знаменитом гимне неунывающих студентов первых средневековых университетов. «Гаудеамус игитур!» — звучит по-латыни очень оптимистично. В те темные века, когда торжествовали дикость и грубость нравов, во Франции молодые дворяне провозглашали куртуазность (от слова curt — двор), то есть изысканность чувств,…
Несмотря на войны, страшные эпидемии, жажда зрелищ и развлечений не умирала в человеке. Какие же зрелища были доступны людям во времена Средневековья? От города к городу шли бродячие артисты — жонглеры. Это были бесшабашные, до отчаяния веселые и… совершенно бесправные люди. Им не разрешалось объединяться в гильдии, как художникам или ремесленникам, их преследовала церковь. По…
Как ни пыталась церковь искоренить это племя артистов, «сбившихся с истинного пути», невозможно было представить без них ни одного средневекового города, ни одного праздника. И чем больше церковь ополчалась на жонглеров и лицедеев, тем больше народ радовался их появлению. Тогда церковь решила обратить их искусство себе на пользу. Духовные пастыри поняли, какая огромная сила воздействия…