«Гаудеамус игитур!»
«Будем радоваться, пока мы молоды!..» — назло Смерти, Голоду и Чуме — такие слова были в знаменитом гимне неунывающих студентов первых средневековых университетов. «Гаудеамус игитур!» — звучит по-латыни очень оптимистично.
В те темные века, когда торжествовали дикость и грубость нравов, во Франции молодые дворяне провозглашали куртуазность (от слова curt — двор), то есть изысканность чувств, верность Даме, светскость, умение вести себя в обществе… «Неистова и пестра была эта жизнь, где к запаху роз примешивался запах крови», — кратко и точно определил ту эпоху исследователь Средневековья Й. Хейзинг.
В прекрасной Флоренции ее правитель Лоренцо Великолепный Медичи (1469-1492 гг.) в то время, когда Европа еще не пришла в себя от ужасов чумы, устраивал удивительные по красоте и грандиозности уличные карнавалы. Небо расцвечивалось фейерверками, гремела музыка, песни, улицы празднично украшались, повсюду — радостные лица нарядно одетых людей! Но что это? Странная процессия сопровождает колесницу, уставленную гробами! И правит той колесницей «Ее Величество Смерть».
По ходу движения мрачной колесницы гробы вдруг начинали с треском распахиваться, из них выскакивали «мертвецы»! А толпа приветствовала их хохотом и победными возгласами, ведь этим счастливцам удалось вырваться из хищных лап всевластной хозяйки! Так флорентийцы смеялись над самой Смертью! И кричали ей, всемогущей и страшной: «Пока мы веселы, даже ты бессильна над нами!» Если Смерть нельзя победить, то над ней можно хотя бы потешиться!
После войны, чумы, голодных, неурожайных лет люди особенно нуждались в радости. А где же измученным людям черпать ту радость? В каком колодце?
Есть на свете такой колодец, и имя ему — искусство! Ведь средние века — это не только мрак и ужас, но и блеск и буйство празднеств, красочных карнавалов, маскарадов, грандиозных пиров, пышных рыцарских турниров и турниров поэтов… Средневековье — время великой архитектуры и живописи, время рождения поэзии и театра, время любви и поклонения Прекрасной Даме… Средневековье — время крови и время запаха роз! Не удивляйтесь, роза такой же символ Средневековья, такой же отличимый знак времени, как рыцарское копье или песня менестреля.
В Париже и Саламанке, в Болонье и Оксфорде, на улицах всех городов и на всех дорогах звучал призыв: «Гаудеамус игитур!» А ему вторили бродячие жонглеры. И в такт жонглерам притоптывали грубые деревянные крестьянские башмаки и звенели рыцарские шпоры.
Несмотря на войны, страшные эпидемии, жажда зрелищ и развлечений не умирала в человеке. Какие же зрелища были доступны людям во времена Средневековья? От города к городу шли бродячие артисты — жонглеры. Это были бесшабашные, до отчаяния веселые и… совершенно бесправные люди. Им не разрешалось объединяться в гильдии, как художникам или ремесленникам, их преследовала церковь. По…
Как ни пыталась церковь искоренить это племя артистов, «сбившихся с истинного пути», невозможно было представить без них ни одного средневекового города, ни одного праздника. И чем больше церковь ополчалась на жонглеров и лицедеев, тем больше народ радовался их появлению. Тогда церковь решила обратить их искусство себе на пользу. Духовные пастыри поняли, какая огромная сила воздействия…
Праздники в Средневековье назывались карнавалами. Карнавал — это имя божества праздника. Карнавал — это король шутов, шут среди шутов, носящий красную мантию, символ царской власти. Правда, корону ему заменяет шутовской колпак. Устраивались карнавалы, как правило, перед Рождеством (Святки) — празднество окончания года и надежда на его обновление — и ранней весной (Масленица), когда возрождается и…
Простолюдины развлекались как могли: пели и плясали, играли в кости и карты, хохотали до упаду над странствующими жонглерами… Излюбленными развлечениями феодальной знати были рыцарские турниры и, конечно, охота. Псовая охота всегда была привилегией высших классов. Лесные угодья были гордостью их владетелей. Их тщательно охраняли от браконьеров не только лесники, но и пешие лучники. Французский король…
Главный большой зал замка короля или крупного феодала никогда не казался слишком просторным, хотя залы эти были огромны. Жизнь владельца замка и его воинов, если они не были в походе или на охоте, проходила именно в главном зале. Там сеньор творил суд, собирал вассалов и, конечно, устраивал праздники и пиры. Иногда на пирах собиралось до…
Это баллада о четырех женщинах, оплакивающих судьбы своих рыцарей после битвы. Первый рыцарь пал, храбро сражаясь. Другой был тяжело ранен в бою. Бедная девушка не знает, жив ли он. Возлюбленный третьей дамы тоже отважно сражался, но попал в плен, и теперь неизвестно, сумеет ли он освободиться… Суть в споре: кто из дам — самая несчастная?…
Давайте послушаем еще одного певца, тем более он уже выступил на середину вала, откинул на плечи длинные роскошные волосы и провел пальцами по струнам гитерна. (Гитерн — это средневековый струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий мандолину или гитару.) Поэты-певцы — труверы — всегда изображали любовь дамы наградой за мужество и верность. Самые презренные качества в…