На пиру у феодала
Главный большой зал замка короля или крупного феодала никогда не казался слишком просторным, хотя залы эти были огромны. Жизнь владельца замка и его воинов, если они не были в походе или на охоте, проходила именно в главном зале. Там сеньор творил суд, собирал вассалов и, конечно, устраивал праздники и пиры.
Иногда на пирах собиралось до нескольких тысяч гостей! Подобные королевские пиры должны были продемонстрировать могущество и богатство государя, поэтому иногда, чтобы пышность пира прославилась на весь свет, кроме гостей приглашали в замок и зрителей, для которых устраивались специальные ложи или галереи на втором этаже, откуда они могли наблюдать за пиршеством.
Английский король Вильгельм Рыжий (1087-1100 гг.) велел выстроить пиршественный зал рядом с Вестминстерским аббатством, где часто жили норманнские короли. Как свидетельствуют хронисты, этот зал был роскошнейшим в мире. Но когда король пришел осмотреть его, то остался крайне недоволен. Его спросили: чем ему не нравится зал? «Клянусь Богом! — ответил король. — Этот зал ни на что не годен! Для комнаты он слишком велик, а для зала слишком мал…»
Так или иначе, но Вильгельм задумал провести пир в этом зале, хотя были возведены лишь стены, а помещение стояло без крыши. Он велел собрать в Лондоне все шелка и покрыть ими здание!
«Как в Англию воротился король,
Устроил в Вестминстере пир он большой…
Много там было знатных гостей;
И тысяча и триста привратников у дверей.
Каждому мех был беличий дан
И доброе платье из дальних стран.
И чем знатней был норманнский барон,
Тем с большею свитой являлся он!
Пускали привратники в ход жезлы —
Епископам путь расчищали они,
Чтобы слуга не лез вперед,
Покуда привратник не позовет…»
Во время пиров место государя обычно находилось под балдахином. А его стол ставился выше, чем другие. Сидящим за столом гостям (если это был королевский пир) прислуживали дворяне, причем конные! Вот и представьте, каковы были размеры пиршественных залов! Конники привозили блюда и, прежде чем передать их стольникам, показывали пирующим.
Столы были расставлены вдоль длинных стен зала и украшены мягкими, сложенными вдвое скатертями, на полу лежали цветы и листья, источая благоуханный аромат.
«А еще — вместо зеленой травы,
Которую обычно расстилают,
Весь пол там был покрыт
Розмарином и лавандой…»
Гости сидели за столами в один ряд, лицом в зал. Позади них — слуги с факелами в руках, оруженосцы-виночерпии, слуги. А сидели гости на длинных и невысоких скамьях, покрытых коврами и подушками. Скамьи эти назывались banes, отсюда и пришло к нам французское слово банкет, то есть пиршество.
Наконец, протрубили рога, возвещая о начале парадного обеда. Еще этот сигнал назвался «позвать воду» — и сейчас вы поймете, почему.
Итак, в громадный зал входят разодетые гости и гостьи. Все идут согласно их положению в обществе: епископы, графы, ближайшие вассалы сюзерена. Преобладающие цвета в одеждах — красный и синий. Бархат, шелка, меха и драгоценные каменья украшают одежду дам и их кавалеров. Не редкость золотые обручи на головах.
Дамский костюм плавными складками ниспадает до самого пола, рукава платьев необычайно широки и длинны, волосы тщательно причесаны, тяжелые косы перевиты цветными лентами и золотыми нитями. У некоторых волосы крашеные, видимо уже тогда дамы умели менять природный цвет волос. А у некоторых в косы вплетены фальшивые волосы — шиньоны. На щеках следы румян… У рыцарей сапоги с заостренными и очень длинными носами, — такие сапожки назывались пулены.
Следом за гостями слуги вносят в зал кувшины с водой, специальные тазики для мытья рук и полотенца. Вот поэтому сигнал к началу обеда звучал так: «Позвать воду». Дело в том, что в сервировке столов не было привычных нам вилок. Их тогда еще не придумали! А потому обедающим приходилось брать кушанья с блюд руками. Двузубая вилка и столовые ножи появятся в Европе на пиршественных столах только в конце XIII века! Причем закругленные концы у ножей и изогнутая форма вилок сделаны были для того, чтобы пылкие рыцари не пытались во время обедов с их помощью разрешить свои споры. А споры, разумеется, возникали часто…
Наконец, после непременного и обязательного по средневековому этикету умывания рук гости переходят к бесконечно длинным столам. Места заранее распределены — строго по чину и положению каждого гостя. На столах уже расставлены большие металлические кувшины с вином, чаши, соусники, солонки, ножи, золотые и серебряные кубки.
Вот и пришло время трапезы! Те же прислужники из дворян и оруженосцы (если это высокое королевское общество!) разносят первое блюдо. Супов и бульонов еще не было, поэтому на первое подавалось жареное мясо, изрядно приправленное острым соусом. Разница лишь в том, что на первое, например, подавался жареный кабан, а на второе — жареная оленина. Или наоборот. Затем наступал черед жареных павлинов, лебедей, других всевозможных птиц, дичи и рыбы. В конце обеда полагались фрукты…
Однако на такие великолепные приемы гости собирались не только для того, чтобы вкусно поесть. Средневековый пир непременно сопровождался музыкой, пением, танцами, состязаниями поэтов и выступлениями артистов.
В перерывах между блюдами разыгрывались представления на сюжеты басен, их называли — фаблио. Были диалоги в стихах или небольшие комические пьесы — интермедии. В XV веке появились широкие специальные столы, которые ставили в центре зала. На этих столах артисты ставили целые спектакли с грандиозными батальными сценами; излюбленным сюжетом для этих представлений была история взятия Иерусалима крестоносцами.
А потом изрядно утомленную публику услаждали музыкой и стихами менестрели. Песни их были либо о тех же рыцарях и их подвигах, либо о Прекрасных Дамах и о верной любви.
Давайте послушаем, о чем поет менестрель…
«Будем радоваться, пока мы молоды!..» — назло Смерти, Голоду и Чуме — такие слова были в знаменитом гимне неунывающих студентов первых средневековых университетов. «Гаудеамус игитур!» — звучит по-латыни очень оптимистично. В те темные века, когда торжествовали дикость и грубость нравов, во Франции молодые дворяне провозглашали куртуазность (от слова curt — двор), то есть изысканность чувств,…
Несмотря на войны, страшные эпидемии, жажда зрелищ и развлечений не умирала в человеке. Какие же зрелища были доступны людям во времена Средневековья? От города к городу шли бродячие артисты — жонглеры. Это были бесшабашные, до отчаяния веселые и… совершенно бесправные люди. Им не разрешалось объединяться в гильдии, как художникам или ремесленникам, их преследовала церковь. По…
Как ни пыталась церковь искоренить это племя артистов, «сбившихся с истинного пути», невозможно было представить без них ни одного средневекового города, ни одного праздника. И чем больше церковь ополчалась на жонглеров и лицедеев, тем больше народ радовался их появлению. Тогда церковь решила обратить их искусство себе на пользу. Духовные пастыри поняли, какая огромная сила воздействия…
Праздники в Средневековье назывались карнавалами. Карнавал — это имя божества праздника. Карнавал — это король шутов, шут среди шутов, носящий красную мантию, символ царской власти. Правда, корону ему заменяет шутовской колпак. Устраивались карнавалы, как правило, перед Рождеством (Святки) — празднество окончания года и надежда на его обновление — и ранней весной (Масленица), когда возрождается и…
Простолюдины развлекались как могли: пели и плясали, играли в кости и карты, хохотали до упаду над странствующими жонглерами… Излюбленными развлечениями феодальной знати были рыцарские турниры и, конечно, охота. Псовая охота всегда была привилегией высших классов. Лесные угодья были гордостью их владетелей. Их тщательно охраняли от браконьеров не только лесники, но и пешие лучники. Французский король…
Это баллада о четырех женщинах, оплакивающих судьбы своих рыцарей после битвы. Первый рыцарь пал, храбро сражаясь. Другой был тяжело ранен в бою. Бедная девушка не знает, жив ли он. Возлюбленный третьей дамы тоже отважно сражался, но попал в плен, и теперь неизвестно, сумеет ли он освободиться… Суть в споре: кто из дам — самая несчастная?…
Давайте послушаем еще одного певца, тем более он уже выступил на середину вала, откинул на плечи длинные роскошные волосы и провел пальцами по струнам гитерна. (Гитерн — это средневековый струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий мандолину или гитару.) Поэты-певцы — труверы — всегда изображали любовь дамы наградой за мужество и верность. Самые презренные качества в…