Невероятно, но факт!
Главная / Детям / Из глубины веков / Будем радоваться, пока мы молоды! / Карнавалы и маскарады, или корпорация «олухов»

Карнавалы и маскарады, или корпорация «олухов»

Праздники в Средневековье назывались карнавалами. Карнавал — это имя божества праздника. Карнавал — это король шутов, шут среди шутов, носящий красную мантию, символ царской власти. Правда, корону ему заменяет шутовской колпак.

Устраивались карнавалы, как правило, перед Рождеством (Святки) — празднество окончания года и надежда на его обновление — и ранней весной (Масленица), когда возрождается и оживает природа. В сущности, Средневековье знало лишь два времени года: лето, время крестьянских трудов, и зиму. Само слово «весна» появилось лишь в поздней средневековой поэзии. Лето считалось «днем» года, а зима — «ночью». «Убирайся прочь, зима, ты творишь зло!» — распевали на карнавальных шествиях.

Главным героем всякого карнавала был Смех! Перед Его Величеством Смехом на карнавале все были равны, смех стирал сословные различия.

В Италии на карнавалах зародилась комедия дель арте (комедия масок). Спектакли комедии дель арте создавались практически на глазах зрителей, потому что это были импровизационные спектакли, в которых действовали одни и те же персонажи-маски. Вам наверняка знакомы их имена: Арлекин, Коломбина, Панталоне, Бригелла, Тарталья…

А во Франции в XV веке в большем почете были маскарады иного рода. Их устраивала раз в год корпорация шутов! Причем шуты имели официальное, подтвержденное законом право высмеивать кого угодно и что угодно.

В разных городах они назывались по-разному. В Париже это были бадены (шутники), тюрлюпены (злые шутники), «беззаботные ребята», в Пуатье они именовали себя «веселая шайка аббата Могу верна», в Дижоне — «дети сумасшедшей матушки», а в Руане, например, конары, что значит просто-напросто олухи! Во главе этих корпораций стояли свои «кардиналы» и «патриархи».

Среди олухов были «следователи», которые собирали сведения обо всех скандальных историях и злоупотреблениях властей. Накануне праздника они докладывали «по начальству» весь собранный компрометирующий материал. А уж «кардиналы» и «патриархи» решали, кто на этот раз достоин публичного осмеяния.

И вот с наступлением карнавала все эти бадены, конары, тюрлюпены, «беззаботные ребята» и «дети сумасшедшей матушки» надевали на лица маски и в течение трех дней под бой барабанов и завывания труб разъезжали в повозках или бродили пешком по улицам городов и говорили что вздумается.

Даже церковь была бессильна против их насмешек. На площадях они устраивали пародийные проповеди и шутовские службы!

А на главной площади заседал шутовской «трибунал» и под хохот и улюлюканье толпы выносил «беспощадные» приговоры. Доставалось и торговцам гнилым товаром, и нечестным судьям, и священникам, заподозренным в чем-либо, не подобающем их сану, и расточительным деткам, и скупым отцам, и легкомысленным девицам, и спесивым дворянам, и жадным чиновникам, и неумелым врачам — словом, всем, кто сумел «отличиться» за этот год! Высмеивались неравные браки, безумные затеи городских властей, всякого рода интриги — сами понимаете, что поводов для смеха хватало!

Шуты могли в эти дни не только смеяться над кем угодно, но и высказывать вполне серьезные и даже крамольные мысли о высоких налогах или, например, о нищете народа. Однако сами они строго следили за тем, чтобы человек в маске (а маску в эти дни мог купить у тех же шутов любой гражданин) никоим образом не задел личность короля.

Таким образом, хоть раз в году французы имели возможность пользоваться свободой слова — между прочим, одним из главных достижений современных демократических обществ. Вот вам и Средние века!

Кстати, и сам король присутствовал на этих шутовских «трибуналах» и от души смеялся над приговорами. А иногда даже отстаивал мнение «высокого трибунала», вопреки протестам «осужденных», зачастую лиц очень влиятельных.

В заключение заседания «трибунала» «главный приз» присуждался тому, кто сотворял «самую замечательную» глупость года! Празднество завершалось всеобщим пиршеством…

Братство олухов просуществовало во Франции вплоть до XVII века.

«Гаудеамус игитур!»

«Будем радоваться, пока мы молоды!..» — назло Смерти, Голоду и Чуме — такие слова были в знаменитом гимне неунывающих студентов первых средневековых университетов. «Гаудеамус игитур!» — звучит по-латыни очень оптимистично. В те темные века, когда торжествовали дикость и грубость нравов, во Франции молодые дворяне провозглашали куртуазность (от слова curt — двор), то есть изысканность чувств,…

Лицедеи

Несмотря на войны, страшные эпидемии, жажда зрелищ и развлечений не умирала в человеке. Какие же зрелища были доступны людям во времена Средневековья? От города к городу шли бродячие артисты — жонглеры. Это были бесшабашные, до отчаяния веселые и… совершенно бесправные люди. Им не разрешалось объединяться в гильдии, как художникам или ремесленникам, их преследовала церковь. По…

Рождение театра

Как ни пыталась церковь искоренить это племя артистов, «сбившихся с истинного пути», невозможно было представить без них ни одного средневекового города, ни одного праздника. И чем больше церковь ополчалась на жонглеров и лицедеев, тем больше народ радовался их появлению. Тогда церковь решила обратить их искусство себе на пользу. Духовные пастыри поняли, какая огромная сила воздействия…

Несколько слов об охоте

Простолюдины развлекались как могли: пели и плясали, играли в кости и карты, хохотали до упаду над странствующими жонглерами… Излюбленными развлечениями феодальной знати были рыцарские турниры и, конечно, охота. Псовая охота всегда была привилегией высших классов. Лесные угодья были гордостью их владетелей. Их тщательно охраняли от браконьеров не только лесники, но и пешие лучники. Французский король…

На пиру у феодала

Главный большой зал замка короля или крупного феодала никогда не казался слишком просторным, хотя залы эти были огромны. Жизнь владельца замка и его воинов, если они не были в походе или на охоте, проходила именно в главном зале. Там сеньор творил суд, собирал вассалов и, конечно, устраивал праздники и пиры. Иногда на пирах собиралось до…

Баллада о «четырех дамах»

Это баллада о четырех женщинах, оплакивающих судьбы своих рыцарей после битвы. Первый рыцарь пал, храбро сражаясь. Другой был тяжело ранен в бою. Бедная девушка не знает, жив ли он. Возлюбленный третьей дамы тоже отважно сражался, но попал в плен, и теперь неизвестно, сумеет ли он освободиться… Суть в споре: кто из дам — самая несчастная?…

История про рыцаря Беранже

Давайте послушаем еще одного певца, тем более он уже выступил на середину вала, откинул на плечи длинные роскошные волосы и провел пальцами по струнам гитерна. (Гитерн — это средневековый струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий мандолину или гитару.) Поэты-певцы — труверы — всегда изображали любовь дамы наградой за мужество и верность. Самые презренные качества в…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!