Невероятно, но факт!

Рождение театра

Как ни пыталась церковь искоренить это племя артистов, «сбившихся с истинного пути», невозможно было представить без них ни одного средневекового города, ни одного праздника. И чем больше церковь ополчалась на жонглеров и лицедеев, тем больше народ радовался их появлению.

Тогда церковь решила обратить их искусство себе на пользу. Духовные пастыри поняли, какая огромная сила воздействия заложена в зрелищах, и стали создавать представления, наполненные религиозным содержанием. Сначала в храмах разыгрывались мимические сцены, отображающие жизнь и страдания Христа. Перед глазами завороженных зрителей проходили, оживая, герои Священного писания.

Затем начали сочинять специальные поясняющие тексты — еще не пьесы, а как бы сценарии. Церковные представления становились все пышнее и многолюдней. Такие представления требовали большого пространства, и их стали выносить за пределы церковных зданий — на главную площадь. Сами города стали сценой, на которой разворачивались гигантские по своим масштабам спектакли-мистерии («мистерия» в переводе с греческого — таинство). Как вид религиозно-театрального действия мистерия возникла в Италии в XIII веке. Театр мистерий быстро завоевал Европу.

Постановкой мистерий занимались сотни человек, включая ремесленные цеха, готовившие костюмы и бутафорию. Правители городов не жалели средств, хвастая друг перед другом щедростью и великолепием своих постановок. А в самих представлениях участвовали до пятисот человек! Даже священнослужители принимали в них участие! Правда, они играли роли положительных персонажей — ангелов, апостолов, а роли чертей, царя Ирода или Иуды доставались либо профессиональным артистам, либо «самодеятельным» из числа горожан.

Мистерии могли быть короткими, то есть игрались не более двух дней, но были и такие грандиозные представления, которые продолжались несколько недель. В дни спектакля в городе прекращалась всякая работа! Торговали только съестными припасами, которые расходились особенно хороню, так как спектакль шел с 7 утра и до 6 вечера с одним перерывом на обед. И никто не расходился, и никто не скучал в эти дни! Разумеется, сюжетами для мистерий служили истории из Священного писания — например, история изгнания из рая Адама и Евы, легенды о чудесах, жития святых…

Но со временем в пьесах о святых стали появляться житейские, бытовые и даже комические персонажи. Тогда же начали появляться и светские пьесы. В перерывах мистерий разыгрывались короткие сценки, не связанные с содержанием основного действия. Их стали называть фарсами (от немецкого слова «фарш» — начинка).

Здесь уж авторы позволяли себе вволю порезвиться над человеческими пороками. Беспощадно высмеивались и хитрые торгаши, и жадные монахи, невежественные и тщеславные рыцари и простаки-крестьяне… Фарс не знал сословных предрассудков. Перед смехом все оказались равны…

Так христианское священнодействие, выплеснувшись на улицу, постепенно превратилось в светское искусство театра.

«Гаудеамус игитур!»

«Будем радоваться, пока мы молоды!..» — назло Смерти, Голоду и Чуме — такие слова были в знаменитом гимне неунывающих студентов первых средневековых университетов. «Гаудеамус игитур!» — звучит по-латыни очень оптимистично. В те темные века, когда торжествовали дикость и грубость нравов, во Франции молодые дворяне провозглашали куртуазность (от слова curt — двор), то есть изысканность чувств,…

Лицедеи

Несмотря на войны, страшные эпидемии, жажда зрелищ и развлечений не умирала в человеке. Какие же зрелища были доступны людям во времена Средневековья? От города к городу шли бродячие артисты — жонглеры. Это были бесшабашные, до отчаяния веселые и… совершенно бесправные люди. Им не разрешалось объединяться в гильдии, как художникам или ремесленникам, их преследовала церковь. По…

Карнавалы и маскарады, или корпорация «олухов»

Праздники в Средневековье назывались карнавалами. Карнавал — это имя божества праздника. Карнавал — это король шутов, шут среди шутов, носящий красную мантию, символ царской власти. Правда, корону ему заменяет шутовской колпак. Устраивались карнавалы, как правило, перед Рождеством (Святки) — празднество окончания года и надежда на его обновление — и ранней весной (Масленица), когда возрождается и…

Несколько слов об охоте

Простолюдины развлекались как могли: пели и плясали, играли в кости и карты, хохотали до упаду над странствующими жонглерами… Излюбленными развлечениями феодальной знати были рыцарские турниры и, конечно, охота. Псовая охота всегда была привилегией высших классов. Лесные угодья были гордостью их владетелей. Их тщательно охраняли от браконьеров не только лесники, но и пешие лучники. Французский король…

На пиру у феодала

Главный большой зал замка короля или крупного феодала никогда не казался слишком просторным, хотя залы эти были огромны. Жизнь владельца замка и его воинов, если они не были в походе или на охоте, проходила именно в главном зале. Там сеньор творил суд, собирал вассалов и, конечно, устраивал праздники и пиры. Иногда на пирах собиралось до…

Баллада о «четырех дамах»

Это баллада о четырех женщинах, оплакивающих судьбы своих рыцарей после битвы. Первый рыцарь пал, храбро сражаясь. Другой был тяжело ранен в бою. Бедная девушка не знает, жив ли он. Возлюбленный третьей дамы тоже отважно сражался, но попал в плен, и теперь неизвестно, сумеет ли он освободиться… Суть в споре: кто из дам — самая несчастная?…

История про рыцаря Беранже

Давайте послушаем еще одного певца, тем более он уже выступил на середину вала, откинул на плечи длинные роскошные волосы и провел пальцами по струнам гитерна. (Гитерн — это средневековый струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий мандолину или гитару.) Поэты-певцы — труверы — всегда изображали любовь дамы наградой за мужество и верность. Самые презренные качества в…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!