Невероятно, но факт!






купонлар.ру

Несколько слов об охоте

Простолюдины развлекались как могли: пели и плясали, играли в кости и карты, хохотали до упаду над странствующими жонглерами… Излюбленными развлечениями феодальной знати были рыцарские турниры и, конечно, охота.

Псовая охота всегда была привилегией высших классов. Лесные угодья были гордостью их владетелей. Их тщательно охраняли от браконьеров не только лесники, но и пешие лучники. Французский король Карл VI в 1396 году издал указ, по которому заниматься охотой запрещалось всем лицам неблагородного происхождения. Впрочем, псовая охота была дорогим удовольствием, и позволить себе это удовольствие мог не всякий рыцарь, так как охотничье снаряжение да и настоящие охотничьи собаки стоили немалых денег.

Собаки были предметом особой заботы — их отправляли в паломничество, им посвящали песни менестрелей и даже церковные мессы… Кстати уже тогда различалось несколько пород охотничьих собак. Приведем отрывок из серьезного средневекового трактата, посвященного собакам:

“Алан — это природа и манера поведения собак, и одни из них именуются аланами благородными, другие же — аланами, катающимися в грязи. Вторые — это аланы-мясники. Аланы благородные должны быть по сложению точно, как борзые, — во всем, кроме головы, которая должна быть толстой и короткой, а что до масти, то правильная масть хорошего алана обычно белая без всяких пятен вокруг ушей. Глаза очень маленькие и белые, ноздри беловатые, уши же прямые и остроконечные, которые обрезают. Алана надо натаскивать больше, чем любое другое животное, потому что он способен причинить зла больше, чем другие. Кроме того, аланы своевольны и легкомысленны и не имеют такого здравомыслия, которое есть у большинства других собак. Если кто скачет на лошади, они охотно гонятся за ним, и за быками, либо овцами, либо другой скотиной, или же за людьми, или за другими собаками. Ибо я видел алана, каковой убил своего хозяина. И во всех отношениях аланы имеют дурные наклонности, и суть самые шальные и легкомысленные изо всех пород собак. Но настоящий алан должен бежать как борзая и, кого настигнет, вцепиться и держать не отпуская, ибо алан по натуре своей имеет хватку сильнее, нежели три борзые из лучших, каковых можно найти…” Далее автор столь же подробно описывает повадки других аланов, катающихся в грязи или мясников. И советует всякому, “кто хочет охотиться на медведей и вепрей, держать и благородных аланов и грязных (мясников), и борзых, и сторожевых, ежели прочих держать не может…” Значит, были еще и прочие!

А эти собаки аланы, видно, и впрямь были столь страшны, что уже в средние века на них надевали намордники!

Богатые сеньоры стремились сделать охоту настолько роскошной, насколько позволяли им средства. Правитель Милана некий Бернабо Висконти (ум. в 1395 г.) имел свору в пять тысяч псов для охоты на кабана. Этот вельможа приказывал карать смертью каждого, изобличенного в убийстве хоть одного дикого животного в его владениях. Современник Бернабо Висконти замечает: “Я не хочу обходить молчанием жестокость Бернабо и то, как он приговаривал к высшей мере бедных крестьян, поймавших или убивших какого-нибудь кабана. Когда монахи ордена

Святого Франциска упрекнули его за это, он приказал их убить”.

Благородные дамы тоже не отказывали себе в удовольствии поохотиться. Но псовой охоте дамы предпочитали охоту с ловчими птицами. Соколиная охота, пожалуй, была наиболее модным развлечением, но она требовала еще больших расходов, чем псовая, поэтому часто служила причиной разорения приверженцев этой страсти. Чтобы содержать в порядке соколиный двор, требовались бесконечные хлопоты и умение обращаться с ловчими птицами. Не случайно должность сокольничего была одной из самых завидных при дворах монархов.

А сами ловчие птицы на руке их хозяев были отличительным знаком богатства и принадлежности к высшему обществу. Зачастую высокородные дамы появлялись с ястребом или соколом на руке не на лугу верхом на коне, то есть вовсе не на охоте, а в ассамблее, на приемах, в гостях — да повсюду, — так трудно им было расстаться со своими пернатыми любимцами…

“Гаудеамус игитур!”

“Будем радоваться, пока мы молоды!..” — назло Смерти, Голоду и Чуме — такие слова были в знаменитом гимне неунывающих студентов первых средневековых университетов. “Гаудеамус игитур!” — звучит по-латыни очень оптимистично. В те темные века, когда торжествовали дикость и грубость нравов, во Франции молодые дворяне провозглашали куртуазность (от слова curt — двор), то есть изысканность чувств,…

Лицедеи

Несмотря на войны, страшные эпидемии, жажда зрелищ и развлечений не умирала в человеке. Какие же зрелища были доступны людям во времена Средневековья? От города к городу шли бродячие артисты — жонглеры. Это были бесшабашные, до отчаяния веселые и… совершенно бесправные люди. Им не разрешалось объединяться в гильдии, как художникам или ремесленникам, их преследовала церковь. По…

Рождение театра

Как ни пыталась церковь искоренить это племя артистов, “сбившихся с истинного пути”, невозможно было представить без них ни одного средневекового города, ни одного праздника. И чем больше церковь ополчалась на жонглеров и лицедеев, тем больше народ радовался их появлению. Тогда церковь решила обратить их искусство себе на пользу. Духовные пастыри поняли, какая огромная сила воздействия…

Карнавалы и маскарады, или корпорация «олухов»

Праздники в Средневековье назывались карнавалами. Карнавал — это имя божества праздника. Карнавал — это король шутов, шут среди шутов, носящий красную мантию, символ царской власти. Правда, корону ему заменяет шутовской колпак. Устраивались карнавалы, как правило, перед Рождеством (Святки) — празднество окончания года и надежда на его обновление — и ранней весной (Масленица), когда возрождается и…

На пиру у феодала

Главный большой зал замка короля или крупного феодала никогда не казался слишком просторным, хотя залы эти были огромны. Жизнь владельца замка и его воинов, если они не были в походе или на охоте, проходила именно в главном зале. Там сеньор творил суд, собирал вассалов и, конечно, устраивал праздники и пиры. Иногда на пирах собиралось до…

Баллада о «четырех дамах»

Это баллада о четырех женщинах, оплакивающих судьбы своих рыцарей после битвы. Первый рыцарь пал, храбро сражаясь. Другой был тяжело ранен в бою. Бедная девушка не знает, жив ли он. Возлюбленный третьей дамы тоже отважно сражался, но попал в плен, и теперь неизвестно, сумеет ли он освободиться… Суть в споре: кто из дам — самая несчастная?…

История про рыцаря Беранже

Давайте послушаем еще одного певца, тем более он уже выступил на середину вала, откинул на плечи длинные роскошные волосы и провел пальцами по струнам гитерна. (Гитерн — это средневековый струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий мандолину или гитару.) Поэты-певцы — труверы — всегда изображали любовь дамы наградой за мужество и верность. Самые презренные качества в…

Все права защищены ©2006-2018. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru