Невероятно, но факт!

Война на море

Только ведь победить бурное море, преодолеть долгий путь над соленой пучиной — этого недостаточно, древнему мореплавателю еще надо было уметь постоять за себя: вовремя скрыться от пирата или выдержать с ним морское сражение. Да и нередко незваные гости ясаловали с войной и грабежом именно с моря. Свой собственный военный морской флот во многом помог городам Древней Греции отстоять свою независимость в жестокой борьбе с Персидским царством. Самая крупная победа греческого военного флота была одержана в Саламинском проливе, где погиб многочисленный флот персидского царя Ксеркса.

Персидское войско вторглось в Грецию с севера в 480 г. до н. э. по гигантскому мосту, наведенному через пролив Дарданеллы. Первый такой мост уничтожил шторм, и Ксеркс приказал казнить всех его строителей, а море палачи высекли кнутами. Так Ксеркс наказал силы природы. Переправа по новому мосту прошла благополучно.

Второе серьезное препятствие на пути войска персов встало в узком Фермопильском проходе, где с одной стороны простиралось Широкое море, а с другой возвышались горы. Этот проход защищало спартанское войско во главе с царем Леонидом — всего семь тысяч воинов против сотен тысяч персов. Но в узком Месте организованные и хорошо выученные спартанцы оказались сильнее. Атака персов не принесла Ксерксу желаемых результатов Но местный житель, наверное, из угнетаемых спартанцами илотов, повел персидское войско в обход через горы узкими тропами в тыл защитникам Эллады. Прознав об этом, Леонид приказал своему войску отступить, а сам тремястами лучшими воинами остался прикрывать отступление. И царь, и все триста спартанцев погибли, но задачу свою выполнили, задержав войско Ксеркса и обессмертив себя этим подвигом.

Однако путь для персов в Элладу был уже свободен, и более того, вдоль восточного берега Балканского полуострова двигался могучий персидский флот. Он продвигался к Афинам, самому большому городу-государству Древней Греции. Тем временем войска персов уже вошли в Аттику, вырубили виноградники, спалили селения. Спасаясь от нашествия, жители Аттики собрались по решению народного собрания на острове Саламин под защиту греческого флота. Афины были сожжены и разграблены персами. И в это время в узком Саламинском проливе между островом и материком появился флот Ксеркса. Множество огромных боевых кораблей под разноцветными парусами, украшенных яркими вымпелами. И тысячи воинов на них. Но и греческий флот — последняя опора жителей Эллады — был вовсе не плох, во многом благодаря деятельности мудрого военачальника греков Фемистокла.

Еще за три года до вторжения персов Фемистокл предвидел бедствие, ожидающее его одные Афины и другие города-государства страны. С большим трудом он уговорил своих сограждан направить средства города на строительство флота из четырехсот триер, приземистых, быстрых и маневренных. Труды Фемистокла оказались не напрасны. И все же большинство греческих военачальников, напуганные прошлыми неудачами на суше, завидев флот Ксеркса у входа в Саламинский пролив, настаивали на том, чтобы оставить сожженные Афины и отправить флот защищать Южную Грецию. Уверенный же в победе Фемистокл решился на крайнюю хитрость. Чтобы греческий флот не успел уйти из Саламинского пролива, он решил спровоцировать своего врага Ксеркса. Он тайно от всех послал к нему своего раба, перса по имени Сикин. Тот должен был передать Ксерксу, что греки, объятые страхом, собираются бежать ближайшей ночью. И если Ксеркс не хочет этого, он должен немедленно начать сражение. Фемистокл же якобы обещает перейти на сторону персов в разгар боя.

Ксеркс отдал распоряжение, и персидский флот запер выходы из Саламинского пролива. Сражение началось. Поднявшийся сильный ветер раскачивал высокие суда персов, низкие же, юркие триеры быстро скользили по поверхности волн и разили борта вражеских кораблей тяжелыми рострами. Тут же на палубу персидского корабля устремлялись греческие воины. Корабли Ксеркса гибли один за другим. Потеряв способность к маневру, они сгрудились в узком проливе и уже не столько помогали друг другу, сколько вредили. Медные носы персидских кораблей поражали борта своих же соратников. Все персидские корабли погибли в Саламинском сражении, и это стало началом поражения персидского войска. Военный морской флот сыграл решающую роль в спасении Эллады.

И все же самый могучий военный флот на просторах морей и океана в древнем мире построило самое могучее государство тех времен — Римская империя. Римский флот вобрал в себя опыт всех своих предшественников и прежде всего греков и этрусков.

Быстрые гребные триеры для молниеносных атак вражеского флота, легкие вестовые суда для передачи распоряжений полководца или адмирала, парусные, короткие корабли с тупым носом и такой же кормой, но широкие посередине — чтобы легче переносить волнение на море, плоскодонные — для преодоления возможных мелей, с рулевыми веслами спереди и сзади — чтобы, гребя то вперед, то назад, долено было причалить, где понадобится, — суда для перевозки войск и высадки на сушу десанта. Палубные корабли для перевозки метательных машин и лошадей. Огромные пятиярусные корабли квинкверемы с тремястами гребцами. На палубах квинкверем, настланных одна над другой, располагались не только воины, но и метательные машины, стрелявшие по вражеским кораблям во время морских сражений камнями и горшками с горящей смолой. Все это появилось в римском военном флоте, и флот этот был многочислен.

Только для покорения Галлии по указу римского полководца, будущего первого императора Рима Гая Юлия Цезаря была построена тысяча судов всевозможных типов.

Кроме матросов и гребцов на каждом боевом корабле римлян находились «флотские воины» — солдаты-легионеры, служившие на флоте. На квинквереме их было сто двадцать, на каждой триреме восемьдесят-девяносто. Они часто решали исход сражений. В морском бою римские военные моряки предпочитали абордаж тарану корабля противника. Сблизившись с противником, они цепляли борт вражеского корабля перекидным абордажным мостиком — «вороном». Перебежав по нему, римские «флотские воины» вступали в рукопашную схватку.

На военный флот, как и на легионы, опиралось могущество Рима. Разгромив в 241 г. до н. э. карфагенян на море, римляне выиграли Первую Пуническую войну у полководца Гамилькара Барки и захватили остров Сицилию. А с победы флота императора Октавиана Августа над объединенными силами Марка Антония и египетской царицы Клеопатры долгое время в Древнем Риме велся отсчет всех исторических событий.

Огонь и вода

Все началось со страшного лесного пожара. В засуху, когда огонь бушевал повсюду, с ревом пожирая стволы исполинских деревьев, для жизни на земле просто не осталось места. Усос оказался в том самом лесу, был он слаб и беззащитен так, как бывает беззащитен и слаб человек перед гневом богов или безжалостной мощью природной катастрофы. Он бежал сломя…

Корабли Фараонов

Склоны гор, защищавших Финикию от пустыни, покрывали могучие леса ливанского кедра. От леса до моря — рукой подать. Местами деревья к самой воде подступают, как в легенде про Усоса, это рай для корабелов. А когда древние жители Тира, Сидона, Библа и других финикийских городов увидели папирусные лодки египтян, они вскоре сами научились строить еще лучшие….

Туда, где живет птица Феникс

И все же даже без киля египтяне плавали по морям и даже очень далеко, хотя и вдоль берегов. Такое плавание называют каботажным. Длинные плоскодонные деревянные лодки фараонов скользили в те времена по водам двух морей — Средиземного и Красного. В далекие, неведомые другим народам страны заплывали египетские мореходы. Они прошли все Красное море с северо-запада…

Когда Синдбад еще не родился

В отличие от египтян финикийцы реясе рассчитывали на покорение далеких земель, их знали повсюду как торговцев — купцов во вторую очередь как пиратов, но еще как завоевателей. Зато заплывали торговые корабли финикийцев гораздо дальше египетских, да и на кораблях фараонов часто плавали те же финикийцы — наемные капитаны. И этим капитанам не было тогда равных…

Лапы и нос корабля

— Здесь! — сказал мальчик, посмотрев на берег и указав в морскую пучину. — Я буду нырять здесь. Здесь их должно быть много. — Откуда ты знаешь? — удивился второй, явно младший, но такой же кудрявый, золотоволосый. Оба сидели в маленькой лодке, покачиваясь на пологих волнах у края бухты о отвесными скалистыми берегами. — Откуда…

Сухопутные мореходы

Этруски гордились изобретением Писона. Изображение якоря стало со временем символом мореходства и появилось на гербах морских городов, морских флагах, а позже и на кокардах и ленточках фуражек моряков. Первыми включать изображение якоря в гербы своих городов стали этруски. Причем далеко не всегда эти этрусские города стояли на морском побережье, многие были выстроены в глубине Апеннинского…

Потомки Улисса

Гениальный и легендарный древнегреческий сказитель Гомер был слеп и сочинял свои бессмертные поэмы «Илиаду» и «Одиссею» на берегу Средиземного моря, слушая бесконечно повторяющийся шум прибоя. Но даже если бы глаза Гомера видели мир, он не смог бы записать свои творения, как и не смог бы надиктовать их грамотному человеку, потому что таких тогда в Древней…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!