Корабли Фараонов
Склоны гор, защищавших Финикию от пустыни, покрывали могучие леса ливанского кедра. От леса до моря — рукой подать. Местами деревья к самой воде подступают, как в легенде про Усоса, это рай для корабелов. А когда древние жители Тира, Сидона, Библа и других финикийских городов увидели папирусные лодки египтян, они вскоре сами научились строить еще лучшие. Из дерева. Теперь уже было чему поучиться и египтянам. Так и получилось, что ученики научили учителя.
В Финикию фараоны отсылали за ливанским кедром целые морские экспедиции. Порой купеческие, а порой и военные. Пробираясь по мелководью вдоль берега, слуги фараона привозили из Финикии на папирусных лодках тысячи стволов бесценного кедра, ц большинство из них шло на строительство кораблей, теперь уже не только речных, но и морских.
Морские суда египтян достигали 100-120 локтей в длину и 30-40 локтей в ширину или, если перевести это в метры, примерно 50-60 в длину и 15-20 в ширину. Строили такие большие суда на специально сооруженных верфях и не только из кедра, но и из акации. Были они по-прежнему плоскодонными, однако теперь, кроме весел, снабжались еще и большим прямоугольным парусом. Верхний его край крепился на рее, которая могла подниматься и опускаться по высокой деревянной мачте, устанавливавшейся сначала на носу, а позже в центре корабля. Нижние концы аруса прикреплялись к бортам канатами. Позже стали применять и нижнюю рею для Крепления паруса. Все делалось у египтян по вауке, свое знание о строении кораблей они записывали на папирусе и собирали корабль в полном соответствии с новым учением. За всем присматривал корабельный мастер.
Корпус египетского корабля состоял из двух половин, а каждая половина — из семи частей: носовой, кормовой, трех длинных досок в основании, которые поддерживали днище (лежащую на них еще более длинную изогнутую доску), и борта с приспособлениями для крепления на нем весел. Все эти части соединяли и скрепляли вместе, как части детского конструктора, при помощи пазов и вставлявшихся в них шипов, а также длинных деревянных гвоздей. И все же после долгой, сложной и тщательной сборки судно еще не было готово к плаванию, надо было его проконопатить, иначе не избежать течи по всем щелям при спуске на воду. До тех пор пока специальная смазка не застынет на всех стыках, корпус судна стягивали канатами на носу и корме. Эти части судна приподнимались, ц теперь невысокая волна уже не могла захлестнуть его. В центре деревянного египетского корабля, как и на папирусном, располагалась каюта, каркас которой делали из жердей, а стены и потолок обтягивали холстом. Рулевые весла крепились на носу и корме или только на корме.
На обычном речном египетском судне было по восемь-десять гребцов с каждого борта, и еще трое ворочали тяжелое кормовое рулевое весло. На морских кораблях число гребцов по борту доходило до тридцати.
За долгую историю страны египетский флот все более совершенствовался и разнообразился. Среди речных судов появились прогулочные, грузовые, культовые — специально для осуществления некоторых из многих и сложных обрядов египетских жрецов. Порой корабли даже хоронили рядом с фараонами, так возле пирамиды Хеопса в особом каменном тайнике была найдена священная деревянная ладья 43,5 м длиной, 8 м высотой и 4,5 м шириной.
Египтяне строили грузовые и военные морские суда. Верфи для строительства этих судов устраивали в самых разных местах, порой очень далеко от городов, даже за пределами Египта. А в городах для удобства швартовки ставили специальные пристани на Ниле. Для перевозки грузов по Нилу египтяне строили большие грузовые баржи или плоты длиной 87 м и шириной 27 м. На них не было ни весел, ни паруса. Каждое такое груженое судно тащило на буксире двадцать семь прогулочных кораблей.
Фараонам полагались особые суда, самые удобные и роскошные. Делались они по типу прогулочных, но каюты здесь были большие, просторные, с двумя дверьми и двумя окнами. Существовала дополнительная верхняя палуба для прогулок фараона и даже маленький колонный зал. Нос и корму корабля украшали священные знаки и разноцветные вымпелы.
Во времена Нового царства в Египте появился и настоящий военный флот. Он помог египтянам одержать победу над «морскими народами» (филистимлянами, данайцами и сицилийцами), пытавшимися покорить Египет в конце II тысячелетия до н. э. Парусные военные корабли египтян имели всего одну рею, над ней на мачте была устроена небольшая площадка, которую позже стали называть марсом. Там стоял воин-наблюдатель, вооруженный пращой. Остальные военные моряки вооружались копьями, луками и щитами. Они не только обстреливали противника издали, но при сближении кораблей вступали в рукопашный бой, перебегая с корабля на корабль.
Все суда египтян никогда не имели (шпангоута), которые есть у современных кораблей и были почти у всех кораблей других древних народов. И киль внизу на днище египтяне так никогда и не делали. Для последнего есть свое объяснение. С килем легче плавать по морям, он повышает устойчивость судна, не дает ему перевернуться под напором волн. Килевым судном легче управлять. Но корабли египтян должны были не только плавать по морям, но и заходить далеко в русло Нила, где очень много песчаных отмелей. В такой ситуации выступающий на днище киль — помеха.
Все началось со страшного лесного пожара. В засуху, когда огонь бушевал повсюду, с ревом пожирая стволы исполинских деревьев, для жизни на земле просто не осталось места. Усос оказался в том самом лесу, был он слаб и беззащитен так, как бывает беззащитен и слаб человек перед гневом богов или безжалостной мощью природной катастрофы. Он бежал сломя…
И все же даже без киля египтяне плавали по морям и даже очень далеко, хотя и вдоль берегов. Такое плавание называют каботажным. Длинные плоскодонные деревянные лодки фараонов скользили в те времена по водам двух морей — Средиземного и Красного. В далекие, неведомые другим народам страны заплывали египетские мореходы. Они прошли все Красное море с северо-запада…
В отличие от египтян финикийцы реясе рассчитывали на покорение далеких земель, их знали повсюду как торговцев — купцов во вторую очередь как пиратов, но еще как завоевателей. Зато заплывали торговые корабли финикийцев гораздо дальше египетских, да и на кораблях фараонов часто плавали те же финикийцы — наемные капитаны. И этим капитанам не было тогда равных…
— Здесь! — сказал мальчик, посмотрев на берег и указав в морскую пучину. — Я буду нырять здесь. Здесь их должно быть много. — Откуда ты знаешь? — удивился второй, явно младший, но такой же кудрявый, золотоволосый. Оба сидели в маленькой лодке, покачиваясь на пологих волнах у края бухты о отвесными скалистыми берегами. — Откуда…
Этруски гордились изобретением Писона. Изображение якоря стало со временем символом мореходства и появилось на гербах морских городов, морских флагах, а позже и на кокардах и ленточках фуражек моряков. Первыми включать изображение якоря в гербы своих городов стали этруски. Причем далеко не всегда эти этрусские города стояли на морском побережье, многие были выстроены в глубине Апеннинского…
Гениальный и легендарный древнегреческий сказитель Гомер был слеп и сочинял свои бессмертные поэмы «Илиаду» и «Одиссею» на берегу Средиземного моря, слушая бесконечно повторяющийся шум прибоя. Но даже если бы глаза Гомера видели мир, он не смог бы записать свои творения, как и не смог бы надиктовать их грамотному человеку, потому что таких тогда в Древней…
Только ведь победить бурное море, преодолеть долгий путь над соленой пучиной — этого недостаточно, древнему мореплавателю еще надо было уметь постоять за себя: вовремя скрыться от пирата или выдержать с ним морское сражение. Да и нередко незваные гости ясаловали с войной и грабежом именно с моря. Свой собственный военный морской флот во многом помог городам…