Невероятно, но факт!

Сухопутные мореходы

Этруски гордились изобретением Писона. Изображение якоря стало со временем символом мореходства и появилось на гербах морских городов, морских флагах, а позже и на кокардах и ленточках фуражек моряков. Первыми включать изображение якоря в гербы своих городов стали этруски. Причем далеко не всегда эти этрусские города стояли на морском побережье, многие были выстроены в глубине Апеннинского полуострова. Но народ, населявший их, все равно по праву считался морским. Каждый город имел выход к морю по судоходной реке или хотя бы по широкой дороге, ведущей к удобной корабельной стоянке. Свои корабли были у каждого города этрусков.

Как моряки этруски прославились в древнем мире. Были они и купцами, и пиратами. Начиная с IV в. до н. э. этрусских морских разбойников на берегах Эллады боялись уже больше, чем финикийских.

Два внутренних моря, входящие в состав Средиземного, названы именем этрусков — Тирренское и Адриатическое, первое — по греческому названию народа этрусков, второе — от названия колонии этрусков, города Адрии на восточном побережье Апеннинского полуострова. Римляне же называли этрусков еще и тусками, поэтому Тирренское море для римлян было Тусским.

В IV-III вв. до н. э. корабли этрусков бросали якоря у побережья Малой Азии, в портах Древней Греции, в Сирии и Ливане, у островов Сардиния, Корсика, Кипр, Родос, Керкира, Итака, Наксос, Делос, Хиос. Приплывавшие на этих кораблях этрусские купцы вели торг с местными народами глиняной посудой, искусными изделиями из бронзы, серебра, слоновой кости.

Этрусские корабелы никогда не испытывали недостатка в материалах для кораблестроения. Дерева в Этрурии хватало — леса были не хуже, чем на склонах Ливанских гор в Финикии. Когда же ближайшие лесные богатства скудели, этруски плавали за ним и на Корсику. И корабли у этрусков всегда получались на славу.

Боевые пятидесятивесельные корабли этрусков (пентеконтеры) достигали 25 м в длину. Более поздние триеры были еще длиннее и быстроходнее. На приподнятой палубе стояли воины, вооруженные щитами и копьями. Подводную часть носа боевого корабля венчал грозный, выкованный из бронзы заостренный рострум, которым этрусские моряки таранили вражеские корабли.

Строили этруски и другие военные корабли — либурны, они были поменьше, с двадцатью веслами. А торговые грузы и десант воинов для боевых действий на суше перевозили на широких вместительных «круглых» кораблях с двумя мачтами. Одна из мачт, высокая, располагалась в центре корабля и оснащалась прямоугольным парусом, другая, поменьше, — на носу, и парус был поменьше, квадратный. Управлялись такие корабли, кроме носового паруса, еще двумя рулевыми веслами на корме. По такой же схеме были построены корабли древних греков и римлян.

Огонь и вода

Все началось со страшного лесного пожара. В засуху, когда огонь бушевал повсюду, с ревом пожирая стволы исполинских деревьев, для жизни на земле просто не осталось места. Усос оказался в том самом лесу, был он слаб и беззащитен так, как бывает беззащитен и слаб человек перед гневом богов или безжалостной мощью природной катастрофы. Он бежал сломя…

Корабли Фараонов

Склоны гор, защищавших Финикию от пустыни, покрывали могучие леса ливанского кедра. От леса до моря — рукой подать. Местами деревья к самой воде подступают, как в легенде про Усоса, это рай для корабелов. А когда древние жители Тира, Сидона, Библа и других финикийских городов увидели папирусные лодки египтян, они вскоре сами научились строить еще лучшие….

Туда, где живет птица Феникс

И все же даже без киля египтяне плавали по морям и даже очень далеко, хотя и вдоль берегов. Такое плавание называют каботажным. Длинные плоскодонные деревянные лодки фараонов скользили в те времена по водам двух морей — Средиземного и Красного. В далекие, неведомые другим народам страны заплывали египетские мореходы. Они прошли все Красное море с северо-запада…

Когда Синдбад еще не родился

В отличие от египтян финикийцы реясе рассчитывали на покорение далеких земель, их знали повсюду как торговцев — купцов во вторую очередь как пиратов, но еще как завоевателей. Зато заплывали торговые корабли финикийцев гораздо дальше египетских, да и на кораблях фараонов часто плавали те же финикийцы — наемные капитаны. И этим капитанам не было тогда равных…

Лапы и нос корабля

— Здесь! — сказал мальчик, посмотрев на берег и указав в морскую пучину. — Я буду нырять здесь. Здесь их должно быть много. — Откуда ты знаешь? — удивился второй, явно младший, но такой же кудрявый, золотоволосый. Оба сидели в маленькой лодке, покачиваясь на пологих волнах у края бухты о отвесными скалистыми берегами. — Откуда…

Потомки Улисса

Гениальный и легендарный древнегреческий сказитель Гомер был слеп и сочинял свои бессмертные поэмы «Илиаду» и «Одиссею» на берегу Средиземного моря, слушая бесконечно повторяющийся шум прибоя. Но даже если бы глаза Гомера видели мир, он не смог бы записать свои творения, как и не смог бы надиктовать их грамотному человеку, потому что таких тогда в Древней…

Война на море

Только ведь победить бурное море, преодолеть долгий путь над соленой пучиной — этого недостаточно, древнему мореплавателю еще надо было уметь постоять за себя: вовремя скрыться от пирата или выдержать с ним морское сражение. Да и нередко незваные гости ясаловали с войной и грабежом именно с моря. Свой собственный военный морской флот во многом помог городам…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!