Невероятно, но факт!

Потомки Улисса

Гениальный и легендарный древнегреческий сказитель Гомер был слеп и сочинял свои бессмертные поэмы «Илиаду» и «Одиссею» на берегу Средиземного моря, слушая бесконечно повторяющийся шум прибоя. Но даже если бы глаза Гомера видели мир, он не смог бы записать свои творения, как и не смог бы надиктовать их грамотному человеку, потому что таких тогда в Древней Греции не было — просто письменность там появилась позже. И все-таки еще задолго до рождения древнегреческой письменности родились стихотворные строки, воспевающие морской поход к стенам Трои и длительное многолетнее плавание Одиссея к родным берегам острова Итаки по всему Средиземному морю. А еще раньше родился миф о Ясоне и его путешествии за золотым руном на корабле «Арго». Значит, в самые древние времена, еще до создания греческого алфавита, жители Эллады совершали морские путешествия и строили мореходные корабли.

Поход к стенам Трои организовали ахейцы — древнейшее население Эллады. И море, омывающее их землю, тоже называется в их честь — Эгейским. И пусть их когда-то заманивали на свои корабли финикийские работорговцы, но очень скоро ахейцы сами научились строить хорошие корабли у тех же финикийцев. Учились они этому и у этрусков. А потом отправлялись в далекие морские путешествия.

Наибольшего расцвета достигло мореплавание греков в VIII-VI вв. до н. э., когда быстрые греческие триеры выиграли спор за владычество на море у финикийских и этрусских кораблей. Без хорошего флота вообще невозможно представить себе жизнь в городах Древней Греции. Афины, Коринф, Мегара — все эти крупнейшие города находились в непосредственной близости от моря. К V в. до н. э. сильнейшим флотом Эллады обладали Афины, а портом ему служил целый город Пирей, с которым Афины связывала дорога длиной в 5 км, с обеих сторон защищенная высокими стенами.

В Пирее было несколько гаваней. Одна из них, самая удобная, была торговой, сюда прибывали корабли со всех стран и уголков Средиземного и Черного морей. Здесь, в шумном, кипящем жизнью торговом порту можно было встретить финикийца, жителя Милета с берегов Малой Азии, египтянина, купца из Италии или Испании, с Сицилии или Корсики. И чем здесь только не торговали! Льняные ткани, папирус, слоновую кость, живых обезьян, финики привозили купцы из Египта. Пурпурные ткани, стекло, изделия из бронзы, слоновой кости, золота поступали из Финикии, рабы — отовсюду со всеми оттенками кожи. Зерно — из причерноморских колоний, оттуда же соленая рыба. А о прибытии корабля со свежей рыбой, только что выловленной греческими рыбаками, горожан оповещал колокол. Скорее, скорее на рынок! Холодильников еще не изобрели, а на жаре рыба долго не хранится.

Афины жили за счет этого порта, ведь каждый купец платил налог в фонд города только за право разгрузиться в Пирее, а если он хотел остаться в Афинах подольше, жить там и заниматься торговлей — пожалуйста, но плати еще налог за право на жительство. А сколько работы находили для себя жители Афин на верфях Пирея! Здесь трудились рыбаки, чиновники, собирающие налоги, и торговцы. А управлял всей жизнью пирейского порта специальный Совет пятисот, избранный из самых достойных афинских граждан.

Торговый порт в Пирее занимал только одну гавань, все остальные отводились военным кораблям. Вход в эти гавани преграждали тяжелые железные цепи. Со стороны суши возвышались высокие стены. Около четырехсот быстрых триер располагалось в этих гаванях. Кто и когда изобрел триеру, точно неизвестно, у греков такие корабли появились в VI в. до н. э. И не только у них. Триера, или, как ее еще называют, трирема, оказалась настолько подходящей для морских сражений, что вскоре стала основным боевым кораблем Многих средиземноморских народов на долгое время.

Триеры как военные корабли обладали целым рядом преимуществ. На наклонных скамьях триер размещались три ряда гребцов по каждому борту. А всего на таком корабле бывало до 180 гребцов. Поэтому даже без паруса триера была способна развивать скорость до 18 км в час. Благодаря неглубокой осадке она легко миновала мели и обладала высокой маневренностью. Все это делало такой корабль незаменимым в толчее морского сражения. Конечно же, триера оснащалась и парусом, но во время боя его убирали. Маневренность при этом только возрастала — никакой случайный порыв ветра не мешал управлению судном. Этому способствовали и невысокие борта. Нос триеры, как и полагается, был оснащен бронзовым ростром.

Из Пирея и других таких же портов отправлялись на поиски счастья и лучшей жизни греческие колонисты. И колоний они основали предостаточно, больше, чем финикийцы. Остров Сицилия был буквально усеян греческими колониями. Сиракузы, Гела, еще одна Мегара, Наксос, Акрагант, Катана, Тиндарис — вот далеко не полный перечень греческих городов-колоний на этом острове. В Южной Италии это — Регий, Кротон, Локры, Тарент, Сибарис, Кумы, Посейдония, Элея и многие другие. Анкона — на северо-востоке Апеннинского полуострова, Никея в Лигурии, Эмпории и Артемисион в Испании. А берега Черного моря греческие колонии просто окольцевали. Крупнейшие из них — Гераклея, Синопа, Фасис, Диоскуриада, Ольвия, Истрия, Аполлония. В Крыму — Феодосия, Хер-сонес и Пантикапей. И еще много колоний в Малой Азии, таких как Милет или Фокея, и на берегах Африки, и на островах Крит, Родос, Самос, Лесбос. Везде и повсюду в этих городах-колониях говорили на диалектах древнегреческого языка, поклонялись греческим богам и не теряли связей с Элладой.

Ну разве смогли бы греки так расселиться по морю без прекрасного морского флота? Без знания основ навигации? Конечно, нет. И мореплаватели они были хоть куда. Переняв опыт своих предшественников финикийцев, греческие капитаны прекрасно ориентировались в море по солнцу и звездам. Пользовались первыми, изобретенными теми же финикийцами картами. Учитывали направление постоянных морских ветров, каждый из которых имел свое название. Для удобства плавания составлялись специальные лоции «периплы», в которых давались необходимые указания для мореплавателей: начальная и конечная точки пути, расстояние между ними. Курс, которого следует придерживаться мореходу, у древних греков намечался по направлению того или иного ветра. Вот пример такой лоции: «От Карпатоса до Родоса 50 стадий с африкус». Африкус — это юго-западный ветер, а северный ветер назывался Борсас или Борей.

Если финикиец Ганнон совершил в древнем мире самое дальнее плавание по Атлантическому океану на юг, то грек Пифей дальше всех заплыл на север. В IV в. до н. э. Пифей тоже вышел из Средиземного моря в океан через Гибралтарский пролив, миновав Столбы Геракла, как и Ганнон Столбы Мелькарта. Только после этого корабли Пифея повернули на север и двигались сначала вдоль берегов Европы. Обогнув Пиренейский полуостров, Пифей достиг Британских островов, тех самых, что финикийцы называли Оловянными, и продолжил продвижение на север. Еще шесть дней путешествовал Пифей по холодному суровому морю вместе со своими спутниками и приплыл к неизвестному острову. До сих пор неизвестно, была ли эта далекая земля одним из Шотландских островов или Пифей достиг берега Исландии, а может быть, даже Гренландии, но с тех пор на долгие времена остров, открытый Пифеем, считался пределом обитаемой земли и назывался «Крайний Туле».

Огонь и вода

Все началось со страшного лесного пожара. В засуху, когда огонь бушевал повсюду, с ревом пожирая стволы исполинских деревьев, для жизни на земле просто не осталось места. Усос оказался в том самом лесу, был он слаб и беззащитен так, как бывает беззащитен и слаб человек перед гневом богов или безжалостной мощью природной катастрофы. Он бежал сломя…

Корабли Фараонов

Склоны гор, защищавших Финикию от пустыни, покрывали могучие леса ливанского кедра. От леса до моря — рукой подать. Местами деревья к самой воде подступают, как в легенде про Усоса, это рай для корабелов. А когда древние жители Тира, Сидона, Библа и других финикийских городов увидели папирусные лодки египтян, они вскоре сами научились строить еще лучшие….

Туда, где живет птица Феникс

И все же даже без киля египтяне плавали по морям и даже очень далеко, хотя и вдоль берегов. Такое плавание называют каботажным. Длинные плоскодонные деревянные лодки фараонов скользили в те времена по водам двух морей — Средиземного и Красного. В далекие, неведомые другим народам страны заплывали египетские мореходы. Они прошли все Красное море с северо-запада…

Когда Синдбад еще не родился

В отличие от египтян финикийцы реясе рассчитывали на покорение далеких земель, их знали повсюду как торговцев — купцов во вторую очередь как пиратов, но еще как завоевателей. Зато заплывали торговые корабли финикийцев гораздо дальше египетских, да и на кораблях фараонов часто плавали те же финикийцы — наемные капитаны. И этим капитанам не было тогда равных…

Лапы и нос корабля

— Здесь! — сказал мальчик, посмотрев на берег и указав в морскую пучину. — Я буду нырять здесь. Здесь их должно быть много. — Откуда ты знаешь? — удивился второй, явно младший, но такой же кудрявый, золотоволосый. Оба сидели в маленькой лодке, покачиваясь на пологих волнах у края бухты о отвесными скалистыми берегами. — Откуда…

Сухопутные мореходы

Этруски гордились изобретением Писона. Изображение якоря стало со временем символом мореходства и появилось на гербах морских городов, морских флагах, а позже и на кокардах и ленточках фуражек моряков. Первыми включать изображение якоря в гербы своих городов стали этруски. Причем далеко не всегда эти этрусские города стояли на морском побережье, многие были выстроены в глубине Апеннинского…

Война на море

Только ведь победить бурное море, преодолеть долгий путь над соленой пучиной — этого недостаточно, древнему мореплавателю еще надо было уметь постоять за себя: вовремя скрыться от пирата или выдержать с ним морское сражение. Да и нередко незваные гости ясаловали с войной и грабежом именно с моря. Свой собственный военный морской флот во многом помог городам…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!