Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Международно-правовой режим военно-космической деятельности

Международно-правовой режим военно-космической деятельности

Генерал Р. Шаликашвили (председатель КНШ ВС США) и генерал-полковник В.Л. Иванов (командующий ВКС России) в ходе обсуждения правовых аспектов военно-космической деятельности (1995 г.)Международно-правовой режим, регламентирующий решение в космосе военных вопросов, не успевает за экспансивным развитием ракетно-космической техники и технологий. Принимаемые политические меры также до конца не способны обеспечить эффективный контроль за эволюцией космических вооружений, надежно заключая их в «прокрустово ложе» международных договоров и соглашений. Бурное развитие космических систем, усиление их роли в поддержании боеспособности современных вооруженных сил повлекли за собой необратимую милитаризацию околоземного пространства в интересах решения задач разведки, связи, навигационного и метеорологического обеспечения,предупреждения о ракетно-ядерном нападении. Распространенным считается мнение, что такие функции космических средств носят стабилизирующий характер и находятся в соответствии со статьей 51 Устава ООН, обеспечивая право государств на самооборону.

Военный аспект современной космонавтики проявляется, таким образом, в осуществлении военно-космической деятельности (ВКД), под которой принято понимать любую деятельность, связанную с проведением работ по исследованию и использованию космического пространства в целях обеспечения и поддержания обороноспособности и безопасности. К ВКД могут быть отнесены: военно-прикладные космические исследования и разработки; космическая связь, разведка,стратегическое предупреждение, навигационное, топогеодезическое и метеообеспечение из космоса; решение отдельных задач противоспутниковой борьбы и противоракетной обороны, а также другие виды деятельности, осуществляемой в интересах военных и околовоенных ведомств. Современная военно-космическая деятельность, строго говоря, весьма слабо регламентируется международным правом. Это обус-ловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, относительно недавнее и ограниченное использование космического пространства в сугубо военных целях пока еще не обусловило признанной всеми необходимости развития исчерпывающих правовых норм военнокосмической деятельности,да и реальные перспективы их появления в ближайшем будущем оста-ются весьма туманными. Во-вторых, до настоящего времени термин «военно-космическая деятельность» юридически не определен и в международном праве не закреплен (приведенная выше формулировка этого понятия является одной из многих, имеющих практическое «хождение»). Многообразие толкований этого термина объясняется тем, что такая деятельность,особенно осуществляемая в мирное время, может рассматриваться как обеспечивающая интересы человечества (с точки зрения поддержания стратегической стабильности и международной безопасности). В то же время ее дестабилизирующие функции способны вывести международное сообщество на качественно новый виток гонки вооружений со всеми вытекающими отсюда негативными военно-стратегическими, политическими, техникоэкономическими и прочими последствиями.

В-третьих,в международном космическом праве отсутствует однозначная и исчерпывающая интерпретация понятия «деятельность в мирных целях». Наиболее распространенным, но юридически не закрепленным является понятие «средства двойного назначения» (предназначенные для решения в космосе и из космоса как сугубо мирных, так и военно-прикладных задач). Таким образом, существующий некодифицированный режим военно-космической деятельности зиждется на одном из основных принципов международного права — «что не запрещено — то разрешено». И несмотря на это ВКД можно с той или иной степенью условности категоризировать на запрещенную, разрешенную и не оговоренную меж-дународным правом.

Положения международного права по контролю над космическими вооружениями и военной деятельностью в космосе обеспечивают хотя и весьма слабый,но логически последовательный правовой режим. В его основе — уже упоминавшиеся выше два договора: многосторонний международный «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства,включая Луну и другие небесные тела» (1967 г.) и двусторонний (Россия — США) «Договор об ограничении систем противоракетной обороны» (1972 г.). При этом вопросом первостепенной важности является постоянное и добросовестное соблюдение существующих норм «поведения в космосе»,что требует периодической актуализации этих двух договоров. Сегодня первый из них в силу появления в космосе систем неядерного, но достаточно эффективного оружия, во многом утрачивает свой сдерживающий потенциал. Второй — из-за головокружительного необратимого прогресса в области современных технологий, по существу, снял сдерживающие начала с гонки космических вооружений в ее противоракетном и противоспутниковом вариантах.

Организация Объединенных Наций сыграла весьма значительную роль в создании международного режима контроля над вооружениями особенности в том,что касается космического пространства. Она располагает системой форумов и процедур,позволяющих содействовать этой важной работе. Тому же способствовала и более чем десятилетняя деятельность космического спецкомитета в рамках Конференции по разоружению. Общность ключевых направлений развития военно-космических средств России и США позволяет подойти к вопросу развития международно-правового регулирования ВКД с общих позиций: на что могут рассчитывать оборонные ведомства двух ведущих в военном и космическом отношении держав в деле реализации своих замыслов и планов с точки зрения исключения политических и дипломатических конфликтов,вызываемых их несоответствием принципам и нормам международного права?

Проблемы, возникающие в ходе дальнейшего развития военно-космической деятельности стабилизирующего характера, — использование систем связи и управления в глобальном масштабе, разведка в космосе и из космоса, предупреждение о потенциально опасных (кризисных) ситуациях на Земле и в околоземном пространстве, будут носить преимущественно политический и экономический, а не правовой характер. Политическая окраска будет связана с эскалацией требований стран третьего мира относительно неограниченного распространения ракетно-космической техники и технологии, а также информации, получаемой со спутников (в том числе и военных) для решения своих внутренних (также зачастую военных) задач. Экономический аспект интенсификации военно-космической деятельности стабилизирующего характера связан с общим сокращением военных расходов и необходимостью решения вопросов самоокупаемости и конверсии военных производств. Таким образом,международно-правового регулирования ВКД стабилизирующей (сугубо информационной) направленности в обозримом будущем ожидать не следует.

Одним из направлений военно-космической деятельности, которое может потребовать правового регулирования, является неблагоприятное антропогенное воздействие на космическую среду. Такое воздействие может быть обусловлено причинами как традиционного (возрастание масштабов проведения космических операций), так и военно-стратегического характера (стремление предупредить и предотвратить реализацию чьих-либо агрессивных намерений в околоземном космическом пространстве).

Многолетний практический опыт переговоров по космосу показывает, что в обозримом будущем реальные возможности для достижения каких-либо новых ограничений военно-космической деятельности отсутствуют. Несмотря на готовность многих государств вести дело по крайней мере к согласованию «пакета» мер доверия и предсказуемости в космосе — по типу стокгольмских договоренностей любые попытки продвижения инициатив в этом направлении наталкиваются на безразличие основных участников военно-космической деятельности, готовых в лучшем случае вести речь о выработке не «запретительных», а, скорее, «разрешительных» мер, которые давали бы известную свободу в создании и развертывании противоспутниковых систем,а также противоракетных компонентов космического базирования.

Что касается идей, смысл которых заключался бы в международном обмене информацией, получаемой с помощью средств космического базирования, то США не намерены «делиться» такими данными. Опыт боевых действий в Персидском заливе продемонстрировал достаточность американского космического потенциала для решения этих задач, под тверд ив заинтересованность США в получении дополнительной информации такого рода извне. Реальные перспективы международно-правового регулирования космической деятельности в ее военном аспекте могут быть связаны с приложением дипломатических усилий исключительно на двустороннем уровне.

Среди возможных направлений правотворчества можно выделить:

  • достижение договоренности о выработке критериальных основ деятельности по предотвращению и парированию преднамеренных и естественных стратегических угроз в космосе и из космоса на уровне как количественных, так и качественных параметров;
  • заключение международного соглашения о порядке применения силы в космическом пространстве (сертификация такого порядка в отношении естественных либо преднамеренных угроз) в развитие статьи 51 Устава ООН и правовых основ ведения боевых действий в свете конкретизации понятия «принуждение к миру», правомерность которого определяется статьей 42;
  • выработку условий совместного (международного) контроля из космоса за процессами разоружения и нераспространения;
  • согласование правовых рамок космического экомониторинга Земли и околоземного космического пространства; регламентацию вопросов сотрудничества в осуществлении конверсионных процессов в условиях радикального сокращения ракетно-ядерных потенциалов.
Носители среднего класса Китая

К РН промежуточного класса (по американской классификации) можно отнести находящиеся в настоящее время в Китае в эксплуатации две модификации базовой трехступенчатой РН Чанчжэн-3 (CZ-3): Чанчжэн-ЗА (CZ-3A) и Чанчжэн-3В (CZ-3B),npинципиально не отличающиеся от базовой РН Чанчжэн-3,а также РН Чанчжэн-2Е (CZ-2E). Зарубежные специалисты считают эти РН идентичными американской РН среднего класса Delta-2. На РН Чанчжэн-3 китайцы впервые…

Причины реструктуризации военно-политического характера

Причины, вызвавшие к жизни и продолжающие подпитывать процесс реструктуризации аэрокосмических фирм за рубежом, условно могут быть разделены на три группы: военно-политические, экономические и ресурсные. В основе военно-политических причин лежат новые условия, складывающиеся в мире после завершения «холодной войны», когда сокращения выделяемых на военные нужды ассигнований привели к уменьшению военных заказов. Так, с 1987 по 1994…

Космические системы мониторинга

В области систем мониторинга следует выделить ряд приоритетных направлений развития, связанных как с повышением глобальности и оперативности наблюдения земной поверхности и околоземного пространства космическими средствами,так и с повышением эффективности решения задач прогноза и контроля, в том числе перспективные методы прогноза и контроля опасных природных явлений, биоэнергоинформационного состояния районов, городов, сельскохозяйственных угодий, пастбищ, геологического изучения территории…

Пилотируемая космонавтика — магистральное направление

История пилотируемой космонавтики началась 12 апреля 1961 г., когда советский летчик-космонавт Юрий Гагарин совершил первый космический полет продолжительностью 108 минут и навсегда вошел в историю развития нашей цивилизации. Это событие аккумулировало в себе титанические усилия и накопленный научно-технический потенциал ракетно-космической отрасли СССР. Пилотируемое освоение космоса давалось нелегко. Достижения и свершения сопровождались потерями и трагедиями. Мрачный…

Требования к основным характеристикам НКУ

Требования к НКУ определяются целевым назначением управляемых КА, выполняемыми ими на орбите функциями и баллистической структурой орбитальной группировки КА. Автоматические КА ближнего и среднего космоса, к которым относятся К А для исследования природных ресурсов Земли, геодезии, связи и телевещания, в большинстве своем не требуют при штатной эксплуатации высокой оперативности управления. Программы работы бортовых систем КА…

Проблема делимитации воздушного и космического пространства и перспективы ее решения

Проблема определения юридических границ космического пространства — одна из важнейших и до сих пор не решенных проблем международного космического права. С одной стороны, необходимо обеспечить действие принципа уважения полного и исключительного суверенитета государств на их воздушное пространство с другой — свободу мирного использования и исследования космического пространства. В решении этой проблемы существует два противоположных по…

Космонавтика

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полета в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полет в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил…

Носители среднего класса Японии

Двухступенчатая РН Н2 (табл.), разработанная фирмой Mitsubishi под руководством NASDA, существенно расширяет возможности Японии по запуску крупногабаритных КА в космос. По американской классификации ее можно отнести к промежуточному (между средним и тяжелым) классу. В конструкции РН Н2 и новой тяжелой западноевропейской РН Ariane-5 имеется некоторое сходство. Различия главным образом в размерах и суммарной тяге. Компоновка…

Экономические причины реструктуризации

Процессы на фондовой бирже. Не только политика, но и реальный сектор экономики повинен в реструктуризации финансово-промышленных групп в военной индустрии. В США развиты финансовые рычаги влияния на военно-промышленную отрасль, и среди них процессы на фондовой бирже стоят на первом месте. Первичным толчком к консолидационным слияниям послужило падение Берлинской стены в 1989 г. Фондовые игроки под…

Навигационные системы

Находящие все большее применение в различных областях космические навигационные системы будут развиваться в направлении создания на качественно новом уровне навигационно-временного обеспечения различных объектов хозяйственного, научного и оборонного назначения в интересах решения широкого круга задач навигации подвижных объектов, высокоточной привязки при строительстве, геологических изысканиях, при проведении кадастровых работ, контроля за перевозкой ценных грузов, проведения аварийно-спасательных работ…

Все права защищены ©2006-2022. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!