Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Европейские носители легкого класса

Европейские носители легкого класса

РН VegaВ Испании под руководством Испанского национального института аэрокосмических технологий INTA, финансируемого министерством обороны, разрабатывается проект трехступенчатого твердотопливного легкого носителя Capricornio («Козерог») для запуска малых КА. Первая ступень РН представляет собой американский РДТТ Castor-4B, a верхние ступени — испанской разработки.

Стартовая масса РН, имеющей длину 18,25 м, составляет 15 т. РН способна выводить на низкие околоземные орбиты ПН массой до 140 кг. Первый запуск Capricornio с созданным в барселонском Центре микроэлектроники спутником для сбора и передачи данных от испанских станций в Антарктике намечался на 1998 г. со стартового комплекса Исла-де-Эль-Хьерро (Isla de EL Hierro) на Канарских островах. Полная стоимость создания носителя оценивалась в 32 млн. дол., стоимость пуска — 9 млн дол.

Итальянское космическое агентство ASI еще в декабре 1997 г. объявило о том, что в стране разработаны РН семейства Vega («Beга»), работы по которому велись с 1988 г. фирмой BPD Difesae Spazio. Первоначально планировалось увеличить грузоподъемность американской РН Scout-Gl вдвое, оснастив ее двумя твердо-топливными навесными ускорителями РАР от носителя Ariane-4. Для проведения экспериментов по микрогравитации предусматривалась установка возвращаемой капсулы. Запуски предполагалось осуществлять с плавучей стартовой платформы San Marco, расположенной недалеко от экватора в заливе Формоза у берегов Кении. Стоимость работ оценивалась в 200 млн дол., первый запуск намечался на 1995 г.

Этот проект,известный как Scout-2 или San Marco Scout,B 1993 г. как чисто итальянская разработка был переделан под технологию РДТТ Zefiro («Зефир»), созданных на базе ускорителей РАР, но с качающимся соплом. В 1991 г. было проведено четыре стендовых огневых испытания, а проведенное 18 марта 1992 г. на военном полигоне в Сардинии первое летное испытание связки из трех двигателей Zefiro было частично успешным. Предполагалось закончить наземные испытания к середине 1995 г. и выполнить два квалификационных полета носителя в конце того же года, с тем чтобы начать эксплуатацию в середине 1996 г.

Однако в 1994 г. график работ был изменен и ракета получила нынешнее название Vega. Кроме основного варианта Vega-KO предлагались варианты К2 и К4 с двумя или четырьмя РДТТ Zefiro в качестве навесных ускорителей, однако в конце концов от ускорителей отказались.

Базовым вариантом стала четырехступенчатая Vega-KO. При замене двигателя первой ступени Zefi.ro на двигатель класса Castor-120 (установлен на современной модификации американской РН Taurus) и отказе от четвертой ступени получился более тяжелый и мощный вариант Vega-К3. Целью работ, проводимых компанией BPD Difesa e Spazio за счет собственного финансирования, являлась полная отработка двигателя Zefiro и комплектация подсистем Vega до февраля 1997 г., причем пред полагал ось, что в случае получения правительственной поддержки первый квалификационный полет носителя может состояться в 1999 г.,а первый коммерческий — через шесть месяцев.

Так как на восстановление платформы San Marco требуются большие финансовые вложения (последний пуск отсюда состоялся в 1988 г.), предлагается провести переговоры с Францией и США о запуске РН Vega с космодромов Куру и Ванденберг.

В феврале 1998 г. итальянская компания BPD Difesa e Spazio объявила о совместных с французской фирмой Aerospatiale работах по носителю, дополняющему Ariane (ACLV-1 — Ariane Complemetary Launch Vehicle). Малая твердотопливная РН получила название Lance-Proteus («Ланс-Протей»). Первая ее ступень создана на базе нижнего сегмента навесного твердотопливного ускорителя ЕАР ракеты Ariane-5. На второй ступени установлен РДТТ Zefiro,Ha третьей — новый двигатель Р7 (возможно использование ступени существующей французской морской баллис-тической ракеты или одного из доступных двигателей, имеющихся на коммерческом рынке). Жидкостный модуль доразгона должен обеспечить высокую точность выведения спутника на орбиту. Такой носитель может быть разработан в течение четырех лет при инвестициях в размере около 330 млн дол.

Специалисты фирмы Aerospatiale уверены в существовании рынка для такой ракеты. Сюда следует отнести запуски небольших научных КА класса Proteus («Протей»), КА дистанционного зондирования Земли, КА для итальянской сети передачи данных Skymed/Cosmo. Модульная платформа Proteus для размещения различной аппаратуры обзора земной поверхности, связи и научных исследований разработана CNES и отделением спутников компании Aerospatiale. Первым КА из этой серии будет спутник Jason-1, оснащенный высотомером (запуск предполагалось осуществить в 2000 г. с помощью американской РН Delta-2). Спутник ДЗЗ на базе платформы Proteus также рассматривается в качестве попутной ПН для французского КА Spot-5 (запуск также намечался на 2000 г.). Модифицированная платформа Proteus ляжет в основу мультимедийных КА для европейской системы связи SkyBridge, включающей 64 спутника на низких околоземных орбитах (начало развертывания предполагается с 2001 г.).

Разработка носителя Lance-Proteus будет иметь значение при создании действительно независимой системы европейской обзорной разведки или «созвездия» малых КА. Этот носитель может запускаться до шести раз в год. Пуски носителя могут проводиться со стартового комплекса ELA-3 в Куру (Французская Гвиана); в этом случае в качестве стартового стола используется основание, на котором сейчас закрепляется при старте один из двух ускорителей ЕАР ракеты Ariane-5. Хотя стоимость пуска неизвестна, предварительные исследования говорят о величине примерно 20 млн дол.

Заменив двигатель первой ступени на РДТТ Zefiro с укорочен-ным соплом, компания BPD может создать ракету, сопоставимую по характеристикам с носителем Vega-KO, стоимость пуска которого составит около 12 млн дол. В планах BPD еще с апреля 1997 г. стоит вариант носителя Lance-Proteus, в котором РДТТ Р7 и блок довыведения заменяют-ся на комбинацию из двух ступеней с ЖРД на топливе АТ+НДМГ, разработанных в кооперации с днепропетровским НПО «Южное».

Во Франции работы по носителям легкого класса начались в 1990 г. с разработки системы DLA. Программа стоимостью около 2 млрд франков предполагала создание к 1998 г. двух вариантов трехступенчатой твердотопливной ракеты. На первой ступени уменьшенного варианта DLA-P стоял двигатель Р92, созданный на базе сегмента ускорителя ЕАР ракеты Ariane-5, на второй — двигатель РЗО, третья ступень — жидкостная L5 (уменьшенный вариант ступени L9.7 РН Ariane). Первую ступень увеличенного варианта DLA-S предполагалось создать на базе полноразмерного ускорителя ЕАР. Обтекатель обоих вариантов брался с Ariane-4.

Концепция DLA не нашла финансовой поддержки при разработке и в 1993 г. была заменена малым европейским носителем ESL — полностью твердотопливной трехступенчатой ракетой, которая имеет идентичные первую и вторую ступени Р50, а также третью ступень Р7. Модуль довыведения с од покомпонентными ЖРД интегрирован с системой управления носителя. Предполагалось, что в 1998 г. разработка будет закончена. Стоимость запуска со стартовой позиции ELA-3 составит около 20 млн дол. Запуск уменьшенного варианта со ступенями Р50 — Р7 — Р7 стоит на 13 % дешевле.

Несмотря на собственные работы по программе San Marco Scout, итальянское агентство ASI участвовало в исследованиях по проекту ESL. Разработка не завершилась по ряду причин, в частности из-за недостаточного финансирования и трудностей определения возможного рынка носителя. В результате Италия предложила использовать в проекте РДТТ Zefiro. Задержки первого пуска Ariane-5 и последующая авария в июне 1996 г. привели к тому,что CNES «для спасения бюджета» отказался от участия в инициативной работе. В 1996 г. появился проект дополняющего Ariane носителя ACLV-1, осуществляемый SEP, Aerospatiale и FiatAvio, который использует двигатель Р85 на первой ступени, Zefiro — на второй и РДТТ десятитонного класса — на третьей. В 1997 г. фирма SEP отошла от трехлетней разработки, оцененной в 250 млн дол., прийдя к заключению, что размеры предполагаемого рынка не со-ответствуют объемам ассигнований.

Израильская корпорация Israel Aircraft Industries (IAI) на базе баллистической ракеты среднего радиуса действия Jerico-2 («Иерихон-2») разработала трехступенчатый носитель Shavit («Комета»), первый запуск которого был произведен в 1988 г. с авиабазы Палмахим.

В 1998 г. при запуске спутника Ofeq-4 на участке работы второй ступени Shavit произошла авария носителя. С официальной точки зрения это первая неудача программы Shavit. Однако, по неподтвержденным данным, еще одна авария уже имела место в начале 1990-х гг. При первых двух запусках в 1988 и 1990 гг. был использован носитель Shavit, принадлежащий к первому варианту ракет данного семейства. На первых двух ступенях носителя устанавливались аналогичные РДТТ,третья ступень оснащалась доразгонным двигателем AUS-51 фирмы Rafael (Хайфа). Двигатель первой ступени следующего варианта РН, предложенного в 1995 г., — Shavit-1 изготавливался компанией Israel Military Industries (IMI) и был удлинен. Вариант Shavit-2, впервые предложенный в 1992 г. для коммерческих запусков под названием Next, имел также удлиненную вторую ступень и новый модуль довыведения на однокомпонентном топливе.

Корпорация IAI намерена продвигать носитель на международный рынок запусков, для чего предлагает создать новые варианты Shavit при участии американских и европейских партнеров. Имеются сообщения о том, что основным партнером IAI в наиболее современном проекте Shavit-2 (Next) должна была стать фирма Coleman Aerospace (Орландо, шт. Флорида), которая в настоящее время поставляет баллистические мишени Нега и обеспечивает запуск аппаратов на суборбитальные траектории в интересах ВВС США. Другим партнером выступала корпорация Atlantic Research (ARC) (Гейнсвилл, шт. Вирджиния), имеющая эксклюзивную лицензию израильских фирм IMI и Rafael на маркетинг ступеней ракеты Shavit-1 в США. Имеются данные о возможном участии в СП французской фирмы Matra Marconi Space (MMS), однако в последнее время эта компания сообщала об отсутствии прогресса в работе над проектом Shavit.

Планы IAI включали использование РН семейства Shavit и для международных коммерческих запусков. Кроме американских стартовых комплексов рассматривались возможности старта ракет с космодрома Куру и бразильского центра запусков Алькантара.

Достижения космонавтики

В докладе Правительству в 1954 г. о возможности разработки ИСЗ С.П. Королев писал: «По вашему указанию представляю докладную записку тов. Тихонравова М.К. «Об искусственном спутнике Земли…». В отчете о научной деятельности за 1954 г. С.П. Королев отмечал: «Мы полагали бы возможным провести эскизную разработку проекта самого ИСЗ с учетом ведущихся работ (особенно заслуживают внимания работы…

Носители среднего класса Индии

С 1986 г. фирмой «Хиндустан аэронотикс» под руководством ISRO в Индии осуществляется разработка трехступенчатой РН среднего класса GSLV (Geosynchronous Satellite Vehicle — РН для выведения спутников на геостационарную орбиту). Согласно проекту на первой ступени РН GSLV предполагается установить ЖРД индийского производства — РДТТ S-125, на второй — ЖРД индийского производства Vicas, на третьей — криогенный…

Анализ процесса реструктуризации аэрокосмических фирм

Нынешняя реструктуризация аэрокосмической промышленности США — самый широкомасштабный процесс за всю послевоенную историю. С 1990 г. состоялось более 30 сделок по слияниям и поглощениям. Сюда относятся как крупные приобретения одними компаниями отдельных подразделений других фирм, так и слияния самих корпораций с образованием фирм с новым названием. Однако было бы упрощением рассматривать проходящие в зарубежной аэрокосмической…

Фундаментальные исследования

Получаемые из космоса фундаментальные данные чрезвычайно важны для понимания глубинных космических процессов и их влияния на Землю. Возможность внеатмосферных наблюдений чрезвычайно важна для астрономических исследований. Земная атмосфера, состоящая из азота, кислорода и других газов, сильно поглощает излучение звезд, и наземные телескопы могут наблюдать его в узких спектральных окнах прозрачности. Между тем звезды излучают в очень…

Система дистанционного энергоснабжения

В перспективе наиболее пред почтительным, не требующим топлива и экологически чистым способом энергоснабжения представляется преобразование солнечной энергии. Сохранение среды обитания, включая околоземное космическое пространство, также должно явиться одной из важнейших целей космической деятельности. Весьма актуальны разработка и реализация ряда целевых программ, ориентированных на ослабление и ликвидацию негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду с помощью…

Космическая система ретрансляции информации

Увеличение объема и сложности целевых задач, решаемых современными КА, и повышенные требования к надежности управления вызывают необходимость обеспечения непрерывности и глобальности информационного взаимодействия НКУ с КА. Эффективным путем достижения этой цели является использование для обмена информацией с КА космических систем ретрансляции (КСР). Техническая структура КСР включает два-три спутника-ретранслятора (СР) на геостационарной орбите, одну-две наземные станции…

Международно-правовые проблемы использования космических ракет-носителей, созданных на основе баллистических ракет

В условиях радикальных сокращений стратегических вооружений России по международным договорам о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 г. (Договор СНВ-1) и от 3 января 1993 г. (Договор СНВ-2) одной из важных задач является конверсия ракетной отрасли военно-промышленного комплекса. В числе перспективных и,что немаловажно, коммерчески выгодных конверсионных программ — мирные космические пуски…

Космические эксперименты

Одним из первых космических экспериментов было фотографирование Земли, показавшее, как много могут дать наблюдения из космоса для открытия и разумного использования природных ресурсов. Задачи по разработке комплексов фото- и оптикоэлектронного зондирования земли, картографирования, исследования природных ресурсов, экологического мониторинга, а также по созданию ракет-носителей среднего класса на базе ракет Р-7А выполняет бывший филиал № 3 ОКБ,…

Носители легкого класса США

В 1993 г. фирмой Lockheed была начата программа создания семейства РН LLV (Lockheed Launch Vehicle) малой и средней грузоподъемности. Первый пуск первой РН этого семейства — двухступенчатой твердотопливной РН LLV-1 малой грузоподъемности после неоднократных задержек из-за различных неполадок был осуществлен в августе 1995 г., однако закончился неудачей. Характеристики РН LMLV таковы: LMLV-1 грузоподъемностью порядка 1,0…

Направленность реструктуризации

Процессы реструктуризации аэрокосмической промышленности, происходящие за рубежом, направлены на достижение качественно нового состояния фирм, позволяющего не только выжить в условиях изменяющейся обстановки,но и обеспечить наращивание конкурентных возможностей на рынке космических товаров и услуг. Преимущества, получаемые фирмами в результате реструктуризации, можно условно выделить в четыре группы. Первая группа — текущая экономия на элементах постоянных издержек. Внутрифирменная…

Все права защищены ©2006-2022. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!