Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Космос / Европейские носители легкого класса

Европейские носители легкого класса

РН VegaВ Испании под руководством Испанского национального института аэрокосмических технологий INTA, финансируемого министерством обороны, разрабатывается проект трехступенчатого твердотопливного легкого носителя Capricornio (“Козерог”) для запуска малых КА. Первая ступень РН представляет собой американский РДТТ Castor-4B, a верхние ступени – испанской разработки.

Стартовая масса РН, имеющей длину 18,25 м, составляет 15 т. РН способна выводить на низкие околоземные орбиты ПН массой до 140 кг. Первый запуск Capricornio с созданным в барселонском Центре микроэлектроники спутником для сбора и передачи данных от испанских станций в Антарктике намечался на 1998 г. со стартового комплекса Исла-де-Эль-Хьерро (Isla de EL Hierro) на Канарских островах. Полная стоимость создания носителя оценивалась в 32 млн. дол., стоимость пуска – 9 млн дол.

Итальянское космическое агентство ASI еще в декабре 1997 г. объявило о том, что в стране разработаны РН семейства Vega (“Beга”), работы по которому велись с 1988 г. фирмой BPD Difesae Spazio. Первоначально планировалось увеличить грузоподъемность американской РН Scout-Gl вдвое, оснастив ее двумя твердо-топливными навесными ускорителями РАР от носителя Ariane-4. Для проведения экспериментов по микрогравитации предусматривалась установка возвращаемой капсулы. Запуски предполагалось осуществлять с плавучей стартовой платформы San Marco, расположенной недалеко от экватора в заливе Формоза у берегов Кении. Стоимость работ оценивалась в 200 млн дол., первый запуск намечался на 1995 г.

Этот проект,известный как Scout-2 или San Marco Scout,B 1993 г. как чисто итальянская разработка был переделан под технологию РДТТ Zefiro (“Зефир”), созданных на базе ускорителей РАР, но с качающимся соплом. В 1991 г. было проведено четыре стендовых огневых испытания, а проведенное 18 марта 1992 г. на военном полигоне в Сардинии первое летное испытание связки из трех двигателей Zefiro было частично успешным. Предполагалось закончить наземные испытания к середине 1995 г. и выполнить два квалификационных полета носителя в конце того же года, с тем чтобы начать эксплуатацию в середине 1996 г.

Однако в 1994 г. график работ был изменен и ракета получила нынешнее название Vega. Кроме основного варианта Vega-KO предлагались варианты К2 и К4 с двумя или четырьмя РДТТ Zefiro в качестве навесных ускорителей, однако в конце концов от ускорителей отказались.

Базовым вариантом стала четырехступенчатая Vega-KO. При замене двигателя первой ступени Zefi.ro на двигатель класса Castor-120 (установлен на современной модификации американской РН Taurus) и отказе от четвертой ступени получился более тяжелый и мощный вариант Vega-К3. Целью работ, проводимых компанией BPD Difesa e Spazio за счет собственного финансирования, являлась полная отработка двигателя Zefiro и комплектация подсистем Vega до февраля 1997 г., причем пред полагал ось, что в случае получения правительственной поддержки первый квалификационный полет носителя может состояться в 1999 г.,а первый коммерческий – через шесть месяцев.

Так как на восстановление платформы San Marco требуются большие финансовые вложения (последний пуск отсюда состоялся в 1988 г.), предлагается провести переговоры с Францией и США о запуске РН Vega с космодромов Куру и Ванденберг.

В феврале 1998 г. итальянская компания BPD Difesa e Spazio объявила о совместных с французской фирмой Aerospatiale работах по носителю, дополняющему Ariane (ACLV-1 – Ariane Complemetary Launch Vehicle). Малая твердотопливная РН получила название Lance-Proteus (“Ланс-Протей”). Первая ее ступень создана на базе нижнего сегмента навесного твердотопливного ускорителя ЕАР ракеты Ariane-5. На второй ступени установлен РДТТ Zefiro,Ha третьей – новый двигатель Р7 (возможно использование ступени существующей французской морской баллис-тической ракеты или одного из доступных двигателей, имеющихся на коммерческом рынке). Жидкостный модуль доразгона должен обеспечить высокую точность выведения спутника на орбиту. Такой носитель может быть разработан в течение четырех лет при инвестициях в размере около 330 млн дол.

Специалисты фирмы Aerospatiale уверены в существовании рынка для такой ракеты. Сюда следует отнести запуски небольших научных КА класса Proteus (“Протей”), КА дистанционного зондирования Земли, КА для итальянской сети передачи данных Skymed/Cosmo. Модульная платформа Proteus для размещения различной аппаратуры обзора земной поверхности, связи и научных исследований разработана CNES и отделением спутников компании Aerospatiale. Первым КА из этой серии будет спутник Jason-1, оснащенный высотомером (запуск предполагалось осуществить в 2000 г. с помощью американской РН Delta-2). Спутник ДЗЗ на базе платформы Proteus также рассматривается в качестве попутной ПН для французского КА Spot-5 (запуск также намечался на 2000 г.). Модифицированная платформа Proteus ляжет в основу мультимедийных КА для европейской системы связи SkyBridge, включающей 64 спутника на низких околоземных орбитах (начало развертывания предполагается с 2001 г.).

Разработка носителя Lance-Proteus будет иметь значение при создании действительно независимой системы европейской обзорной разведки или “созвездия” малых КА. Этот носитель может запускаться до шести раз в год. Пуски носителя могут проводиться со стартового комплекса ELA-3 в Куру (Французская Гвиана); в этом случае в качестве стартового стола используется основание, на котором сейчас закрепляется при старте один из двух ускорителей ЕАР ракеты Ariane-5. Хотя стоимость пуска неизвестна, предварительные исследования говорят о величине примерно 20 млн дол.

Заменив двигатель первой ступени на РДТТ Zefiro с укорочен-ным соплом, компания BPD может создать ракету, сопоставимую по характеристикам с носителем Vega-KO, стоимость пуска которого составит около 12 млн дол. В планах BPD еще с апреля 1997 г. стоит вариант носителя Lance-Proteus, в котором РДТТ Р7 и блок довыведения заменяют-ся на комбинацию из двух ступеней с ЖРД на топливе АТ+НДМГ, разработанных в кооперации с днепропетровским НПО “Южное”.

Во Франции работы по носителям легкого класса начались в 1990 г. с разработки системы DLA. Программа стоимостью около 2 млрд франков предполагала создание к 1998 г. двух вариантов трехступенчатой твердотопливной ракеты. На первой ступени уменьшенного варианта DLA-P стоял двигатель Р92, созданный на базе сегмента ускорителя ЕАР ракеты Ariane-5, на второй – двигатель РЗО, третья ступень – жидкостная L5 (уменьшенный вариант ступени L9.7 РН Ariane). Первую ступень увеличенного варианта DLA-S предполагалось создать на базе полноразмерного ускорителя ЕАР. Обтекатель обоих вариантов брался с Ariane-4.

Концепция DLA не нашла финансовой поддержки при разработке и в 1993 г. была заменена малым европейским носителем ESL – полностью твердотопливной трехступенчатой ракетой, которая имеет идентичные первую и вторую ступени Р50, а также третью ступень Р7. Модуль довыведения с од покомпонентными ЖРД интегрирован с системой управления носителя. Предполагалось, что в 1998 г. разработка будет закончена. Стоимость запуска со стартовой позиции ELA-3 составит около 20 млн дол. Запуск уменьшенного варианта со ступенями Р50 – Р7 – Р7 стоит на 13 % дешевле.

Несмотря на собственные работы по программе San Marco Scout, итальянское агентство ASI участвовало в исследованиях по проекту ESL. Разработка не завершилась по ряду причин, в частности из-за недостаточного финансирования и трудностей определения возможного рынка носителя. В результате Италия предложила использовать в проекте РДТТ Zefiro. Задержки первого пуска Ariane-5 и последующая авария в июне 1996 г. привели к тому,что CNES “для спасения бюджета” отказался от участия в инициативной работе. В 1996 г. появился проект дополняющего Ariane носителя ACLV-1, осуществляемый SEP, Aerospatiale и FiatAvio, который использует двигатель Р85 на первой ступени, Zefiro – на второй и РДТТ десятитонного класса – на третьей. В 1997 г. фирма SEP отошла от трехлетней разработки, оцененной в 250 млн дол., прийдя к заключению, что размеры предполагаемого рынка не со-ответствуют объемам ассигнований.

Израильская корпорация Israel Aircraft Industries (IAI) на базе баллистической ракеты среднего радиуса действия Jerico-2 (“Иерихон-2”) разработала трехступенчатый носитель Shavit (“Комета”), первый запуск которого был произведен в 1988 г. с авиабазы Палмахим.

В 1998 г. при запуске спутника Ofeq-4 на участке работы второй ступени Shavit произошла авария носителя. С официальной точки зрения это первая неудача программы Shavit. Однако, по неподтвержденным данным, еще одна авария уже имела место в начале 1990-х гг. При первых двух запусках в 1988 и 1990 гг. был использован носитель Shavit, принадлежащий к первому варианту ракет данного семейства. На первых двух ступенях носителя устанавливались аналогичные РДТТ,третья ступень оснащалась доразгонным двигателем AUS-51 фирмы Rafael (Хайфа). Двигатель первой ступени следующего варианта РН, предложенного в 1995 г., – Shavit-1 изготавливался компанией Israel Military Industries (IMI) и был удлинен. Вариант Shavit-2, впервые предложенный в 1992 г. для коммерческих запусков под названием Next, имел также удлиненную вторую ступень и новый модуль довыведения на однокомпонентном топливе.

Корпорация IAI намерена продвигать носитель на международный рынок запусков, для чего предлагает создать новые варианты Shavit при участии американских и европейских партнеров. Имеются сообщения о том, что основным партнером IAI в наиболее современном проекте Shavit-2 (Next) должна была стать фирма Coleman Aerospace (Орландо, шт. Флорида), которая в настоящее время поставляет баллистические мишени Нега и обеспечивает запуск аппаратов на суборбитальные траектории в интересах ВВС США. Другим партнером выступала корпорация Atlantic Research (ARC) (Гейнсвилл, шт. Вирджиния), имеющая эксклюзивную лицензию израильских фирм IMI и Rafael на маркетинг ступеней ракеты Shavit-1 в США. Имеются данные о возможном участии в СП французской фирмы Matra Marconi Space (MMS), однако в последнее время эта компания сообщала об отсутствии прогресса в работе над проектом Shavit.

Планы IAI включали использование РН семейства Shavit и для международных коммерческих запусков. Кроме американских стартовых комплексов рассматривались возможности старта ракет с космодрома Куру и бразильского центра запусков Алькантара.

Носители среднего класса США

Фирма Lockheed Martin использует для коммерческих запусков три двухступенчатых РН семейства Atlas-Centaur: Atlas-2, Atlas-2A, Atlas-2AS. С 1997 г. не используется их предшественница РН Atlas-1. Эти РН способны выводить КА на орбиту, переходную к геостационарной, и различаются между собой главным образом грузоподъемностью. Эксплуатируемая с 1991 г. РН Atlas-2 (табл.) с 1995 г. производится только в г….

Направление реструктуризации аэрокосмической промышленности

Аэрокосмическая промышленность – одна из динамично развивающихся, наукоемких, прибыльных и перспективных отраслей мировой экономики. В последние годы эта отрасль охвачена процессами, которые изучаются многими специалистами различного профиля – политологами, экономистами, юристами и т.д. Этот интерес вызван стремлением понять и, по возможности, направлять эти процессы, прогнозировать их дальнейший ход и последствия. Разные авторы используют свои термины…

Качественный скачок в развитии орбитальных средств

Учитывая перспективы развития и совершенствования науки и технологий, прогнозируемые потребности государственных и коммерческих структур в использовании космоса,можно сделать вывод, что характерной чертой космической деятельности в XXI в. будет не только стремление к достижению новых количественных и качественных рубежей в развитии космических систем, но и создание новых высокотехнологичных космических средств и систем различного целевого назначения, затрагивающих…

Многоразовые космические системы

Современный уровень развития науки и техники, имеющийся задел в разработке элементной базы многоразовых космических систем (МКС) и созданная к настоящему времени экспериментальная база, а также существующая технология производства в ракетно-космической и авиационной отраслях промышленности позволяют уже в ближайшем будущем рассматривать вопросы, связанные с проектированием и разработкой перспективных МКС. В настоящее время достаточно четко сформировались три…

Назначение и область применения наземного комплекса управления

Под наземным комплексом управления (НКУ) понимают совокупность наземных радиотехнических и вычислительных средств с соответствующим методическим и математическим обеспечением, предназначенных для управления полетом КА и контроля работы его бортовых систем. НКУ функционирует в период орбитального полета КА от момента отделения его от ракеты-носителя до прекращения активного существования. Основные целевые задачи НКУ могут быть сформулированы следующим образом:…

Международно-правовые основы осуществления космической деятельности

Основополагающие нормы и принципы общего международного права в полной мере относятся и к космической деятельности. К таким общим принципам ее организации и практического осуществления относятся, в частности, принципы запрещения национального присвоения, свободного доступа, международной ответственности. Общепризнанным координирующим международным центром по развитию этих принципов в направлении разработки конкретных норм космического права считается Генеральная Ассамблея ООН. Свидетельство…

Носители среднего класса стран Европейского космического агентства

Западноевропейский космический консорциум Arianespace уже более 10 лет эксплуатирует семейство РН среднего класса Ariane-4 (первый пуск РН Ariane-4 был осуществлен 15 июня 1988 г.), коэффициент надежности которой составляет 0,97. Модификации этой РН позволили вывести около 1400 спутников. Ниже описаны модификации, эксплуатируемые в настоящее время. В процессе реализации программы создания трехступенчатой РН Ariane-4 было изготовлено 6…

Причины реструктуризации военно-политического характера

Причины, вызвавшие к жизни и продолжающие подпитывать процесс реструктуризации аэрокосмических фирм за рубежом, условно могут быть разделены на три группы: военно-политические, экономические и ресурсные. В основе военно-политических причин лежат новые условия, складывающиеся в мире после завершения “холодной войны”, когда сокращения выделяемых на военные нужды ассигнований привели к уменьшению военных заказов. Так, с 1987 по 1994…

Космические системы мониторинга

В области систем мониторинга следует выделить ряд приоритетных направлений развития, связанных как с повышением глобальности и оперативности наблюдения земной поверхности и околоземного пространства космическими средствами,так и с повышением эффективности решения задач прогноза и контроля, в том числе перспективные методы прогноза и контроля опасных природных явлений, биоэнергоинформационного состояния районов, городов, сельскохозяйственных угодий, пастбищ, геологического изучения территории…

Пилотируемая космонавтика – магистральное направление

История пилотируемой космонавтики началась 12 апреля 1961 г., когда советский летчик-космонавт Юрий Гагарин совершил первый космический полет продолжительностью 108 минут и навсегда вошел в историю развития нашей цивилизации. Это событие аккумулировало в себе титанические усилия и накопленный научно-технический потенциал ракетно-космической отрасли СССР. Пилотируемое освоение космоса давалось нелегко. Достижения и свершения сопровождались потерями и трагедиями. Мрачный…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru