Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Космос / Обеспечение качества и надежности российского сегмента в международных космических программах

Обеспечение качества и надежности российского сегмента в международных космических программах

Испытания ФГБ Международное сотрудничество в области коммерческих космических программ в 1980-1990 гг. существенно расширилось.

Вслед за организацией первых консорциумов Intelsat, Inmarsat последовало создание значительного числа всемирных и региональных систем и программ – Comsat, Landsat, Meteosat, Eutelsat, Panamsat, Asiasat, Iridium, GlobalStar и т.п. В 1998 г. начато создание Международной космической станции.

Основные особенности этапа:

  • значительное увеличение объема работ, доли участия России в международных космических программах (МКП); широкий диапазон взаимодействия в рамках МКП с различными странами (США, Германия, Франция, Австралия, страны Азии) и фирмами (Lockheed Martin, Hughes, Loral, Motorola, Alcatel и т.п.);
  • широкий диапазон тематики участия в МКП (запуски КА связи на стационарные орбиты, создание низкоорбитальных систем связи, дистанционное зондирование Земли, пилотируемые программы);
  • долговременный характер работ по созданию и восполнению космических систем с переходом в XXI в. (программы МКС, Global-Star, Teledesic, Sky Bridge и т.п.).
  • Несмотря на ожесточенную конкуренцию на мировом рынке космических изделий и услуг, Россия является одним из его ключевых участников в международных космических программах. Система обеспечения качества и надежности космических систем, комплексов и образцов РКТ в нашей стране создавалась в период 1960-1980 гг. и в целом соответствует мировым стандартам. Используемый в России методический подход к оценке и контролю надежности РКТ аналогичен методологии, используемой в США. Накоплен значительный опыт разработки и эксплуатации РКК, КС, РН, КА и их составных частей.

    Требования к обеспечению качества и надежности российского сегмента МКП отличают следующие особенности:

    1. Высокий (абсолютный) уровень требований к качеству образцов РКТ, используемых в МКП. Россия, Китай, Украина, выходящие на международный космический рынок изделий и услуг,не имеют права на ошибку. Аварии РН автоматически приводят к разрыву контрактов:
                – Китай – авария РН CZ-3B (потеря КА Intelsat-708) – расторжение контракта с консорциумами Intelsat, Asiasat и фирмой Echostar;
                – Украина – авария РН “Зенит” (потеря 12 КА GlobalStar) – расторжение контрактов по программам Panamsat, GlobalStar).
    2. Российская система обеспечения качества и надежности образцов РКТ впервые в таком широком масштабе выходит на мировую арену и вследствие этого подвергается тщательному анализу и верификации.
    3. Учет специфических требований к качеству и надежности, устанавливаемых заказчиками в США и ЕКА.

    В составе ТУ на ФГБ “Заря” головным заказчиком установлены требования к качеству, надежности и безопасности, отличающиеся от российских в части:

    • обеспечения надежности – защиты от катастрофических отказов;
    • верификации готовности к запуску и летной эксплуатации;
    • установления детальных требований по контролю технического состояния БА при испытаниях;
    • сертификации образцов, системы качества в соответствии с требованиями, установленными типовыми НТД США, ЕКА.

    Для обеспечения качества российского сегмента МКП на современном уровне и полного соответствия образцов российского сегмента МКП требованиям ТУ, принятым в НАСА, необходимо провести:

    • совершенствование методологии обеспечения качества коммерческих образцов РКТ;
    • доработку отечественной системы обеспечения качества и надежности образцов РКТ на этапах проектирования, испытаний и производства.

    На основе проведенного анализа состояния дел с обеспечением качества и надежности отечественных образцов РКТ и учета современных требований к качеству российского сегмента МКП были определены следующие направления совершенствования методологии обеспечения и контроля качества российского сегмента МКП:

    1. Совершенствование методических основ, структуры и содержания “Программы обеспечения качества” – основного комплексного НТД, в соответствии с которым организуется и выполняется работа по обеспечению и контролю качества и надежности создаваемых образцов.
    2. Установление дополнительных требований к содержанию и качеству проведения проектных работ, направленных на обеспечение конкурентоспособности конструкторских решений, требуемых уровней и запасов по качеству, надежности и безопасности коммерческих изделий РКТ.
    3. Совершенствование системы контроля качества на основе использования современной методологии и новейших средств контроля.
    4.  Развитие алгоритмического и программного обеспечения, направленного на обеспечение требуемой достоверности и точности оценок качества и надежности на различных этапах разработки и испытаний коммерческих изделий РКТ.
    5. Совершенствование методических основ верификации и сертификации готовности коммерческих образцов РКТ к запуску и летной эксплуатации.
    6. Разработка предложений по совершенствованию проведения работ по международной стандартизации в области РКТ и созданию единой нормативной базы обеспечения качества и надежности коммерческих средств выведения, КА и наземной инфраструктуры.
    7. Совершенствование системы информационного обеспечения, используемого при обеспечении и контроле качества и надежности разрабатываемых коммерческих изделий РКТ.
    Носители среднего класса стран Европейского космического агентства

    Западноевропейский космический консорциум Arianespace уже более 10 лет эксплуатирует семейство РН среднего класса Ariane-4 (первый пуск РН Ariane-4 был осуществлен 15 июня 1988 г.), коэффициент надежности которой составляет 0,97. Модификации этой РН позволили вывести около 1400 спутников. Ниже описаны модификации, эксплуатируемые в настоящее время. В процессе реализации программы создания трехступенчатой РН Ariane-4 было изготовлено 6…

    Направление реструктуризации аэрокосмической промышленности

    Аэрокосмическая промышленность – одна из динамично развивающихся, наукоемких, прибыльных и перспективных отраслей мировой экономики. В последние годы эта отрасль охвачена процессами, которые изучаются многими специалистами различного профиля – политологами, экономистами, юристами и т.д. Этот интерес вызван стремлением понять и, по возможности, направлять эти процессы, прогнозировать их дальнейший ход и последствия. Разные авторы используют свои термины…

    Космические системы мониторинга

    В области систем мониторинга следует выделить ряд приоритетных направлений развития, связанных как с повышением глобальности и оперативности наблюдения земной поверхности и околоземного пространства космическими средствами,так и с повышением эффективности решения задач прогноза и контроля, в том числе перспективные методы прогноза и контроля опасных природных явлений, биоэнергоинформационного состояния районов, городов, сельскохозяйственных угодий, пастбищ, геологического изучения территории…

    Пилотируемая космонавтика – магистральное направление

    История пилотируемой космонавтики началась 12 апреля 1961 г., когда советский летчик-космонавт Юрий Гагарин совершил первый космический полет продолжительностью 108 минут и навсегда вошел в историю развития нашей цивилизации. Это событие аккумулировало в себе титанические усилия и накопленный научно-технический потенциал ракетно-космической отрасли СССР. Пилотируемое освоение космоса давалось нелегко. Достижения и свершения сопровождались потерями и трагедиями. Мрачный…

    Требования к основным характеристикам НКУ

    Требования к НКУ определяются целевым назначением управляемых КА, выполняемыми ими на орбите функциями и баллистической структурой орбитальной группировки КА. Автоматические КА ближнего и среднего космоса, к которым относятся К А для исследования природных ресурсов Земли, геодезии, связи и телевещания, в большинстве своем не требуют при штатной эксплуатации высокой оперативности управления. Программы работы бортовых систем КА…

    Проблема делимитации воздушного и космического пространства и перспективы ее решения

    Проблема определения юридических границ космического пространства – одна из важнейших и до сих пор не решенных проблем международного космического права. С одной стороны, необходимо обеспечить действие принципа уважения полного и исключительного суверенитета государств на их воздушное пространство с другой – свободу мирного использования и исследования космического пространства. В решении этой проблемы существует два противоположных по…

    Носители среднего класса Китая

    К РН промежуточного класса (по американской классификации) можно отнести находящиеся в настоящее время в Китае в эксплуатации две модификации базовой трехступенчатой РН Чанчжэн-3 (CZ-3): Чанчжэн-ЗА (CZ-3A) и Чанчжэн-3В (CZ-3B),npинципиально не отличающиеся от базовой РН Чанчжэн-3,а также РН Чанчжэн-2Е (CZ-2E). Зарубежные специалисты считают эти РН идентичными американской РН среднего класса Delta-2. На РН Чанчжэн-3 китайцы впервые…

    Причины реструктуризации военно-политического характера

    Причины, вызвавшие к жизни и продолжающие подпитывать процесс реструктуризации аэрокосмических фирм за рубежом, условно могут быть разделены на три группы: военно-политические, экономические и ресурсные. В основе военно-политических причин лежат новые условия, складывающиеся в мире после завершения “холодной войны”, когда сокращения выделяемых на военные нужды ассигнований привели к уменьшению военных заказов. Так, с 1987 по 1994…

    Навигационные системы

    Находящие все большее применение в различных областях космические навигационные системы будут развиваться в направлении создания на качественно новом уровне навигационно-временного обеспечения различных объектов хозяйственного, научного и оборонного назначения в интересах решения широкого круга задач навигации подвижных объектов, высокоточной привязки при строительстве, геологических изысканиях, при проведении кадастровых работ, контроля за перевозкой ценных грузов, проведения аварийно-спасательных работ…

    Энергетические и двигательные установки ракетно-космической техники

    В создание движителей для вывода полезных нагрузок в космос огромный вклад внесли наши соотечественники. Будучи приговоренным к смертной казни, студент медико-хирургической академии Николай Иванович Кибальчич (1853-1881 гг.) передал в адвокатуру не просьбу о помиловании, а свой “Проект воздухоплавательного прибора”. В этом проекте он высказал идею ракетного летательного аппарата. Н.И. Кибальчич писал, что если его идея…

    Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru