Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Обеспечение качества и надежности российского сегмента в международных космических программах

Обеспечение качества и надежности российского сегмента в международных космических программах

Испытания ФГБ Международное сотрудничество в области коммерческих космических программ в 1980-1990 гг. существенно расширилось.

Вслед за организацией первых консорциумов Intelsat, Inmarsat последовало создание значительного числа всемирных и региональных систем и программ — Comsat, Landsat, Meteosat, Eutelsat, Panamsat, Asiasat, Iridium, GlobalStar и т.п. В 1998 г. начато создание Международной космической станции.

Основные особенности этапа:

  • значительное увеличение объема работ, доли участия России в международных космических программах (МКП); широкий диапазон взаимодействия в рамках МКП с различными странами (США, Германия, Франция, Австралия, страны Азии) и фирмами (Lockheed Martin, Hughes, Loral, Motorola, Alcatel и т.п.);
  • широкий диапазон тематики участия в МКП (запуски КА связи на стационарные орбиты, создание низкоорбитальных систем связи, дистанционное зондирование Земли, пилотируемые программы);
  • долговременный характер работ по созданию и восполнению космических систем с переходом в XXI в. (программы МКС, Global-Star, Teledesic, Sky Bridge и т.п.).
  • Несмотря на ожесточенную конкуренцию на мировом рынке космических изделий и услуг, Россия является одним из его ключевых участников в международных космических программах. Система обеспечения качества и надежности космических систем, комплексов и образцов РКТ в нашей стране создавалась в период 1960-1980 гг. и в целом соответствует мировым стандартам. Используемый в России методический подход к оценке и контролю надежности РКТ аналогичен методологии, используемой в США. Накоплен значительный опыт разработки и эксплуатации РКК, КС, РН, КА и их составных частей.

    Требования к обеспечению качества и надежности российского сегмента МКП отличают следующие особенности:

    1. Высокий (абсолютный) уровень требований к качеству образцов РКТ, используемых в МКП. Россия, Китай, Украина, выходящие на международный космический рынок изделий и услуг,не имеют права на ошибку. Аварии РН автоматически приводят к разрыву контрактов:
                — Китай — авария РН CZ-3B (потеря КА Intelsat-708) — расторжение контракта с консорциумами Intelsat, Asiasat и фирмой Echostar;
                — Украина — авария РН «Зенит» (потеря 12 КА GlobalStar) — расторжение контрактов по программам Panamsat, GlobalStar).
    2. Российская система обеспечения качества и надежности образцов РКТ впервые в таком широком масштабе выходит на мировую арену и вследствие этого подвергается тщательному анализу и верификации.
    3. Учет специфических требований к качеству и надежности, устанавливаемых заказчиками в США и ЕКА.

    В составе ТУ на ФГБ «Заря» головным заказчиком установлены требования к качеству, надежности и безопасности, отличающиеся от российских в части:

    • обеспечения надежности — защиты от катастрофических отказов;
    • верификации готовности к запуску и летной эксплуатации;
    • установления детальных требований по контролю технического состояния БА при испытаниях;
    • сертификации образцов, системы качества в соответствии с требованиями, установленными типовыми НТД США, ЕКА.

    Для обеспечения качества российского сегмента МКП на современном уровне и полного соответствия образцов российского сегмента МКП требованиям ТУ, принятым в НАСА, необходимо провести:

    • совершенствование методологии обеспечения качества коммерческих образцов РКТ;
    • доработку отечественной системы обеспечения качества и надежности образцов РКТ на этапах проектирования, испытаний и производства.

    На основе проведенного анализа состояния дел с обеспечением качества и надежности отечественных образцов РКТ и учета современных требований к качеству российского сегмента МКП были определены следующие направления совершенствования методологии обеспечения и контроля качества российского сегмента МКП:

    1. Совершенствование методических основ, структуры и содержания «Программы обеспечения качества» — основного комплексного НТД, в соответствии с которым организуется и выполняется работа по обеспечению и контролю качества и надежности создаваемых образцов.
    2. Установление дополнительных требований к содержанию и качеству проведения проектных работ, направленных на обеспечение конкурентоспособности конструкторских решений, требуемых уровней и запасов по качеству, надежности и безопасности коммерческих изделий РКТ.
    3. Совершенствование системы контроля качества на основе использования современной методологии и новейших средств контроля.
    4.  Развитие алгоритмического и программного обеспечения, направленного на обеспечение требуемой достоверности и точности оценок качества и надежности на различных этапах разработки и испытаний коммерческих изделий РКТ.
    5. Совершенствование методических основ верификации и сертификации готовности коммерческих образцов РКТ к запуску и летной эксплуатации.
    6. Разработка предложений по совершенствованию проведения работ по международной стандартизации в области РКТ и созданию единой нормативной базы обеспечения качества и надежности коммерческих средств выведения, КА и наземной инфраструктуры.
    7. Совершенствование системы информационного обеспечения, используемого при обеспечении и контроле качества и надежности разрабатываемых коммерческих изделий РКТ.
    Космонавтика

    Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полета в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полет в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил…

    Носители среднего класса Японии

    Двухступенчатая РН Н2 (табл.), разработанная фирмой Mitsubishi под руководством NASDA, существенно расширяет возможности Японии по запуску крупногабаритных КА в космос. По американской классификации ее можно отнести к промежуточному (между средним и тяжелым) классу. В конструкции РН Н2 и новой тяжелой западноевропейской РН Ariane-5 имеется некоторое сходство. Различия главным образом в размерах и суммарной тяге. Компоновка…

    Экономические причины реструктуризации

    Процессы на фондовой бирже. Не только политика, но и реальный сектор экономики повинен в реструктуризации финансово-промышленных групп в военной индустрии. В США развиты финансовые рычаги влияния на военно-промышленную отрасль, и среди них процессы на фондовой бирже стоят на первом месте. Первичным толчком к консолидационным слияниям послужило падение Берлинской стены в 1989 г. Фондовые игроки под…

    Космические энергетика, производство и медицина

    Широкое применение найдут системы орбитальных электростанций, осуществляющих энергоснабжение как космических, так и наземных объектов на промышленном уровне. Согласно разрабатываемой в настоящее время концепции энергоснабжения Земли из космоса, основанной на использовании солнечной энергии и передаче ее на Землю или КА в виде излучения микроволнового или оптического диапазона длин волн и предусматривающей постепенный перенос значительной части производства…

    Перспективные направления совершенствования энергетических и двигательных установок ракетно-космической техники

    Двигательные и энергетические установки (ЭУ) ракетно-космических комплексов относятся к числу наиболее трудоемких, сложных в отработке и производстве подсистем. Уровень энергомассового совершенства, ресурс активного функционирования, надежность, технико-экономические показатели ДУ и ЭУ во многом определяют функциональные возможности и технико-экономическую эффективность ракетно-космического комплекса в целом. Сроки разработки и отработки новых образцов ДУ и ЭУ весьма длительны — 5-7…

    Командно-измерительные пункты НКУ

    Наземная аппаратура радиотехнических систем НКУ, предназначенная для обмена информацией с КА, размещается на командно-измерительных пунктах. В составе НКУ обычно используются несколько КИПов. Они могут быть стационарными или подвижными (располагаться на плавучих судах, автомобилях, самолетах и т.п.). Место размещения КИПа на поверхности Земли существенно зависит от баллистической структуры орбитальной группировки управляемой космической системы, требований к точности…

    Международно-правовой режим военно-космической деятельности

    Международно-правовой режим, регламентирующий решение в космосе военных вопросов, не успевает за экспансивным развитием ракетно-космической техники и технологий. Принимаемые политические меры также до конца не способны обеспечить эффективный контроль за эволюцией космических вооружений, надежно заключая их в «прокрустово ложе» международных договоров и соглашений. Бурное развитие космических систем, усиление их роли в поддержании боеспособности современных вооруженных сил…

    Достижения космонавтики

    В докладе Правительству в 1954 г. о возможности разработки ИСЗ С.П. Королев писал: «По вашему указанию представляю докладную записку тов. Тихонравова М.К. «Об искусственном спутнике Земли…». В отчете о научной деятельности за 1954 г. С.П. Королев отмечал: «Мы полагали бы возможным провести эскизную разработку проекта самого ИСЗ с учетом ведущихся работ (особенно заслуживают внимания работы…

    Носители среднего класса Индии

    С 1986 г. фирмой «Хиндустан аэронотикс» под руководством ISRO в Индии осуществляется разработка трехступенчатой РН среднего класса GSLV (Geosynchronous Satellite Vehicle — РН для выведения спутников на геостационарную орбиту). Согласно проекту на первой ступени РН GSLV предполагается установить ЖРД индийского производства — РДТТ S-125, на второй — ЖРД индийского производства Vicas, на третьей — криогенный…

    Ресурсные причины реструктуризации

    В 1990 — 1992 гг. в США произошел спад производства в высокотехнологическом секторе промышленности (который включает и аэрокосмическую отрасль). Причина спада — сокращение государственных капиталовложений в науку и технику, осваиваемых промышленностью в порядке выполнения государственных программ. Если в 1987 г. эти вложения составляли 57,9 млрд. дол., то в 1996 г. — 47,4 млрд. дол. Из…

    Все права защищены ©2006-2023. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
    Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
     

    Невероятно, но факт!