Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Развитие и особенности системы средств выведения

Развитие и особенности системы средств выведения

Ракеты-носители на базе МБР Р-7Развитие средств выведения полезных грузов в космическое пространство (ракет-носителей) в нашей стране шло по нескольким направлениям. Первое направление, возникшее в 1957 г., связано с созданием ряда РН на базе межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7. Эта МБР была разработана в знаменитом ОКБ-1 (с 1966 г. – Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), с 1974 г. – НПО “Энергия”,в настоящее время – Ракетно-космическая корпорация (РКК) “Энергия” им. С.П. Королева). В рамках этого направления было создано более 15 модификаций РН: “Спутник”, “Восток”, “Молния”, “Союз”, в перспективе – РН “Ямал” (“Аврора”).

Новые варианты РН возникали, как правило, за счет установки на исходный “пакет” первой и второй ступеней Р-7 новых верхних ступеней и проведения минимальных конструктивных доработок остальных элементов. Удачные конструктивные решения,заложенные в базовую ракету Р-7, ее большой технический потенциал и высокий уровень надежности обеспечили носителям данного направления самую долгую жизнь на космодромах России. Развитием этого направления занимается Государственный космический центр “Прогресс” (до апреля 1996 г. – Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ),а в прошлом – Куйбышевский филиал ОКБ-1). В настоящее время проводится модернизация РН “Молния” и “Союз”, в результате которой появится новая ракета-носитель “Союз-2”.

Второе направление, возникшее в 1961 г.,было связано с созданием РН легкого класса на базе различных стратегических ракет. Головную роль в этом направлении играло НПО “Южное”, на котором были созданы два варианта РН “Космос” (рис. 2.2.2) на базе баллистических ракет Р-12 и Р-14, а также РН “Циклон-3” (11К69) и “Циклон-2” (11К68) на базе ракет Р-36 (8К67) и Р-36М (8К69). Эти РН обеспечивают выведение на низкую околоземную орбиту полезных грузов массой от 450 кг (РН “Космос-2”) до 3,6 т (РН “Циклон-3”) и остаются до сих пор наиболее совершенными в своем классе.

В 1965 г. в развитии отечественных ракет-носителей открылось новое, третье, направление, связанное с созданием РН тяжелого класса на базе баллистической ракеты УР-500. Головным в этом направлении являлось КБ “Салют”, долгое время известное как Первый филиал ОКБ-52 (в настоящее время КБ “Салют” входит в состав Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева). В КБ “Салют” было создано несколько вариантов РН тяжелого класса серии “Протон” с грузоподъемностью при выводе на низкую орбиту до 20 т, способных с разгонным блоком выводить полезные грузы на геостационарную орбиту с космодрома Байконур. В настоящее время Центром проводится модернизация РН этой серии,что позволит увеличить грузоподъемность еще на 2 т.

Четвертое направление (конец 1960-х гг.), головным в котором являлось ЦКБЭМ (ныне РКК “Энергия”), было связано с Старт ракеты-носителя "Космос"разработкой и созданием РН сверхтяжелого класса. Первой в этом классе была РН HI, планировавшаяся для реализации советской лунной программы. Несмотря на то что все проведенные пуски были неудачными и лунная программа была закрыта, именно эта РН проложила дорогу к созданию и успешному испытанию сверхтяжелой РН “Энергия” с грузоподъемностью более 100 т, которая предназначалась для выведения на орбиту многоразового орбитального корабля “Буран” и других крупногабаритных грузов. После нескольких удачных пусков, к сожалению, по ряду причин и эта программа была закрыта.

К середине 1970-х гг. уровень развития космической техники, характер решаемых ею задач, объем запусков космических аппаратов, степень влияния РН на окружающую среду достигли такого уровня,что носители,созданные на базе стратегических ракет, стали не в полной мере удовлетворять чисто космическим требованиям. В связи с этим возникла необходимость создания ракет-носителей нового поколения. В рамках данного направления отечественного космического ракетостроения была создана РН “Зенит”, успешный пуск которой был осуществлен в 1985 г. Головным в создании этого носителя являлось НПО “Южное” (г. Днепропетровск). РН “Зенит” обладает уникальными эксплуатационными характеристиками, высокой экономичностью, использует экологически чистое топливо и задумывалась как базовая для разработки унифицированного ряда РН различных классов.

После распада СССР РН “Зенит” стала “украинской”,хотя самостоятельно Украина производить ее не может,так как многие комплектующие элементы этой РН производятся на предприятиях России. С распадом СССР для России остро встал вопрос создания чисто российских РН, запускаемых с российских космодромов. В связи с этим в настоящее время в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева активно ведутся работы в рамках проекта “Ангара” по созданию семейства ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого классов на модульном принципе.

К сожалению, в последнее время в области использования и освоения космического пространства Россия стала частично утрачивать статус ведущей космической державы. В значительной мере это обстоятельство обусловлено изменившимся геополитическим и экономическим положением России и связанным с этим значительным сокращением ассигнований на космическую деятельность. Существующая российская система средств выведения включает в свой состав космические ракетные комплексы (КРК) легкого, среднего и тяжелого классов, базирующиеся на отечественном космодроме Плесецк и космодроме Байконур, арендуемом Россией у Республики Казахстан. В стадии создания находится новый российский космодром Свободный, с которого проведено два успешных пуска ракеты-носителя “Старт-1”.

Большинство эксплуатируемых в настоящее время ракетно-космических комплексов были созданы в 1960-1970-х гг. на базе комплексов боевых межконтинентальных баллистических ракет. К ним относятся комплексы ракет-носителей “Космос-3М”, “Циклон-2″,”Циклон-3″,”Союз-У”,”Молния-М” и “Протон-К”. В данных РН, за исключением РН “Союз” и “Молния”, применяются высокотоксичные компоненты топлива и элементная база, производство которой в настоящее время является весьма затруднительным, поскольку она морально устарела и к тому же ряд заводов-изготовителей находятся за пределами России. Производство РН “Циклон-2” и “Циклон-3” на Украине практически прекращено. Испытывает трудности и Россия с производством РН “Космос-3М”. Практически не восстанавливается неоднократно выработанный технический ресурс основных объектов наземной космической инфраструктуры – стартовых и технических комплексов. Под районы падения отделяющихся частей РН эпизодически выводится более 19 млн га земель, что не позволяет в полной мере использовать их в хозяйственном обороте.

Семейство ракет-носителей "Протон"В сложившихся условиях одной из актуальных задач для России является выбор рациональных направлений развития средств системы выведения и наземной космической инфраструктуры с учетом реальных возможностей экономики страны и с привлечением внебюджетных источников финансирования. Это позволит обеспечить дальнейшее осуществление космической деятельности в интересах обороноспособности и национальной безопасности, развития экономики, науки и международного сотрудничества. В настоящее время решение этой задачи связывается с поэтап-ным переходом от существующей системы средств выведения к перспективной системе нового поколения с высокими показателями экологичности, надежности и безопасности, способной обеспечить в XXI в. эффективное решение задач по запускам КА различного назначения.

Такой путь в наибольшей степени учитывает нынешнее состояние нашей экономики и позволит снизить затраты на все космические программы за счет реализации следующих направлений:

  • модернизация существующих космических ракетных комплексов “Союз-У”, “Протон-К” и завершение эксплуатации КРК с РН “Циклон-2″,”Циклон-3″,”Молния-М”,”Космос-3М” по мере использования имеющегося запаса этих РН;
  • создание КРК с ракетами-носителями легкого класса “Старт-1”, “Рокот”,”Стрела”,”Днепр” на базе снимаемых с вооружения МБР (в основном за счет внебюджетных источников финансирования), которые станут средствами выведения малых КА в переходный период – до создания универсальной ракеты-носителя легкого класса;
  • создание КРК нового поколения с ракетами-носителями легкого, среднего и тяжелого классов на космодроме Плесецк (в перспективе – на космодроме Свободный) на отечественной промышленной базе (с привлечением как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования).

В более отдаленной перспективе предполагается переход к средствам выведения с элементами многоразового использования (возвращаемые ракетные блоки, двигательные установки и др.). К таким средствам в первую очередь можно отнести всеазимутальные ракеты-носители, не требующие для своей эксплуатации отчуждения районов падения отделяющихся частей на суше. Проведенные исследования показывают, что с точки зрения технической реализации в настоящее время проблема ликвида-ции полей падения отделяющихся частей на суше наиболее просто может быть решена путем создания двухступенчатой РН, ракетные блоки первой ступени которой оснащаются системой спасения самолетного типа, обеспечивающей их возвращение в район старта после отделения от РН. При этом головной обтекатель и другие отделяющиеся фрагменты, например переходный отсек, выводятся за счет использования энергетики второй ступени на баллистическую траекторию с падением в акваторию Мирового океана.

Еще более дальняя перспектива развития средств выведения связывается с качественно новым и объективно обусловленным Концепция развития средств выведения в XXI в. на базе ракет-носителей ГКНПЦ им. М.В. Хруничеваэтапом в общем процессе освоения и использования космического пространства – переходом от одноразовых средств выведения к многоразовым космическим системам. Перспективные космические программы ввиду расширения и усложнения решаемых в их рамках задач становятся все более дорогими и ресурсоемкими. Все большую остроту приобретают проблемы вредного воздействия космических средств на окружающую среду, необходимости уменьшения засоренности околоземного космического пространства отработавшими элементами КА, ступеней РН и другими фрагментами ракетно-космической техники, сокращения площадей, отчуждаемых под поля падения отделяемых частей РН.

Одним из перспективных направлений решения указанных проблем является переход к использованию многоразовых космических систем, реализующих принцип многократного применения наиболее сложных и дорогостоящих элементов системы (разгонных ступеней, орбитальных кораблей, маршевых ДУ и др.) и их важнейших комплектующих. Новые свойства и качества, которые потенциально могут быть реализованы в концепции перспективных многоразовых космических систем (всеазимутальность запуска, реализация значительного параллакса на этапе выведения, возможность изменения параметров орбиты функционирования путем осуществления маневров орбитальной ступени с погружением в плотные слои атмосферы, возможность осуществления управляемого спуска с орбиты с использованием развитых аэродинамических поверхностей орбитальной ступени и др.), позволяют рассматривать их применение не только в рамках перспективной системы выведения, но и в качестве средств, эффективно дополняющих целевые космические комплексы и системы на основе постоянно действующих орбитальных группировок.

Состояние и развитие орбитальных станций

Орбитальные средства в зависимости от их принадлежности условно могут быть разделены на несколько больших групп: гражданские КА, коммерческие КА и военные КА. Эти группы, в свою очередь, можно разбить на подгруппы КА по целевому назначению: КА связи, КА дистанционного зондирования Земли, КА навигационного обеспечения, К А метеорологического обеспечения, исследовательские и экспериментальные КА, пилотируемые КА, разведывательные…

Общая характеристика зарубежных комплексов управления КА

Сети слежения за КА (наземные комплексы управления – НКУ, по отечественной терминологии командно-измерительные комплексы – КИК) начали создаваться за рубежом в конце 1950-х гг., с запуском первых КА США. До середины 1960-х гг. НКУ существовали только в США и в СССР. В дальнейшем НКУ были созданы другими странами, международными консорциумами и отдельными частными фирмами. В…

Надежность – основа эффективности функционирования космических систем будущего.

Одним из основных факторов, влияющих на эффективность использования космических систем, является их надежность. В период 1950-1980 гг. недостаточно высокий уровень надежности космических средств, прежде всего ракет-носителей и космических аппаратов, приводил к большому числу аварий и в значительной степени сдерживал развитие ракетно-космической отрасли, использование ее достижений в научных и прикладных програм-мах, развитие международного рынка космических изделий…

Космические биотехнологии и генная инженерия

Новые результаты, интересные с научной точки зрения и имеющие перспективу промышленного использования, получены в области биотехнологий. Благодаря выращиванию в космосе достаточно больших и совершенных монокристаллов протеинов значительно ускоряется определение трехмерной молекулярной структуры бел ков, что позволяет эффективно проводить работу по целенаправленной перестройке белков методами генной инженерии и значительно (в 3-5 раз) сокращать затраты времени и…

Перспективные направления совершенствования химических ракетных двигателей

На настоящем этапе развития космических транспортных средств сложилась ситуация, когда возможности по совершенствованию химических ракетных двигателей традиционных типов (на основе стационарных или медленно протекающих рабочих процессов) практически полностью исчерпаны и ограничены незначительным улучшением энергомассовых характеристик, достигаемым, как правило, в ущерб надежности, безопасности и экологичности. Качественный скачок в развитии космических транспортных средств может быть достигнут путем…

Опыт создания и эксплуатации отечественных наземных комплексов управления КА

До начала 1990-х гг. единым генеральным заказчиком космической техники и средств управления КА являлось Министерство обороны. НКУ всех КА научного, социально-экономического и военного назначения создавались в рамках наземного автоматизированного комплекса управления (НАКУ) Минобороны, под которым понимается вся совокупность наземных комплексов управления различными типами КА. Это позволяло применять многопунктную технологию управления КА, при которой расширялась зона…

Юридическое содержание принципа сотрудничества в международном космической праве

Влияние норм международного космического права на сотрудничество государств в деле исследования и использования космоса выражается в регулировании конкретных отношений между государствами, возникающих при осуществлении совместного исследования и использования космического пространства. Особая роль международного сотрудничества в данной области диктует необходимость выявления четкого юридического содержания его ключевых правовых принципов. Осуществление международного сотрудничества в разрешении различных международных проблем…

Основные направления развития орбитальных средств

Новые технологии, носящие революционный характер, существенным образом повлияют на облик, характеристики и стоимостные показатели орбитальных средств XXI в. Эксперты выделяют следующие основные направления, определяющие разработки перспективных КА: Бортовая обработка, источники питания, средства связи. Новые принципы использования КА, заключающиеся в оплате потребителями услуг только тогда, когда они ими пользуются, повлекли за собой необходимость создания бортовых средств…

Многоразовые транспортные космические системы

В настоящее время в мире существует одна действующая многоразовая космическая система – американская Space Shuttle. Регулярные эксплуатационные запуски МТКС начались в ноябре 1982 г. По состоянию на 1 января 1999 г. осуществлено 93 полета, один из которых (двадцать пятый) завершился катастрофой МТКС с утратой орбитальной ступени (ОС) Challenger. МТКС Space Shuttle представляет собой двухступенчатую ракетную…

Обеспечение надежности перспективных средств выведения

В настоящее время в ведущих ракетно-космических странах мира проводятся интенсивные работы по созданию перспективных средств выведения. Позади длительный, сорокалетний (1957-1997 гг.) период создания ракет-носителей на основе боевых ракет. Значительное числомодификаций базовых моделей, разработанных в отмеченный период, созданы путем модернизации отдельных элементов РН в рамках установленных компоновочных схем. Эволюционный период совершенствования РН завершается, потенциальные возможности старых…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru