Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Система дистанционного энергоснабжения

Система дистанционного энергоснабжения

В перспективе наиболее пред почтительным, не требующим топлива и экологически чистым способом энергоснабжения представляется преобразование солнечной энергии. Сохранение среды обитания, включая околоземное космическое пространство, также должно явиться одной из важнейших целей космической деятельности. Весьма актуальны разработка и реализация ряда целевых программ, ориентированных на ослабление и ликвидацию негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду с помощью ракетно-космических средств и систем.

К задачам таких программ следует отнести:

  • сохранение и восстановление озонового слоя;
  • удаление особо опасных отходов промышленности и энергетики в космическое пространство;
  • очистку околоземного космоса от осколков и фрагментов техногенного происхождения.

Для выполнения энергетических и экологических программ потребуется существенное качественное повышение технико-экономической эффективности применения средств РКТ, что будет сопряжено с необходимостью решения большого круга сложных научно-технических, технологических и организационных проблем. Согласно разрабатываемой в настоящее время концепции энергоснабжения Земли из космоса, основанной на преобразовании солнечной энергии и передаче ее на Землю в виде излучения микроволнового или оптического диапазона длин волн и предусматривающей постепенный перенос значительной части получения электроэнергии в космос, средства РКТ будут играть определяющую роль в производстве электроэнергии.

Разработка и внедрение технологии бесконтактной передачи энергии с помощью электромагнитного излучения уже длительное время входят в число наиболее актуальных проблем, определяющих перспективы развития многих отраслей народного хозяйства. Применительно к потребностям космической деятельности необходимость решения этих проблем связана с тенденцией увеличения уровней энергопотребления создаваемых КА и сроков их активного существования. Система дистанционного энергоснабжения (СДЭ) является эффективной альтернативой автономным бортовым энергоустановкам, так как позволит улучшить массогабаритные характеристики КА, уменьшить парусность объектов, снизить частоту коррекции орбиты и, как следствие, величину необходимого импульса корректирующих двигательных установок.

Возможными потребителями системы дистанционного энергоснабжения могут быть:

  • орбитальные группировки КА различного назначения;
  • единичные КА с высоким уровнем энергопотребления (в перспективе и пилотируемые КА типа МКС);
  • планетные (лунные, марсианские) базы и самоходные роботы;
  • разгонные ДУ КА на участке перевода с низких на высокие рабочие орбиты и маршевые ДУ КА для исследования дальнего космоса на участке разгона в околоземном пространстве.

Кроме того, энерголуч может использоваться для восстановления озонового слоя земной атмосферы, ликвидации метеоритов и фрагментов снятых с эксплуатации КА, а также для других целей. В ЦНИИМаш проработан проектный облик универсальной (пригодной для любого типа потребителя) и многоцелевой (способной работать одновременно с несколькими потребителями) космической электростанции СДЭ. При использовании СВЧ-излучения для передачи энергии масса станции достигнет 20 т, что позволит осуществить ее выведение одним пуском перспективной тяжелой РН “Ангара”. Электростанция будет иметь в развернутом положении максимальный размер по оси силовой рамы 52 м и максимальный размах крыльев солнечных батарей (СБ) 517 м.

Перспективная солнечная батареяГабариты каждого из двух крыльев СБ 16×256 м. Мощность собираемого ими солнечного излучения равна 11,206 МВт, а электрическая мощность на выходе СБ при КПД 12-28 % составит 1,344-3,138 МВт. Мощность передаваемого с электростанции СВЧ-излучения при использовании современных СБ будет равна 1,1 МВт, а для перспективных 2,7 МВт. Удельная масса солнечной космической электростанции мощностью более 1 МВт, включая комбинированные пленочные солнечные батареи со сверхвысокочастотными излучателями, по оценкам специалистов,будет составлять около 5 кг/кВт.

Электростанция рассчитана на однократное использование и после выработки своего ресурса подлежит уводу с рабочей орбиты и ликвидации. Ее обслуживание заключается в периодической дозаправке топливными компонентами комплексной двигательной установки системы управления, ориентации и стабилизации (КДУ СУОС). Однако в случае выхода из строя в течение срока эксплуатации электростанции определенных элементов, например агрегатов системы трансформации солнечной энергии в СВЧ-излучение, или блоков передающей антенны, ремонтные операции с которыми доступны автоматическим сервисным аппаратам, они могут заменяться новыми. Замена СБ в случае их повреждения представляется нерентабельной, так как их масса составляет до 70 % от общей массы электростанции и их доставка на станцию практически равносильна выведению новой станции.

Конструктивно-компоновочная схема электростанции построена на базе контейнера полезной нагрузки РН “Протон-М” с диаметром обтекателя 5 м и высотой до 20 м. Основная идея заключается в использовании элементов конструкции контейнера в качестве несущих конструкций электростанции. Боковая обечайка используется как несущая основа передающей антенны – активной фазированной антенной решетки для СВЧ-луча. В объеме головного обтекателя размещаются КДУ СУ ОС и служебные системы электростанции.

Компоновочная схема включает в себя:

  • силовую раму;
  • систему сбора солнечной энергии;
  • систему преобразования и передачи электроэнергии от СБ к передающей антенне;
  • систему формирования и передачи энерголуча;
  • систему управления ориентацией и стабилизацией;
  • систему слежения за положением КА-потребителей и связи с ними по пилот-сигналу;
  • систему связи электростанции с наземными (напланетными) службами.

Расчеты, выполненные для электростанции с лазерной системой передачи, показал и, что она не может быть выведена одним пуском РН “Протон-М”, так как ее минимальная общая масса (при излучаемой мощности всего в 185 кВт) практически на 30 % превышает массу полезной нагрузки носителя, причем свыше 50 % массы электростанции составляют лазерные генераторы луча, система их охлаждения и излучающая антенна.

Конструкция электростанции СДЭ может рассматриваться и как основа для создания энергетического модуля контактного снабжения перспективных энергоемких космических систем типа МКС, суммарная мощность энергосистемы которой составляет 400 кВт. Реализация такого модуля достаточно проста и дешева. Он отличается от электростанции СДЭ в основном отсутствием системы генерации СВЧ-излучения и передающей антенны и наличием системы развертывания контактного кабель-троса. Создание энергомодуля, с одной стороны, позволит более обоснованно подойти к проектированию и доводке конструкции электростанции СДЭ. С другой стороны, с его применением значительно уменьшатся парусность МКС и связанные с ней вибрационные нагрузки. Улучшатся в целом прочностные и динамические характеристики конструкции МКС. Энергомодуль и МКС – крупногабаритные, тяжелые объекты,скрепляемые между собой нежестко, образующие тросовую орбитальную сборку. Расстояние между ними определяется исходя из соображений безопасности и возможностей кабель-троса, автоматически подсоединяемого к МКС (с помощью малого сервисного КА). Учитывая, что в США разрабатывался проект энергомодуля для жесткой стыковки с Shuttle, а перспективная пилотируемая станция создается в рамках международной кооперации,такой энергомодуль может представлять интерес для всех стран-партнеров и работы по нему могут быть начаты уже в ближайшее время. В дальнейшем, по мере практической отработки конструкции электростанции и технологии лучевой передачи энергии, пилотируемые станции, в том числе и МКС, могут стать потребителями СДЭ.

Одна из проблем, непосредственно связанная с энергодвигательным обеспечением, состоит в организации больших, на порядок и более превышающих современный уровень, грузопотоков с земной поверхности на орбиты искусственных спутников Земли, а в дальнейшем – при полномасштабном развертывании системы энергоснабжения Земли из космоса – на окололунные орбиты и на поверхность Луны. Очевидно, что для решения этой проблемы также потребуется значительное повышение технико-экономической эффективности средств выведения объектов в космос, их межорбитальной транспортировки и транспортно-технического обслуживания при соблюдении условий охраны окружающей среды. Это, в свою очередь, определяет необходимость разработки высоконадежных, экономичных и экологически безопасных ракет-носителей, разгонных блоков, межорбитальных буксиров и других средств РКТ, а также соответствующих ДУ и ЭУ.

Тяжелые носители Европейского космического агентства

При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 – новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается…

Средства управления КА Японии

Национальное управление Японии по космосу NASDA (НАСДА) разрабатывает и эксплуатирует КА связи, ДЗЗ, метеообеспечения и другие, имеющие двойное назначение. Научные КА ведет Институт авиационно-космических исследований ISAS (ИСАС). Обе организации имеют собственные ЦУ КА и КИПы. Однако на некоторых КИПах, расположенных вне территории Японии, по-видимому, установлены средства обеих организаций, которые при необходимости используются совместно. Здесь НКУ…

Развитие и совершенствование методологии задания требований, оценки, контроля и обеспечения качества и надежности космических систем и их составных частей

Существенное возрастание сложности РКТ, разработка КА длительного функционирования и высокие требования к безотказности внесли принципиальные изменения в методологию обеспечения и контроля их надежности. Основное внимание при обеспечении и контроле надежности РКТ было направлено на анализ причин потенциальных и имевших место при испытаниях отказов, разработку эффективных мероприятий по их предупреждению. Основные принципы современной методологии обеспечения и…

Ракеты-носители, создаваемые на базе снимаемых с вооружения МБР

Ракета-носитель “Старт-1” создана Научно-техническим центром (НТЦ) “Комплекс” Московского института теплотехники (МИТ), который хорошо известен как создатель межконтинентальных баллистических ракет, в том числе МБР “Тополь” (SS-25), ставшей прообразом нового носителя. РН “Старт-1” предназначена для вывода малых космических аппаратов на низкие околоземные орбиты. Уже было проведено два успешных пуска этой ракеты-носителя с космодрома Свободный с экспериментальным КА…

Сравнительная оценка вариантов стартовых комплексов

Стартовый комплекс – это составная часть космического комплекса, предназначенная для проведения предстартовой подготовки средств выведения и космических объектов и осуществления их пуска. Стартовые комплексы различаются по следующим признакам: класс ракеты-носителя: легкий; средний; тяжелый; сверхтяжелый; способ сборки и транспортировки: горизонтальная; вертикальная; метод подготовки ракеты космического назначения: фиксированный; мобильный; смешанный; место дислокации: материковый (наземный, заглубленный и подземный);…

Современное состояние и перспективы международно-правового регулирования космической деятельности

Объективный ход мирового развития привел к тому, что космическое пространство стало, с одной стороны, сферой столкновения национальных интересов различных государств, а с другой – ареной расширяющегося международного сотрудничества. Фактически сегодня мир вступает в новую фазу геополитического противоборства – в фазу борьбы за достижение стратегического превосходства в космическом пространстве, проявляющегося в экономической, социально-политической и военной областях….

Тяжелые носители Японии

В рамках реализации новых космических программ NASDA работает над усовершенствованием РН Н2 – созданием более мощной модификации РН Н2А (“Эйч2А”). На первой ступени этой РН предполагается установить криогенный ЖРД LE-7A, a на второй – криогенный ЖРД LE-5B. В качестве навесных ускорителей должны быть установлены те же два навесных ускорителя, что и на РН Н2. РН…

Средства управления КА международных консорциумов и коммерческих фирм

Ряд коммерческих частных фирм эксплуатируют около 10 систем спутниковой связи. К числу таких систем относятся: Intelsat, Galaxy, Telstar, Panamsat, Inmarsat, Iridium, GlobalStar и др. Зона действия систем может быть глобальной или региональной (территория США и заданных районов) в зависимости от числа КА, используемых в системе. Как правило, фирмы имеют собственные малопунктные наземные комплексы, осуществляющие управление…

Опыт и принципы космического страхования

В России космическое страхование появилось в начале 1990-х гг. Этот период для космической деятельности характеризуется расширением практики создания и эксплуатации космических систем и комплексов на коммерческой основе, выходом ряда предприятий ракетно-космической отрасли на внешний рынок. В связи с этим актуальными становятся вопросы повышения экономической защиты космических проектов, прежде всего за счет созда-ния эффективно действующей системы…

Перспективные ракеты-носители

Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева в рамках программы “Ангара” ведет разработку целого ряда ракет-носителей, ключевым звеном которой является создание ракеты-носителя тяжелого класса – носителя XXI в. как транспортной основы космической программы России. ОКР по созданию семейства РН “Ангара” проводится на основании Указа Президента РФ № 14 от 6 января 1995 г. “О создании…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru