Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Опыт и принципы космического страхования

Опыт и принципы космического страхования

В России космическое страхование появилось в начале 1990-х гг. Этот период для космической деятельности характеризуется расширением практики создания и эксплуатации космических систем и комплексов на коммерческой основе, выходом ряда предприятий ракетно-космической отрасли на внешний рынок. В связи с этим актуальными становятся вопросы повышения экономической защиты космических проектов, прежде всего за счет созда-ния эффективно действующей системы страхования. Накопленный опыт и сформировавшиеся принципы космического страхования рассмотрены на примере деятельности страховой группы «Мегарусс».

«Мегарусс» — одна из страховых компаний, стоявших у истоков создания российского космического страхования. Она была основана 10 октября 1992 г. С созданием в 1995 г. дочерней компании «Мегарусс-Д» и покупкой контрольного пакета акций коммерческого банка «Старый Кремль» была образована страховая группа «Мегарусс». Основное направление деятельности страховой группы «Мегарусс» — реализация программ страхования рисков ракетно-космической деятельности, разработка консолидированных программ экономической защиты и координация крупных рисков.

Отметим следующие основные этапы и периоды становления страховой группы «Мегарусс»:

  • 1994-1996 гг. Страховая группа «Мегарусс» разработала комплекс собственных мер по минимизации финансовых рисков, которые могут возникнуть при запусках космических аппаратов. Группа уже тогда стала брать на себя функции организатора экономической защиты космических проектов. Для каждого из них разрабатывалась консолидированная программа управления рисками, которая позволяла всесторонне оценить возможности возникновения страхового случая и предложить оптимальную экономическую защиту участников космических проектов. Кроме того,для повышения надежности космических программ «Мегарусс» использовала резерв предупредительных мероприятий. Это давало возможность оплачивать внеплановую работу, направленную на проведение превентивных мероприятий по снижению рисков.

Группа в то время активно искала наиболее рациональные схемы страхования,стремясь максимально совершенствовать меры по экономической защите космической деятельности. «Мегарусс» использует новую схему страхования, которая стала «ноу-хау» группы. Выступая в качестве координатора-перестраховщика, она при-влекает к участию в распределении рисков российских и зарубежных коллег. Предварительно схема была испытана при реализации ряда крупных международных проектов. Главными достоинствами такой схемы явилось повышение надежности страхования и качества программ защиты, а также снижение суммы страховки за счет сокращения числа посредников.

Методы и стиль работы «Мегарусс» были привлекательны для страхователей, а с увеличением числа международных коммерческих проектов и программ и необходимостью их страховой защиты ведущие разработчики и производители ракетно-космической техники страны стали нуждаться в надежных отечественных страховщиках.

  • 1996 г. Началось активное сотрудничество страховой группы «Мегарусс» с одним из лидеров российского ракетостроения — Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева. В том году были застрахованы первые три коммерческие проекта по запуску иностранных космических аппаратов с помощью ракеты-носителя «Протон»: Astra-lF, Inmarsat-3 и Unamsat-B.

1996 г. не был безоблачным для группы, и она осуществила первую крупную выплату страхового возмещения в размере 2,7 млн дол. межотраслевой ассоциации «Совинформспутник» за спутник серии «Космос», потерпевший катастрофу в результате аварии ракеты-носителя «Союз» при запуске с космодрома Байконур. Благодаря страховке на финансовые средства, полученные от страховой группы «Мегарусс», работы по проекту были продолжены, и он был благополучно завершен в 1998 г.

  • 1997 г. Страховой группой и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева было заключено уже шесть договоров на страхование космических проектов и программ (Telestar-5, Iridium-l, Panamsat-5, Iridium-2, Astra-lG, Asiasat-3). Один из запусков ракеты-носителя «Протон» с КА Asiasat-З на борту оказался аварийным, и «Мегарусс» выплатила страховое возмещение в размере 4,35 млн. дол.
  • В 1998-2000 гг. сотрудничество между ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и страховой группой продолжает успешно развиваться, были заключены договора на страхование новых международных космических проектов и программ, среди них: Nimique, Garuda, Astra-lH, CD Radio-l, CD Radio-2, CD Radio-3, GE-l, GE-6 и др. Всего за этот период было застраховано 14 проектов и программ, а общее их число за годы сотрудничества достигло 23.

В июле 1999 г. произошла авария ракеты-носителя «Протон» со спутником «Радуга» на борту. Тогда страховая группа «Мегарусс» выплатила рекордное для себя возмещение на сумму 15 млн. дол. Эта выплата еще раз подтвердила, что роль страхового обеспечения при реализации многочисленных проектов и программ непрерывно возрастает из-за значительных затрат, направляемых на их осуществление, как и необходимость экономического возмещения в случае финансовых потерь, которые могут понести и несут владельцы космической техники.

Для страховой группы «Мегарусс» отмеченный период характеризуется разработкой новых страховых продуктов и совершенствованием спектра страховых услуг. Так, в 1999 г. она выступила со страховым продуктом,новизна которого заключается в факте страхования гражданской ответственности перед третьими лицами не только вне штатных полей падения (т.е. в соответствии с международной Конвенцией 1972 г.),но и в самих полях падения отделяющихся частей ракет при аварийных запусках.

Очередное «ноу-хау» группы оказалось успешно проверенным на практике. В результате нештатного запуска РН «Зенит» с двенадцатью КА GlobalStar и падения их фрагментов был нанесен ущерб лесам Хакасии и Алтая. Страховой группе «Мегарусс» удалось создать в мировой практике космического страхования прецедент выплаты страхового возмещения при аварийном запуске в полях падения на суше,что имеет для России,космодромы которой находятся в континентальной части земной поверхности, а не на побережье океанов, первостепенное значение.

Два последних года для мирового космического рынка стали периодом роста ставок,величина которых зависит от баланса доходов и потерь страховщиков,а также от объема предложений на страховом рынке. И здесь «Мегарусс» сказала свое веское слово в пользу российских разработчиков и производителей ракетно-космической техники и отечественного страхового космического рынка.

Страховая группа «Мегарусс»,которой принадлежит лидерство в страховании предстартовой подготовки и запусков,первой в России перешла от страхования единичных разрозненных рисков к страхованию, консолидированному по видам и пакетному по числу рисков космической деятельности. Такой подход был реализован в форме генеральных полисов по соответствующей классификации, что позволило снизить страховые ставки в среднем на 10…15 %. Ярким примером экономической выгоды такой позиции для страхователей явился факт сохранения до конца 2000 г. ставки на страхование запуска РКН «Протон» в размере 9,8…12,5 %,в то время как по страховому размещению 51-го запуска Ariane-4 (после пятидесяти успешных подряд) ставка возросла до 25 %.

Страховая группа «Мегарусс» динамично развивается,постоянно накапливая бесценный опыт работы. Развитые страховые и финансовые технологии, постоянный поиск передового и прогрессивного в космическом и других видах страхования, высококвалифицированный персонал и безупречная деловая репутация — вот те качественные составляющие, которыми сегодня обладает «Мегарусс» для дальнейшего поступательного роста, продвижения на страховом рынке, расширения сферы деятельности.

Тесные деловые связи и контакты с предприятиями и центрами разработки, производства и эксплуатации ракетно-космической техники способствуют решению общих задач. Расширение и углубление такого сотрудничества с Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева служит интересам развития отечественного ракетостроения и освоения рынка космических услуг.

Основные направления развития орбитальных средств

Новые технологии, носящие революционный характер, существенным образом повлияют на облик, характеристики и стоимостные показатели орбитальных средств XXI в. Эксперты выделяют следующие основные направления, определяющие разработки перспективных КА: Бортовая обработка, источники питания, средства связи. Новые принципы использования КА, заключающиеся в оплате потребителями услуг только тогда, когда они ими пользуются, повлекли за собой необходимость создания бортовых средств…

Многоразовые транспортные космические системы

В настоящее время в мире существует одна действующая многоразовая космическая система — американская Space Shuttle. Регулярные эксплуатационные запуски МТКС начались в ноябре 1982 г. По состоянию на 1 января 1999 г. осуществлено 93 полета, один из которых (двадцать пятый) завершился катастрофой МТКС с утратой орбитальной ступени (ОС) Challenger. МТКС Space Shuttle представляет собой двухступенчатую ракетную…

Обеспечение надежности перспективных средств выведения

В настоящее время в ведущих ракетно-космических странах мира проводятся интенсивные работы по созданию перспективных средств выведения. Позади длительный, сорокалетний (1957-1997 гг.) период создания ракет-носителей на основе боевых ракет. Значительное числомодификаций базовых моделей, разработанных в отмеченный период, созданы путем модернизации отдельных элементов РН в рамках установленных компоновочных схем. Эволюционный период совершенствования РН завершается, потенциальные возможности старых…

Обеспечение астероидной безопасности

Столкновение Земли даже с небольшими по земным представлениям небесными телами (диаметром от сотен метров до одного километра) может привести к серьезным экологическим последствиям, а при их больших размерах поставить человечество на грань исчезновения. Археологические исследования позволяют выдвинуть гипотезу о существовании подобных фактов в истории Земли. В этой связи обеспечение астероидной безопасности будет одной из важнейших…

Электроракетные двигатели

Практические работы над электроракетными двигателями, начатые в 1970-е гг., были связаны с ограниченными возможностями бортовых энергоустановок КА, максимальная электрическая мощность которых составляла около 1 кВт. Такой уровень мощности и предъявляемые к ЭРД требования обусловили целесообразность разработки стационарных плазменных двигателей (СПД) на основе холловского ускорителя плазмы с замкнутым дрейфом электронов. Первые образцы СПД были выполнены в…

Существующая структура наземных комплексов и средств управления КА

Для управления космическими аппаратами различного назначения в Российской Федерации в основном используется наземный автоматизированный комплекс управления Минобороны. Кроме того, для управления некоторыми КА научного и социально-экономического назначения, обеспечения полетов КА пилотируемых программ и управления коммерческими КА используются комплексы и средства Росавиакосмоса, а также комплексы и средства ряда других государственных ведомств и коммерческих организаций. НАКУ МО…

В заключении о космосе

Одновременная смена веков и тысячелетий — уникальный временной период,который характеризуется определяющими историческими поворотами в развитии человечества. Такова «магия» чисел. В это время подводятся итоги деятельности в областях знаний, определяющих прогресс человечества, и оцениваются перспективы их последующего развития. Не миновала сия участь и космонавтику. Бурное развитие космонавтики во второй половине XX в. значительно ускорило научно-технический прогресс….

Средства связи

В настоящее время рынок телекоммуникаций развивается весьма динамично — его объем в 1998 г. превысил 1 трлн дол. При этом объем космического сегмента рынка телекоммуникаций составил примерно 27 млрд дол., или 2,3 % от всего мирового рынка. Однако в течение 10 лет прогнозируется рост удельной доли космического сегмента до 6 %. Это означает, что среднегодовые…

Комплексы управления КА США

В США средства управления КА военного и двойного назначения эксплуатируют МО, НАСА и Управление по исследованию атмосферы и океанов НОАА (NOAA) Министерства торговли. В США формальное разделение космической программы на гражданскую и военную произошло в начале 1960-х гг. К 1964 г. сформировался НКУ военной навигационной системы Transit. С запуском первых разведывательных КА типа Samos и…

Достигнутый уровень долговечности КА зарубежных стран

Анализ развития РКТ зарубежных стран в течение 1970-1990-х гг. позволяет сделать следующие выводы. В США для КС связи и ретрансляции, навигации, системы раннего предупреждения о ракетном нападении и радиотехнической разведки созданы КА с расчетными сроками активного существования 7…10 лет (DSCS-2, DSCS-3, Leasat, Fleetsatcom, TDRSS, Navstar). Это позволяет развертывать космические системы в штатном составе на весь…

Все права защищены ©2006-2025. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!