Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Космос / Опыт и принципы космического страхования

Опыт и принципы космического страхования

В России космическое страхование появилось в начале 1990-х гг. Этот период для космической деятельности характеризуется расширением практики создания и эксплуатации космических систем и комплексов на коммерческой основе, выходом ряда предприятий ракетно-космической отрасли на внешний рынок. В связи с этим актуальными становятся вопросы повышения экономической защиты космических проектов, прежде всего за счет созда-ния эффективно действующей системы страхования. Накопленный опыт и сформировавшиеся принципы космического страхования рассмотрены на примере деятельности страховой группы “Мегарусс”.

“Мегарусс” – одна из страховых компаний, стоявших у истоков создания российского космического страхования. Она была основана 10 октября 1992 г. С созданием в 1995 г. дочерней компании “Мегарусс-Д” и покупкой контрольного пакета акций коммерческого банка “Старый Кремль” была образована страховая группа “Мегарусс”. Основное направление деятельности страховой группы “Мегарусс” – реализация программ страхования рисков ракетно-космической деятельности, разработка консолидированных программ экономической защиты и координация крупных рисков.

Отметим следующие основные этапы и периоды становления страховой группы “Мегарусс”:

  • 1994-1996 гг. Страховая группа “Мегарусс” разработала комплекс собственных мер по минимизации финансовых рисков, которые могут возникнуть при запусках космических аппаратов. Группа уже тогда стала брать на себя функции организатора экономической защиты космических проектов. Для каждого из них разрабатывалась консолидированная программа управления рисками, которая позволяла всесторонне оценить возможности возникновения страхового случая и предложить оптимальную экономическую защиту участников космических проектов. Кроме того,для повышения надежности космических программ “Мегарусс” использовала резерв предупредительных мероприятий. Это давало возможность оплачивать внеплановую работу, направленную на проведение превентивных мероприятий по снижению рисков.

Группа в то время активно искала наиболее рациональные схемы страхования,стремясь максимально совершенствовать меры по экономической защите космической деятельности. “Мегарусс” использует новую схему страхования, которая стала “ноу-хау” группы. Выступая в качестве координатора-перестраховщика, она при-влекает к участию в распределении рисков российских и зарубежных коллег. Предварительно схема была испытана при реализации ряда крупных международных проектов. Главными достоинствами такой схемы явилось повышение надежности страхования и качества программ защиты, а также снижение суммы страховки за счет сокращения числа посредников.

Методы и стиль работы “Мегарусс” были привлекательны для страхователей, а с увеличением числа международных коммерческих проектов и программ и необходимостью их страховой защиты ведущие разработчики и производители ракетно-космической техники страны стали нуждаться в надежных отечественных страховщиках.

  • 1996 г. Началось активное сотрудничество страховой группы “Мегарусс” с одним из лидеров российского ракетостроения – Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева. В том году были застрахованы первые три коммерческие проекта по запуску иностранных космических аппаратов с помощью ракеты-носителя “Протон”: Astra-lF, Inmarsat-3 и Unamsat-B.

1996 г. не был безоблачным для группы, и она осуществила первую крупную выплату страхового возмещения в размере 2,7 млн дол. межотраслевой ассоциации “Совинформспутник” за спутник серии “Космос”, потерпевший катастрофу в результате аварии ракеты-носителя “Союз” при запуске с космодрома Байконур. Благодаря страховке на финансовые средства, полученные от страховой группы “Мегарусс”, работы по проекту были продолжены, и он был благополучно завершен в 1998 г.

  • 1997 г. Страховой группой и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева было заключено уже шесть договоров на страхование космических проектов и программ (Telestar-5, Iridium-l, Panamsat-5, Iridium-2, Astra-lG, Asiasat-3). Один из запусков ракеты-носителя “Протон” с КА Asiasat-З на борту оказался аварийным, и “Мегарусс” выплатила страховое возмещение в размере 4,35 млн. дол.
  • В 1998-2000 гг. сотрудничество между ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и страховой группой продолжает успешно развиваться, были заключены договора на страхование новых международных космических проектов и программ, среди них: Nimique, Garuda, Astra-lH, CD Radio-l, CD Radio-2, CD Radio-3, GE-l, GE-6 и др. Всего за этот период было застраховано 14 проектов и программ, а общее их число за годы сотрудничества достигло 23.

В июле 1999 г. произошла авария ракеты-носителя “Протон” со спутником “Радуга” на борту. Тогда страховая группа “Мегарусс” выплатила рекордное для себя возмещение на сумму 15 млн. дол. Эта выплата еще раз подтвердила, что роль страхового обеспечения при реализации многочисленных проектов и программ непрерывно возрастает из-за значительных затрат, направляемых на их осуществление, как и необходимость экономического возмещения в случае финансовых потерь, которые могут понести и несут владельцы космической техники.

Для страховой группы “Мегарусс” отмеченный период характеризуется разработкой новых страховых продуктов и совершенствованием спектра страховых услуг. Так, в 1999 г. она выступила со страховым продуктом,новизна которого заключается в факте страхования гражданской ответственности перед третьими лицами не только вне штатных полей падения (т.е. в соответствии с международной Конвенцией 1972 г.),но и в самих полях падения отделяющихся частей ракет при аварийных запусках.

Очередное “ноу-хау” группы оказалось успешно проверенным на практике. В результате нештатного запуска РН “Зенит” с двенадцатью КА GlobalStar и падения их фрагментов был нанесен ущерб лесам Хакасии и Алтая. Страховой группе “Мегарусс” удалось создать в мировой практике космического страхования прецедент выплаты страхового возмещения при аварийном запуске в полях падения на суше,что имеет для России,космодромы которой находятся в континентальной части земной поверхности, а не на побережье океанов, первостепенное значение.

Два последних года для мирового космического рынка стали периодом роста ставок,величина которых зависит от баланса доходов и потерь страховщиков,а также от объема предложений на страховом рынке. И здесь “Мегарусс” сказала свое веское слово в пользу российских разработчиков и производителей ракетно-космической техники и отечественного страхового космического рынка.

Страховая группа “Мегарусс”,которой принадлежит лидерство в страховании предстартовой подготовки и запусков,первой в России перешла от страхования единичных разрозненных рисков к страхованию, консолидированному по видам и пакетному по числу рисков космической деятельности. Такой подход был реализован в форме генеральных полисов по соответствующей классификации, что позволило снизить страховые ставки в среднем на 10…15 %. Ярким примером экономической выгоды такой позиции для страхователей явился факт сохранения до конца 2000 г. ставки на страхование запуска РКН “Протон” в размере 9,8…12,5 %,в то время как по страховому размещению 51-го запуска Ariane-4 (после пятидесяти успешных подряд) ставка возросла до 25 %.

Страховая группа “Мегарусс” динамично развивается,постоянно накапливая бесценный опыт работы. Развитые страховые и финансовые технологии, постоянный поиск передового и прогрессивного в космическом и других видах страхования, высококвалифицированный персонал и безупречная деловая репутация – вот те качественные составляющие, которыми сегодня обладает “Мегарусс” для дальнейшего поступательного роста, продвижения на страховом рынке, расширения сферы деятельности.

Тесные деловые связи и контакты с предприятиями и центрами разработки, производства и эксплуатации ракетно-космической техники способствуют решению общих задач. Расширение и углубление такого сотрудничества с Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева служит интересам развития отечественного ракетостроения и освоения рынка космических услуг.

Носители тяжелого класса

Носителями тяжелого класса из числа зарубежных стран располагают США, страны Европейского космического агентства (ЕКА) и Япония. Первые тяжелые носители были созданы американцами в 1964-1967 гг. для обеспечения лунной программы Apollo. Самый мощный из них Saturn-5 позволял выводить на околоземную орбиту высотой 500 км полезный груз массой около 120 т. С завершением программ Apollo и Skylab…

Средства управления КА Китая

Китай эксплуатирует КА военного и двойного применения для связи, метеообеспечения, ДЗЗ, а также запускает экспериментальные КА, в том числе военные. Для управления этими КА предназначен многопунктный, организационно единый НКУ, эксплуатируемый Китайским объединением по запускам, слежению, телеметрии и управлению КА. Это объединение подчинено Комитету по оборонной науке, технике и оборонной промышленности (КОНТОП) Госсовета. В состав НКУ…

Оптимизация стратегий развертывания и восполнения многоспутниковых космических систем по критериям надежности и стоимости

В конце 1970-х гг. в нашей стране и в США было начато решение задачи по разработке и развертыванию глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и Navstar. B составе которых должны были функционировать 24 полноразмерных КА (21 основной + 3 резервных). Существенное увеличение числа КА в системе значительно усложнило решение задачи развертывания в установленные сроки. В 1990-е гг….

Ракеты-носители, создаваемые на базе снимаемых с вооружения МБР

Ракета-носитель “Старт-1” создана Научно-техническим центром (НТЦ) “Комплекс” Московского института теплотехники (МИТ), который хорошо известен как создатель межконтинентальных баллистических ракет, в том числе МБР “Тополь” (SS-25), ставшей прообразом нового носителя. РН “Старт-1” предназначена для вывода малых космических аппаратов на низкие околоземные орбиты. Уже было проведено два успешных пуска этой ракеты-носителя с космодрома Свободный с экспериментальным КА…

Основные направления развития космодромов России

Существующая система средств выведения имеет в своем составе КРК легкого, среднего и тяжелого классов, базирующиеся на отечественном космодроме Плесецк и космодроме Байконур, расположенном на территории Республики Казахстан. Переход под юрисдикцию бывших республик СССР объектов космической инфраструктуры поставил перед Россией ряд проблем: обеспечение независимости в осуществлении космической деятельности, и в первую очередь в военной области; рациональное…

Перспективы развития программного обеспечения космической деятельности

Сложность объектов ракетно-космической техники обусловлена многообразием решаемых ими задач научного, социально-экономического и оборонного характера. В перспективе многофункциональные объекты РКТ по своим возможностям будут приближаться к автоматическим летающим роботам, а их группировки и комплексы управления – к большим пространственно распределенным интеллектуальным системам. Такие системы топологически могут быть представлены в виде наземно-космической интеллектуальной информационной сети. Интеллектуальность сети,…

Тяжелые носители Европейского космического агентства

При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 – новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается…

Средства управления КА Японии

Национальное управление Японии по космосу NASDA (НАСДА) разрабатывает и эксплуатирует КА связи, ДЗЗ, метеообеспечения и другие, имеющие двойное назначение. Научные КА ведет Институт авиационно-космических исследований ISAS (ИСАС). Обе организации имеют собственные ЦУ КА и КИПы. Однако на некоторых КИПах, расположенных вне территории Японии, по-видимому, установлены средства обеих организаций, которые при необходимости используются совместно. Здесь НКУ…

Развитие и совершенствование методологии задания требований, оценки, контроля и обеспечения качества и надежности космических систем и их составных частей

Существенное возрастание сложности РКТ, разработка КА длительного функционирования и высокие требования к безотказности внесли принципиальные изменения в методологию обеспечения и контроля их надежности. Основное внимание при обеспечении и контроле надежности РКТ было направлено на анализ причин потенциальных и имевших место при испытаниях отказов, разработку эффективных мероприятий по их предупреждению. Основные принципы современной методологии обеспечения и…

Перспективные ракеты-носители

Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева в рамках программы “Ангара” ведет разработку целого ряда ракет-носителей, ключевым звеном которой является создание ракеты-носителя тяжелого класса – носителя XXI в. как транспортной основы космической программы России. ОКР по созданию семейства РН “Ангара” проводится на основании Указа Президента РФ № 14 от 6 января 1995 г. “О создании…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru