Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Международно-правовые основы осуществления космической деятельности

Международно-правовые основы осуществления космической деятельности

Основополагающие нормы и принципы общего международного права в полной мере относятся и к космической Генеральный директор ГКНПЦ им. М.В. Хруничева А.И. Киселев докладывает генеральному директору Росавиакосмоса Ю.Н. Коптеву и вице-президенту США А. Гору об организационно-правовых вопросах развертывания МКСдеятельности. К таким общим принципам ее организации и практического осуществления относятся, в частности, принципы запрещения национального присвоения, свободного доступа, международной ответственности.

Общепризнанным координирующим международным центром по развитию этих принципов в направлении разработки конкретных норм космического права считается Генеральная Ассамблея ООН.

Свидетельство тому – целый ряд принципов и деклараций, договоров и соглашений, подготовленных и принятых по ее инициативе. Среди них:

  • “Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства” (резолюция № 1962 (XVIII), 13 декабря 1963 г.);
  • “Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания” (резолюция № 27/92, 10 декабря 1982 г.);
  • “Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства” (резолюция № 41/65, 3 декабря 1986 г.);
  • “Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве” (резолюция № 47/68,14 декабря 1992 г.).

Различные по значимости и масштабам нормы международного космического права “разбросаны” по целому ряду многосторонних и двусторонних (Россия – США) договоров и соглашений, которые представлены ниже в хронологическом порядке их появления:

  • “Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой”, 1963 г. (запрет на проведение ядерных взрывов в космосе);
  • “Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела”, 1967 г. (основополагающие принципы космической деятельности любой направленности);
  • “Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство”, 1968 г. (предусматривает обязательства государств содействовать друг другу в возвращении космических объектов и в оказании помощи космическим экипажам, завершающим полет);
  • “Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами”, 1972 г. (определяет международную ответственность за любую деятельность по исследованию и использованию космического пространства);
  • “Договор об ограничении систем противоракетной обороны СССР и США”, 1972 г. и Протокол к договору, 1974 г. (запрещает создание компонентов ПРО космического базирования);
  • “Конвенция о распространении несущих сигналов, передаваемых с помощью спутников” (Брюссельская конвенция), 1974 г. (определяет правовые основы создания спутниковых телекоммуникационных сетей);
  • “Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство”, 1975 г. (определяет порядок международной регистрации объектов, запускаемых в космос);
  • “Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду”, 1977 г. (определяет международную ответственность за воздействие на космическую среду – весь спектр экологических проблем космической деятельности и ее военной составляющей);
  • “Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах”, 1979 г. (регулирует рамки деятельности государств на Луне и других небесных телах);
  • “Международная конвенция по электросвязи”, 1982 г. (определяет вопросы использования радиочастотного ресурса космических телекоммуникационных систем);
  • “Устав и Конвенция Международного союза электросвязи”, 1992 г. (определяет порядок разработки Регламентов,распределяющих диапазоны радиочастот для космической связи,включения космических систем в мировую систему электросвязи,исследования экономических аспектов организации космической связи, обмена информацией об использовании спутников в целях дальней связи и т.д.);
  • “Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности”, 1987 г. (запрещает летные испытания и производство ракет средней и меньшей дальности, а также их пусковых установок,в том числе и в интересах осуществления космической деятельности; предполагает использование космических средств в качестве национальных технических средств контроля соблюдения положений Договора);
  • “Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений” – Договор СНВ-1, 1991 г. (в настоящее время в нем участвуют Беларусь, Украина и Казахстан);
  • “Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений” – Договор СНВ-2,1993 г. (как и Договор СНВ-1,предусматривает возможность использования сокращаемых баллистических ракет в интересах запуска объектов в космическое пространство и определяет процедуры такого использования: переоборудование,уведомление и т.п.; предполагает использование космических средств как национальных технических средств контроля соблюдения положений Договора).

Т. Кориоран, А.С. Кондратьев, А.И. Киселев, А.А. Медведев, А.К. Недайвода и Д.В. Пивнюк после подписания соглашения о сотрудничестве в области коммерческого использования семейства РН "Ангара"Современный международно-правовой режим в виде принципов, резолюций, деклараций, договоров и соглашений в той или иной степени затрагивает перспективы решения ряда актуальных проблем космической деятельности: юридического разграничения (делимитации) правового статуса воздушного и космического пространства; создания и использования космических телекоммуникационных систем, включая вопросы непосредственного телевизионного вещания (НТВ); военного освоения космического пространства; использования в космосе ядерных источников энергии; экологических последствий развития при-кладной космонавтики; дистанционного зондирования Земли из космоса.

Однако при всем этом многообразии существующий правовой режим современной космической деятельности на пороге XXI в. зачастую не отвечает ни всевозрастающим потребностям мирового сообщества в исследовании и использовании космоса, ни обеспечению равноправия государств в освоении этого нового и уникального ресурса человечества.

Среди множества возникающих в международной практике проблемных вопросов можно отметить, например, следующие, требующие правовой регламентации:

  • организационные аспекты эксплуатации международной космической станции, включая доступ к ее национальным модулям участников космических экспедиций (например, для ремонта или замены оборудования);
  • политико-правовые аспекты осуществления запусков космических объектов с применением зарубежных ракет-носителей и полигонов запуска, связанные с различиями в национальных законодательствах и международных ограничениях на осуществление экспортно-импортных операций с высокотехнологичной продукцией и оказание космических услуг;
  • выработка правового статуса экстерриториальных полигонов запуска космических объектов (морских стартовых комплексов) с точки зрения предупреждения связанных с их эксплуатацией экологических, социально-политических и военно-технических проблем;
  • установление международно-правовых ограничений космической информационной компоненты современной военной мощи,выработка правового режима ведения информационной борьбы, предотвращения эскалации гонки космических вооружений;
  • дальнейшее совершенствование международно-правового регулирования пространственного и частотно-временного ресурса геостационарной орбиты с учетом интересов всех стран мира вне зависимости от уровня их научно-технического развития;
  • формирование специального международно-правового режима, регламентирующего использование природных ресурсов небесных тел, освоение дальнего космоса, предотвращение и парирование глобальных угроз человечеству в космосе и из космоса (метеороидная и астероидная опасность, феномен UFO и т.п.)
Тяжелые носители Европейского космического агентства

При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 – новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается…

Средства управления КА Японии

Национальное управление Японии по космосу NASDA (НАСДА) разрабатывает и эксплуатирует КА связи, ДЗЗ, метеообеспечения и другие, имеющие двойное назначение. Научные КА ведет Институт авиационно-космических исследований ISAS (ИСАС). Обе организации имеют собственные ЦУ КА и КИПы. Однако на некоторых КИПах, расположенных вне территории Японии, по-видимому, установлены средства обеих организаций, которые при необходимости используются совместно. Здесь НКУ…

Развитие и совершенствование методологии задания требований, оценки, контроля и обеспечения качества и надежности космических систем и их составных частей

Существенное возрастание сложности РКТ, разработка КА длительного функционирования и высокие требования к безотказности внесли принципиальные изменения в методологию обеспечения и контроля их надежности. Основное внимание при обеспечении и контроле надежности РКТ было направлено на анализ причин потенциальных и имевших место при испытаниях отказов, разработку эффективных мероприятий по их предупреждению. Основные принципы современной методологии обеспечения и…

Ракеты-носители, создаваемые на базе снимаемых с вооружения МБР

Ракета-носитель “Старт-1” создана Научно-техническим центром (НТЦ) “Комплекс” Московского института теплотехники (МИТ), который хорошо известен как создатель межконтинентальных баллистических ракет, в том числе МБР “Тополь” (SS-25), ставшей прообразом нового носителя. РН “Старт-1” предназначена для вывода малых космических аппаратов на низкие околоземные орбиты. Уже было проведено два успешных пуска этой ракеты-носителя с космодрома Свободный с экспериментальным КА…

Основные направления развития космодромов России

Существующая система средств выведения имеет в своем составе КРК легкого, среднего и тяжелого классов, базирующиеся на отечественном космодроме Плесецк и космодроме Байконур, расположенном на территории Республики Казахстан. Переход под юрисдикцию бывших республик СССР объектов космической инфраструктуры поставил перед Россией ряд проблем: обеспечение независимости в осуществлении космической деятельности, и в первую очередь в военной области; рациональное…

Перспективы развития программного обеспечения космической деятельности

Сложность объектов ракетно-космической техники обусловлена многообразием решаемых ими задач научного, социально-экономического и оборонного характера. В перспективе многофункциональные объекты РКТ по своим возможностям будут приближаться к автоматическим летающим роботам, а их группировки и комплексы управления – к большим пространственно распределенным интеллектуальным системам. Такие системы топологически могут быть представлены в виде наземно-космической интеллектуальной информационной сети. Интеллектуальность сети,…

Тяжелые носители Японии

В рамках реализации новых космических программ NASDA работает над усовершенствованием РН Н2 – созданием более мощной модификации РН Н2А (“Эйч2А”). На первой ступени этой РН предполагается установить криогенный ЖРД LE-7A, a на второй – криогенный ЖРД LE-5B. В качестве навесных ускорителей должны быть установлены те же два навесных ускорителя, что и на РН Н2. РН…

Средства управления КА международных консорциумов и коммерческих фирм

Ряд коммерческих частных фирм эксплуатируют около 10 систем спутниковой связи. К числу таких систем относятся: Intelsat, Galaxy, Telstar, Panamsat, Inmarsat, Iridium, GlobalStar и др. Зона действия систем может быть глобальной или региональной (территория США и заданных районов) в зависимости от числа КА, используемых в системе. Как правило, фирмы имеют собственные малопунктные наземные комплексы, осуществляющие управление…

Опыт и принципы космического страхования

В России космическое страхование появилось в начале 1990-х гг. Этот период для космической деятельности характеризуется расширением практики создания и эксплуатации космических систем и комплексов на коммерческой основе, выходом ряда предприятий ракетно-космической отрасли на внешний рынок. В связи с этим актуальными становятся вопросы повышения экономической защиты космических проектов, прежде всего за счет созда-ния эффективно действующей системы…

Перспективные ракеты-носители

Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева в рамках программы “Ангара” ведет разработку целого ряда ракет-носителей, ключевым звеном которой является создание ракеты-носителя тяжелого класса – носителя XXI в. как транспортной основы космической программы России. ОКР по созданию семейства РН “Ангара” проводится на основании Указа Президента РФ № 14 от 6 января 1995 г. “О создании…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!