Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Международно-правовые основы осуществления космической деятельности

Международно-правовые основы осуществления космической деятельности

Основополагающие нормы и принципы общего международного права в полной мере относятся и к космической Генеральный директор ГКНПЦ им. М.В. Хруничева А.И. Киселев докладывает генеральному директору Росавиакосмоса Ю.Н. Коптеву и вице-президенту США А. Гору об организационно-правовых вопросах развертывания МКСдеятельности. К таким общим принципам ее организации и практического осуществления относятся, в частности, принципы запрещения национального присвоения, свободного доступа, международной ответственности.

Общепризнанным координирующим международным центром по развитию этих принципов в направлении разработки конкретных норм космического права считается Генеральная Ассамблея ООН.

Свидетельство тому — целый ряд принципов и деклараций, договоров и соглашений, подготовленных и принятых по ее инициативе. Среди них:

  • «Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства» (резолюция № 1962 (XVIII), 13 декабря 1963 г.);
  • «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания» (резолюция № 27/92, 10 декабря 1982 г.);
  • «Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства» (резолюция № 41/65, 3 декабря 1986 г.);
  • «Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве» (резолюция № 47/68,14 декабря 1992 г.).

Различные по значимости и масштабам нормы международного космического права «разбросаны» по целому ряду многосторонних и двусторонних (Россия — США) договоров и соглашений, которые представлены ниже в хронологическом порядке их появления:

  • «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой», 1963 г. (запрет на проведение ядерных взрывов в космосе);
  • «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», 1967 г. (основополагающие принципы космической деятельности любой направленности);
  • «Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство», 1968 г. (предусматривает обязательства государств содействовать друг другу в возвращении космических объектов и в оказании помощи космическим экипажам, завершающим полет);
  • «Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами», 1972 г. (определяет международную ответственность за любую деятельность по исследованию и использованию космического пространства);
  • «Договор об ограничении систем противоракетной обороны СССР и США», 1972 г. и Протокол к договору, 1974 г. (запрещает создание компонентов ПРО космического базирования);
  • «Конвенция о распространении несущих сигналов, передаваемых с помощью спутников» (Брюссельская конвенция), 1974 г. (определяет правовые основы создания спутниковых телекоммуникационных сетей);
  • «Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство», 1975 г. (определяет порядок международной регистрации объектов, запускаемых в космос);
  • «Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду», 1977 г. (определяет международную ответственность за воздействие на космическую среду — весь спектр экологических проблем космической деятельности и ее военной составляющей);
  • «Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах», 1979 г. (регулирует рамки деятельности государств на Луне и других небесных телах);
  • «Международная конвенция по электросвязи», 1982 г. (определяет вопросы использования радиочастотного ресурса космических телекоммуникационных систем);
  • «Устав и Конвенция Международного союза электросвязи», 1992 г. (определяет порядок разработки Регламентов,распределяющих диапазоны радиочастот для космической связи,включения космических систем в мировую систему электросвязи,исследования экономических аспектов организации космической связи, обмена информацией об использовании спутников в целях дальней связи и т.д.);
  • «Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности», 1987 г. (запрещает летные испытания и производство ракет средней и меньшей дальности, а также их пусковых установок,в том числе и в интересах осуществления космической деятельности; предполагает использование космических средств в качестве национальных технических средств контроля соблюдения положений Договора);
  • «Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений» — Договор СНВ-1, 1991 г. (в настоящее время в нем участвуют Беларусь, Украина и Казахстан);
  • «Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений» — Договор СНВ-2,1993 г. (как и Договор СНВ-1,предусматривает возможность использования сокращаемых баллистических ракет в интересах запуска объектов в космическое пространство и определяет процедуры такого использования: переоборудование,уведомление и т.п.; предполагает использование космических средств как национальных технических средств контроля соблюдения положений Договора).

Т. Кориоран, А.С. Кондратьев, А.И. Киселев, А.А. Медведев, А.К. Недайвода и Д.В. Пивнюк после подписания соглашения о сотрудничестве в области коммерческого использования семейства РН "Ангара"Современный международно-правовой режим в виде принципов, резолюций, деклараций, договоров и соглашений в той или иной степени затрагивает перспективы решения ряда актуальных проблем космической деятельности: юридического разграничения (делимитации) правового статуса воздушного и космического пространства; создания и использования космических телекоммуникационных систем, включая вопросы непосредственного телевизионного вещания (НТВ); военного освоения космического пространства; использования в космосе ядерных источников энергии; экологических последствий развития при-кладной космонавтики; дистанционного зондирования Земли из космоса.

Однако при всем этом многообразии существующий правовой режим современной космической деятельности на пороге XXI в. зачастую не отвечает ни всевозрастающим потребностям мирового сообщества в исследовании и использовании космоса, ни обеспечению равноправия государств в освоении этого нового и уникального ресурса человечества.

Среди множества возникающих в международной практике проблемных вопросов можно отметить, например, следующие, требующие правовой регламентации:

  • организационные аспекты эксплуатации международной космической станции, включая доступ к ее национальным модулям участников космических экспедиций (например, для ремонта или замены оборудования);
  • политико-правовые аспекты осуществления запусков космических объектов с применением зарубежных ракет-носителей и полигонов запуска, связанные с различиями в национальных законодательствах и международных ограничениях на осуществление экспортно-импортных операций с высокотехнологичной продукцией и оказание космических услуг;
  • выработка правового статуса экстерриториальных полигонов запуска космических объектов (морских стартовых комплексов) с точки зрения предупреждения связанных с их эксплуатацией экологических, социально-политических и военно-технических проблем;
  • установление международно-правовых ограничений космической информационной компоненты современной военной мощи,выработка правового режима ведения информационной борьбы, предотвращения эскалации гонки космических вооружений;
  • дальнейшее совершенствование международно-правового регулирования пространственного и частотно-временного ресурса геостационарной орбиты с учетом интересов всех стран мира вне зависимости от уровня их научно-технического развития;
  • формирование специального международно-правового режима, регламентирующего использование природных ресурсов небесных тел, освоение дальнего космоса, предотвращение и парирование глобальных угроз человечеству в космосе и из космоса (метеороидная и астероидная опасность, феномен UFO и т.п.)
Тяжелые носители Японии

В рамках реализации новых космических программ NASDA работает над усовершенствованием РН Н2 — созданием более мощной модификации РН Н2А («Эйч2А»). На первой ступени этой РН предполагается установить криогенный ЖРД LE-7A, a на второй — криогенный ЖРД LE-5B. В качестве навесных ускорителей должны быть установлены те же два навесных ускорителя, что и на РН Н2. РН…

Средства управления КА международных консорциумов и коммерческих фирм

Ряд коммерческих частных фирм эксплуатируют около 10 систем спутниковой связи. К числу таких систем относятся: Intelsat, Galaxy, Telstar, Panamsat, Inmarsat, Iridium, GlobalStar и др. Зона действия систем может быть глобальной или региональной (территория США и заданных районов) в зависимости от числа КА, используемых в системе. Как правило, фирмы имеют собственные малопунктные наземные комплексы, осуществляющие управление…

Опыт и принципы космического страхования

В России космическое страхование появилось в начале 1990-х гг. Этот период для космической деятельности характеризуется расширением практики создания и эксплуатации космических систем и комплексов на коммерческой основе, выходом ряда предприятий ракетно-космической отрасли на внешний рынок. В связи с этим актуальными становятся вопросы повышения экономической защиты космических проектов, прежде всего за счет созда-ния эффективно действующей системы…

Перспективные ракеты-носители

Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева в рамках программы «Ангара» ведет разработку целого ряда ракет-носителей, ключевым звеном которой является создание ракеты-носителя тяжелого класса — носителя XXI в. как транспортной основы космической программы России. ОКР по созданию семейства РН «Ангара» проводится на основании Указа Президента РФ № 14 от 6 января 1995 г. «О создании…

Сравнительная оценка вариантов стартовых комплексов

Стартовый комплекс — это составная часть космического комплекса, предназначенная для проведения предстартовой подготовки средств выведения и космических объектов и осуществления их пуска. Стартовые комплексы различаются по следующим признакам: класс ракеты-носителя: легкий; средний; тяжелый; сверхтяжелый; способ сборки и транспортировки: горизонтальная; вертикальная; метод подготовки ракеты космического назначения: фиксированный; мобильный; смешанный; место дислокации: материковый (наземный, заглубленный и подземный);…

Современное состояние и перспективы международно-правового регулирования космической деятельности

Объективный ход мирового развития привел к тому, что космическое пространство стало, с одной стороны, сферой столкновения национальных интересов различных государств, а с другой — ареной расширяющегося международного сотрудничества. Фактически сегодня мир вступает в новую фазу геополитического противоборства — в фазу борьбы за достижение стратегического превосходства в космическом пространстве, проявляющегося в экономической, социально-политической и военной областях….

Носители среднего класса США

Фирма Lockheed Martin использует для коммерческих запусков три двухступенчатых РН семейства Atlas-Centaur: Atlas-2, Atlas-2A, Atlas-2AS. С 1997 г. не используется их предшественница РН Atlas-1. Эти РН способны выводить КА на орбиту, переходную к геостационарной, и различаются между собой главным образом грузоподъемностью. Эксплуатируемая с 1991 г. РН Atlas-2 (табл.) с 1995 г. производится только в г….

Эволюция и тенденции развития комплексов управления КА за рубежом

До середины 1960-х гг. для управления конкретными типами КА создавались специализированные сети слежения. Они разрабатывались разными фирмами, имели свою аппаратуру управления КА и наземные станции. Это относится к большинству гражданских и военных КА того периода. Недостатком такой организации управления КА было быстрое увеличение числа наземных станций слежения при их относительно малой загрузке, что привело к…

Основные тенденции развития космонавтики в России

Космическая деятельность относится к категории высших государственных приоритетов России вне зависимости от социально-экономических реформ и преобразований и, безусловно, должна базироваться на государственной поддержке — политической, экономической, юридической. В основу ее организации должен быть положен программно-целевой подход, основанный на выделении приоритетных целей космической деятельности и разработке программы их достижения, определяющей главные цели и задачи космической деятельности…

Средства выведения нового поколения на базе универсального ракетного блока

Экологические проблемы и стремление к повышению конкурентоспособности РН «Ангара» делают весьма актуальным появление в перспективе всеазимутальных вариантов РН, не требующих для своей эксплуатации отчуждения районов падения отделяющихся частей на суше. С этой целью ракетные блоки первой ступени РН должны оснащаться системой спасения самолетного типа, обеспечивающей их возвращение в район старта после отделения от РН. При…

Все права защищены ©2006-2025. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!