Международно-правовые основы осуществления космической деятельности
Основополагающие нормы и принципы общего международного права в полной мере относятся и к космической деятельности. К таким общим принципам ее организации и практического осуществления относятся, в частности, принципы запрещения национального присвоения, свободного доступа, международной ответственности.
Общепризнанным координирующим международным центром по развитию этих принципов в направлении разработки конкретных норм космического права считается Генеральная Ассамблея ООН.
Свидетельство тому — целый ряд принципов и деклараций, договоров и соглашений, подготовленных и принятых по ее инициативе. Среди них:
-
«Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства» (резолюция № 1962 (XVIII), 13 декабря 1963 г.);
-
«Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания» (резолюция № 27/92, 10 декабря 1982 г.);
-
«Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства» (резолюция № 41/65, 3 декабря 1986 г.);
-
«Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве» (резолюция № 47/68,14 декабря 1992 г.).
Различные по значимости и масштабам нормы международного космического права «разбросаны» по целому ряду многосторонних и двусторонних (Россия — США) договоров и соглашений, которые представлены ниже в хронологическом порядке их появления:
-
«Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой», 1963 г. (запрет на проведение ядерных взрывов в космосе);
-
«Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», 1967 г. (основополагающие принципы космической деятельности любой направленности);
-
«Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство», 1968 г. (предусматривает обязательства государств содействовать друг другу в возвращении космических объектов и в оказании помощи космическим экипажам, завершающим полет);
-
«Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами», 1972 г. (определяет международную ответственность за любую деятельность по исследованию и использованию космического пространства);
-
«Договор об ограничении систем противоракетной обороны СССР и США», 1972 г. и Протокол к договору, 1974 г. (запрещает создание компонентов ПРО космического базирования);
-
«Конвенция о распространении несущих сигналов, передаваемых с помощью спутников» (Брюссельская конвенция), 1974 г. (определяет правовые основы создания спутниковых телекоммуникационных сетей);
-
«Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство», 1975 г. (определяет порядок международной регистрации объектов, запускаемых в космос);
-
«Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду», 1977 г. (определяет международную ответственность за воздействие на космическую среду — весь спектр экологических проблем космической деятельности и ее военной составляющей);
-
«Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах», 1979 г. (регулирует рамки деятельности государств на Луне и других небесных телах);
-
«Международная конвенция по электросвязи», 1982 г. (определяет вопросы использования радиочастотного ресурса космических телекоммуникационных систем);
-
«Устав и Конвенция Международного союза электросвязи», 1992 г. (определяет порядок разработки Регламентов,распределяющих диапазоны радиочастот для космической связи,включения космических систем в мировую систему электросвязи,исследования экономических аспектов организации космической связи, обмена информацией об использовании спутников в целях дальней связи и т.д.);
-
«Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности», 1987 г. (запрещает летные испытания и производство ракет средней и меньшей дальности, а также их пусковых установок,в том числе и в интересах осуществления космической деятельности; предполагает использование космических средств в качестве национальных технических средств контроля соблюдения положений Договора);
-
«Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений» — Договор СНВ-1, 1991 г. (в настоящее время в нем участвуют Беларусь, Украина и Казахстан);
-
«Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений» — Договор СНВ-2,1993 г. (как и Договор СНВ-1,предусматривает возможность использования сокращаемых баллистических ракет в интересах запуска объектов в космическое пространство и определяет процедуры такого использования: переоборудование,уведомление и т.п.; предполагает использование космических средств как национальных технических средств контроля соблюдения положений Договора).
Современный международно-правовой режим в виде принципов, резолюций, деклараций, договоров и соглашений в той или иной степени затрагивает перспективы решения ряда актуальных проблем космической деятельности: юридического разграничения (делимитации) правового статуса воздушного и космического пространства; создания и использования космических телекоммуникационных систем, включая вопросы непосредственного телевизионного вещания (НТВ); военного освоения космического пространства; использования в космосе ядерных источников энергии; экологических последствий развития при-кладной космонавтики; дистанционного зондирования Земли из космоса.
Однако при всем этом многообразии существующий правовой режим современной космической деятельности на пороге XXI в. зачастую не отвечает ни всевозрастающим потребностям мирового сообщества в исследовании и использовании космоса, ни обеспечению равноправия государств в освоении этого нового и уникального ресурса человечества.
Среди множества возникающих в международной практике проблемных вопросов можно отметить, например, следующие, требующие правовой регламентации:
-
организационные аспекты эксплуатации международной космической станции, включая доступ к ее национальным модулям участников космических экспедиций (например, для ремонта или замены оборудования);
-
политико-правовые аспекты осуществления запусков космических объектов с применением зарубежных ракет-носителей и полигонов запуска, связанные с различиями в национальных законодательствах и международных ограничениях на осуществление экспортно-импортных операций с высокотехнологичной продукцией и оказание космических услуг;
-
выработка правового статуса экстерриториальных полигонов запуска космических объектов (морских стартовых комплексов) с точки зрения предупреждения связанных с их эксплуатацией экологических, социально-политических и военно-технических проблем;
-
установление международно-правовых ограничений космической информационной компоненты современной военной мощи,выработка правового режима ведения информационной борьбы, предотвращения эскалации гонки космических вооружений;
-
дальнейшее совершенствование международно-правового регулирования пространственного и частотно-временного ресурса геостационарной орбиты с учетом интересов всех стран мира вне зависимости от уровня их научно-технического развития;
-
формирование специального международно-правового режима, регламентирующего использование природных ресурсов небесных тел, освоение дальнего космоса, предотвращение и парирование глобальных угроз человечеству в космосе и из космоса (метеороидная и астероидная опасность, феномен UFO и т.п.)
В настоящее время рынок телекоммуникаций развивается весьма динамично — его объем в 1998 г. превысил 1 трлн дол. При этом объем космического сегмента рынка телекоммуникаций составил примерно 27 млрд дол., или 2,3 % от всего мирового рынка. Однако в течение 10 лет прогнозируется рост удельной доли космического сегмента до 6 %. Это означает, что среднегодовые…
В США средства управления КА военного и двойного назначения эксплуатируют МО, НАСА и Управление по исследованию атмосферы и океанов НОАА (NOAA) Министерства торговли. В США формальное разделение космической программы на гражданскую и военную произошло в начале 1960-х гг. К 1964 г. сформировался НКУ военной навигационной системы Transit. С запуском первых разведывательных КА типа Samos и…
Анализ развития РКТ зарубежных стран в течение 1970-1990-х гг. позволяет сделать следующие выводы. В США для КС связи и ретрансляции, навигации, системы раннего предупреждения о ракетном нападении и радиотехнической разведки созданы КА с расчетными сроками активного существования 7…10 лет (DSCS-2, DSCS-3, Leasat, Fleetsatcom, TDRSS, Navstar). Это позволяет развертывать космические системы в штатном составе на весь…
Столкновение Земли даже с небольшими по земным представлениям небесными телами (диаметром от сотен метров до одного километра) может привести к серьезным экологическим последствиям, а при их больших размерах поставить человечество на грань исчезновения. Археологические исследования позволяют выдвинуть гипотезу о существовании подобных фактов в истории Земли. В этой связи обеспечение астероидной безопасности будет одной из важнейших…
Практические работы над электроракетными двигателями, начатые в 1970-е гг., были связаны с ограниченными возможностями бортовых энергоустановок КА, максимальная электрическая мощность которых составляла около 1 кВт. Такой уровень мощности и предъявляемые к ЭРД требования обусловили целесообразность разработки стационарных плазменных двигателей (СПД) на основе холловского ускорителя плазмы с замкнутым дрейфом электронов. Первые образцы СПД были выполнены в…
Для управления космическими аппаратами различного назначения в Российской Федерации в основном используется наземный автоматизированный комплекс управления Минобороны. Кроме того, для управления некоторыми КА научного и социально-экономического назначения, обеспечения полетов КА пилотируемых программ и управления коммерческими КА используются комплексы и средства Росавиакосмоса, а также комплексы и средства ряда других государственных ведомств и коммерческих организаций. НАКУ МО…
К категории так называемых гражданских КА относятся спутники, разрабатываемые и запускаемые по государственным программам, исключая КА военного назначения. К их числу могут быть отнесены исследовательские и экспериментальные КА, КА связи, КА землеобзора, включающие метеорологические КА и КА ДЗЗ. Зарубежными специалистами прогнозируется, что общее число гражданских КА, запускаемых в период 1998-2007 гг., составит более 200, т.е….
Европейское космическое агентство — ЕКА (ESA — European Spase Agency) создано в 1975 г. для содействия сотрудничеству европейских стран в области космических исследований, разработки космической техники и поиску ее прикладного использования. Первоначально в ЕКА вошли 11 стран (Франция,ФРГ, Великобритания, Италия, Испания, Швеция, Бельгия, Дания, Нидерланды, Ирландия, Швейцария). Впоследствии в ЕКА вошли Норвегия, Австрия, Канада, Финляндия….
Анализ развития РКТ в нашей стране за рассматриваемый период позволяет отметить следующее: В многоспутниковых системах связи, ретрансляции, навигации, радиотехнической разведки и системы предупреждения о ракетном нападении используются КА с гарантийным ресурсом 1-3 года. Фактические средние сроки функционирования превышают гарантийные на 1-2 года. Отдельные образцы имеют САС 5-8 и даже 10 лет (при их использовании в…
Благодаря объединению функций электроники, датчиков, систем распределения электропитания и терморегулирования с применением очень легких модульных конструкций на борту перспективных КА не будет кабелей и связанных с шиной распределительных коробок. Это позволит снизить массу КА почти в 10 раз, а занимаемый аппаратурой объем в 2 раза. Электронные модули на множестве микросхем будут монтироваться непосредственно на конструкции…