Международно-правовые основы осуществления космической деятельности
Основополагающие нормы и принципы общего международного права в полной мере относятся и к космической деятельности. К таким общим принципам ее организации и практического осуществления относятся, в частности, принципы запрещения национального присвоения, свободного доступа, международной ответственности.
Общепризнанным координирующим международным центром по развитию этих принципов в направлении разработки конкретных норм космического права считается Генеральная Ассамблея ООН.
Свидетельство тому — целый ряд принципов и деклараций, договоров и соглашений, подготовленных и принятых по ее инициативе. Среди них:
-
«Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства» (резолюция № 1962 (XVIII), 13 декабря 1963 г.);
-
«Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания» (резолюция № 27/92, 10 декабря 1982 г.);
-
«Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства» (резолюция № 41/65, 3 декабря 1986 г.);
-
«Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве» (резолюция № 47/68,14 декабря 1992 г.).
Различные по значимости и масштабам нормы международного космического права «разбросаны» по целому ряду многосторонних и двусторонних (Россия — США) договоров и соглашений, которые представлены ниже в хронологическом порядке их появления:
-
«Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой», 1963 г. (запрет на проведение ядерных взрывов в космосе);
-
«Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», 1967 г. (основополагающие принципы космической деятельности любой направленности);
-
«Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство», 1968 г. (предусматривает обязательства государств содействовать друг другу в возвращении космических объектов и в оказании помощи космическим экипажам, завершающим полет);
-
«Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами», 1972 г. (определяет международную ответственность за любую деятельность по исследованию и использованию космического пространства);
-
«Договор об ограничении систем противоракетной обороны СССР и США», 1972 г. и Протокол к договору, 1974 г. (запрещает создание компонентов ПРО космического базирования);
-
«Конвенция о распространении несущих сигналов, передаваемых с помощью спутников» (Брюссельская конвенция), 1974 г. (определяет правовые основы создания спутниковых телекоммуникационных сетей);
-
«Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство», 1975 г. (определяет порядок международной регистрации объектов, запускаемых в космос);
-
«Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду», 1977 г. (определяет международную ответственность за воздействие на космическую среду — весь спектр экологических проблем космической деятельности и ее военной составляющей);
-
«Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах», 1979 г. (регулирует рамки деятельности государств на Луне и других небесных телах);
-
«Международная конвенция по электросвязи», 1982 г. (определяет вопросы использования радиочастотного ресурса космических телекоммуникационных систем);
-
«Устав и Конвенция Международного союза электросвязи», 1992 г. (определяет порядок разработки Регламентов,распределяющих диапазоны радиочастот для космической связи,включения космических систем в мировую систему электросвязи,исследования экономических аспектов организации космической связи, обмена информацией об использовании спутников в целях дальней связи и т.д.);
-
«Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности», 1987 г. (запрещает летные испытания и производство ракет средней и меньшей дальности, а также их пусковых установок,в том числе и в интересах осуществления космической деятельности; предполагает использование космических средств в качестве национальных технических средств контроля соблюдения положений Договора);
-
«Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений» — Договор СНВ-1, 1991 г. (в настоящее время в нем участвуют Беларусь, Украина и Казахстан);
-
«Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений» — Договор СНВ-2,1993 г. (как и Договор СНВ-1,предусматривает возможность использования сокращаемых баллистических ракет в интересах запуска объектов в космическое пространство и определяет процедуры такого использования: переоборудование,уведомление и т.п.; предполагает использование космических средств как национальных технических средств контроля соблюдения положений Договора).
Современный международно-правовой режим в виде принципов, резолюций, деклараций, договоров и соглашений в той или иной степени затрагивает перспективы решения ряда актуальных проблем космической деятельности: юридического разграничения (делимитации) правового статуса воздушного и космического пространства; создания и использования космических телекоммуникационных систем, включая вопросы непосредственного телевизионного вещания (НТВ); военного освоения космического пространства; использования в космосе ядерных источников энергии; экологических последствий развития при-кладной космонавтики; дистанционного зондирования Земли из космоса.
Однако при всем этом многообразии существующий правовой режим современной космической деятельности на пороге XXI в. зачастую не отвечает ни всевозрастающим потребностям мирового сообщества в исследовании и использовании космоса, ни обеспечению равноправия государств в освоении этого нового и уникального ресурса человечества.
Среди множества возникающих в международной практике проблемных вопросов можно отметить, например, следующие, требующие правовой регламентации:
-
организационные аспекты эксплуатации международной космической станции, включая доступ к ее национальным модулям участников космических экспедиций (например, для ремонта или замены оборудования);
-
политико-правовые аспекты осуществления запусков космических объектов с применением зарубежных ракет-носителей и полигонов запуска, связанные с различиями в национальных законодательствах и международных ограничениях на осуществление экспортно-импортных операций с высокотехнологичной продукцией и оказание космических услуг;
-
выработка правового статуса экстерриториальных полигонов запуска космических объектов (морских стартовых комплексов) с точки зрения предупреждения связанных с их эксплуатацией экологических, социально-политических и военно-технических проблем;
-
установление международно-правовых ограничений космической информационной компоненты современной военной мощи,выработка правового режима ведения информационной борьбы, предотвращения эскалации гонки космических вооружений;
-
дальнейшее совершенствование международно-правового регулирования пространственного и частотно-временного ресурса геостационарной орбиты с учетом интересов всех стран мира вне зависимости от уровня их научно-технического развития;
-
формирование специального международно-правового режима, регламентирующего использование природных ресурсов небесных тел, освоение дальнего космоса, предотвращение и парирование глобальных угроз человечеству в космосе и из космоса (метеороидная и астероидная опасность, феномен UFO и т.п.)
Носителями тяжелого класса из числа зарубежных стран располагают США, страны Европейского космического агентства (ЕКА) и Япония. Первые тяжелые носители были созданы американцами в 1964-1967 гг. для обеспечения лунной программы Apollo. Самый мощный из них Saturn-5 позволял выводить на околоземную орбиту высотой 500 км полезный груз массой около 120 т. С завершением программ Apollo и Skylab…
Китай эксплуатирует КА военного и двойного применения для связи, метеообеспечения, ДЗЗ, а также запускает экспериментальные КА, в том числе военные. Для управления этими КА предназначен многопунктный, организационно единый НКУ, эксплуатируемый Китайским объединением по запускам, слежению, телеметрии и управлению КА. Это объединение подчинено Комитету по оборонной науке, технике и оборонной промышленности (КОНТОП) Госсовета. В состав НКУ…
В конце 1970-х гг. в нашей стране и в США было начато решение задачи по разработке и развертыванию глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и Navstar. B составе которых должны были функционировать 24 полноразмерных КА (21 основной + 3 резервных). Существенное увеличение числа КА в системе значительно усложнило решение задачи развертывания в установленные сроки. В 1990-е гг….
Важнейшей составной частью системы средств выведения являются разгонные блоки (РБ), называемые также межорбитальными буксирами. Разгонные блоки обеспечивают перемещение выводимых полезных грузов с орбиты на орбиту или направление их на отлетные и межпланетные траектории. Для этого РБ должны иметь возможность выполнять один или несколько маневров, связанных с изменением скорости полета, для чего в каждом случае предполагается…
Космодром Байконур основан в 1955 г. как испытательный полигон ракетно-космической техники. На космодроме Байконур производятся подготовка и пуски ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого классов. Международное сотрудничество России в области космоса в значительной степени ориентировано на использование возможностей космодрома Байконур. На долю космодрома Байконур приходится свыше 50 % запусков КА, в том числе все запуски на…
При создании космических средств (на этапах задания требований, изготовления космических средств, строительства объектов космической инфраструктуры,летных испытаний) должна создаваться и соответствующая им система эксплуатации. На заре создания и эксплуатации космической техники система эксплуатации не разрабатывалась каждый главный конструктор под создаваемую технику закладывал свою нормативную базу эксплуатации. Это предопределяло неупорядоченное функционирование системы эксплуатации космических средств (СЭ КСр)…
При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 — новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается…
Национальное управление Японии по космосу NASDA (НАСДА) разрабатывает и эксплуатирует КА связи, ДЗЗ, метеообеспечения и другие, имеющие двойное назначение. Научные КА ведет Институт авиационно-космических исследований ISAS (ИСАС). Обе организации имеют собственные ЦУ КА и КИПы. Однако на некоторых КИПах, расположенных вне территории Японии, по-видимому, установлены средства обеих организаций, которые при необходимости используются совместно. Здесь НКУ…
Существенное возрастание сложности РКТ, разработка КА длительного функционирования и высокие требования к безотказности внесли принципиальные изменения в методологию обеспечения и контроля их надежности. Основное внимание при обеспечении и контроле надежности РКТ было направлено на анализ причин потенциальных и имевших место при испытаниях отказов, разработку эффективных мероприятий по их предупреждению. Основные принципы современной методологии обеспечения и…
Ракета-носитель «Старт-1» создана Научно-техническим центром (НТЦ) «Комплекс» Московского института теплотехники (МИТ), который хорошо известен как создатель межконтинентальных баллистических ракет, в том числе МБР «Тополь» (SS-25), ставшей прообразом нового носителя. РН «Старт-1» предназначена для вывода малых космических аппаратов на низкие околоземные орбиты. Уже было проведено два успешных пуска этой ракеты-носителя с космодрома Свободный с экспериментальным КА…