Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Космос / Носители среднего класса стран Европейского космического агентства

Носители среднего класса стран Европейского космического агентства

Семейство РН Ariane-4Западноевропейский космический консорциум Arianespace уже более 10 лет эксплуатирует семейство РН среднего класса Ariane-4 (первый пуск РН Ariane-4 был осуществлен 15 июня 1988 г.), коэффициент надежности которой составляет 0,97. Модификации этой РН позволили вывести около 1400 спутников. Ниже описаны модификации, эксплуатируемые в настоящее время.

В процессе реализации программы создания трехступенчатой РН Ariane-4 было изготовлено 6 модификаций семейства этой РН, отличающихся друг от друга в основном числом и типом навес-ных ускорителей и, следовательно, грузоподъемностью: Ariane-40, Ariane-42P, Ariane-44P, Ariane-42L, Ariane-44LP, Ariane-44L.

На первой ступени РН Ariane-4 используются четыре маршевых ЖРД Viking-5. Стабилизаторы применяются лишь на модификациях Ariane-42L и Ariane-44L. Два идентичных бака из стали 15CDV6 диаметром 3,8 м и толщиной 10,09 мм отделяются переходником высотой 2,688 м и водяным баком высотой 0,73 м с передним полусферическим днищем, армированным стекловолокном. Водяное охлаждение имеет место и для навесных ускорителей (на жидком топливе). Передняя юбка ступени высотой 1,5 м поддерживает 8 ДУ фирмы BPD (Италия).

На второй ступени РН Ariane-4 установлен ЖРД Viking-4B. Ступень имеет элементы жесткости. Баки для топлива из алюминиевого сплава образуют цилиндр высотой 6,515 м с полусферическими перегородками, разделяющими их на два сосуда. Подводящий трубопровод для четырехокиси азота (окислитель) проходит через нижний бак. Рама крепления двигателя включает цилиндрический отсек высотой 188 мм и конус высотой 1,35 м, несущий фланец крепления с карданным подвесом. Рама соединяется с коническим переходником между первой и второй ступенями РН задней конической юбкой высотой 1,57 м. Юбка включает тороидальный бак для охлаждающей воды двигателя Viking-4 (общий диаметр 2,24 м; диаметр трубопровода 340 мм).

Передняя юбка высотой 1,245 м соединяется с переходником между второй и третьей ступенями из науглероженного волокна и вмещает три сферических контейнера гелия для наддува баков. Поскольку третья ступень РН Ariane-4 предназначена для выведения КА на орбиту, переходную к геостационарной, ее конструкция также усилена элементами жесткости. Хвостовой переходник между ступенями – из науглероженного волокна фирмы Fokker,4TO делает его на 53 кг легче, чем алюминиевый переходник предшественницы этой РН – Ariane-3, и дает возможность увеличить массу К А на 12,3 кг. Криогенное топливо находится в баках из алюминиевого сплава 7020, разделенных перегородкой из фенольного полимера. К бакам примыкает передняя юбка высотой 450 мм, соединенная с отсеком оборудования. На этой ступени используется (с 1994 г.) криогенный ЖРД НМ-7В западно-европейской фирмы SEP.

Навесные ускорители на твердом топливе применяются только на модификациях Ariane-42P, Ariane-44P и Ariane-44LP. РДТТ ускорителей включаются при пуске РН через 4,2 Характеристики РН семейства Ariane-4с после основных двигателей и отделяются через 89 с после включения на РН Ariane-42P,через 78 с на Ariane-44P и через 67 с на Ariane-44LP. Корпус такого ускорителя изготовлен из стали AISI-4130 толщиной 5 мм.

Ускорители на жидком топливе германской фирмы DASA и других западноевропейских фирм, сравнимые по габаритам и характеристикам со второй ступенью, используются наряду с твердотопливными ускорителями на РН Ariane-42L, Ariane-44LP и Ariane-44L. Баки – из коррозиестойкой стали толщиной 2,1 мм. Охлаждение – водяное, которое осуществляется через межбаковую юбку-переходник первой ступени. Отделение ускорителей осуществляется пиротехнически через 149,1 с на высоте 37,5 км после выгорания заряда РДТТ (через 143,6 с). Характеристики РН семейства Ariane-4 представлены в табл.

Несмотря на расширение работ по программе Ariane-5, руководство консорциума Arianespace рассчитывает продолжать эксплуатацию ракет Ariane-4 после 2003 г. На базе РН Ariane-44P предполагается разработать новую РН Ariane-4-Lite, которая позволит снизить стоимость выведения грузов на переходную или полярные орбиты на 35%.

Основные направления развития космодромов России

Существующая система средств выведения имеет в своем составе КРК легкого, среднего и тяжелого классов, базирующиеся на отечественном космодроме Плесецк и космодроме Байконур, расположенном на территории Республики Казахстан. Переход под юрисдикцию бывших республик СССР объектов космической инфраструктуры поставил перед Россией ряд проблем: обеспечение независимости в осуществлении космической деятельности, и в первую очередь в военной области; рациональное…

Перспективы развития программного обеспечения космической деятельности

Сложность объектов ракетно-космической техники обусловлена многообразием решаемых ими задач научного, социально-экономического и оборонного характера. В перспективе многофункциональные объекты РКТ по своим возможностям будут приближаться к автоматическим летающим роботам, а их группировки и комплексы управления – к большим пространственно распределенным интеллектуальным системам. Такие системы топологически могут быть представлены в виде наземно-космической интеллектуальной информационной сети. Интеллектуальность сети,…

Носители тяжелого класса

Носителями тяжелого класса из числа зарубежных стран располагают США, страны Европейского космического агентства (ЕКА) и Япония. Первые тяжелые носители были созданы американцами в 1964-1967 гг. для обеспечения лунной программы Apollo. Самый мощный из них Saturn-5 позволял выводить на околоземную орбиту высотой 500 км полезный груз массой около 120 т. С завершением программ Apollo и Skylab…

Средства управления КА Японии

Национальное управление Японии по космосу NASDA (НАСДА) разрабатывает и эксплуатирует КА связи, ДЗЗ, метеообеспечения и другие, имеющие двойное назначение. Научные КА ведет Институт авиационно-космических исследований ISAS (ИСАС). Обе организации имеют собственные ЦУ КА и КИПы. Однако на некоторых КИПах, расположенных вне территории Японии, по-видимому, установлены средства обеих организаций, которые при необходимости используются совместно. Здесь НКУ…

Развитие и совершенствование методологии задания требований, оценки, контроля и обеспечения качества и надежности космических систем и их составных частей

Существенное возрастание сложности РКТ, разработка КА длительного функционирования и высокие требования к безотказности внесли принципиальные изменения в методологию обеспечения и контроля их надежности. Основное внимание при обеспечении и контроле надежности РКТ было направлено на анализ причин потенциальных и имевших место при испытаниях отказов, разработку эффективных мероприятий по их предупреждению. Основные принципы современной методологии обеспечения и…

Ракеты-носители, создаваемые на базе снимаемых с вооружения МБР

Ракета-носитель “Старт-1” создана Научно-техническим центром (НТЦ) “Комплекс” Московского института теплотехники (МИТ), который хорошо известен как создатель межконтинентальных баллистических ракет, в том числе МБР “Тополь” (SS-25), ставшей прообразом нового носителя. РН “Старт-1” предназначена для вывода малых космических аппаратов на низкие околоземные орбиты. Уже было проведено два успешных пуска этой ракеты-носителя с космодрома Свободный с экспериментальным КА…

Сравнительная оценка вариантов стартовых комплексов

Стартовый комплекс – это составная часть космического комплекса, предназначенная для проведения предстартовой подготовки средств выведения и космических объектов и осуществления их пуска. Стартовые комплексы различаются по следующим признакам: класс ракеты-носителя: легкий; средний; тяжелый; сверхтяжелый; способ сборки и транспортировки: горизонтальная; вертикальная; метод подготовки ракеты космического назначения: фиксированный; мобильный; смешанный; место дислокации: материковый (наземный, заглубленный и подземный);…

Современное состояние и перспективы международно-правового регулирования космической деятельности

Объективный ход мирового развития привел к тому, что космическое пространство стало, с одной стороны, сферой столкновения национальных интересов различных государств, а с другой – ареной расширяющегося международного сотрудничества. Фактически сегодня мир вступает в новую фазу геополитического противоборства – в фазу борьбы за достижение стратегического превосходства в космическом пространстве, проявляющегося в экономической, социально-политической и военной областях….

Тяжелые носители Европейского космического агентства

При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 – новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается…

Средства управления КА международных консорциумов и коммерческих фирм

Ряд коммерческих частных фирм эксплуатируют около 10 систем спутниковой связи. К числу таких систем относятся: Intelsat, Galaxy, Telstar, Panamsat, Inmarsat, Iridium, GlobalStar и др. Зона действия систем может быть глобальной или региональной (территория США и заданных районов) в зависимости от числа КА, используемых в системе. Как правило, фирмы имеют собственные малопунктные наземные комплексы, осуществляющие управление…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru