Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Носители среднего класса стран Европейского космического агентства

Носители среднего класса стран Европейского космического агентства

Семейство РН Ariane-4Западноевропейский космический консорциум Arianespace уже более 10 лет эксплуатирует семейство РН среднего класса Ariane-4 (первый пуск РН Ariane-4 был осуществлен 15 июня 1988 г.), коэффициент надежности которой составляет 0,97. Модификации этой РН позволили вывести около 1400 спутников. Ниже описаны модификации, эксплуатируемые в настоящее время.

В процессе реализации программы создания трехступенчатой РН Ariane-4 было изготовлено 6 модификаций семейства этой РН, отличающихся друг от друга в основном числом и типом навес-ных ускорителей и, следовательно, грузоподъемностью: Ariane-40, Ariane-42P, Ariane-44P, Ariane-42L, Ariane-44LP, Ariane-44L.

На первой ступени РН Ariane-4 используются четыре маршевых ЖРД Viking-5. Стабилизаторы применяются лишь на модификациях Ariane-42L и Ariane-44L. Два идентичных бака из стали 15CDV6 диаметром 3,8 м и толщиной 10,09 мм отделяются переходником высотой 2,688 м и водяным баком высотой 0,73 м с передним полусферическим днищем, армированным стекловолокном. Водяное охлаждение имеет место и для навесных ускорителей (на жидком топливе). Передняя юбка ступени высотой 1,5 м поддерживает 8 ДУ фирмы BPD (Италия).

На второй ступени РН Ariane-4 установлен ЖРД Viking-4B. Ступень имеет элементы жесткости. Баки для топлива из алюминиевого сплава образуют цилиндр высотой 6,515 м с полусферическими перегородками, разделяющими их на два сосуда. Подводящий трубопровод для четырехокиси азота (окислитель) проходит через нижний бак. Рама крепления двигателя включает цилиндрический отсек высотой 188 мм и конус высотой 1,35 м, несущий фланец крепления с карданным подвесом. Рама соединяется с коническим переходником между первой и второй ступенями РН задней конической юбкой высотой 1,57 м. Юбка включает тороидальный бак для охлаждающей воды двигателя Viking-4 (общий диаметр 2,24 м; диаметр трубопровода 340 мм).

Передняя юбка высотой 1,245 м соединяется с переходником между второй и третьей ступенями из науглероженного волокна и вмещает три сферических контейнера гелия для наддува баков. Поскольку третья ступень РН Ariane-4 предназначена для выведения КА на орбиту, переходную к геостационарной, ее конструкция также усилена элементами жесткости. Хвостовой переходник между ступенями – из науглероженного волокна фирмы Fokker,4TO делает его на 53 кг легче, чем алюминиевый переходник предшественницы этой РН – Ariane-3, и дает возможность увеличить массу К А на 12,3 кг. Криогенное топливо находится в баках из алюминиевого сплава 7020, разделенных перегородкой из фенольного полимера. К бакам примыкает передняя юбка высотой 450 мм, соединенная с отсеком оборудования. На этой ступени используется (с 1994 г.) криогенный ЖРД НМ-7В западно-европейской фирмы SEP.

Навесные ускорители на твердом топливе применяются только на модификациях Ariane-42P, Ariane-44P и Ariane-44LP. РДТТ ускорителей включаются при пуске РН через 4,2 Характеристики РН семейства Ariane-4с после основных двигателей и отделяются через 89 с после включения на РН Ariane-42P,через 78 с на Ariane-44P и через 67 с на Ariane-44LP. Корпус такого ускорителя изготовлен из стали AISI-4130 толщиной 5 мм.

Ускорители на жидком топливе германской фирмы DASA и других западноевропейских фирм, сравнимые по габаритам и характеристикам со второй ступенью, используются наряду с твердотопливными ускорителями на РН Ariane-42L, Ariane-44LP и Ariane-44L. Баки – из коррозиестойкой стали толщиной 2,1 мм. Охлаждение – водяное, которое осуществляется через межбаковую юбку-переходник первой ступени. Отделение ускорителей осуществляется пиротехнически через 149,1 с на высоте 37,5 км после выгорания заряда РДТТ (через 143,6 с). Характеристики РН семейства Ariane-4 представлены в табл.

Несмотря на расширение работ по программе Ariane-5, руководство консорциума Arianespace рассчитывает продолжать эксплуатацию ракет Ariane-4 после 2003 г. На базе РН Ariane-44P предполагается разработать новую РН Ariane-4-Lite, которая позволит снизить стоимость выведения грузов на переходную или полярные орбиты на 35%.

Тяжелые носители Европейского космического агентства

При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 – новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается…

Средства управления КА международных консорциумов и коммерческих фирм

Ряд коммерческих частных фирм эксплуатируют около 10 систем спутниковой связи. К числу таких систем относятся: Intelsat, Galaxy, Telstar, Panamsat, Inmarsat, Iridium, GlobalStar и др. Зона действия систем может быть глобальной или региональной (территория США и заданных районов) в зависимости от числа КА, используемых в системе. Как правило, фирмы имеют собственные малопунктные наземные комплексы, осуществляющие управление…

Опыт и принципы космического страхования

В России космическое страхование появилось в начале 1990-х гг. Этот период для космической деятельности характеризуется расширением практики создания и эксплуатации космических систем и комплексов на коммерческой основе, выходом ряда предприятий ракетно-космической отрасли на внешний рынок. В связи с этим актуальными становятся вопросы повышения экономической защиты космических проектов, прежде всего за счет созда-ния эффективно действующей системы…

Перспективные ракеты-носители

Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева в рамках программы “Ангара” ведет разработку целого ряда ракет-носителей, ключевым звеном которой является создание ракеты-носителя тяжелого класса – носителя XXI в. как транспортной основы космической программы России. ОКР по созданию семейства РН “Ангара” проводится на основании Указа Президента РФ № 14 от 6 января 1995 г. “О создании…

Сравнительная оценка вариантов стартовых комплексов

Стартовый комплекс – это составная часть космического комплекса, предназначенная для проведения предстартовой подготовки средств выведения и космических объектов и осуществления их пуска. Стартовые комплексы различаются по следующим признакам: класс ракеты-носителя: легкий; средний; тяжелый; сверхтяжелый; способ сборки и транспортировки: горизонтальная; вертикальная; метод подготовки ракеты космического назначения: фиксированный; мобильный; смешанный; место дислокации: материковый (наземный, заглубленный и подземный);…

Современное состояние и перспективы международно-правового регулирования космической деятельности

Объективный ход мирового развития привел к тому, что космическое пространство стало, с одной стороны, сферой столкновения национальных интересов различных государств, а с другой – ареной расширяющегося международного сотрудничества. Фактически сегодня мир вступает в новую фазу геополитического противоборства – в фазу борьбы за достижение стратегического превосходства в космическом пространстве, проявляющегося в экономической, социально-политической и военной областях….

Тяжелые носители Японии

В рамках реализации новых космических программ NASDA работает над усовершенствованием РН Н2 – созданием более мощной модификации РН Н2А (“Эйч2А”). На первой ступени этой РН предполагается установить криогенный ЖРД LE-7A, a на второй – криогенный ЖРД LE-5B. В качестве навесных ускорителей должны быть установлены те же два навесных ускорителя, что и на РН Н2. РН…

Эволюция и тенденции развития комплексов управления КА за рубежом

До середины 1960-х гг. для управления конкретными типами КА создавались специализированные сети слежения. Они разрабатывались разными фирмами, имели свою аппаратуру управления КА и наземные станции. Это относится к большинству гражданских и военных КА того периода. Недостатком такой организации управления КА было быстрое увеличение числа наземных станций слежения при их относительно малой загрузке, что привело к…

Основные тенденции развития космонавтики в России

Космическая деятельность относится к категории высших государственных приоритетов России вне зависимости от социально-экономических реформ и преобразований и, безусловно, должна базироваться на государственной поддержке – политической, экономической, юридической. В основу ее организации должен быть положен программно-целевой подход, основанный на выделении приоритетных целей космической деятельности и разработке программы их достижения, определяющей главные цели и задачи космической деятельности…

Средства выведения нового поколения на базе универсального ракетного блока

Экологические проблемы и стремление к повышению конкурентоспособности РН “Ангара” делают весьма актуальным появление в перспективе всеазимутальных вариантов РН, не требующих для своей эксплуатации отчуждения районов падения отделяющихся частей на суше. С этой целью ракетные блоки первой ступени РН должны оснащаться системой спасения самолетного типа, обеспечивающей их возвращение в район старта после отделения от РН. При…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!