Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Носители среднего класса стран Европейского космического агентства

Носители среднего класса стран Европейского космического агентства

Семейство РН Ariane-4Западноевропейский космический консорциум Arianespace уже более 10 лет эксплуатирует семейство РН среднего класса Ariane-4 (первый пуск РН Ariane-4 был осуществлен 15 июня 1988 г.), коэффициент надежности которой составляет 0,97. Модификации этой РН позволили вывести около 1400 спутников. Ниже описаны модификации, эксплуатируемые в настоящее время.

В процессе реализации программы создания трехступенчатой РН Ariane-4 было изготовлено 6 модификаций семейства этой РН, отличающихся друг от друга в основном числом и типом навес-ных ускорителей и, следовательно, грузоподъемностью: Ariane-40, Ariane-42P, Ariane-44P, Ariane-42L, Ariane-44LP, Ariane-44L.

На первой ступени РН Ariane-4 используются четыре маршевых ЖРД Viking-5. Стабилизаторы применяются лишь на модификациях Ariane-42L и Ariane-44L. Два идентичных бака из стали 15CDV6 диаметром 3,8 м и толщиной 10,09 мм отделяются переходником высотой 2,688 м и водяным баком высотой 0,73 м с передним полусферическим днищем, армированным стекловолокном. Водяное охлаждение имеет место и для навесных ускорителей (на жидком топливе). Передняя юбка ступени высотой 1,5 м поддерживает 8 ДУ фирмы BPD (Италия).

На второй ступени РН Ariane-4 установлен ЖРД Viking-4B. Ступень имеет элементы жесткости. Баки для топлива из алюминиевого сплава образуют цилиндр высотой 6,515 м с полусферическими перегородками, разделяющими их на два сосуда. Подводящий трубопровод для четырехокиси азота (окислитель) проходит через нижний бак. Рама крепления двигателя включает цилиндрический отсек высотой 188 мм и конус высотой 1,35 м, несущий фланец крепления с карданным подвесом. Рама соединяется с коническим переходником между первой и второй ступенями РН задней конической юбкой высотой 1,57 м. Юбка включает тороидальный бак для охлаждающей воды двигателя Viking-4 (общий диаметр 2,24 м; диаметр трубопровода 340 мм).

Передняя юбка высотой 1,245 м соединяется с переходником между второй и третьей ступенями из науглероженного волокна и вмещает три сферических контейнера гелия для наддува баков. Поскольку третья ступень РН Ariane-4 предназначена для выведения КА на орбиту, переходную к геостационарной, ее конструкция также усилена элементами жесткости. Хвостовой переходник между ступенями – из науглероженного волокна фирмы Fokker,4TO делает его на 53 кг легче, чем алюминиевый переходник предшественницы этой РН – Ariane-3, и дает возможность увеличить массу К А на 12,3 кг. Криогенное топливо находится в баках из алюминиевого сплава 7020, разделенных перегородкой из фенольного полимера. К бакам примыкает передняя юбка высотой 450 мм, соединенная с отсеком оборудования. На этой ступени используется (с 1994 г.) криогенный ЖРД НМ-7В западно-европейской фирмы SEP.

Навесные ускорители на твердом топливе применяются только на модификациях Ariane-42P, Ariane-44P и Ariane-44LP. РДТТ ускорителей включаются при пуске РН через 4,2 Характеристики РН семейства Ariane-4с после основных двигателей и отделяются через 89 с после включения на РН Ariane-42P,через 78 с на Ariane-44P и через 67 с на Ariane-44LP. Корпус такого ускорителя изготовлен из стали AISI-4130 толщиной 5 мм.

Ускорители на жидком топливе германской фирмы DASA и других западноевропейских фирм, сравнимые по габаритам и характеристикам со второй ступенью, используются наряду с твердотопливными ускорителями на РН Ariane-42L, Ariane-44LP и Ariane-44L. Баки – из коррозиестойкой стали толщиной 2,1 мм. Охлаждение – водяное, которое осуществляется через межбаковую юбку-переходник первой ступени. Отделение ускорителей осуществляется пиротехнически через 149,1 с на высоте 37,5 км после выгорания заряда РДТТ (через 143,6 с). Характеристики РН семейства Ariane-4 представлены в табл.

Несмотря на расширение работ по программе Ariane-5, руководство консорциума Arianespace рассчитывает продолжать эксплуатацию ракет Ariane-4 после 2003 г. На базе РН Ariane-44P предполагается разработать новую РН Ariane-4-Lite, которая позволит снизить стоимость выведения грузов на переходную или полярные орбиты на 35%.

Тяжелые носители Японии

В рамках реализации новых космических программ NASDA работает над усовершенствованием РН Н2 – созданием более мощной модификации РН Н2А (“Эйч2А”). На первой ступени этой РН предполагается установить криогенный ЖРД LE-7A, a на второй – криогенный ЖРД LE-5B. В качестве навесных ускорителей должны быть установлены те же два навесных ускорителя, что и на РН Н2. РН…

Эволюция и тенденции развития комплексов управления КА за рубежом

До середины 1960-х гг. для управления конкретными типами КА создавались специализированные сети слежения. Они разрабатывались разными фирмами, имели свою аппаратуру управления КА и наземные станции. Это относится к большинству гражданских и военных КА того периода. Недостатком такой организации управления КА было быстрое увеличение числа наземных станций слежения при их относительно малой загрузке, что привело к…

Основные тенденции развития космонавтики в России

Космическая деятельность относится к категории высших государственных приоритетов России вне зависимости от социально-экономических реформ и преобразований и, безусловно, должна базироваться на государственной поддержке – политической, экономической, юридической. В основу ее организации должен быть положен программно-целевой подход, основанный на выделении приоритетных целей космической деятельности и разработке программы их достижения, определяющей главные цели и задачи космической деятельности…

Средства выведения нового поколения на базе универсального ракетного блока

Экологические проблемы и стремление к повышению конкурентоспособности РН “Ангара” делают весьма актуальным появление в перспективе всеазимутальных вариантов РН, не требующих для своей эксплуатации отчуждения районов падения отделяющихся частей на суше. С этой целью ракетные блоки первой ступени РН должны оснащаться системой спасения самолетного типа, обеспечивающей их возвращение в район старта после отделения от РН. При…

Проблемные вопросы, решаемые при создании космодромов. Тенденции развития космодромов

При создании космодромов приходится решать целый ряд проблему прежде всего это проблемы безопасности и экологии. Такие технологические объекты космодрома, как стартовые комплексы, заправочно-нейтрализационные станции, хранилища компонентов ракетных топлив, твердотопливных двигателей и пиросредств, являются источниками повышенной опасности. Кроме того, стартующая ракета космического назначения создает существенную угрозу по направлению ее полета для окружающей среды и людей. Компоненты…

Из истории международно-правового регулирования космической деятельности

С запуском в СССР 4 октября 1957 г. первого в истории цивилизации искусственного спутника Земли началась эра практического исследования и освоения космического пространства – совершенно новой и чрезвычайно специфичной сферы человеческой деятельности. Даже будучи сугубо мирной, такая деятельность в силу своего глобального характера затрагивает интересы всех стран и народов. Все это обусловило возникновение и развитие…

Носители среднего класса США

Фирма Lockheed Martin использует для коммерческих запусков три двухступенчатых РН семейства Atlas-Centaur: Atlas-2, Atlas-2A, Atlas-2AS. С 1997 г. не используется их предшественница РН Atlas-1. Эти РН способны выводить КА на орбиту, переходную к геостационарной, и различаются между собой главным образом грузоподъемностью. Эксплуатируемая с 1991 г. РН Atlas-2 (табл.) с 1995 г. производится только в г….

Направление реструктуризации аэрокосмической промышленности

Аэрокосмическая промышленность – одна из динамично развивающихся, наукоемких, прибыльных и перспективных отраслей мировой экономики. В последние годы эта отрасль охвачена процессами, которые изучаются многими специалистами различного профиля – политологами, экономистами, юристами и т.д. Этот интерес вызван стремлением понять и, по возможности, направлять эти процессы, прогнозировать их дальнейший ход и последствия. Разные авторы используют свои термины…

Качественный скачок в развитии орбитальных средств

Учитывая перспективы развития и совершенствования науки и технологий, прогнозируемые потребности государственных и коммерческих структур в использовании космоса,можно сделать вывод, что характерной чертой космической деятельности в XXI в. будет не только стремление к достижению новых количественных и качественных рубежей в развитии космических систем, но и создание новых высокотехнологичных космических средств и систем различного целевого назначения, затрагивающих…

Многоразовые космические системы

Современный уровень развития науки и техники, имеющийся задел в разработке элементной базы многоразовых космических систем (МКС) и созданная к настоящему времени экспериментальная база, а также существующая технология производства в ракетно-космической и авиационной отраслях промышленности позволяют уже в ближайшем будущем рассматривать вопросы, связанные с проектированием и разработкой перспективных МКС. В настоящее время достаточно четко сформировались три…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!