Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Носители среднего класса стран Европейского космического агентства

Носители среднего класса стран Европейского космического агентства

Семейство РН Ariane-4Западноевропейский космический консорциум Arianespace уже более 10 лет эксплуатирует семейство РН среднего класса Ariane-4 (первый пуск РН Ariane-4 был осуществлен 15 июня 1988 г.), коэффициент надежности которой составляет 0,97. Модификации этой РН позволили вывести около 1400 спутников. Ниже описаны модификации, эксплуатируемые в настоящее время.

В процессе реализации программы создания трехступенчатой РН Ariane-4 было изготовлено 6 модификаций семейства этой РН, отличающихся друг от друга в основном числом и типом навес-ных ускорителей и, следовательно, грузоподъемностью: Ariane-40, Ariane-42P, Ariane-44P, Ariane-42L, Ariane-44LP, Ariane-44L.

На первой ступени РН Ariane-4 используются четыре маршевых ЖРД Viking-5. Стабилизаторы применяются лишь на модификациях Ariane-42L и Ariane-44L. Два идентичных бака из стали 15CDV6 диаметром 3,8 м и толщиной 10,09 мм отделяются переходником высотой 2,688 м и водяным баком высотой 0,73 м с передним полусферическим днищем, армированным стекловолокном. Водяное охлаждение имеет место и для навесных ускорителей (на жидком топливе). Передняя юбка ступени высотой 1,5 м поддерживает 8 ДУ фирмы BPD (Италия).

На второй ступени РН Ariane-4 установлен ЖРД Viking-4B. Ступень имеет элементы жесткости. Баки для топлива из алюминиевого сплава образуют цилиндр высотой 6,515 м с полусферическими перегородками, разделяющими их на два сосуда. Подводящий трубопровод для четырехокиси азота (окислитель) проходит через нижний бак. Рама крепления двигателя включает цилиндрический отсек высотой 188 мм и конус высотой 1,35 м, несущий фланец крепления с карданным подвесом. Рама соединяется с коническим переходником между первой и второй ступенями РН задней конической юбкой высотой 1,57 м. Юбка включает тороидальный бак для охлаждающей воды двигателя Viking-4 (общий диаметр 2,24 м; диаметр трубопровода 340 мм).

Передняя юбка высотой 1,245 м соединяется с переходником между второй и третьей ступенями из науглероженного волокна и вмещает три сферических контейнера гелия для наддува баков. Поскольку третья ступень РН Ariane-4 предназначена для выведения КА на орбиту, переходную к геостационарной, ее конструкция также усилена элементами жесткости. Хвостовой переходник между ступенями — из науглероженного волокна фирмы Fokker,4TO делает его на 53 кг легче, чем алюминиевый переходник предшественницы этой РН — Ariane-3, и дает возможность увеличить массу К А на 12,3 кг. Криогенное топливо находится в баках из алюминиевого сплава 7020, разделенных перегородкой из фенольного полимера. К бакам примыкает передняя юбка высотой 450 мм, соединенная с отсеком оборудования. На этой ступени используется (с 1994 г.) криогенный ЖРД НМ-7В западно-европейской фирмы SEP.

Навесные ускорители на твердом топливе применяются только на модификациях Ariane-42P, Ariane-44P и Ariane-44LP. РДТТ ускорителей включаются при пуске РН через 4,2 Характеристики РН семейства Ariane-4с после основных двигателей и отделяются через 89 с после включения на РН Ariane-42P,через 78 с на Ariane-44P и через 67 с на Ariane-44LP. Корпус такого ускорителя изготовлен из стали AISI-4130 толщиной 5 мм.

Ускорители на жидком топливе германской фирмы DASA и других западноевропейских фирм, сравнимые по габаритам и характеристикам со второй ступенью, используются наряду с твердотопливными ускорителями на РН Ariane-42L, Ariane-44LP и Ariane-44L. Баки — из коррозиестойкой стали толщиной 2,1 мм. Охлаждение — водяное, которое осуществляется через межбаковую юбку-переходник первой ступени. Отделение ускорителей осуществляется пиротехнически через 149,1 с на высоте 37,5 км после выгорания заряда РДТТ (через 143,6 с). Характеристики РН семейства Ariane-4 представлены в табл.

Несмотря на расширение работ по программе Ariane-5, руководство консорциума Arianespace рассчитывает продолжать эксплуатацию ракет Ariane-4 после 2003 г. На базе РН Ariane-44P предполагается разработать новую РН Ariane-4-Lite, которая позволит снизить стоимость выведения грузов на переходную или полярные орбиты на 35%.

Коммерческие средства ДЗЗ

Коммерческие средства дистанционного зондирования Земли из космоса только начинают свое развитие. Сельское хозяйство, региональное развитие, строительство, добывающая промышленность все шире используют данные ДЗЗ. Существующие космические средства ДЗЗ, такие как Spot, Landsat и т.п., не являются чисто коммерческими, несмотря на рыночные принципы распространения получаемой информации. Эти системы субсидируются государственными органами, так как на современном этапе их…

Средства управления КА Великобритании

Великобритания эксплуатирует военные КА связи Skynet, участвует в управлении КА связи НАТО. Великобритания считается крупнейшим в Европе (и вторым в мире) потребителем космической информации с разных КА многих стран и организаций. Результаты обработки данных (включая снимки с метео-КА и КА ДЗЗ), накопленные за ряд лет, могут использоваться в военных целях, например во время кризисных ситуаций….

Обеспечение качества и надежности российского сегмента в международных космических программах

Международное сотрудничество в области коммерческих космических программ в 1980-1990 гг. существенно расширилось. Вслед за организацией первых консорциумов Intelsat, Inmarsat последовало создание значительного числа всемирных и региональных систем и программ — Comsat, Landsat, Meteosat, Eutelsat, Panamsat, Asiasat, Iridium, GlobalStar и т.п. В 1998 г. начато создание Международной космической станции. Основные особенности этапа: значительное увеличение объема работ,…

Развитие и особенности системы средств выведения

Развитие средств выведения полезных грузов в космическое пространство (ракет-носителей) в нашей стране шло по нескольким направлениям. Первое направление, возникшее в 1957 г., связано с созданием ряда РН на базе межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7. Эта МБР была разработана в знаменитом ОКБ-1 (с 1966 г. — Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), с 1974 г. —…

История создания космодромов

Космодром — это оборудованная в инженерном отношении территория, на которой размещены функционально увязанные между собой сооружения и технические средства, обеспечивающие прием с заводов-изготовителей и хранение элементов ракетно-космической техники, подготовку средств выведения и космических аппаратов и их пуск. При использовании многоразовых средств выведения на космодроме могут быть созданы ремонтно-профилактические позиции для обеспечения послеполетного обслуживания этих средств….

Состояние и перспективы развития комплексов средств автоматизации

Основу комплексов средств автоматизации (КСА) центров управления полетом КА и центров обработки информации, эксплуатируемых в НАКУ в 1990-х гг., составляли малопроизводительные вычислительные системы второго и третьего поколений, более 50 % которых многократно выработали установленный ресурс, устарел и морально и физически (ЭВМ серии СМ, М-222, ВК-2М45/46, «Эльбрус-1» и др.) Уровень автоматизации управления КА составлял 70-80%. Неудовлетворительное…

Средства выведения — локомотивы космонавтики

Космические средства выведения представляют собой сложные технические транспортные системы, предназначенные для доставки полезных нагрузок в космическое пространство на заданные орбиты. Все существующие космические средства выведения, а также средства, эксплуатация которых будет осуществляться в обозримой перспективе (25…30 лет), имеют в своей основе принцип реактивного движения. Первые сообщения о применении устройств, использующих этот принцип, появились в китайских…

Средства управления КА Китая

Китай эксплуатирует КА военного и двойного применения для связи, метеообеспечения, ДЗЗ, а также запускает экспериментальные КА, в том числе военные. Для управления этими КА предназначен многопунктный, организационно единый НКУ, эксплуатируемый Китайским объединением по запускам, слежению, телеметрии и управлению КА. Это объединение подчинено Комитету по оборонной науке, технике и оборонной промышленности (КОНТОП) Госсовета. В состав НКУ…

Оптимизация стратегий развертывания и восполнения многоспутниковых космических систем по критериям надежности и стоимости

В конце 1970-х гг. в нашей стране и в США было начато решение задачи по разработке и развертыванию глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и Navstar. B составе которых должны были функционировать 24 полноразмерных КА (21 основной + 3 резервных). Существенное увеличение числа КА в системе значительно усложнило решение задачи развертывания в установленные сроки. В 1990-е гг….

Разгонные блоки ракет-носителей

Важнейшей составной частью системы средств выведения являются разгонные блоки (РБ), называемые также межорбитальными буксирами. Разгонные блоки обеспечивают перемещение выводимых полезных грузов с орбиты на орбиту или направление их на отлетные и межпланетные траектории. Для этого РБ должны иметь возможность выполнять один или несколько маневров, связанных с изменением скорости полета, для чего в каждом случае предполагается…

Все права защищены ©2006-2022. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!