Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Средства выведения нового поколения на базе универсального ракетного блока

Средства выведения нового поколения на базе универсального ракетного блока

Экологические проблемы и стремление к повышению конкурентоспособности РН “Ангара” делают весьма актуальным появление в перспективе всеазимутальных вариантов РН, не требующих для своей эксплуатации отчуждения районов падения отделяющихся частей на суше. С этой целью ракетные блоки первой ступени РН должны оснащаться системой спасения самолетного типа, обеспечивающей их возвращение в район старта после отделения от РН. При этом головной обтекатель и другие отделяющиеся фрагменты, например переходной отсек, выводятся за счет использования энергетики второй ступени на баллистическую траекторию с падением в акваторию Мирового океана.

Оптимальный вариант аэродинамической схемы многоразового ракетного блока (МРБ), минимизирующий потери в энергетике РН, обусловленные установкой системы спасения, базируется на концепции беспилотного однорежимного летательного аппарата, оптимизированного для выполнения дозвукового крейсерского полета в район старта и оснащенного двухпозиционным крылом большого удлинения, раскрывающимся после отделения МРБ от РН, вспомогательным двухконтурным воздушно-реактивным двигателем и оперением, скомпонованным по нормальной аэродинамической схеме. В отличие от других вариантов всеазимутальных средств выведения, например воздушно-кос-мического самолета или одноступенчатой РН, двухступенчатая РН с МРБ не имеет критических технологий и может быть реализована уже в настоящее время при максимальном использовании имеющегося в ракетной технике и авиации научно-технического задела. При комплексной оптимизации конструктивно-баллистических характеристик и программ управления потери, обусловленные установкой системы спасения первой ступени и зависящие от выбранной трассы запуска, не превышают 35…50 % от массы полезной нагрузки, выводимой на низкую круговую орбиту.

Проектно-баллистические исследования МРБ легкого класса с двигателем РД-191 показывают,что предлагаемый вариант компоновки первой ступени обладает универсальностью и позволяет в случае необходимости создать на его базе целый ряд перспективных РН легкого, среднего и тяжелого классов грузоподъемностью от 2 до 22 т, использующих в качестве компонентов топлива кислород и керосин.

В настоящее время в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева совместно с НПО “Молния” ведется разработка многоразовых ускорителей “Байкал” для применения в составе носителей семейства “Ангара” вместо одноразовых универсальных модулей-ускорителей. Такие многоразовые ускорители создаются с максимальным использованием задела по одноразовым модулям-ускорителям, в конструкцию которых сразу закладывается возможность их многократного использования.

Применение таких многоразовых ускорителей помимо снижения удельной стоимости выведения позволит также:

  • полностью или частично ликвидировать поля падения отработавших частей РН;
  • обеспечить всеазимутальность при запусках на орбиты с различными наклонениями;
  • высвободить производственные мощности для выполнения других задач.

Многоразовый ускоритель создается по концепции “прилетающих назад” аппаратов (flyback). Его основой является ракетный модуль с ЖРД, конструкция которого во многом идентична одноразовому модулю-ускорителю РН семейства “Ангара”. Параметры и характеристики носителя и траектории выведения выбираются таким образом,чтобы в максимальной степени сохранить конструкцию универсального ракетного модуля. Выбор скорости разделения ступеней, соответствующей числу М = 6-7, позволил отказаться от теплозащитного покрытия конструкции, что решающим образом сказывается на стоимости межполетного обслуживания.

Разработка РН на базе многоразового ускорителя "Байкал":Для ориентации отработавшего ускорителя перед входом в плотные слои атмосферы он оснащен реактивной системой управления. После входа ускорителя в атмосферу и предварительного торможения осуществляется планирование с помощью поворотного крыла, управление полетом производится аэродинамическими органами управления. Планирование переходит в моторный полет, когда включаются два воздушнореактивных двигателя, установленных в носовой части многоразового ускорителя. Управляемый собственным бортовым комплексом управления ускоритель возвращается на аэродром вблизи стартового комплекса, где совершает посадку на выдвижное колесное шасси самолетного типа. Энергопитание в полете осуществляется системой энергоснабжения, а сбор и передачу на Землю необходимой информации о состоянии и функционировании ускорителя проводит бортовой измерительный комплекс.

Ряд основных элементов и систем многоразового ускорителя заимствован или разрабатывается на основе существующих конструкций. Это, несомненно, уменьшает технический риск и объем необходимых испытаний,однако остается достаточно большой объем экспериментальных и испытательных работ. В первую очередь это относится к определению и подтверждению аэродинамических характеристик полета многоразового ускорителя после его отделения от ракеты-носителя до посадки на аэродром. Такие испытания уже проведены в ЦАГИ, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и НПО “Молния” на масштабных моделях многоразового ускорителя.

Стартуя со стартового комплекса, расположенного на российском космодроме Плесецк, в составе РН семейства “Ангара”, многоразовый ускоритель сможет при возвращении совершать посадку на аэродроме Перо, входящем в состав этого космодрома. После нейтрализации остатков топлива на заправочно-нейтрализационной станции и доставки в монтажно-испытательный корпус ускоритель пройдет межполетную подготовку и будет готов для повторного использования в составе РН.

Летные испытания многоразового ускорителя должны начаться в 2004 г. в составе РН “Ангара-1.2” легкого класса. Таким образом, при использовании многоразовых ускорителей ракеты-носители семейства “Ангара” станут сами “частично многоразовыми”, имеющими многоразовые первые ступени, составленные из модулей – многоразовых ускорителей, и одноразовые верхние ступени. Такие ракеты-носители смогут успешно конкурировать на мировом космическом рынке. По проведенным оценкам, частично многоразовые РН семейства “Ангара” по удельной стоимости выведения будут предпочтительнее не только одноразовых, но и полностью многоразовых носителей, находящихся в настоящее время в разработке.

Гражданские средства

К категории так называемых гражданских КА относятся спутники, разрабатываемые и запускаемые по государственным программам, исключая КА военного назначения. К их числу могут быть отнесены исследовательские и экспериментальные КА, КА связи, КА землеобзора, включающие метеорологические КА и КА ДЗЗ. Зарубежными специалистами прогнозируется, что общее число гражданских КА, запускаемых в период 1998-2007 гг., составит более 200, т.е….

Комплексы управления КА Европейского космического агентства

Европейское космическое агентство – ЕКА (ESA – European Spase Agency) создано в 1975 г. для содействия сотрудничеству европейских стран в области космических исследований, разработки космической техники и поиску ее прикладного использования. Первоначально в ЕКА вошли 11 стран (Франция,ФРГ, Великобритания, Италия, Испания, Швеция, Бельгия, Дания, Нидерланды, Ирландия, Швейцария). Впоследствии в ЕКА вошли Норвегия, Австрия, Канада, Финляндия….

Достигнутый уровень долговечности отечественных КА

Анализ развития РКТ в нашей стране за рассматриваемый период позволяет отметить следующее: В многоспутниковых системах связи, ретрансляции, навигации, радиотехнической разведки и системы предупреждения о ракетном нападении используются КА с гарантийным ресурсом 1-3 года. Фактические средние сроки функционирования превышают гарантийные на 1-2 года. Отдельные образцы имеют САС 5-8 и даже 10 лет (при их использовании в…

Многофункциональные конструкции

Благодаря объединению функций электроники, датчиков, систем распределения электропитания и терморегулирования с применением очень легких модульных конструкций на борту перспективных КА не будет кабелей и связанных с шиной распределительных коробок. Это позволит снизить массу КА почти в 10 раз, а занимаемый аппаратурой объем в 2 раза. Электронные модули на множестве микросхем будут монтироваться непосредственно на конструкции…

Необходимость двойного использования космоса

В настоящее время все большее число государств приходит к пониманию важности использования космического пространства для решения задач национальной безопасности и социально-экономического прогресса и в связи с этим в тех или иных формах активизирует свою космическую деятельность. И хотя космический потенциал России позволяет говорить о ее полноправном месте в ряду ведущих космических держав, уже сегодня возникла…

Принципы создания перспективной многоцелевой космической системы ретрансляции информации

Назначение и задачи КСР. Важнейшим направлением повышения оперативности и глобальности управления низкоорбитальными КА при одновременном уменьшении числа КИПов до одного-двух является применение космической системы ретрансляции информации на основе спутников-ретрансляторов (СР) на геостационарной орбите. До создания КСР задачи увеличения продолжительности и глобальности информационного взаимодействия с объектами РКТ решались путем развития НАКУ, измерительных комплексов космодромов (ИКК), комплексов…

Коммерческие средства ДЗЗ

Коммерческие средства дистанционного зондирования Земли из космоса только начинают свое развитие. Сельское хозяйство, региональное развитие, строительство, добывающая промышленность все шире используют данные ДЗЗ. Существующие космические средства ДЗЗ, такие как Spot, Landsat и т.п., не являются чисто коммерческими, несмотря на рыночные принципы распространения получаемой информации. Эти системы субсидируются государственными органами, так как на современном этапе их…

Средства управления КА Франции

Национальный центр космических исследований КНЕС (CNES) ведет как гражданские, так и военные космические программы (во взаимодействии с МО). Создана военная система спутниковой связи Sirakus (1988 г.) на основе КА Telecom. С 1995 г. запускаются разведывательные КА Helios, созданные на базе КА Spot. Ведется разработка КА Helios-2 с участием других европейских стран. Продолжается эксплуатация КА ДЗЗ…

Обеспечение требуемого уровня надежности и безопасности Международной космической станции

Впервые в истории ракетно-космической техники реализуется крупнейший международный проект – создание Международной космической станции. Ранее выполненные и реализуемые в настоящее время космические программы уступают проекту МКС по масштабу и объему задач, составу стран-участниц и организаций-соисполнителей, ответственности за решение вопросов надежности и безопасности в процессе создания и длительной эксплуатации МКС. Вопросам обеспечения надежности и безопасности уделялось…

Перспективные космические материалы

Решение всей совокупности сложных конструкционных, схемотехнических и технологических задач при разработке, создании и эксплуатации космических средств невозможно без широкого развития и внедрения результатов космического материаловедения. При разработке космических средств требуются новые материалы, которые должны выдерживать нагрузки космических полетов (высокие температура и давление, вибрационные нагрузки на этапе выведения, низкие температуры космического пространства, глубокий вакуум, радиационное воздействие,…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!