Носители тяжелого класса
Носителями тяжелого класса из числа зарубежных стран располагают США, страны Европейского космического агентства (ЕКА) и Япония. Первые тяжелые носители были созданы американцами в 1964-1967 гг. для обеспечения лунной программы Apollo. Самый мощный из них Saturn-5 позволял выводить на околоземную орбиту высотой 500 км полезный груз массой около 120 т. С завершением программ Apollo и Skylab надобность в подобных носителях отпала.
В настоящее время в США используется РН тяжелого класса Titan-4 из семейства РН Titan, производимого фирмой Lockheed Martin. Первый пуск этой РН состоялся в 1989 г.
На РН Titan-4 используются мощные твердотопливные ускорители, состоящие из семи топливных секций. Кроме того, в составе РН Titan-4 предусматривается применение в качестве последних ступеней твердотопливного двухступенчатого разгонного блока IUS и кислородно-водородного блока Centaur (более мощная модификация).
Пуски РН Titan-4 осуществляются со станции ВВС, мыс Канаверал и с авиабазы ВВС Ванденберг. ПН представляет собой крупногабаритные КА военного назначения или КА ПАСА для исследования дальнего космоса. Планов использования РН Titan-4 в коммерческих целях нет.
Наиболее мощной модификацией РН со времен экспедиции на Луну (РН Saturn-5) является модификация РН Titan-4B, эксплуатируемая с 1997 г. Основным отличием этой модификации являются более мощные твердотопливные навесные ускорители фирмы Alliant Techsystems с новым топливом — полибутадиеном с конечной гидроксильной группой, снаряжаемым в корпуса из композиционного материала (графитопластика). Корпуса этих ускорителей изготавливаются путем намотки, тогда как корпуса ускорителей РН Titan-4 изготавливаются из стали D6AC.
Стоимость пуска каждой модификации РН Titan-4 оценивается в 350 млн дол. 12 октября 1998 г. Lockheed Martin Astronautics (LMA) получила от ВВС заказ стоимостью 1,327 млрд дол. на завершение производства 40 РН Titan-4 и обеспечение до 2002 г. запуска 39 из них. Начиная с 1989 г. уже запущено 25 ракет Titan-4, из них 22 — в модификации Titan-4A. Согласно новому контракту более мощная модификация Titan-4B, запускавшаяся уже три раза, будет использоваться еще в 14 пусках.
Под наземным комплексом управления (НКУ) понимают совокупность наземных радиотехнических и вычислительных средств с соответствующим методическим и математическим обеспечением, предназначенных для управления полетом КА и контроля работы его бортовых систем. НКУ функционирует в период орбитального полета КА от момента отделения его от ракеты-носителя до прекращения активного существования. Основные целевые задачи НКУ могут быть сформулированы следующим образом:…
Основополагающие нормы и принципы общего международного права в полной мере относятся и к космической деятельности. К таким общим принципам ее организации и практического осуществления относятся, в частности, принципы запрещения национального присвоения, свободного доступа, международной ответственности. Общепризнанным координирующим международным центром по развитию этих принципов в направлении разработки конкретных норм космического права считается Генеральная Ассамблея ООН. Свидетельство…
Западноевропейский космический консорциум Arianespace уже более 10 лет эксплуатирует семейство РН среднего класса Ariane-4 (первый пуск РН Ariane-4 был осуществлен 15 июня 1988 г.), коэффициент надежности которой составляет 0,97. Модификации этой РН позволили вывести около 1400 спутников. Ниже описаны модификации, эксплуатируемые в настоящее время. В процессе реализации программы создания трехступенчатой РН Ariane-4 было изготовлено 6…
Аэрокосмическая промышленность — одна из динамично развивающихся, наукоемких, прибыльных и перспективных отраслей мировой экономики. В последние годы эта отрасль охвачена процессами, которые изучаются многими специалистами различного профиля — политологами, экономистами, юристами и т.д. Этот интерес вызван стремлением понять и, по возможности, направлять эти процессы, прогнозировать их дальнейший ход и последствия. Разные авторы используют свои термины…
Учитывая перспективы развития и совершенствования науки и технологий, прогнозируемые потребности государственных и коммерческих структур в использовании космоса,можно сделать вывод, что характерной чертой космической деятельности в XXI в. будет не только стремление к достижению новых количественных и качественных рубежей в развитии космических систем, но и создание новых высокотехнологичных космических средств и систем различного целевого назначения, затрагивающих…
Современный уровень развития науки и техники, имеющийся задел в разработке элементной базы многоразовых космических систем (МКС) и созданная к настоящему времени экспериментальная база, а также существующая технология производства в ракетно-космической и авиационной отраслях промышленности позволяют уже в ближайшем будущем рассматривать вопросы, связанные с проектированием и разработкой перспективных МКС. В настоящее время достаточно четко сформировались три…
Требования к НКУ определяются целевым назначением управляемых КА, выполняемыми ими на орбите функциями и баллистической структурой орбитальной группировки КА. Автоматические КА ближнего и среднего космоса, к которым относятся К А для исследования природных ресурсов Земли, геодезии, связи и телевещания, в большинстве своем не требуют при штатной эксплуатации высокой оперативности управления. Программы работы бортовых систем КА…
Проблема определения юридических границ космического пространства — одна из важнейших и до сих пор не решенных проблем международного космического права. С одной стороны, необходимо обеспечить действие принципа уважения полного и исключительного суверенитета государств на их воздушное пространство с другой — свободу мирного использования и исследования космического пространства. В решении этой проблемы существует два противоположных по…
К РН промежуточного класса (по американской классификации) можно отнести находящиеся в настоящее время в Китае в эксплуатации две модификации базовой трехступенчатой РН Чанчжэн-3 (CZ-3): Чанчжэн-ЗА (CZ-3A) и Чанчжэн-3В (CZ-3B),npинципиально не отличающиеся от базовой РН Чанчжэн-3,а также РН Чанчжэн-2Е (CZ-2E). Зарубежные специалисты считают эти РН идентичными американской РН среднего класса Delta-2. На РН Чанчжэн-3 китайцы впервые…
Причины, вызвавшие к жизни и продолжающие подпитывать процесс реструктуризации аэрокосмических фирм за рубежом, условно могут быть разделены на три группы: военно-политические, экономические и ресурсные. В основе военно-политических причин лежат новые условия, складывающиеся в мире после завершения «холодной войны», когда сокращения выделяемых на военные нужды ассигнований привели к уменьшению военных заказов. Так, с 1987 по 1994…