Тяжелые носители Европейского космического агентства
При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 — новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается производить запуски КА на орбиту, переходную к геостационарной, а также на низкую околоземную орбиту.
Бак первой ступени изготавливается из алюминиевого сплава толщиной 3 мм и имеет теплозащитное покрытие из полиуретана толщиной 2 см. В изготовлении РН принимают участие следующие фирмы: французские Aerospatiale (интегратор), SEP (двигатель), и Cryospace (бак); голландская Fokker (рама крепления двигателя); бельгийская SABCA (система запуска двигателя). На ступени установлен криогенный ЖРД Vulcan-HM6O.
Для второй ступени РН Ariane-5 предусматривается поддержание состояния готовности к пуску РН в течение 60 дней после заправки ее ракетным топливом. На ступени устанавливается ЖРД L-9 германской фирмы DASA, предусматривающий четырехкратное включение. С его помощью осуществляется управление по тангажу и рысканью.
РН Ariane-5 имеет два твердотопливных ускорителя Р-230. Ускорители изнутри выложены теплозащитным покрытием. Горловина сопла изготавливается из углерода, армированного углеродным волокном. Гибкий подшипник обеспечивает от-клонение сопла на 6,0…6,6°. Корпус ускорителя — из стали D6AC, подвергнутой термообработке. В качестве теплоизоляции применяется этиленопропиленодиеновый мономер и двуокись кремния или кевлар. Для выведения одновременно двух и трех КА предусмотрены специальные сменные коническо-цилиндрические отсеки ПН Spelda и Speltra, устанавливаемые в обтекателе ПН.
РН Ariane-5 по грузоподъемности является одной из самых мощных РН, существующих в мире. За счет нее ЕКА рассчитывает существенно укрепить свои позиции на международном рынке РН, где конкурентная борьба может еще больше обостриться по мере активного выхода на него все новых стран. Определенные надежды на использование этой РН связывает ЕКА с ожиданием увеличенного спроса на международном рынке для запуска КА в связи с программой создания международной орбитальной космической станции.
Первый пуск РН Ariane-5, состоявшийся в июне 1996 г., закончился неудачей — взрывом всего через 40 с после старта из-за ошибки в программном обеспечении. В конце октября 1997 г. был осуществлен второй, успешный пуск этой РН. Третий пуск в рамках квалификационных испытаний состоялся в октябре 1998 г. Первый эксплуатационный полет РН Ariane-5 состоялся в декабре 1999 г. с астрономическим К А ХХМ.
Планами модернизации (программа Evolution) предусматривается создание целого ряда моделей РН Ariane-5 различной грузоподъемности: 5E/S (7,1 т на переходную орбиту), 5E/SV (8 т), 5Е/СА (10 т),5Е/СВ (12 т).
Коэффициент надежности РН Ariane-5 согласно расчетам должен составить 0,985. В настоящее время стоимость пуска РН Ariane-5 оценивается в 120…130 млн дол. Предполагается снизить эту стоимость на 10 % по сравнению с РН Ariane-4.
Фирма Lockheed Martin использует для коммерческих запусков три двухступенчатых РН семейства Atlas-Centaur: Atlas-2, Atlas-2A, Atlas-2AS. С 1997 г. не используется их предшественница РН Atlas-1. Эти РН способны выводить КА на орбиту, переходную к геостационарной, и различаются между собой главным образом грузоподъемностью. Эксплуатируемая с 1991 г. РН Atlas-2 (табл.) с 1995 г. производится только в г….
До середины 1960-х гг. для управления конкретными типами КА создавались специализированные сети слежения. Они разрабатывались разными фирмами, имели свою аппаратуру управления КА и наземные станции. Это относится к большинству гражданских и военных КА того периода. Недостатком такой организации управления КА было быстрое увеличение числа наземных станций слежения при их относительно малой загрузке, что привело к…
Космическая деятельность относится к категории высших государственных приоритетов России вне зависимости от социально-экономических реформ и преобразований и, безусловно, должна базироваться на государственной поддержке — политической, экономической, юридической. В основу ее организации должен быть положен программно-целевой подход, основанный на выделении приоритетных целей космической деятельности и разработке программы их достижения, определяющей главные цели и задачи космической деятельности…
Экологические проблемы и стремление к повышению конкурентоспособности РН «Ангара» делают весьма актуальным появление в перспективе всеазимутальных вариантов РН, не требующих для своей эксплуатации отчуждения районов падения отделяющихся частей на суше. С этой целью ракетные блоки первой ступени РН должны оснащаться системой спасения самолетного типа, обеспечивающей их возвращение в район старта после отделения от РН. При…
При создании космодромов приходится решать целый ряд проблему прежде всего это проблемы безопасности и экологии. Такие технологические объекты космодрома, как стартовые комплексы, заправочно-нейтрализационные станции, хранилища компонентов ракетных топлив, твердотопливных двигателей и пиросредств, являются источниками повышенной опасности. Кроме того, стартующая ракета космического назначения создает существенную угрозу по направлению ее полета для окружающей среды и людей. Компоненты…
С запуском в СССР 4 октября 1957 г. первого в истории цивилизации искусственного спутника Земли началась эра практического исследования и освоения космического пространства — совершенно новой и чрезвычайно специфичной сферы человеческой деятельности. Даже будучи сугубо мирной, такая деятельность в силу своего глобального характера затрагивает интересы всех стран и народов. Все это обусловило возникновение и развитие…
Западноевропейский космический консорциум Arianespace уже более 10 лет эксплуатирует семейство РН среднего класса Ariane-4 (первый пуск РН Ariane-4 был осуществлен 15 июня 1988 г.), коэффициент надежности которой составляет 0,97. Модификации этой РН позволили вывести около 1400 спутников. Ниже описаны модификации, эксплуатируемые в настоящее время. В процессе реализации программы создания трехступенчатой РН Ariane-4 было изготовлено 6…
Аэрокосмическая промышленность — одна из динамично развивающихся, наукоемких, прибыльных и перспективных отраслей мировой экономики. В последние годы эта отрасль охвачена процессами, которые изучаются многими специалистами различного профиля — политологами, экономистами, юристами и т.д. Этот интерес вызван стремлением понять и, по возможности, направлять эти процессы, прогнозировать их дальнейший ход и последствия. Разные авторы используют свои термины…
Учитывая перспективы развития и совершенствования науки и технологий, прогнозируемые потребности государственных и коммерческих структур в использовании космоса,можно сделать вывод, что характерной чертой космической деятельности в XXI в. будет не только стремление к достижению новых количественных и качественных рубежей в развитии космических систем, но и создание новых высокотехнологичных космических средств и систем различного целевого назначения, затрагивающих…
Современный уровень развития науки и техники, имеющийся задел в разработке элементной базы многоразовых космических систем (МКС) и созданная к настоящему времени экспериментальная база, а также существующая технология производства в ракетно-космической и авиационной отраслях промышленности позволяют уже в ближайшем будущем рассматривать вопросы, связанные с проектированием и разработкой перспективных МКС. В настоящее время достаточно четко сформировались три…