Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Космос / Тяжелые носители Европейского космического агентства

Тяжелые носители Европейского космического агентства

Ракета-носитель Ariane-5При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 – новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается производить запуски КА на орбиту, переходную к геостационарной, а также на низкую околоземную орбиту.

Бак первой ступени изготавливается из алюминиевого сплава толщиной 3 мм и имеет теплозащитное покрытие из полиуретана толщиной 2 см. В изготовлении РН принимают участие следующие фирмы: французские Aerospatiale (интегратор), SEP (двигатель), и Cryospace (бак); голландская Fokker (рама крепления двигателя); бельгийская SABCA (система запуска двигателя). На ступени установлен криогенный ЖРД Vulcan-HM6O.

Для второй ступени РН Ariane-5 предусматривается поддержание состояния готовности к пуску РН в течение 60 дней после заправки ее ракетным топливом. На ступени устанавливается ЖРД L-9 германской фирмы DASA, предусматривающий четырехкратное включение. С его помощью осуществляется управление по тангажу и рысканью.

РН Ariane-5 имеет два твердотопливных ускорителя Р-230. Ускорители изнутри выложены теплозащитным покрытием. Горловина сопла изготавливается из углерода, армированного углеродным волокном. Гибкий подшипник обеспечивает от-клонение сопла на 6,0…6,6°. Корпус ускорителя – из стали D6AC, подвергнутой термообработке. В качестве теплоизоляции применяется этиленопропиленодиеновый мономер и двуокись кремния или кевлар. Для выведения одновременно двух и трех КА предусмотрены специальные сменные коническо-цилиндрические отсеки ПН Spelda и Speltra, устанавливаемые в обтекателе ПН.

РН Ariane-5 по грузоподъемности является одной из самых мощных РН, существующих в мире. За счет нее ЕКА рассчитывает существенно укрепить свои позиции на международном рынке РН, где конкурентная борьба может еще больше обостриться по мере активного выхода на него все новых стран. Определенные надежды на использование этой РН связывает ЕКА с ожиданием увеличенного спроса на международном рынке для запуска КА в связи с программой создания международной орбитальной космической станции.

Первый пуск РН Ariane-5, состоявшийся в июне 1996 г., закончился неудачей – взрывом всего через 40 с после старта из-за ошибки в программном обеспечении. В конце октября 1997 г. был осуществлен второй, успешный пуск этой РН. Третий пуск в рамках квалификационных испытаний состоялся в октябре 1998 г. Первый эксплуатационный полет РН Ariane-5 состоялся в декабре 1999 г. с астрономическим К А ХХМ.

Планами модернизации (программа Evolution) предусматривается создание целого ряда моделей РН Ariane-5 различной Характеристики РН Ariane-5грузоподъемности: 5E/S (7,1 т на переходную орбиту), 5E/SV (8 т), 5Е/СА (10 т),5Е/СВ (12 т).

Коэффициент надежности РН Ariane-5 согласно расчетам должен составить 0,985. В настоящее время стоимость пуска РН Ariane-5 оценивается в 120…130 млн дол. Предполагается снизить эту стоимость на 10 % по сравнению с РН Ariane-4.

Носители среднего класса стран Европейского космического агентства

Западноевропейский космический консорциум Arianespace уже более 10 лет эксплуатирует семейство РН среднего класса Ariane-4 (первый пуск РН Ariane-4 был осуществлен 15 июня 1988 г.), коэффициент надежности которой составляет 0,97. Модификации этой РН позволили вывести около 1400 спутников. Ниже описаны модификации, эксплуатируемые в настоящее время. В процессе реализации программы создания трехступенчатой РН Ariane-4 было изготовлено 6…

Направление реструктуризации аэрокосмической промышленности

Аэрокосмическая промышленность – одна из динамично развивающихся, наукоемких, прибыльных и перспективных отраслей мировой экономики. В последние годы эта отрасль охвачена процессами, которые изучаются многими специалистами различного профиля – политологами, экономистами, юристами и т.д. Этот интерес вызван стремлением понять и, по возможности, направлять эти процессы, прогнозировать их дальнейший ход и последствия. Разные авторы используют свои термины…

Качественный скачок в развитии орбитальных средств

Учитывая перспективы развития и совершенствования науки и технологий, прогнозируемые потребности государственных и коммерческих структур в использовании космоса,можно сделать вывод, что характерной чертой космической деятельности в XXI в. будет не только стремление к достижению новых количественных и качественных рубежей в развитии космических систем, но и создание новых высокотехнологичных космических средств и систем различного целевого назначения, затрагивающих…

Многоразовые космические системы

Современный уровень развития науки и техники, имеющийся задел в разработке элементной базы многоразовых космических систем (МКС) и созданная к настоящему времени экспериментальная база, а также существующая технология производства в ракетно-космической и авиационной отраслях промышленности позволяют уже в ближайшем будущем рассматривать вопросы, связанные с проектированием и разработкой перспективных МКС. В настоящее время достаточно четко сформировались три…

Назначение и область применения наземного комплекса управления

Под наземным комплексом управления (НКУ) понимают совокупность наземных радиотехнических и вычислительных средств с соответствующим методическим и математическим обеспечением, предназначенных для управления полетом КА и контроля работы его бортовых систем. НКУ функционирует в период орбитального полета КА от момента отделения его от ракеты-носителя до прекращения активного существования. Основные целевые задачи НКУ могут быть сформулированы следующим образом:…

Международно-правовые основы осуществления космической деятельности

Основополагающие нормы и принципы общего международного права в полной мере относятся и к космической деятельности. К таким общим принципам ее организации и практического осуществления относятся, в частности, принципы запрещения национального присвоения, свободного доступа, международной ответственности. Общепризнанным координирующим международным центром по развитию этих принципов в направлении разработки конкретных норм космического права считается Генеральная Ассамблея ООН. Свидетельство…

Носители среднего класса Китая

К РН промежуточного класса (по американской классификации) можно отнести находящиеся в настоящее время в Китае в эксплуатации две модификации базовой трехступенчатой РН Чанчжэн-3 (CZ-3): Чанчжэн-ЗА (CZ-3A) и Чанчжэн-3В (CZ-3B),npинципиально не отличающиеся от базовой РН Чанчжэн-3,а также РН Чанчжэн-2Е (CZ-2E). Зарубежные специалисты считают эти РН идентичными американской РН среднего класса Delta-2. На РН Чанчжэн-3 китайцы впервые…

Причины реструктуризации военно-политического характера

Причины, вызвавшие к жизни и продолжающие подпитывать процесс реструктуризации аэрокосмических фирм за рубежом, условно могут быть разделены на три группы: военно-политические, экономические и ресурсные. В основе военно-политических причин лежат новые условия, складывающиеся в мире после завершения “холодной войны”, когда сокращения выделяемых на военные нужды ассигнований привели к уменьшению военных заказов. Так, с 1987 по 1994…

Космические системы мониторинга

В области систем мониторинга следует выделить ряд приоритетных направлений развития, связанных как с повышением глобальности и оперативности наблюдения земной поверхности и околоземного пространства космическими средствами,так и с повышением эффективности решения задач прогноза и контроля, в том числе перспективные методы прогноза и контроля опасных природных явлений, биоэнергоинформационного состояния районов, городов, сельскохозяйственных угодий, пастбищ, геологического изучения территории…

Пилотируемая космонавтика – магистральное направление

История пилотируемой космонавтики началась 12 апреля 1961 г., когда советский летчик-космонавт Юрий Гагарин совершил первый космический полет продолжительностью 108 минут и навсегда вошел в историю развития нашей цивилизации. Это событие аккумулировало в себе титанические усилия и накопленный научно-технический потенциал ракетно-космической отрасли СССР. Пилотируемое освоение космоса давалось нелегко. Достижения и свершения сопровождались потерями и трагедиями. Мрачный…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru