Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Тяжелые носители Европейского космического агентства

Тяжелые носители Европейского космического агентства

Ракета-носитель Ariane-5При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 – новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается производить запуски КА на орбиту, переходную к геостационарной, а также на низкую околоземную орбиту.

Бак первой ступени изготавливается из алюминиевого сплава толщиной 3 мм и имеет теплозащитное покрытие из полиуретана толщиной 2 см. В изготовлении РН принимают участие следующие фирмы: французские Aerospatiale (интегратор), SEP (двигатель), и Cryospace (бак); голландская Fokker (рама крепления двигателя); бельгийская SABCA (система запуска двигателя). На ступени установлен криогенный ЖРД Vulcan-HM6O.

Для второй ступени РН Ariane-5 предусматривается поддержание состояния готовности к пуску РН в течение 60 дней после заправки ее ракетным топливом. На ступени устанавливается ЖРД L-9 германской фирмы DASA, предусматривающий четырехкратное включение. С его помощью осуществляется управление по тангажу и рысканью.

РН Ariane-5 имеет два твердотопливных ускорителя Р-230. Ускорители изнутри выложены теплозащитным покрытием. Горловина сопла изготавливается из углерода, армированного углеродным волокном. Гибкий подшипник обеспечивает от-клонение сопла на 6,0…6,6°. Корпус ускорителя – из стали D6AC, подвергнутой термообработке. В качестве теплоизоляции применяется этиленопропиленодиеновый мономер и двуокись кремния или кевлар. Для выведения одновременно двух и трех КА предусмотрены специальные сменные коническо-цилиндрические отсеки ПН Spelda и Speltra, устанавливаемые в обтекателе ПН.

РН Ariane-5 по грузоподъемности является одной из самых мощных РН, существующих в мире. За счет нее ЕКА рассчитывает существенно укрепить свои позиции на международном рынке РН, где конкурентная борьба может еще больше обостриться по мере активного выхода на него все новых стран. Определенные надежды на использование этой РН связывает ЕКА с ожиданием увеличенного спроса на международном рынке для запуска КА в связи с программой создания международной орбитальной космической станции.

Первый пуск РН Ariane-5, состоявшийся в июне 1996 г., закончился неудачей – взрывом всего через 40 с после старта из-за ошибки в программном обеспечении. В конце октября 1997 г. был осуществлен второй, успешный пуск этой РН. Третий пуск в рамках квалификационных испытаний состоялся в октябре 1998 г. Первый эксплуатационный полет РН Ariane-5 состоялся в декабре 1999 г. с астрономическим К А ХХМ.

Планами модернизации (программа Evolution) предусматривается создание целого ряда моделей РН Ariane-5 различной Характеристики РН Ariane-5грузоподъемности: 5E/S (7,1 т на переходную орбиту), 5E/SV (8 т), 5Е/СА (10 т),5Е/СВ (12 т).

Коэффициент надежности РН Ariane-5 согласно расчетам должен составить 0,985. В настоящее время стоимость пуска РН Ariane-5 оценивается в 120…130 млн дол. Предполагается снизить эту стоимость на 10 % по сравнению с РН Ariane-4.

Космонавтика

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полета в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полет в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил…

Носители среднего класса Индии

С 1986 г. фирмой “Хиндустан аэронотикс” под руководством ISRO в Индии осуществляется разработка трехступенчатой РН среднего класса GSLV (Geosynchronous Satellite Vehicle – РН для выведения спутников на геостационарную орбиту). Согласно проекту на первой ступени РН GSLV предполагается установить ЖРД индийского производства – РДТТ S-125, на второй – ЖРД индийского производства Vicas, на третьей – криогенный…

Ресурсные причины реструктуризации

В 1990 – 1992 гг. в США произошел спад производства в высокотехнологическом секторе промышленности (который включает и аэрокосмическую отрасль). Причина спада – сокращение государственных капиталовложений в науку и технику, осваиваемых промышленностью в порядке выполнения государственных программ. Если в 1987 г. эти вложения составляли 57,9 млрд. дол., то в 1996 г. – 47,4 млрд. дол. Из…

Космические энергетика, производство и медицина

Широкое применение найдут системы орбитальных электростанций, осуществляющих энергоснабжение как космических, так и наземных объектов на промышленном уровне. Согласно разрабатываемой в настоящее время концепции энергоснабжения Земли из космоса, основанной на использовании солнечной энергии и передаче ее на Землю или КА в виде излучения микроволнового или оптического диапазона длин волн и предусматривающей постепенный перенос значительной части производства…

Перспективные направления совершенствования энергетических и двигательных установок ракетно-космической техники

Двигательные и энергетические установки (ЭУ) ракетно-космических комплексов относятся к числу наиболее трудоемких, сложных в отработке и производстве подсистем. Уровень энергомассового совершенства, ресурс активного функционирования, надежность, технико-экономические показатели ДУ и ЭУ во многом определяют функциональные возможности и технико-экономическую эффективность ракетно-космического комплекса в целом. Сроки разработки и отработки новых образцов ДУ и ЭУ весьма длительны – 5-7…

Командно-измерительные пункты НКУ

Наземная аппаратура радиотехнических систем НКУ, предназначенная для обмена информацией с КА, размещается на командно-измерительных пунктах. В составе НКУ обычно используются несколько КИПов. Они могут быть стационарными или подвижными (располагаться на плавучих судах, автомобилях, самолетах и т.п.). Место размещения КИПа на поверхности Земли существенно зависит от баллистической структуры орбитальной группировки управляемой космической системы, требований к точности…

Международно-правовой режим военно-космической деятельности

Международно-правовой режим, регламентирующий решение в космосе военных вопросов, не успевает за экспансивным развитием ракетно-космической техники и технологий. Принимаемые политические меры также до конца не способны обеспечить эффективный контроль за эволюцией космических вооружений, надежно заключая их в “прокрустово ложе” международных договоров и соглашений. Бурное развитие космических систем, усиление их роли в поддержании боеспособности современных вооруженных сил…

Достижения космонавтики

В докладе Правительству в 1954 г. о возможности разработки ИСЗ С.П. Королев писал: “По вашему указанию представляю докладную записку тов. Тихонравова М.К. “Об искусственном спутнике Земли…”. В отчете о научной деятельности за 1954 г. С.П. Королев отмечал: “Мы полагали бы возможным провести эскизную разработку проекта самого ИСЗ с учетом ведущихся работ (особенно заслуживают внимания работы…

Европейские носители легкого класса

В Испании под руководством Испанского национального института аэрокосмических технологий INTA, финансируемого министерством обороны, разрабатывается проект трехступенчатого твердотопливного легкого носителя Capricornio (“Козерог”) для запуска малых КА. Первая ступень РН представляет собой американский РДТТ Castor-4B, a верхние ступени – испанской разработки. Стартовая масса РН, имеющей длину 18,25 м, составляет 15 т. РН способна выводить на низкие околоземные…

Анализ процесса реструктуризации аэрокосмических фирм

Нынешняя реструктуризация аэрокосмической промышленности США – самый широкомасштабный процесс за всю послевоенную историю. С 1990 г. состоялось более 30 сделок по слияниям и поглощениям. Сюда относятся как крупные приобретения одними компаниями отдельных подразделений других фирм, так и слияния самих корпораций с образованием фирм с новым названием. Однако было бы упрощением рассматривать проходящие в зарубежной аэрокосмической…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!