Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Ракеты-носители, создаваемые на базе снимаемых с вооружения МБР

Ракеты-носители, создаваемые на базе снимаемых с вооружения МБР

Ракеты-носители на базе стратегических ракетРакета-носитель “Старт-1” создана Научно-техническим центром (НТЦ) “Комплекс” Московского института теплотехники (МИТ), который хорошо известен как создатель межконтинентальных баллистических ракет, в том числе МБР “Тополь” (SS-25), ставшей прообразом нового носителя. РН “Старт-1” предназначена для вывода малых космических аппаратов на низкие околоземные орбиты. Уже было проведено два успешных пуска этой ракеты-носителя с космодрома Свободный с экспериментальным КА военного назначения и коммерческим КА американского производства.

Ракета-носитель “Старт-1” представляет собой четырехступенчатый экологически безопасный твердотопливный носитель, первый демонстрационный пуск которого был осуществлен в марте 1993 г. с космодрома Плесецк. Стартовая масса ракеты – 47 т, длина – 22,7 м,максимальный диаметр – 1,8 м. Энергетические возможности носителя позволяют выводить на низкую орбиту полезный груз массой до 400 кг.

Ракета-носитель легкого класса “Рокот” создается ГКНПЦ им. М.В. Хруничева в рамках конверсионной программы на базе снимаемой с вооружения межконтинентальной баллистической ракеты 15А35 (РС-18 в рамках договора ОСВ). Создание ракетно-космического комплекса “Рокот” на космодроме Плесецк осуществляется на основании Распоряжений Правительства РФ № 925-р от 1 июля 1995 г. “О создании ГКНПЦ им. М.В. Хруничева ракетно-космической системы “Рокот” с использованием технологий межконтинентальных баллистических ракет РС-18″ и № 824-р от 13 июня 1997 г. “О переоборудовании ГКНПЦ им. М.В. Хруничева стартового комплекса 11П865П и дооборудовании инфраструктуры космодрома Плесецк для подготовки и запуска РКН “Рокот”. В создании комплекса принимает участие германская фирма DASA, с которой учреждено совместное предприятие Eurockot. Уже получены инвестиции на создание полноценной инфраструктуры на космодроме Плесецк.

При создании РН “Рокот” к имеющимся двум ступеням блока ускорителей МБР добавляется третья ступень – современный разгонный блок “Бриз-КМ” с большим объемом заправляемого топлива (~5,2 т), а также большой головной обтекатель. В результате получается РН легкого класса с очень высоким коммерческим потенциалом. Анализ показал,что РН “Рокот” может занять до 30 % всего рынка запусков малых КА. Маршевый двигатель РБ имеет возможность многократного включения,что позволяет реализовать различные схемы выведения космических аппаратов, в том числе групповой запуск КА на одну или несколько различных орбит. Аппаратура РБ “Бриз-КМ” способна обеспечить высокую точность выведения КА на орбиту, требуемую ориентацию полезного груза и при необходимости его энергоснабжение в орбитальном полете продолжительностью более 7 ч.

РН “Рокот” способна выводить полезный груз массой до 1900 кг на орбиту высотой 200 км. РН (без полезного груза) имеет стартовую массу 107 т, длину – 27,7 м, диаметр – 2,5 м. Ступени соединены последовательно (схема “тандем”). Разделение первой и второй ступеней осуществляется по полугорячей схеме – за счет тяги рулевого двигателя второй ступени, который запускается до подачи команды на выключение ЖРД первой ступени. Торможение первой ступени осуществляется пороховыми двигателями, установленными на хвостовом отсеке. Отделение третьей ступени от второй происходит при неработающем ЖРД третьей ступени за счет тяги тормозных РДТТ второй ступени. Все ступени используют долгохранимые компоненты топлива – AT и НДМГ. На космодроме Плесецк проведены работы по переоборудованию пусковой установки и дооснащению монтажно-испытательного комплекса (МИК), доработке используемого и демонтажу неиспользуемого технологического оборудования реконструируемых комплексов.

Проект стартового комплекса для запусков РН “Рокот” был разработан в КБ транспортного машиностроения (КБТМ) в 1995 г. Комплекс создан путем реконструкции имеющегося комплекса для РН “Космос-3М” и размещения технического комплекса для подготовки РН “Рокот” и КА на базе технической позиции ракетного комплекса “Циклон-3”. При этом в максимальной степени используются основные сооружения и технологические системы реконструируемого комплекса: без доработок или с минимальными доработками. Удалось сохранить в своей основе принципиальную схему и технологию работ, принятых на комплексе РН “Космос-3М”, а также функции основных систем и агрегатов стартовой зоны,что очень важно. Доставка на стартовый комплекс проверенной РН без головного блока осуществляется в пусковом контейнере. Установка этого контейнера на пусковое устройство производится через переходное кольцо, которое имитирует опорные элементы РН “Космос-3М”.

Вместо демонтированной кабель-мачты на комплексе монтируется стационарная опорная колонна с захватами для удержания Старт РН "Рокот"контейнера с ракетой-носителем “Рокот” в вертикальном положении. Эта колонна используется для подвода к местам стыковки технологических коммуникаций наземных систем, а также для размещения аппаратуры систем управления и прицеливания РН. После установки на колонне контейнера с первыми двумя ступенями “Рокота” (блок ускорителей МБР 15А35) на стартовый комплекс доставляются подготовленный головной блок и надставка контейнера. Их стыковка с РН и пусковым контейнером проходит в вертикальном положении. Перед стартом РН с КА из пускового контейнера, как и в случае с “Космосом-3М”, башня обслуживания отводится на безопасное расстояние.

Подготовка РН и головного блока к вывозу на старт проводится на техническом комплексе с использованием вновь разработанного наземного технологического оборудования и технических средств базовой стартовой позиции. В МИКе организовано одно рабочее место для работ с РН “Рокот” и создана зона со специальными условиями, отвечающими особым требованиям и специфике работ с разгонным блоком, его составными частями и космическими аппаратами. Заправка двигательной установки разгонного блока компонентами топлива проводится на центральной заправочно-нейтрализационной станции космодрома Плесецк. Первый старт РН “Рокот” с макетами космических аппаратов был успешно осуществлен 16 мая 2000 г. В этом пуске были получены уникальные характеристики по точностям выведения – на порядок выше обычных.

Одновременно с оборудованием стартового комплекса РН “Рокот” на космодроме Плесецк рассматривается вопрос об осуществлении запусков РН “Рокот” из шахтной пусковой установки (ШПУ) МБР 15А35 на космодроме Байконур. “Рокот” уже стартовал с этого космодрома: первые два испытательных баллистических пуска были проведены в 1990 и 1991 гг., а третий испытательный пуск со спутником “Радио-РОСТО” – в 1993 г. Пуски с космодрома Байконур имеют свои преимущества – за счет более близкого расположения стартового комплекса к экватору увеличивается масса полезного груза РН. Кроме того, сейчас в мире существует несколько проектов спутниковых телекоммуникационных систем, ориентированных на низкие орбиты с наклонением около 50°. Для таких систем РН “Рокот” при пусках с космод рома Байконур могла бы быть средством выведения. Однако во время выхода РН из шахты с работающими маршевыми двигателями на полезную нагрузку действуют очень большие акустические нагрузки, на которые не рассчитаны современные зарубежные спутники. В связи с этим СП Eurockot планирует провести реконструкцию ШПУ. Рассматривается возможность прокладки газовода, начинающегося на дне шахты, плавно изгибающегося и выходящего из-под земли на поверхность. Также рассматривается возможность создания в шахте системы “водяной завесы”. Эти меры должны снизить акустические нагрузки при старте ниже уровня в 142 дБ.

К настоящему времени практически сняты все международно-правовые ограничения на осуществление пусков РН “Рокот”. Пусковая установка на космодроме Плесецк была заявлена как новое место запуска космических аппаратов. Решены и правовые вопросы по организации хранения пускового запаса РН “Рокот” на космодроме Плесецк. Ранее те же вопросы были успешно решены относительно пусков РН “Рокот” с космодрома Байконур. МБР 15A3 5 является прототипом для создания еще одной ракеты-носителя. НПО машиностроения (НПОМаш) выступило с предложением о переоборудовании данной МБР в ракету-носитель “Стрела” для запуска космических аппаратов различного назначе-ния. РН “Стрела” и “Рокот” очень близки, так как используют базовые ступени одной и той же МБР. Различаются они в основном применяемыми третьими ступенями и головными обтекателями. Энергетические возможности РН “Стрела” позволяют выводить на низкую орбиту высотой 200 км полезный груз массой до 1600 кг. Пуски РН “Стрела” планируется проводить из шахтных пусковых установок космодромов Байконур и Свободный.

5 января 1999 г. председателем Правительства РФ подписано Распоряжение Правительства № 12-р, которым принято предложение Минобороны России и Росавиакосмоса о создании на космодроме Свободный космического ракетного комплекса типа “Стрела”. Концепцией, реализованной в проекте КРК “Стрела”, предусматривается сохранение максимальной преемственности по отношению к базовому комплексу. В качестве основного принят вариант универсального стартового комплекса с шахтной пусковой установкой. Шахта РН “Стрела” – полный аналог шахтной пусковой установки МБР PC-18. Как и у РН “Рокот”, не претерпевают изменений первая и вторая ступени блока ускорителей и транспортно-пусковой контейнер (ТПК). В качестве третьей ступени используется агрегатно-приборный блок МБР PC-18 со штатной системой управления ракетой. Однако объем его заправки топливом меньше, чем у РБ “Бриз-КМ”,в связи с чем энергетические возможности РН “Стрела” несколько ниже, чем у РН “Рокот”. Наземный сегмент системы управления и прицеливания также сохраняется практически без изменений. Единственным новым элементом является отсек измерительной аппаратуры, входящий в состав космической головной части (КГЧ) и используемый для размещения в нем аппаратуры телеметрических и внешнетраекторных измерений, системы аварийного выключения двигателей первой и второй ступеней, дополнительной системы стабилизации на участке пассивного полета и бортовых источников питания. КГЧ может оснащаться обтекателями двух типов – штатным обтекателем МБР РС-18 (КГЧ-1) и обтекателем увеличенных размеров, отработанным при проведении экспериментальных пусков ракет РС-18 (КГЧ-2).

НПО машиностроения приняло на себя обязательство найти внебюджетные источники финансирования для реализации намеченного проекта. В октябре 1998 г. ВЫПЕЛО Постановление Правительства РФ № 1156 “О создании космического ракетного комплекса “Днепр”. Этим постановлением принято предложение Росавиакосмоса и Минобороны РФ о проведении международной космической компанией “Космотрас” (“Космические транспортные системы”) работ по созданию на внебюджетной основе на базе технологий межконтинентальных баллистических ракет РС-20, выводимых из состава Вооруженных Сил РФ в соответствии с планами сокращения стратегических наступательных вооружений, космического ракетного комплекса “Днепр” и его коммерческой эксплуатации.

Старт РН "Днепр"Прообразом РН “Днепр” послужила самая тяжелая и мощная МБР РС-20 (15А14). Эта жидкостная двухступенчатая МБР была разработана в 1973 г. в КБ “Южное” и серийно производилась на Южном машиностроительном заводе. По договору СНВ-2 все РС-20 подлежат снятию с вооружения до конца 2003 г. и утилизации до конца 2007 г. На сегодняшний день на вооружении осталось 168 МБР. Все 104 ракеты, размещавшиеся в Казахстане, после распада СССР вывезены на территорию России и уже частично утилизированы. РН “Днепр” представляет собой трехступенчатую ракету, первыми двумя ступенями которой являются штатные ускорители тяжелой МБР РС-20. В качестве третьей ступени первоначально предполагалось использовать штатный автономный блок разведения боевых частей. Однако для увеличения грузоподъемности и расширения сферы применения (в частности, для запуска КА на сред невысотные, солнечно-синхронные орбиты) вместо автономного блока разведения рассматриваются различные варианты верхней ступени, в частности третья ступень РН “Циклон-3”, разгонный блок ЛиФт разработки НПО им. С.А. Лавочкина, адаптированный для данной ракеты разгонный блок “Бриз-КМ”.

Энергетические возможности РН “Днепр” позволят выводить на низкую околоземную орбиту полезный груз массой до 4 т. Пуски планируется осуществлять из шахтной пусковой установки космодрома Байконур. Одним из возможных вариантов использования РН “Днепр” для коммерческих запусков КА является участие в развертывании низкоорбитальной системы глобальной спутниковой связи Teledesic (ориентировочно 150 пусков по два КА). Первый коммерческий пуск РН “Днепр” состоялся 21 апреля 1999 г. с космодрома Байконур.

Реализация совместного с Украиной проекта “Днепр” создает условия для налаживания разрушенных ранее технологических и хозяйственных связей двух стран, выработки корпоративных интересов, что в конечном итоге будет способствовать выходу на международный рынок для предоставления потребителю полного спектра услуг от космических отраслей России и Украины.

Впервые в истории космонавтики 7 июля 1998 г. был осуществлен запуск КА на орбиту с борта подводной лодки, находившейся к тому же в погруженном состоянии. На орбиту были выведены два спутника Берлинского технического университета – Tubsat-N и Tubsat-Nl массой 8,5 и 3 кг соответственно. Запуск был осуществлен с помощью конверсионного варианта БРПЛ-29РМ – ракеты-носителя “Штиль-1”.

РН “Штиль-1” является одной из отечественных “морских” ракет-носителей, разработанных в ГРЦ “КБ им. академика В.П. Макеева” (г. Миасс Челябинской области) на базе баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Для запуска КА штатная трехступенчатая жидкостная БРПЛ-29РМ была слегка доработана. Была добавлена специальная рама для установки запускаемого КА и изменена полетная программа. Кроме того, на третьей ступени был установлен специальный телеметрический контейнер со служебной аппаратурой для контроля выведения наземными службами.

Предусматриваются модификации РН “Штиль-1” – носители “Штиль-2Н” и “Штиль-3”. РН “Штиль-2Н” отличается только большим по размерам отсеком полезной нагрузки и в зависимости от условий способна выводить на низкую орбиту до 300 кг полезного груза. На РН “Штиль-3” устанавливается еще одна разгонная ступень,что позволит выводить на низкую орбиту полезные грузы массой до 1 т.

Носители среднего класса стран Европейского космического агентства

Западноевропейский космический консорциум Arianespace уже более 10 лет эксплуатирует семейство РН среднего класса Ariane-4 (первый пуск РН Ariane-4 был осуществлен 15 июня 1988 г.), коэффициент надежности которой составляет 0,97. Модификации этой РН позволили вывести около 1400 спутников. Ниже описаны модификации, эксплуатируемые в настоящее время. В процессе реализации программы создания трехступенчатой РН Ariane-4 было изготовлено 6…

Направление реструктуризации аэрокосмической промышленности

Аэрокосмическая промышленность – одна из динамично развивающихся, наукоемких, прибыльных и перспективных отраслей мировой экономики. В последние годы эта отрасль охвачена процессами, которые изучаются многими специалистами различного профиля – политологами, экономистами, юристами и т.д. Этот интерес вызван стремлением понять и, по возможности, направлять эти процессы, прогнозировать их дальнейший ход и последствия. Разные авторы используют свои термины…

Качественный скачок в развитии орбитальных средств

Учитывая перспективы развития и совершенствования науки и технологий, прогнозируемые потребности государственных и коммерческих структур в использовании космоса,можно сделать вывод, что характерной чертой космической деятельности в XXI в. будет не только стремление к достижению новых количественных и качественных рубежей в развитии космических систем, но и создание новых высокотехнологичных космических средств и систем различного целевого назначения, затрагивающих…

Пилотируемая космонавтика – магистральное направление

История пилотируемой космонавтики началась 12 апреля 1961 г., когда советский летчик-космонавт Юрий Гагарин совершил первый космический полет продолжительностью 108 минут и навсегда вошел в историю развития нашей цивилизации. Это событие аккумулировало в себе титанические усилия и накопленный научно-технический потенциал ракетно-космической отрасли СССР. Пилотируемое освоение космоса давалось нелегко. Достижения и свершения сопровождались потерями и трагедиями. Мрачный…

Требования к основным характеристикам НКУ

Требования к НКУ определяются целевым назначением управляемых КА, выполняемыми ими на орбите функциями и баллистической структурой орбитальной группировки КА. Автоматические КА ближнего и среднего космоса, к которым относятся К А для исследования природных ресурсов Земли, геодезии, связи и телевещания, в большинстве своем не требуют при штатной эксплуатации высокой оперативности управления. Программы работы бортовых систем КА…

Проблема делимитации воздушного и космического пространства и перспективы ее решения

Проблема определения юридических границ космического пространства – одна из важнейших и до сих пор не решенных проблем международного космического права. С одной стороны, необходимо обеспечить действие принципа уважения полного и исключительного суверенитета государств на их воздушное пространство с другой – свободу мирного использования и исследования космического пространства. В решении этой проблемы существует два противоположных по…

Носители среднего класса Китая

К РН промежуточного класса (по американской классификации) можно отнести находящиеся в настоящее время в Китае в эксплуатации две модификации базовой трехступенчатой РН Чанчжэн-3 (CZ-3): Чанчжэн-ЗА (CZ-3A) и Чанчжэн-3В (CZ-3B),npинципиально не отличающиеся от базовой РН Чанчжэн-3,а также РН Чанчжэн-2Е (CZ-2E). Зарубежные специалисты считают эти РН идентичными американской РН среднего класса Delta-2. На РН Чанчжэн-3 китайцы впервые…

Причины реструктуризации военно-политического характера

Причины, вызвавшие к жизни и продолжающие подпитывать процесс реструктуризации аэрокосмических фирм за рубежом, условно могут быть разделены на три группы: военно-политические, экономические и ресурсные. В основе военно-политических причин лежат новые условия, складывающиеся в мире после завершения “холодной войны”, когда сокращения выделяемых на военные нужды ассигнований привели к уменьшению военных заказов. Так, с 1987 по 1994…

Космические системы мониторинга

В области систем мониторинга следует выделить ряд приоритетных направлений развития, связанных как с повышением глобальности и оперативности наблюдения земной поверхности и околоземного пространства космическими средствами,так и с повышением эффективности решения задач прогноза и контроля, в том числе перспективные методы прогноза и контроля опасных природных явлений, биоэнергоинформационного состояния районов, городов, сельскохозяйственных угодий, пастбищ, геологического изучения территории…

Энергетические и двигательные установки ракетно-космической техники

В создание движителей для вывода полезных нагрузок в космос огромный вклад внесли наши соотечественники. Будучи приговоренным к смертной казни, студент медико-хирургической академии Николай Иванович Кибальчич (1853-1881 гг.) передал в адвокатуру не просьбу о помиловании, а свой “Проект воздухоплавательного прибора”. В этом проекте он высказал идею ракетного летательного аппарата. Н.И. Кибальчич писал, что если его идея…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru