Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Причины реструктуризации военно-политического характера

Причины реструктуризации военно-политического характера

Причины, вызвавшие к жизни и продолжающие подпитывать процесс реструктуризации аэрокосмических фирм за рубежом, условно могут быть разделены на три группы: военно-политические, экономические и ресурсные.

В основе военно-политических причин лежат новые условия, складывающиеся в мире после завершения “холодной войны”, когда сокращения выделяемых на военные нужды ассигнований привели к уменьшению военных заказов. Так, с 1987 по 1994 г. мировые военные расходы уменьшились с 1300 млрд дол. до 800 млрд. дол. Причем сокращение военных ассигнований в абсолютных показателях сопровождается еще более резким падением их доли в общем объеме как совокупных расходов, так и валового внутреннего продукта (ВВП).

Военный бюджет США и его доля в ВВПЕсли в 1951 – 1961 финансовых годах в США на национальную оборону приходилось свыше 50 % совокупных расходов федерального бюджета, с начала 1970-х гг. – менее 40 %, в 1981 – 1992 гг. – 30 %, то в 1998 финансовом году – всего 15 %.

Как видно из рис., уже в 1997 г. доля военных расходов в ВВП США сократилась по сравнению с 1991 г. более чем на 1,5 % и составила 3,3 %, а к 2002 г. она достигнет 2,7 %. Уменьшение военных расходов вызвало сокращение рынка военных закупок. С 1987 по 1994 г. объем закупок вооружений Пентагоном сократился на 67 % в реальном выражении.

Расходы на военные космические программы последние годы практически не изменяются, однако с учетом годовой инфляции 3 % их реальная величина с 1991 по 1996 г. уменьшилась на 1,5 млрд. дол.

Сокращение расходов на военные космические программы вызвало уменьшение заказов МО фирмам аэрокосмической промышленности на разработку и создание новой космической техники. И эта отрасль военного производства США, являясь наиболее развитой (на ее долю в начале 1990-х гг. приходилось около 2 % ВВП страны), оказалась наиболее пострадавшей, так как входящие в ее состав фирмы имели очень высокую степень участия в военном производстве. Так, из числа первых десяти по объему военных продаж в нача-ле 1990-х гг. компаний США General Dynamics имела долю военных продаж 86 %, Lockheed – 85 %, Martin Marietta – 76 %, Boeing – 42 %, Raytheon – 41 %.

В новых условиях происходит не только сокращение военных ассигнований, но и структурная перестройка расходов на разработку и создание военной техники. По заявлениям высокопоставленных военных чиновников Министерства обороны, “в новой обстановке вооруженные силы США будут применять в основном находящиеся в эксплуатации долгое время виды оружия”. Речь идет о снижении заказов на производство новых видов вооружения и военной техники. На это же направлены намеченные еще в начале 1990-х гг. изменения в политике приобретения систем вооружений. Новая политика, по замыслу руководства МО, должна обеспечить поддержку разработок новейших вооружений до создания прототипов и возможностей их производства в требуемых количествах в случае возникновения необходимости. Это позволит выбрать Взаимосвязь стоимости и жизненных циклов системынужные технологии из числа созданных, изготовить опытные образцы систем вооружений и провести их демонстрационные испытания, т.е. иметь технический задел без затрат на широкомасштабные закупки. Согласно официальному заявлению представителя Министерства обороны, США могут позволить себе сейчас, не нанося ущерба своей безопасности и технологическому лидерству, отложить начало производства того или иного вооружения.

Безусловно, такая политика наносит серьезный удар по прибылям производящих фирм, так как именно производство и эксплуатация систем поглощает наибольшую часть из затрачиваемых на них ассигнований, обеспечивая тем самым получение прибыли производящими фирмами. В период с 1990 по 1995 г. финансирование программ закупки военной техники уменьшилось на 36,8 млрд. дол., что составило 45 %,а на закупку продукции аэрокосмических фирм – на 59 %.

Состояние и развитие орбитальных станций

Орбитальные средства в зависимости от их принадлежности условно могут быть разделены на несколько больших групп: гражданские КА, коммерческие КА и военные КА. Эти группы, в свою очередь, можно разбить на подгруппы КА по целевому назначению: КА связи, КА дистанционного зондирования Земли, КА навигационного обеспечения, К А метеорологического обеспечения, исследовательские и экспериментальные КА, пилотируемые КА, разведывательные…

Общая характеристика зарубежных комплексов управления КА

Сети слежения за КА (наземные комплексы управления – НКУ, по отечественной терминологии командно-измерительные комплексы – КИК) начали создаваться за рубежом в конце 1950-х гг., с запуском первых КА США. До середины 1960-х гг. НКУ существовали только в США и в СССР. В дальнейшем НКУ были созданы другими странами, международными консорциумами и отдельными частными фирмами. В…

Обеспечение надежности перспективных средств выведения

В настоящее время в ведущих ракетно-космических странах мира проводятся интенсивные работы по созданию перспективных средств выведения. Позади длительный, сорокалетний (1957-1997 гг.) период создания ракет-носителей на основе боевых ракет. Значительное числомодификаций базовых моделей, разработанных в отмеченный период, созданы путем модернизации отдельных элементов РН в рамках установленных компоновочных схем. Эволюционный период совершенствования РН завершается, потенциальные возможности старых…

Космические биология и медицина

Полеты человека в космос стали возможны благодаря созданию ракетно-космической техники и планомерным исследованиям в областях космических биологии и медицины – новых областях естествознания, изучающих особенности жизнедеятельности человека и других организмов при действии на них факторов космического пространства. Биологические исследования в процессе полетов ракет и первых искусственных спутников Земли открыли путь человеку в космос и во…

Перспективные направления совершенствования химических ракетных двигателей

На настоящем этапе развития космических транспортных средств сложилась ситуация, когда возможности по совершенствованию химических ракетных двигателей традиционных типов (на основе стационарных или медленно протекающих рабочих процессов) практически полностью исчерпаны и ограничены незначительным улучшением энергомассовых характеристик, достигаемым, как правило, в ущерб надежности, безопасности и экологичности. Качественный скачок в развитии космических транспортных средств может быть достигнут путем…

Опыт создания и эксплуатации отечественных наземных комплексов управления КА

До начала 1990-х гг. единым генеральным заказчиком космической техники и средств управления КА являлось Министерство обороны. НКУ всех КА научного, социально-экономического и военного назначения создавались в рамках наземного автоматизированного комплекса управления (НАКУ) Минобороны, под которым понимается вся совокупность наземных комплексов управления различными типами КА. Это позволяло применять многопунктную технологию управления КА, при которой расширялась зона…

Юридическое содержание принципа сотрудничества в международном космической праве

Влияние норм международного космического права на сотрудничество государств в деле исследования и использования космоса выражается в регулировании конкретных отношений между государствами, возникающих при осуществлении совместного исследования и использования космического пространства. Особая роль международного сотрудничества в данной области диктует необходимость выявления четкого юридического содержания его ключевых правовых принципов. Осуществление международного сотрудничества в разрешении различных международных проблем…

Основные направления развития орбитальных средств

Новые технологии, носящие революционный характер, существенным образом повлияют на облик, характеристики и стоимостные показатели орбитальных средств XXI в. Эксперты выделяют следующие основные направления, определяющие разработки перспективных КА: Бортовая обработка, источники питания, средства связи. Новые принципы использования КА, заключающиеся в оплате потребителями услуг только тогда, когда они ими пользуются, повлекли за собой необходимость создания бортовых средств…

Многоразовые транспортные космические системы

В настоящее время в мире существует одна действующая многоразовая космическая система – американская Space Shuttle. Регулярные эксплуатационные запуски МТКС начались в ноябре 1982 г. По состоянию на 1 января 1999 г. осуществлено 93 полета, один из которых (двадцать пятый) завершился катастрофой МТКС с утратой орбитальной ступени (ОС) Challenger. МТКС Space Shuttle представляет собой двухступенчатую ракетную…

Достигнутый уровень долговечности КА зарубежных стран

Анализ развития РКТ зарубежных стран в течение 1970-1990-х гг. позволяет сделать следующие выводы. В США для КС связи и ретрансляции, навигации, системы раннего предупреждения о ракетном нападении и радиотехнической разведки созданы КА с расчетными сроками активного существования 7…10 лет (DSCS-2, DSCS-3, Leasat, Fleetsatcom, TDRSS, Navstar). Это позволяет развертывать космические системы в штатном составе на весь…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!