Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Причины реструктуризации военно-политического характера

Причины реструктуризации военно-политического характера

Причины, вызвавшие к жизни и продолжающие подпитывать процесс реструктуризации аэрокосмических фирм за рубежом, условно могут быть разделены на три группы: военно-политические, экономические и ресурсные.

В основе военно-политических причин лежат новые условия, складывающиеся в мире после завершения «холодной войны», когда сокращения выделяемых на военные нужды ассигнований привели к уменьшению военных заказов. Так, с 1987 по 1994 г. мировые военные расходы уменьшились с 1300 млрд дол. до 800 млрд. дол. Причем сокращение военных ассигнований в абсолютных показателях сопровождается еще более резким падением их доли в общем объеме как совокупных расходов, так и валового внутреннего продукта (ВВП).

Военный бюджет США и его доля в ВВПЕсли в 1951 — 1961 финансовых годах в США на национальную оборону приходилось свыше 50 % совокупных расходов федерального бюджета, с начала 1970-х гг. — менее 40 %, в 1981 — 1992 гг. — 30 %, то в 1998 финансовом году — всего 15 %.

Как видно из рис., уже в 1997 г. доля военных расходов в ВВП США сократилась по сравнению с 1991 г. более чем на 1,5 % и составила 3,3 %, а к 2002 г. она достигнет 2,7 %. Уменьшение военных расходов вызвало сокращение рынка военных закупок. С 1987 по 1994 г. объем закупок вооружений Пентагоном сократился на 67 % в реальном выражении.

Расходы на военные космические программы последние годы практически не изменяются, однако с учетом годовой инфляции 3 % их реальная величина с 1991 по 1996 г. уменьшилась на 1,5 млрд. дол.

Сокращение расходов на военные космические программы вызвало уменьшение заказов МО фирмам аэрокосмической промышленности на разработку и создание новой космической техники. И эта отрасль военного производства США, являясь наиболее развитой (на ее долю в начале 1990-х гг. приходилось около 2 % ВВП страны), оказалась наиболее пострадавшей, так как входящие в ее состав фирмы имели очень высокую степень участия в военном производстве. Так, из числа первых десяти по объему военных продаж в нача-ле 1990-х гг. компаний США General Dynamics имела долю военных продаж 86 %, Lockheed — 85 %, Martin Marietta — 76 %, Boeing — 42 %, Raytheon — 41 %.

В новых условиях происходит не только сокращение военных ассигнований, но и структурная перестройка расходов на разработку и создание военной техники. По заявлениям высокопоставленных военных чиновников Министерства обороны, «в новой обстановке вооруженные силы США будут применять в основном находящиеся в эксплуатации долгое время виды оружия». Речь идет о снижении заказов на производство новых видов вооружения и военной техники. На это же направлены намеченные еще в начале 1990-х гг. изменения в политике приобретения систем вооружений. Новая политика, по замыслу руководства МО, должна обеспечить поддержку разработок новейших вооружений до создания прототипов и возможностей их производства в требуемых количествах в случае возникновения необходимости. Это позволит выбрать Взаимосвязь стоимости и жизненных циклов системынужные технологии из числа созданных, изготовить опытные образцы систем вооружений и провести их демонстрационные испытания, т.е. иметь технический задел без затрат на широкомасштабные закупки. Согласно официальному заявлению представителя Министерства обороны, США могут позволить себе сейчас, не нанося ущерба своей безопасности и технологическому лидерству, отложить начало производства того или иного вооружения.

Безусловно, такая политика наносит серьезный удар по прибылям производящих фирм, так как именно производство и эксплуатация систем поглощает наибольшую часть из затрачиваемых на них ассигнований, обеспечивая тем самым получение прибыли производящими фирмами. В период с 1990 по 1995 г. финансирование программ закупки военной техники уменьшилось на 36,8 млрд. дол., что составило 45 %,а на закупку продукции аэрокосмических фирм — на 59 %.

Основные направления развития орбитальных средств

Новые технологии, носящие революционный характер, существенным образом повлияют на облик, характеристики и стоимостные показатели орбитальных средств XXI в. Эксперты выделяют следующие основные направления, определяющие разработки перспективных КА: Бортовая обработка, источники питания, средства связи. Новые принципы использования КА, заключающиеся в оплате потребителями услуг только тогда, когда они ими пользуются, повлекли за собой необходимость создания бортовых средств…

Многоразовые транспортные космические системы

В настоящее время в мире существует одна действующая многоразовая космическая система — американская Space Shuttle. Регулярные эксплуатационные запуски МТКС начались в ноябре 1982 г. По состоянию на 1 января 1999 г. осуществлено 93 полета, один из которых (двадцать пятый) завершился катастрофой МТКС с утратой орбитальной ступени (ОС) Challenger. МТКС Space Shuttle представляет собой двухступенчатую ракетную…

Достигнутый уровень долговечности КА зарубежных стран

Анализ развития РКТ зарубежных стран в течение 1970-1990-х гг. позволяет сделать следующие выводы. В США для КС связи и ретрансляции, навигации, системы раннего предупреждения о ракетном нападении и радиотехнической разведки созданы КА с расчетными сроками активного существования 7…10 лет (DSCS-2, DSCS-3, Leasat, Fleetsatcom, TDRSS, Navstar). Это позволяет развертывать космические системы в штатном составе на весь…

Обеспечение астероидной безопасности

Столкновение Земли даже с небольшими по земным представлениям небесными телами (диаметром от сотен метров до одного километра) может привести к серьезным экологическим последствиям, а при их больших размерах поставить человечество на грань исчезновения. Археологические исследования позволяют выдвинуть гипотезу о существовании подобных фактов в истории Земли. В этой связи обеспечение астероидной безопасности будет одной из важнейших…

Электроракетные двигатели

Практические работы над электроракетными двигателями, начатые в 1970-е гг., были связаны с ограниченными возможностями бортовых энергоустановок КА, максимальная электрическая мощность которых составляла около 1 кВт. Такой уровень мощности и предъявляемые к ЭРД требования обусловили целесообразность разработки стационарных плазменных двигателей (СПД) на основе холловского ускорителя плазмы с замкнутым дрейфом электронов. Первые образцы СПД были выполнены в…

Существующая структура наземных комплексов и средств управления КА

Для управления космическими аппаратами различного назначения в Российской Федерации в основном используется наземный автоматизированный комплекс управления Минобороны. Кроме того, для управления некоторыми КА научного и социально-экономического назначения, обеспечения полетов КА пилотируемых программ и управления коммерческими КА используются комплексы и средства Росавиакосмоса, а также комплексы и средства ряда других государственных ведомств и коммерческих организаций. НАКУ МО…

В заключении о космосе

Одновременная смена веков и тысячелетий — уникальный временной период,который характеризуется определяющими историческими поворотами в развитии человечества. Такова «магия» чисел. В это время подводятся итоги деятельности в областях знаний, определяющих прогресс человечества, и оцениваются перспективы их последующего развития. Не миновала сия участь и космонавтику. Бурное развитие космонавтики во второй половине XX в. значительно ускорило научно-технический прогресс….

Средства связи

В настоящее время рынок телекоммуникаций развивается весьма динамично — его объем в 1998 г. превысил 1 трлн дол. При этом объем космического сегмента рынка телекоммуникаций составил примерно 27 млрд дол., или 2,3 % от всего мирового рынка. Однако в течение 10 лет прогнозируется рост удельной доли космического сегмента до 6 %. Это означает, что среднегодовые…

Комплексы управления КА США

В США средства управления КА военного и двойного назначения эксплуатируют МО, НАСА и Управление по исследованию атмосферы и океанов НОАА (NOAA) Министерства торговли. В США формальное разделение космической программы на гражданскую и военную произошло в начале 1960-х гг. К 1964 г. сформировался НКУ военной навигационной системы Transit. С запуском первых разведывательных КА типа Samos и…

Достигнутый уровень долговечности отечественных КА

Анализ развития РКТ в нашей стране за рассматриваемый период позволяет отметить следующее: В многоспутниковых системах связи, ретрансляции, навигации, радиотехнической разведки и системы предупреждения о ракетном нападении используются КА с гарантийным ресурсом 1-3 года. Фактические средние сроки функционирования превышают гарантийные на 1-2 года. Отдельные образцы имеют САС 5-8 и даже 10 лет (при их использовании в…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!