Причины реструктуризации военно-политического характера
Причины, вызвавшие к жизни и продолжающие подпитывать процесс реструктуризации аэрокосмических фирм за рубежом, условно могут быть разделены на три группы: военно-политические, экономические и ресурсные.
В основе военно-политических причин лежат новые условия, складывающиеся в мире после завершения «холодной войны», когда сокращения выделяемых на военные нужды ассигнований привели к уменьшению военных заказов. Так, с 1987 по 1994 г. мировые военные расходы уменьшились с 1300 млрд дол. до 800 млрд. дол. Причем сокращение военных ассигнований в абсолютных показателях сопровождается еще более резким падением их доли в общем объеме как совокупных расходов, так и валового внутреннего продукта (ВВП).
Если в 1951 — 1961 финансовых годах в США на национальную оборону приходилось свыше 50 % совокупных расходов федерального бюджета, с начала 1970-х гг. — менее 40 %, в 1981 — 1992 гг. — 30 %, то в 1998 финансовом году — всего 15 %.
Как видно из рис., уже в 1997 г. доля военных расходов в ВВП США сократилась по сравнению с 1991 г. более чем на 1,5 % и составила 3,3 %, а к 2002 г. она достигнет 2,7 %. Уменьшение военных расходов вызвало сокращение рынка военных закупок. С 1987 по 1994 г. объем закупок вооружений Пентагоном сократился на 67 % в реальном выражении.
Расходы на военные космические программы последние годы практически не изменяются, однако с учетом годовой инфляции 3 % их реальная величина с 1991 по 1996 г. уменьшилась на 1,5 млрд. дол.
Сокращение расходов на военные космические программы вызвало уменьшение заказов МО фирмам аэрокосмической промышленности на разработку и создание новой космической техники. И эта отрасль военного производства США, являясь наиболее развитой (на ее долю в начале 1990-х гг. приходилось около 2 % ВВП страны), оказалась наиболее пострадавшей, так как входящие в ее состав фирмы имели очень высокую степень участия в военном производстве. Так, из числа первых десяти по объему военных продаж в нача-ле 1990-х гг. компаний США General Dynamics имела долю военных продаж 86 %, Lockheed — 85 %, Martin Marietta — 76 %, Boeing — 42 %, Raytheon — 41 %.
В новых условиях происходит не только сокращение военных ассигнований, но и структурная перестройка расходов на разработку и создание военной техники. По заявлениям высокопоставленных военных чиновников Министерства обороны, «в новой обстановке вооруженные силы США будут применять в основном находящиеся в эксплуатации долгое время виды оружия». Речь идет о снижении заказов на производство новых видов вооружения и военной техники. На это же направлены намеченные еще в начале 1990-х гг. изменения в политике приобретения систем вооружений. Новая политика, по замыслу руководства МО, должна обеспечить поддержку разработок новейших вооружений до создания прототипов и возможностей их производства в требуемых количествах в случае возникновения необходимости. Это позволит выбрать нужные технологии из числа созданных, изготовить опытные образцы систем вооружений и провести их демонстрационные испытания, т.е. иметь технический задел без затрат на широкомасштабные закупки. Согласно официальному заявлению представителя Министерства обороны, США могут позволить себе сейчас, не нанося ущерба своей безопасности и технологическому лидерству, отложить начало производства того или иного вооружения.
Безусловно, такая политика наносит серьезный удар по прибылям производящих фирм, так как именно производство и эксплуатация систем поглощает наибольшую часть из затрачиваемых на них ассигнований, обеспечивая тем самым получение прибыли производящими фирмами. В период с 1990 по 1995 г. финансирование программ закупки военной техники уменьшилось на 36,8 млрд. дол., что составило 45 %,а на закупку продукции аэрокосмических фирм — на 59 %.
Коммерческие средства дистанционного зондирования Земли из космоса только начинают свое развитие. Сельское хозяйство, региональное развитие, строительство, добывающая промышленность все шире используют данные ДЗЗ. Существующие космические средства ДЗЗ, такие как Spot, Landsat и т.п., не являются чисто коммерческими, несмотря на рыночные принципы распространения получаемой информации. Эти системы субсидируются государственными органами, так как на современном этапе их…
Национальный центр космических исследований КНЕС (CNES) ведет как гражданские, так и военные космические программы (во взаимодействии с МО). Создана военная система спутниковой связи Sirakus (1988 г.) на основе КА Telecom. С 1995 г. запускаются разведывательные КА Helios, созданные на базе КА Spot. Ведется разработка КА Helios-2 с участием других европейских стран. Продолжается эксплуатация КА ДЗЗ…
Международное сотрудничество в области коммерческих космических программ в 1980-1990 гг. существенно расширилось. Вслед за организацией первых консорциумов Intelsat, Inmarsat последовало создание значительного числа всемирных и региональных систем и программ — Comsat, Landsat, Meteosat, Eutelsat, Panamsat, Asiasat, Iridium, GlobalStar и т.п. В 1998 г. начато создание Международной космической станции. Основные особенности этапа: значительное увеличение объема работ,…
Развитие средств выведения полезных грузов в космическое пространство (ракет-носителей) в нашей стране шло по нескольким направлениям. Первое направление, возникшее в 1957 г., связано с созданием ряда РН на базе межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7. Эта МБР была разработана в знаменитом ОКБ-1 (с 1966 г. — Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), с 1974 г. —…
Космодром — это оборудованная в инженерном отношении территория, на которой размещены функционально увязанные между собой сооружения и технические средства, обеспечивающие прием с заводов-изготовителей и хранение элементов ракетно-космической техники, подготовку средств выведения и космических аппаратов и их пуск. При использовании многоразовых средств выведения на космодроме могут быть созданы ремонтно-профилактические позиции для обеспечения послеполетного обслуживания этих средств….
Основу комплексов средств автоматизации (КСА) центров управления полетом КА и центров обработки информации, эксплуатируемых в НАКУ в 1990-х гг., составляли малопроизводительные вычислительные системы второго и третьего поколений, более 50 % которых многократно выработали установленный ресурс, устарел и морально и физически (ЭВМ серии СМ, М-222, ВК-2М45/46, «Эльбрус-1» и др.) Уровень автоматизации управления КА составлял 70-80%. Неудовлетворительное…
Космические средства выведения представляют собой сложные технические транспортные системы, предназначенные для доставки полезных нагрузок в космическое пространство на заданные орбиты. Все существующие космические средства выведения, а также средства, эксплуатация которых будет осуществляться в обозримой перспективе (25…30 лет), имеют в своей основе принцип реактивного движения. Первые сообщения о применении устройств, использующих этот принцип, появились в китайских…
Великобритания эксплуатирует военные КА связи Skynet, участвует в управлении КА связи НАТО. Великобритания считается крупнейшим в Европе (и вторым в мире) потребителем космической информации с разных КА многих стран и организаций. Результаты обработки данных (включая снимки с метео-КА и КА ДЗЗ), накопленные за ряд лет, могут использоваться в военных целях, например во время кризисных ситуаций….
В конце 1970-х гг. в нашей стране и в США было начато решение задачи по разработке и развертыванию глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и Navstar. B составе которых должны были функционировать 24 полноразмерных КА (21 основной + 3 резервных). Существенное увеличение числа КА в системе значительно усложнило решение задачи развертывания в установленные сроки. В 1990-е гг….
Важнейшей составной частью системы средств выведения являются разгонные блоки (РБ), называемые также межорбитальными буксирами. Разгонные блоки обеспечивают перемещение выводимых полезных грузов с орбиты на орбиту или направление их на отлетные и межпланетные траектории. Для этого РБ должны иметь возможность выполнять один или несколько маневров, связанных с изменением скорости полета, для чего в каждом случае предполагается…