Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Причины реструктуризации военно-политического характера

Причины реструктуризации военно-политического характера

Причины, вызвавшие к жизни и продолжающие подпитывать процесс реструктуризации аэрокосмических фирм за рубежом, условно могут быть разделены на три группы: военно-политические, экономические и ресурсные.

В основе военно-политических причин лежат новые условия, складывающиеся в мире после завершения «холодной войны», когда сокращения выделяемых на военные нужды ассигнований привели к уменьшению военных заказов. Так, с 1987 по 1994 г. мировые военные расходы уменьшились с 1300 млрд дол. до 800 млрд. дол. Причем сокращение военных ассигнований в абсолютных показателях сопровождается еще более резким падением их доли в общем объеме как совокупных расходов, так и валового внутреннего продукта (ВВП).

Военный бюджет США и его доля в ВВПЕсли в 1951 — 1961 финансовых годах в США на национальную оборону приходилось свыше 50 % совокупных расходов федерального бюджета, с начала 1970-х гг. — менее 40 %, в 1981 — 1992 гг. — 30 %, то в 1998 финансовом году — всего 15 %.

Как видно из рис., уже в 1997 г. доля военных расходов в ВВП США сократилась по сравнению с 1991 г. более чем на 1,5 % и составила 3,3 %, а к 2002 г. она достигнет 2,7 %. Уменьшение военных расходов вызвало сокращение рынка военных закупок. С 1987 по 1994 г. объем закупок вооружений Пентагоном сократился на 67 % в реальном выражении.

Расходы на военные космические программы последние годы практически не изменяются, однако с учетом годовой инфляции 3 % их реальная величина с 1991 по 1996 г. уменьшилась на 1,5 млрд. дол.

Сокращение расходов на военные космические программы вызвало уменьшение заказов МО фирмам аэрокосмической промышленности на разработку и создание новой космической техники. И эта отрасль военного производства США, являясь наиболее развитой (на ее долю в начале 1990-х гг. приходилось около 2 % ВВП страны), оказалась наиболее пострадавшей, так как входящие в ее состав фирмы имели очень высокую степень участия в военном производстве. Так, из числа первых десяти по объему военных продаж в нача-ле 1990-х гг. компаний США General Dynamics имела долю военных продаж 86 %, Lockheed — 85 %, Martin Marietta — 76 %, Boeing — 42 %, Raytheon — 41 %.

В новых условиях происходит не только сокращение военных ассигнований, но и структурная перестройка расходов на разработку и создание военной техники. По заявлениям высокопоставленных военных чиновников Министерства обороны, «в новой обстановке вооруженные силы США будут применять в основном находящиеся в эксплуатации долгое время виды оружия». Речь идет о снижении заказов на производство новых видов вооружения и военной техники. На это же направлены намеченные еще в начале 1990-х гг. изменения в политике приобретения систем вооружений. Новая политика, по замыслу руководства МО, должна обеспечить поддержку разработок новейших вооружений до создания прототипов и возможностей их производства в требуемых количествах в случае возникновения необходимости. Это позволит выбрать Взаимосвязь стоимости и жизненных циклов системынужные технологии из числа созданных, изготовить опытные образцы систем вооружений и провести их демонстрационные испытания, т.е. иметь технический задел без затрат на широкомасштабные закупки. Согласно официальному заявлению представителя Министерства обороны, США могут позволить себе сейчас, не нанося ущерба своей безопасности и технологическому лидерству, отложить начало производства того или иного вооружения.

Безусловно, такая политика наносит серьезный удар по прибылям производящих фирм, так как именно производство и эксплуатация систем поглощает наибольшую часть из затрачиваемых на них ассигнований, обеспечивая тем самым получение прибыли производящими фирмами. В период с 1990 по 1995 г. финансирование программ закупки военной техники уменьшилось на 36,8 млрд. дол., что составило 45 %,а на закупку продукции аэрокосмических фирм — на 59 %.

Носители среднего класса США

Фирма Lockheed Martin использует для коммерческих запусков три двухступенчатых РН семейства Atlas-Centaur: Atlas-2, Atlas-2A, Atlas-2AS. С 1997 г. не используется их предшественница РН Atlas-1. Эти РН способны выводить КА на орбиту, переходную к геостационарной, и различаются между собой главным образом грузоподъемностью. Эксплуатируемая с 1991 г. РН Atlas-2 (табл.) с 1995 г. производится только в г….

Эволюция и тенденции развития комплексов управления КА за рубежом

До середины 1960-х гг. для управления конкретными типами КА создавались специализированные сети слежения. Они разрабатывались разными фирмами, имели свою аппаратуру управления КА и наземные станции. Это относится к большинству гражданских и военных КА того периода. Недостатком такой организации управления КА было быстрое увеличение числа наземных станций слежения при их относительно малой загрузке, что привело к…

Качественный скачок в развитии орбитальных средств

Учитывая перспективы развития и совершенствования науки и технологий, прогнозируемые потребности государственных и коммерческих структур в использовании космоса,можно сделать вывод, что характерной чертой космической деятельности в XXI в. будет не только стремление к достижению новых количественных и качественных рубежей в развитии космических систем, но и создание новых высокотехнологичных космических средств и систем различного целевого назначения, затрагивающих…

Многоразовые космические системы

Современный уровень развития науки и техники, имеющийся задел в разработке элементной базы многоразовых космических систем (МКС) и созданная к настоящему времени экспериментальная база, а также существующая технология производства в ракетно-космической и авиационной отраслях промышленности позволяют уже в ближайшем будущем рассматривать вопросы, связанные с проектированием и разработкой перспективных МКС. В настоящее время достаточно четко сформировались три…

Назначение и область применения наземного комплекса управления

Под наземным комплексом управления (НКУ) понимают совокупность наземных радиотехнических и вычислительных средств с соответствующим методическим и математическим обеспечением, предназначенных для управления полетом КА и контроля работы его бортовых систем. НКУ функционирует в период орбитального полета КА от момента отделения его от ракеты-носителя до прекращения активного существования. Основные целевые задачи НКУ могут быть сформулированы следующим образом:…

Международно-правовые основы осуществления космической деятельности

Основополагающие нормы и принципы общего международного права в полной мере относятся и к космической деятельности. К таким общим принципам ее организации и практического осуществления относятся, в частности, принципы запрещения национального присвоения, свободного доступа, международной ответственности. Общепризнанным координирующим международным центром по развитию этих принципов в направлении разработки конкретных норм космического права считается Генеральная Ассамблея ООН. Свидетельство…

Носители среднего класса стран Европейского космического агентства

Западноевропейский космический консорциум Arianespace уже более 10 лет эксплуатирует семейство РН среднего класса Ariane-4 (первый пуск РН Ariane-4 был осуществлен 15 июня 1988 г.), коэффициент надежности которой составляет 0,97. Модификации этой РН позволили вывести около 1400 спутников. Ниже описаны модификации, эксплуатируемые в настоящее время. В процессе реализации программы создания трехступенчатой РН Ariane-4 было изготовлено 6…

Направление реструктуризации аэрокосмической промышленности

Аэрокосмическая промышленность — одна из динамично развивающихся, наукоемких, прибыльных и перспективных отраслей мировой экономики. В последние годы эта отрасль охвачена процессами, которые изучаются многими специалистами различного профиля — политологами, экономистами, юристами и т.д. Этот интерес вызван стремлением понять и, по возможности, направлять эти процессы, прогнозировать их дальнейший ход и последствия. Разные авторы используют свои термины…

Космические системы мониторинга

В области систем мониторинга следует выделить ряд приоритетных направлений развития, связанных как с повышением глобальности и оперативности наблюдения земной поверхности и околоземного пространства космическими средствами,так и с повышением эффективности решения задач прогноза и контроля, в том числе перспективные методы прогноза и контроля опасных природных явлений, биоэнергоинформационного состояния районов, городов, сельскохозяйственных угодий, пастбищ, геологического изучения территории…

Пилотируемая космонавтика — магистральное направление

История пилотируемой космонавтики началась 12 апреля 1961 г., когда советский летчик-космонавт Юрий Гагарин совершил первый космический полет продолжительностью 108 минут и навсегда вошел в историю развития нашей цивилизации. Это событие аккумулировало в себе титанические усилия и накопленный научно-технический потенциал ракетно-космической отрасли СССР. Пилотируемое освоение космоса давалось нелегко. Достижения и свершения сопровождались потерями и трагедиями. Мрачный…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!