Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Направление реструктуризации аэрокосмической промышленности

Направление реструктуризации аэрокосмической промышленности

Аэрокосмическая промышленность – одна из динамично развивающихся, наукоемких, прибыльных и перспективных отраслей мировой экономики. В последние годы эта отрасль охвачена процессами, которые изучаются многими специалистами различного профиля – политологами, экономистами, юристами и т.д. Этот интерес вызван стремлением понять и, по возможности, направлять эти процессы, прогнозировать их дальнейший ход и последствия.

Разные авторы используют свои термины для обозначения изучаемых процессов: “консолидация”, “слияние”, “интеграция”. Все они, безусловно, отражают основную черту, характеризующую происходящие изменения, но подчеркивают при этом только одну сторону процессов. Более всеобъемлющим представляется термин “реструктуризация”, т.е. изменение сложившейся структуры аэрокосмической отрасли.

О том, что это не просто слияния, говорит хотя бы такой факт, как вхождение фирмы Loral в состав корпорации Lockheed Martin. Активы фирмы Loral, которая в 1994 г. входила в число первых десяти компаний США по объему военных продаж, были приобретены Lockheed Martin за 10 млрд дол. При этом исполнительный директор Loral стал вице-президентом Lockheed Martin и одновременно возглавил вновь созданную при долевом участии Lockheed Martin (20 % акций) компанию Loral Space and Communication.

Заслуживает внимания также тот факт, что компания Loral Space and Communication является держателем акций фирмы GlobalStar International, создающей низкоорбитальную систему спутниковой связи, конкурирующую с системой Iridium, в создании которой принимает участие Lockheed Martin. И такие факты не единичны.

Реализация эффекта масштаба, достигаемая при слиянии однопрофильных мощностей и позволяющая снизить издержки производства, увеличить свою долю на данном рынке, в нынешней ситуации не самая главная цель, хотя и не последняя. Усилия направляются не просто на количественное наращивание, но и на качественное совершенствование консолидируемых активов.

Процессы, аналогичные происходящим, имели место и ранее. Первая волна слияний и поглощений имела место в 1980-е гг. Однако специалисты отмечают преимущественно добровольный характер сделок, которым отличается проходящая реструктуризация.

Все это говорит о том, что эти процессы далеко не просты. Сложность происходящих процессов отражает и сложность причин, вызвавших их к жизни. Лежащее на поверхности и по-этому всюду приводимое как первопричина всех изменений резкое снижение военных заказов, вызванное изменением военно-политической обстановки в мире, не отражает всей полноты картины.

Процесс реструктуризации важен не только непосредственно для заинтересованных компаний, но и для экономики государства в целом. Только этим можно объяснить, например, пассивную позицию антимонопольного комитета США, способствующего появлению таких монстров, как Lockheed Martin, Boeing McDonnell Douglas, Northrop Grumman; следовательно, этот процесс не является стихийным и контролируется государственными органами.

Тяжелые носители Европейского космического агентства

При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 – новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается…

Средства управления КА Японии

Национальное управление Японии по космосу NASDA (НАСДА) разрабатывает и эксплуатирует КА связи, ДЗЗ, метеообеспечения и другие, имеющие двойное назначение. Научные КА ведет Институт авиационно-космических исследований ISAS (ИСАС). Обе организации имеют собственные ЦУ КА и КИПы. Однако на некоторых КИПах, расположенных вне территории Японии, по-видимому, установлены средства обеих организаций, которые при необходимости используются совместно. Здесь НКУ…

Опыт и принципы космического страхования

В России космическое страхование появилось в начале 1990-х гг. Этот период для космической деятельности характеризуется расширением практики создания и эксплуатации космических систем и комплексов на коммерческой основе, выходом ряда предприятий ракетно-космической отрасли на внешний рынок. В связи с этим актуальными становятся вопросы повышения экономической защиты космических проектов, прежде всего за счет созда-ния эффективно действующей системы…

Перспективные ракеты-носители

Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева в рамках программы “Ангара” ведет разработку целого ряда ракет-носителей, ключевым звеном которой является создание ракеты-носителя тяжелого класса – носителя XXI в. как транспортной основы космической программы России. ОКР по созданию семейства РН “Ангара” проводится на основании Указа Президента РФ № 14 от 6 января 1995 г. “О создании…

Сравнительная оценка вариантов стартовых комплексов

Стартовый комплекс – это составная часть космического комплекса, предназначенная для проведения предстартовой подготовки средств выведения и космических объектов и осуществления их пуска. Стартовые комплексы различаются по следующим признакам: класс ракеты-носителя: легкий; средний; тяжелый; сверхтяжелый; способ сборки и транспортировки: горизонтальная; вертикальная; метод подготовки ракеты космического назначения: фиксированный; мобильный; смешанный; место дислокации: материковый (наземный, заглубленный и подземный);…

Современное состояние и перспективы международно-правового регулирования космической деятельности

Объективный ход мирового развития привел к тому, что космическое пространство стало, с одной стороны, сферой столкновения национальных интересов различных государств, а с другой – ареной расширяющегося международного сотрудничества. Фактически сегодня мир вступает в новую фазу геополитического противоборства – в фазу борьбы за достижение стратегического превосходства в космическом пространстве, проявляющегося в экономической, социально-политической и военной областях….

Тяжелые носители Японии

В рамках реализации новых космических программ NASDA работает над усовершенствованием РН Н2 – созданием более мощной модификации РН Н2А (“Эйч2А”). На первой ступени этой РН предполагается установить криогенный ЖРД LE-7A, a на второй – криогенный ЖРД LE-5B. В качестве навесных ускорителей должны быть установлены те же два навесных ускорителя, что и на РН Н2. РН…

Средства управления КА международных консорциумов и коммерческих фирм

Ряд коммерческих частных фирм эксплуатируют около 10 систем спутниковой связи. К числу таких систем относятся: Intelsat, Galaxy, Telstar, Panamsat, Inmarsat, Iridium, GlobalStar и др. Зона действия систем может быть глобальной или региональной (территория США и заданных районов) в зависимости от числа КА, используемых в системе. Как правило, фирмы имеют собственные малопунктные наземные комплексы, осуществляющие управление…

Основные тенденции развития космонавтики в России

Космическая деятельность относится к категории высших государственных приоритетов России вне зависимости от социально-экономических реформ и преобразований и, безусловно, должна базироваться на государственной поддержке – политической, экономической, юридической. В основу ее организации должен быть положен программно-целевой подход, основанный на выделении приоритетных целей космической деятельности и разработке программы их достижения, определяющей главные цели и задачи космической деятельности…

Средства выведения нового поколения на базе универсального ракетного блока

Экологические проблемы и стремление к повышению конкурентоспособности РН “Ангара” делают весьма актуальным появление в перспективе всеазимутальных вариантов РН, не требующих для своей эксплуатации отчуждения районов падения отделяющихся частей на суше. С этой целью ракетные блоки первой ступени РН должны оснащаться системой спасения самолетного типа, обеспечивающей их возвращение в район старта после отделения от РН. При…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!