Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Международно-правовые проблемы использования космических ракет-носителей, созданных на основе баллистических ракет

Международно-правовые проблемы использования космических ракет-носителей, созданных на основе баллистических ракет

В условиях радикальных сокращений стратегических вооружений России по международным договорам о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 г. (Договор СНВ-1) и от 3 января 1993 г. (Договор СНВ-2) одной из важных задач является конверсия ракетной отрасли военно-промышленного комплекса. В числе перспективных и,что немаловажно, коммерчески выгодных конверсионных программ — мирные космические пуски ракет-носителей, в конструкции которых использованы элементы как серийных, так и ликвидируемых баллистических ракет. В пользу такого мирного применения ракетного потенциала взамен его физической ликвидации свидетельствует ряд факторов.

Во-первых, в настоящее время как у нас в стране, так и за рубежом имеет место тенденция к росту числа заказов на легкие спутники различного целевого назначения, размещаемые на низких или промежуточных орбитах. В числе заказчиков или потенциальных заказчиков — широкий круг организаций, вплоть до частных предприятий и фирм, НИИ, высших учебных заведений. Наиболее полное удовлетворение потребностей в запусках на этом рынке полезных нагрузок возможно только путем обеспечения быстрого и дешевого доступа в космос за счет использования РН легкого класса с коротким производственным циклом и малым временем предстартовой подготовки. Конверсионные РН как нельзя лучше отвечают этим требованиям. Весьма важным является и то, что значительная часть необходимой инфраструктуры для таких космических систем уже существует.

Во-вторых, в результате физической ликвидации ракет бессмысленно уничтожаются результаты многолетнего высококвалифицированного и дорогостоящего труда десятков тысяч людей, создаются экологические проблемы. К тому же на это требуются значительные финансовые и материальные затраты (например, для утилизации одной ракеты УР-100Н необходимо до 15 тыс. дол. США).

В настоящее время существуют более десятка проектов космических РН (КРН), создаваемых на базе контролируемых Договорами СНВ-1 и СНВ-2 ракет. В их числе КРН «Старт», «Рокот», «Днепр», «Стрела», разработанные на основе межконтинентальных баллистических ракет (МБР), а также КРН «Волна», «Штиль», «Прибой», разработанные на основе баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), и др. Из них такие КРН, как «Старт-1», имеющая в конструкции ступени серийной твердотопливной транспортабельной МБР «Тополь» (головной разработчик ГП «Московский институт теплотехники»); «Днепр», разработанная на основе ликвидируемой тяжелой МБР SS-18 (головной разработчик НПО «Южное»), и «Рокот», содержащая ступени снимаемой с дежурства жидкостной шахтной МБР УР-100Н (головной разработчик ГКНПЦ им. М.В. Хруничева), используются в настоящее время для вывода полезных нагрузок в космос.

С конструктивно-технической точки зрения все указанные РН принципиально отличаются от своих «военных» предшественников по числу ступеней, стартовой массе, грузоподъемности, системе управления, а некоторые и по способу старта. Так, например, в КРН «Рокот» в качестве двух нижних ступеней используются ступени от МБР УР-100Н, а верхняя,доразгонная ступень «Бриз» представляет собой специальную разработку, в которой воплощен целый ряд нестандартных оригинальных технических решений. КРН «Рокот» может запускаться как из шахтной, так и, в отличие от МБР УР-100Н,с наземной стационарной пусковой установки.

Несмотря на то что конверсионные КРН — это,по сути,новые изделия, испытанные именно как носители космических объектов, и их использование в качестве МБР и БРПЛ попросту невозможно, наличие в их составе контролируемых действующими международными документами по разоружению элементов требует выработки адекватного международно-правового режима, регламентирующего работы на этапе создания и особенно на этапе эксплуата-ции конверсионных КРН.

Договорами СНВ-1 и СНВ-2 установлена весьма эффективная система контроля над стратегическими вооружениями. Она включает:

  1. количественную систему учета уровней имеющихся у сторон договоров стратегических вооружений и мест их нахождения;
  2. систему контроля за ликвидацией вооружений и за функционированием объектов СНВ,в том числе путем инспекций на местах;
  3. совокупность ограничений и квот по территориям размещения средств, их количеству, типам и т.п.;
  4. требования по взаимному предоставлению сторонами — участниками договора данных о летно-технических характеристиках существующих и вновь создаваемых средств,уведомлений об их перемещениях, испытательных пусках, проводимых учениях, а также обязательства сторон предоставлять друг другу телеметрическую информацию (ТМИ) по результатам летных испытаний каждой МБР и БРПЛ,не шифровать и не капсулировать (за исключением специально оговоренных единичных случаев) ТМИ при передаче в эфир.

Договорами СНВ-1 и СНВ-2 допускается ликвидация МБР и БРПЛ путем использования их для вывода объектов в верхние слои атмосферы или в космос. Однако практическое применение указанных выше требований и ограничений к космическим запускам с применением конверсионных КРН порождает ряд сложных проблем. Такие ракеты,уже не являясь носителями стратегического оружия, очевидно, не требуют такого жесткого контроля. При этом открытость,установленная договорами по СНВ в отношении деятельности, связанной с вооружениями, может приводить к раскрытию воплощаемых в конструкциях КРН и их полезных нагрузок научно-технических и технологических, а также коммерческих и иных секретов и ноу-хау. Кроме того, реализация требований договоров связана с финансовыми затратами. Поэтому Россия предлагала разработать для этой особой группы космических средств специальный облегченный правовой режим.

Выработка правового режима конверсионных КРН примени-тельно к договорам по СНВ ведется с середины 1994 г. в основном в рамках Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям (СКСИ) — главного рабочего органа стран — участниц Договора СНВ-1 по проблемам его реализации. Следует отметить, что ГКНПЦ им. М.В. Хруничева принимал и продолжает принимать активное участие в работе российской делегации как на сессиях СКСИ, так и в межсессионный период. Его специалисты осуществляют экспертную поддержку деятельности делегации, оказывая, по оценке Министерства иностранных дел Российской Федерации, весьма существенную помощь в аргументации позиций российской стороны. А в начале 1995 г. главный конструктор по теме «Рокот» А.А. Медведев (ныне генеральный директор ГКНПЦ) выступил на очередной сессии СКСИ с обстоятельным докладом о технических особенностях КРН «Рокот».

Российская делегация, работая в рамках СКСИ, с самого начала сталкивается с целым рядом сложностей юридического и полити-ческого характера. Основная из них — существенное различие подходов российской и американской сторон в проблемах конверсионных КРН.

Российская сторона, базируясь на указанных выше коренных отличиях таких КРН от носителей стратегического оружия, изначально предлагала вывести их из-под действия Договора СНВ-1.

Для этой группы космических средств предлагалось выработать комплекс мер контроля на основе сотрудничества, который включал бы, в частности:

  • контроль за переоборудованием МБР и БРПЛ в КРН, после чего МБР или БРПЛ считалась бы ликвидированной для целей Договора СНВ-1;
  • предоставление информации о технических данных, планах создания КРН;
  • предоставление уведомлений о перемещениях КРН в места их хранения, запуска и утилизации,а также об их пусках.

Американская сторона исходила из того, что КРН должны засчитываться и подлежать контролю по Договору СНВ-1 как МБР или БРПЛ того типа, что и ракеты, первые ступени которых используются в составе этих КРН, по аналогии с правилом, по которому засчитываются американские МБР и БРПЛ,которые хранятся и обслуживаются по ступеням. По этой причине к КРН должны применяться все положения Договора СНВ-1, касающиеся МБР и БРПЛ. Это противостояние в конце концов было преодолено лишь на политическом уровне, путем переписки председателя Правительства РФ B.C. Черномырдина и вице-президента США А. Гора. За основу был принят американский подход. Результатом этого стало подписание сторонами специального заявления СКСИ «О космических ракетах-носителях, содержащих в своем составе первые ступени МБР или БРПЛ» от 28 сентября 1995 г. В соответствии с этим документом все КРН, имеющие в своем составе первые ступени контролируемых Договором СНВ-1 МБР или БРПЛ,подпадают под действие соответствующих положений Договора как МБР или БРПЛ этого типа. Однако для таких КРН отмечаются допустимые различия по конфигурациям,местам нахождения и т.д. Таким образом,за КРН признан особый по сравнению с МБР и БРПЛ статус,связанный в основном с их «мирным» назначением.

Другим важным ключевым моментом контроля является вопрос предоставления сторонами Договора СНВ-1 друг другу магнитных носителей с записью ТМИ по результатам пусков ракет. Объектом споров в СКСИ стала проблема предоставления ТМИ с выводимых в космос с помощью КРН объектов. Американская сторона, отождествляя КРН с МБР и БРПЛ, полагает необходимым предоставлять ТМИ не только со ступеней, но и с запускаемого ими объекта до выхода последнего на орбиту, т.е. так,как этого требует Договор СНВ-1 в отношении МБР и БРПЛ. Российская делегация придерживается точки зрения, что поскольку выводимый в космос объект не является предметом контроля по Договору, а КРН и МБР (БРПЛ) — это не одно и то же, имеется возможность договориться о том,чтобы ТМИ с такого объекта могла бы не предоставляться. Для России юридическое оформление этого подхода имеет в настоящее время большую практическую важность в связи с планами широкого использования конверсионных КРН в коммерческих целях.

ТМИ о функционировании запускаемого космического аппарата является собственностью заказчика, и его требование о защите и непредоставлении кому бы то ни было телеметрических данных с аппарата по соображениям коммерческой тайны может быть одним из ключевых. Невыполнение этого условия чревато отказом заказчика от использования КРН в пользу другого космического носителя из числа не подпадающих под действие договоров по СНВ. Согласованного подхода сторон — участников Договора СНВ-1 — по указанной проблеме в настоящее время пока не достигнуто, однако российская делегация с участием технических экспертов (в том числе и от ГКНПЦ им. М.В. Хруничева) продолжает прилагать большие усилия для выработки взаимоприемлемого решения по этому вопросу. Среди других правовых проблем использования конверсионных КРН — настоятельная потребность в увеличении установленного Договором СНВ-1 числа мест, из которых могли бы осуществляться их запуски (по Договору — до 5 мест). Эта квота уже не удовлетворяет страны — правопреемницы СССР по Договору (Россия, Беларусь, Казахстан, Украина). Ими предлагалось установить квоту до 10 мест,к настоящему времени с американской стороной достигнута договоренность увеличить число таких мест до 8.

В повестке дня СКСИ имеется также ряд других важных вопросов реализации положений Договора СНВ-1, которые касаются теперь уже не только КРН «Рокот», но и других КРН российского и украинского производства, имеющих в своем составе первые ступени баллистических ракет. Таким образом, конверсия и мирное использование стратегических вооружений для космических запусков сталкивается в настоящее время со сложными юридическими проблемами, поскольку конверсионные КРН подпадают под действие не только всей совокупности действующих международных договоров по космосу наряду с любыми другими РН, но и соответствующих договоров по контролю над вооружениями. Грамотный подход к решению этих проблем, адекватный облику и целевому предназначению нового класса ракет-носителей,позволяет,с одной стороны,эффективно использовать накопленный ракетный потенциал, с другой — не вызвать сомнений мирового сообщества в действительно честных и конструктивных намерениях нашей страны по данной проблеме. Такой подход может быть обеспечен только при поддержке со стороны предприятий-разработчиков и операторов конверсионных КРН, и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева в этом качестве прилагает значительные усилия для устранения препятствий к эффективно-му использованию бывших стратегических вооружений.

Гражданские средства

К категории так называемых гражданских КА относятся спутники, разрабатываемые и запускаемые по государственным программам, исключая КА военного назначения. К их числу могут быть отнесены исследовательские и экспериментальные КА, КА связи, КА землеобзора, включающие метеорологические КА и КА ДЗЗ. Зарубежными специалистами прогнозируется, что общее число гражданских КА, запускаемых в период 1998-2007 гг., составит более 200, т.е….

Комплексы управления КА Европейского космического агентства

Европейское космическое агентство — ЕКА (ESA — European Spase Agency) создано в 1975 г. для содействия сотрудничеству европейских стран в области космических исследований, разработки космической техники и поиску ее прикладного использования. Первоначально в ЕКА вошли 11 стран (Франция,ФРГ, Великобритания, Италия, Испания, Швеция, Бельгия, Дания, Нидерланды, Ирландия, Швейцария). Впоследствии в ЕКА вошли Норвегия, Австрия, Канада, Финляндия….

Достигнутый уровень долговечности отечественных КА

Анализ развития РКТ в нашей стране за рассматриваемый период позволяет отметить следующее: В многоспутниковых системах связи, ретрансляции, навигации, радиотехнической разведки и системы предупреждения о ракетном нападении используются КА с гарантийным ресурсом 1-3 года. Фактические средние сроки функционирования превышают гарантийные на 1-2 года. Отдельные образцы имеют САС 5-8 и даже 10 лет (при их использовании в…

Многофункциональные конструкции

Благодаря объединению функций электроники, датчиков, систем распределения электропитания и терморегулирования с применением очень легких модульных конструкций на борту перспективных КА не будет кабелей и связанных с шиной распределительных коробок. Это позволит снизить массу КА почти в 10 раз, а занимаемый аппаратурой объем в 2 раза. Электронные модули на множестве микросхем будут монтироваться непосредственно на конструкции…

Нетрадиционные ракетные двигатели и методы движения в пространстве

Создание нетрадиционных ракетных двигателей базируется прежде всего на использовании нетрадиционных источников энергии. Некоторые авторы (А.Е. Акимов, А.Ф. Охарин, Г.И. Шипов и др.) рассматривают возможность реализации методов и средств движения в пространстве на основе пропагандируемых ими принципиально новых физических полей (торсионных, микролептонных, мэонных) и энергии физического вакуума. Экспериментальных результатов, позволяющих говорить о возможности создания требуемых методов…

Состояние и перспективы развития комплексов и средств единого Государственного НАКУ КА

В составе единого Государственного НАКУ будут эксплуатироваться как современные средства, так и большое количество морально и физически устаревшей техники. На рис. представлены обобщенные показатели по выработке ресурса средств НАКУ МО, который является ядром единого Государственного НАКУ. Из рис. следует, что более 70 % средств НАКУ МО находятся за пределами гарантийного ресурса (имеют 2 или 3-ю…

Коммерческие средства ДЗЗ

Коммерческие средства дистанционного зондирования Земли из космоса только начинают свое развитие. Сельское хозяйство, региональное развитие, строительство, добывающая промышленность все шире используют данные ДЗЗ. Существующие космические средства ДЗЗ, такие как Spot, Landsat и т.п., не являются чисто коммерческими, несмотря на рыночные принципы распространения получаемой информации. Эти системы субсидируются государственными органами, так как на современном этапе их…

Средства управления КА Франции

Национальный центр космических исследований КНЕС (CNES) ведет как гражданские, так и военные космические программы (во взаимодействии с МО). Создана военная система спутниковой связи Sirakus (1988 г.) на основе КА Telecom. С 1995 г. запускаются разведывательные КА Helios, созданные на базе КА Spot. Ведется разработка КА Helios-2 с участием других европейских стран. Продолжается эксплуатация КА ДЗЗ…

Обеспечение требуемого уровня надежности и безопасности Международной космической станции

Впервые в истории ракетно-космической техники реализуется крупнейший международный проект — создание Международной космической станции. Ранее выполненные и реализуемые в настоящее время космические программы уступают проекту МКС по масштабу и объему задач, составу стран-участниц и организаций-соисполнителей, ответственности за решение вопросов надежности и безопасности в процессе создания и длительной эксплуатации МКС. Вопросам обеспечения надежности и безопасности уделялось…

Перспективные космические материалы

Решение всей совокупности сложных конструкционных, схемотехнических и технологических задач при разработке, создании и эксплуатации космических средств невозможно без широкого развития и внедрения результатов космического материаловедения. При разработке космических средств требуются новые материалы, которые должны выдерживать нагрузки космических полетов (высокие температура и давление, вибрационные нагрузки на этапе выведения, низкие температуры космического пространства, глубокий вакуум, радиационное воздействие,…

Все права защищены ©2006-2022. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!