Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Космос / Проблема делимитации воздушного и космического пространства и перспективы ее решения

Проблема делимитации воздушного и космического пространства и перспективы ее решения

Американские астронавты знакомятся с российским сегментом МКСПроблема определения юридических границ космического пространства – одна из важнейших и до сих пор не решенных проблем международного космического права. С одной стороны, необходимо обеспечить действие принципа уважения полного и исключительного суверенитета государств на их воздушное пространство с другой – свободу мирного использования и исследования космического пространства. В решении этой проблемы существует два противоположных по содержанию подхода: пространственный и функциональный.

Все предложения в защиту пространственного подхода к делимитации, высказанные на официальном уровне, а также в науке международного воздушного и космического права, можно подразделить на две группы. С одной стороны, предлагается найти естественный физический рубеж между воздушным и космическим пространством или установить границу в зависимости от “высотного потолка” полета самолетов. С другой стороны, считается, что необходимо осуществить политическое решение вопроса, т.е. в договорном порядке закрепить границу на условной высоте.

В направлении нахождения естественного физического рубежа для решения проблемы было предложено несколько подходов:

  1. технический – опора на достижения аэрокосмической техники и уровень развития новейших технологий, когда обеспечение суверенитета ставится в зависимость от уровня технического и технологического развития государств, который явно неодинаков. Более того, как отказ от стабильной границы суверенитета, которая будет подниматься все выше по мере совершенствования авиационной техники, так и возвращение к устаревшим, ошибочным теориям эффективности в деле обеспечения государственного суверенитета противоречат общепризнанному принципу суверенного равенства государств;
  2. орбитальный – считать границей воздушного пространства минимальную высоту орбиты свободно вращающегося вокруг Земли спутника. Однако при этом нужно определить и на международном уровне согласовать его эталон;
  3. юрисдикционная линия Кармана – установить верхнюю границу государственной юрисдикции на высоте, равной приблизительно 83 км, где тело, движущееся со скоростью 7 км/с, не подвергается действию аэродинамической подъемной силы и на тело действует только центробежная сила.

Решение проблемы делимитации политическим путем служит целям укрепления как принципа полного и исключительного суверенитета государств на воздушное пространство, так и принципа неприсвоения космического пространства. Оно находится в полном соответствии с практическими потребностями авиации, космонавтики, а также с решением проблем экологии.

При этом предложены три положения:

  1. договорная граница – установление границы посредством консультаций и учета различного рода факторов. Так, по решению Международной авиационной федерации (FAI) принято условно считать полеты космическими в том случае,если их высота не менее 100 км. В практической космонавтике фигурируют и меньшие высоты;
  2. промежуточная зона – установление между воздушным и космическим пространствами некоторой промежуточной зоны, соответствующей в правовом отношении территориальным водам. Однако такая зона не выполняла бы требуемых функций, поскольку ее фрагменты, расположенные между поверхностью Земли и космическим пространством, фактически будут принадлежать воздушному пространству, на которое распространяется полный и исключительный государственный суверенитет;
  3. договорная граница с особыми правами – договорное закрепление границы между воздушным и космическим пространствами с сохранением прав пролета ниже ее в случаях, также определяемых специальным соглашением.

Приверженцы функционального подхода к делимитации предлагают считать надземное пространство единым, в котором параллельно действуют два международно-правовых режима, регламентирующих космическую и аэронавтическую деятельность государств. При этом они,не учитывая реальных перспектив развития авиационной и космической техники, исходят из того, что и в настоящее время, и в будущем космонавтику можно будет легко отличить от аэронавтики.

Пытаясь стереть какие-либо границы между воздушным и космическим пространствами, представители функционального подхода в своих рассуждениях отрицают устаревший, с их точки зрения, принцип государственного суверенитета на воздушное пространство и пытаются доказать необходимость создания единого аэрокосмического права. Ряд авторов предлагают установить единый правовой статус, применимый ко всему надземному пространству, права и обязан-ности в котором будут различаться в зависимости от целей воздушного или космического корабля. Такие права и обязанности будут определяться не научными соображениями, а функциями той деятельности, которую осуществляют государства (попытка закрепить в международном праве отказ от государственного суверенитета ввиду его “устарелости” в век бурного научно-технического прогресса).

Ряд юристов пытаются модернизировать принцип государственного суверенитета. По их мнению, суверенитет должен носить относительный характер. Если он сохранится для воздушного пространства, деятельность в космическом пространстве неизбежно приведет к его дальнейшей трансформации, к замене абсолютного суверенитета относительным. Однако отказ государств от суверенитета в воздушном пространстве мог бы создать опасный прецедент и вызвать попытки подорвать право на суверенитет и над сухопутными территориями (акваториями) государств со всеми вытекающими последствиями. Сохранение данного принципа становится особенно важным в связи с актуализацией экологических проблем человечества.

Таким образом, ввести общепризнанное определение космического пространства с четкой границей по нижней высоте пока не представляется возможным. Поэтому, рассматривая перспективы международно-правового регулирования этого аспекта космической деятельности, можно предположить, что еще долгое время юристы будут говорить лишь об условной границе между двумя элементами надземного пространства, в которых действуют принципы космического и воздушного международного права.

Причин тому, по меньшей мере, три:

  1. определив на договорной основе границу делимитации между воздушным и космическим пространствами, предстоит решать ряд вопросов экологического характера, связанных с суверенитетом государств на озоновый слой (его верхняя граница простирается до высот 70 км), значение которого становится соизмеримым с традиционными аспектами национальной безопасности;
  2. решив данную проблему, предстоит принять международные документы, определяющие возможность пролета космических объектов на высотах ниже делимитационной границы над территориями суверенных государств (установить правовой статус аэрокосмических объектов),что является не менее масштабной по сложности задачей,чем сама делимитация;
  3. с учетом возрастания значимости экологических проблем необходимо будет на международно-правовой основе оформить также и ответственность субъектов космической деятельности и над нейтральными территориями и акваториями Мирового океана.
Тяжелые носители Японии

В рамках реализации новых космических программ NASDA работает над усовершенствованием РН Н2 – созданием более мощной модификации РН Н2А (“Эйч2А”). На первой ступени этой РН предполагается установить криогенный ЖРД LE-7A, a на второй – криогенный ЖРД LE-5B. В качестве навесных ускорителей должны быть установлены те же два навесных ускорителя, что и на РН Н2. РН…

Средства управления КА международных консорциумов и коммерческих фирм

Ряд коммерческих частных фирм эксплуатируют около 10 систем спутниковой связи. К числу таких систем относятся: Intelsat, Galaxy, Telstar, Panamsat, Inmarsat, Iridium, GlobalStar и др. Зона действия систем может быть глобальной или региональной (территория США и заданных районов) в зависимости от числа КА, используемых в системе. Как правило, фирмы имеют собственные малопунктные наземные комплексы, осуществляющие управление…

Опыт и принципы космического страхования

В России космическое страхование появилось в начале 1990-х гг. Этот период для космической деятельности характеризуется расширением практики создания и эксплуатации космических систем и комплексов на коммерческой основе, выходом ряда предприятий ракетно-космической отрасли на внешний рынок. В связи с этим актуальными становятся вопросы повышения экономической защиты космических проектов, прежде всего за счет созда-ния эффективно действующей системы…

Перспективные ракеты-носители

Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева в рамках программы “Ангара” ведет разработку целого ряда ракет-носителей, ключевым звеном которой является создание ракеты-носителя тяжелого класса – носителя XXI в. как транспортной основы космической программы России. ОКР по созданию семейства РН “Ангара” проводится на основании Указа Президента РФ № 14 от 6 января 1995 г. “О создании…

Сравнительная оценка вариантов стартовых комплексов

Стартовый комплекс – это составная часть космического комплекса, предназначенная для проведения предстартовой подготовки средств выведения и космических объектов и осуществления их пуска. Стартовые комплексы различаются по следующим признакам: класс ракеты-носителя: легкий; средний; тяжелый; сверхтяжелый; способ сборки и транспортировки: горизонтальная; вертикальная; метод подготовки ракеты космического назначения: фиксированный; мобильный; смешанный; место дислокации: материковый (наземный, заглубленный и подземный);…

Современное состояние и перспективы международно-правового регулирования космической деятельности

Объективный ход мирового развития привел к тому, что космическое пространство стало, с одной стороны, сферой столкновения национальных интересов различных государств, а с другой – ареной расширяющегося международного сотрудничества. Фактически сегодня мир вступает в новую фазу геополитического противоборства – в фазу борьбы за достижение стратегического превосходства в космическом пространстве, проявляющегося в экономической, социально-политической и военной областях….

Носители среднего класса США

Фирма Lockheed Martin использует для коммерческих запусков три двухступенчатых РН семейства Atlas-Centaur: Atlas-2, Atlas-2A, Atlas-2AS. С 1997 г. не используется их предшественница РН Atlas-1. Эти РН способны выводить КА на орбиту, переходную к геостационарной, и различаются между собой главным образом грузоподъемностью. Эксплуатируемая с 1991 г. РН Atlas-2 (табл.) с 1995 г. производится только в г….

Эволюция и тенденции развития комплексов управления КА за рубежом

До середины 1960-х гг. для управления конкретными типами КА создавались специализированные сети слежения. Они разрабатывались разными фирмами, имели свою аппаратуру управления КА и наземные станции. Это относится к большинству гражданских и военных КА того периода. Недостатком такой организации управления КА было быстрое увеличение числа наземных станций слежения при их относительно малой загрузке, что привело к…

Основные тенденции развития космонавтики в России

Космическая деятельность относится к категории высших государственных приоритетов России вне зависимости от социально-экономических реформ и преобразований и, безусловно, должна базироваться на государственной поддержке – политической, экономической, юридической. В основу ее организации должен быть положен программно-целевой подход, основанный на выделении приоритетных целей космической деятельности и разработке программы их достижения, определяющей главные цели и задачи космической деятельности…

Средства выведения нового поколения на базе универсального ракетного блока

Экологические проблемы и стремление к повышению конкурентоспособности РН “Ангара” делают весьма актуальным появление в перспективе всеазимутальных вариантов РН, не требующих для своей эксплуатации отчуждения районов падения отделяющихся частей на суше. С этой целью ракетные блоки первой ступени РН должны оснащаться системой спасения самолетного типа, обеспечивающей их возвращение в район старта после отделения от РН. При…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru