Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Проблема делимитации воздушного и космического пространства и перспективы ее решения

Проблема делимитации воздушного и космического пространства и перспективы ее решения

Американские астронавты знакомятся с российским сегментом МКСПроблема определения юридических границ космического пространства — одна из важнейших и до сих пор не решенных проблем международного космического права. С одной стороны, необходимо обеспечить действие принципа уважения полного и исключительного суверенитета государств на их воздушное пространство с другой — свободу мирного использования и исследования космического пространства. В решении этой проблемы существует два противоположных по содержанию подхода: пространственный и функциональный.

Все предложения в защиту пространственного подхода к делимитации, высказанные на официальном уровне, а также в науке международного воздушного и космического права, можно подразделить на две группы. С одной стороны, предлагается найти естественный физический рубеж между воздушным и космическим пространством или установить границу в зависимости от «высотного потолка» полета самолетов. С другой стороны, считается, что необходимо осуществить политическое решение вопроса, т.е. в договорном порядке закрепить границу на условной высоте.

В направлении нахождения естественного физического рубежа для решения проблемы было предложено несколько подходов:

  1. технический — опора на достижения аэрокосмической техники и уровень развития новейших технологий, когда обеспечение суверенитета ставится в зависимость от уровня технического и технологического развития государств, который явно неодинаков. Более того, как отказ от стабильной границы суверенитета, которая будет подниматься все выше по мере совершенствования авиационной техники, так и возвращение к устаревшим, ошибочным теориям эффективности в деле обеспечения государственного суверенитета противоречат общепризнанному принципу суверенного равенства государств;
  2. орбитальный — считать границей воздушного пространства минимальную высоту орбиты свободно вращающегося вокруг Земли спутника. Однако при этом нужно определить и на международном уровне согласовать его эталон;
  3. юрисдикционная линия Кармана — установить верхнюю границу государственной юрисдикции на высоте, равной приблизительно 83 км, где тело, движущееся со скоростью 7 км/с, не подвергается действию аэродинамической подъемной силы и на тело действует только центробежная сила.

Решение проблемы делимитации политическим путем служит целям укрепления как принципа полного и исключительного суверенитета государств на воздушное пространство, так и принципа неприсвоения космического пространства. Оно находится в полном соответствии с практическими потребностями авиации, космонавтики, а также с решением проблем экологии.

При этом предложены три положения:

  1. договорная граница — установление границы посредством консультаций и учета различного рода факторов. Так, по решению Международной авиационной федерации (FAI) принято условно считать полеты космическими в том случае,если их высота не менее 100 км. В практической космонавтике фигурируют и меньшие высоты;
  2. промежуточная зона — установление между воздушным и космическим пространствами некоторой промежуточной зоны, соответствующей в правовом отношении территориальным водам. Однако такая зона не выполняла бы требуемых функций, поскольку ее фрагменты, расположенные между поверхностью Земли и космическим пространством, фактически будут принадлежать воздушному пространству, на которое распространяется полный и исключительный государственный суверенитет;
  3. договорная граница с особыми правами — договорное закрепление границы между воздушным и космическим пространствами с сохранением прав пролета ниже ее в случаях, также определяемых специальным соглашением.

Приверженцы функционального подхода к делимитации предлагают считать надземное пространство единым, в котором параллельно действуют два международно-правовых режима, регламентирующих космическую и аэронавтическую деятельность государств. При этом они,не учитывая реальных перспектив развития авиационной и космической техники, исходят из того, что и в настоящее время, и в будущем космонавтику можно будет легко отличить от аэронавтики.

Пытаясь стереть какие-либо границы между воздушным и космическим пространствами, представители функционального подхода в своих рассуждениях отрицают устаревший, с их точки зрения, принцип государственного суверенитета на воздушное пространство и пытаются доказать необходимость создания единого аэрокосмического права. Ряд авторов предлагают установить единый правовой статус, применимый ко всему надземному пространству, права и обязан-ности в котором будут различаться в зависимости от целей воздушного или космического корабля. Такие права и обязанности будут определяться не научными соображениями, а функциями той деятельности, которую осуществляют государства (попытка закрепить в международном праве отказ от государственного суверенитета ввиду его «устарелости» в век бурного научно-технического прогресса).

Ряд юристов пытаются модернизировать принцип государственного суверенитета. По их мнению, суверенитет должен носить относительный характер. Если он сохранится для воздушного пространства, деятельность в космическом пространстве неизбежно приведет к его дальнейшей трансформации, к замене абсолютного суверенитета относительным. Однако отказ государств от суверенитета в воздушном пространстве мог бы создать опасный прецедент и вызвать попытки подорвать право на суверенитет и над сухопутными территориями (акваториями) государств со всеми вытекающими последствиями. Сохранение данного принципа становится особенно важным в связи с актуализацией экологических проблем человечества.

Таким образом, ввести общепризнанное определение космического пространства с четкой границей по нижней высоте пока не представляется возможным. Поэтому, рассматривая перспективы международно-правового регулирования этого аспекта космической деятельности, можно предположить, что еще долгое время юристы будут говорить лишь об условной границе между двумя элементами надземного пространства, в которых действуют принципы космического и воздушного международного права.

Причин тому, по меньшей мере, три:

  1. определив на договорной основе границу делимитации между воздушным и космическим пространствами, предстоит решать ряд вопросов экологического характера, связанных с суверенитетом государств на озоновый слой (его верхняя граница простирается до высот 70 км), значение которого становится соизмеримым с традиционными аспектами национальной безопасности;
  2. решив данную проблему, предстоит принять международные документы, определяющие возможность пролета космических объектов на высотах ниже делимитационной границы над территориями суверенных государств (установить правовой статус аэрокосмических объектов),что является не менее масштабной по сложности задачей,чем сама делимитация;
  3. с учетом возрастания значимости экологических проблем необходимо будет на международно-правовой основе оформить также и ответственность субъектов космической деятельности и над нейтральными территориями и акваториями Мирового океана.
Средства связи

В настоящее время рынок телекоммуникаций развивается весьма динамично — его объем в 1998 г. превысил 1 трлн дол. При этом объем космического сегмента рынка телекоммуникаций составил примерно 27 млрд дол., или 2,3 % от всего мирового рынка. Однако в течение 10 лет прогнозируется рост удельной доли космического сегмента до 6 %. Это означает, что среднегодовые…

Комплексы управления КА США

В США средства управления КА военного и двойного назначения эксплуатируют МО, НАСА и Управление по исследованию атмосферы и океанов НОАА (NOAA) Министерства торговли. В США формальное разделение космической программы на гражданскую и военную произошло в начале 1960-х гг. К 1964 г. сформировался НКУ военной навигационной системы Transit. С запуском первых разведывательных КА типа Samos и…

Достигнутый уровень долговечности КА зарубежных стран

Анализ развития РКТ зарубежных стран в течение 1970-1990-х гг. позволяет сделать следующие выводы. В США для КС связи и ретрансляции, навигации, системы раннего предупреждения о ракетном нападении и радиотехнической разведки созданы КА с расчетными сроками активного существования 7…10 лет (DSCS-2, DSCS-3, Leasat, Fleetsatcom, TDRSS, Navstar). Это позволяет развертывать космические системы в штатном составе на весь…

Обеспечение астероидной безопасности

Столкновение Земли даже с небольшими по земным представлениям небесными телами (диаметром от сотен метров до одного километра) может привести к серьезным экологическим последствиям, а при их больших размерах поставить человечество на грань исчезновения. Археологические исследования позволяют выдвинуть гипотезу о существовании подобных фактов в истории Земли. В этой связи обеспечение астероидной безопасности будет одной из важнейших…

Электроракетные двигатели

Практические работы над электроракетными двигателями, начатые в 1970-е гг., были связаны с ограниченными возможностями бортовых энергоустановок КА, максимальная электрическая мощность которых составляла около 1 кВт. Такой уровень мощности и предъявляемые к ЭРД требования обусловили целесообразность разработки стационарных плазменных двигателей (СПД) на основе холловского ускорителя плазмы с замкнутым дрейфом электронов. Первые образцы СПД были выполнены в…

Существующая структура наземных комплексов и средств управления КА

Для управления космическими аппаратами различного назначения в Российской Федерации в основном используется наземный автоматизированный комплекс управления Минобороны. Кроме того, для управления некоторыми КА научного и социально-экономического назначения, обеспечения полетов КА пилотируемых программ и управления коммерческими КА используются комплексы и средства Росавиакосмоса, а также комплексы и средства ряда других государственных ведомств и коммерческих организаций. НАКУ МО…

Гражданские средства

К категории так называемых гражданских КА относятся спутники, разрабатываемые и запускаемые по государственным программам, исключая КА военного назначения. К их числу могут быть отнесены исследовательские и экспериментальные КА, КА связи, КА землеобзора, включающие метеорологические КА и КА ДЗЗ. Зарубежными специалистами прогнозируется, что общее число гражданских КА, запускаемых в период 1998-2007 гг., составит более 200, т.е….

Комплексы управления КА Европейского космического агентства

Европейское космическое агентство — ЕКА (ESA — European Spase Agency) создано в 1975 г. для содействия сотрудничеству европейских стран в области космических исследований, разработки космической техники и поиску ее прикладного использования. Первоначально в ЕКА вошли 11 стран (Франция,ФРГ, Великобритания, Италия, Испания, Швеция, Бельгия, Дания, Нидерланды, Ирландия, Швейцария). Впоследствии в ЕКА вошли Норвегия, Австрия, Канада, Финляндия….

Достигнутый уровень долговечности отечественных КА

Анализ развития РКТ в нашей стране за рассматриваемый период позволяет отметить следующее: В многоспутниковых системах связи, ретрансляции, навигации, радиотехнической разведки и системы предупреждения о ракетном нападении используются КА с гарантийным ресурсом 1-3 года. Фактические средние сроки функционирования превышают гарантийные на 1-2 года. Отдельные образцы имеют САС 5-8 и даже 10 лет (при их использовании в…

Многофункциональные конструкции

Благодаря объединению функций электроники, датчиков, систем распределения электропитания и терморегулирования с применением очень легких модульных конструкций на борту перспективных КА не будет кабелей и связанных с шиной распределительных коробок. Это позволит снизить массу КА почти в 10 раз, а занимаемый аппаратурой объем в 2 раза. Электронные модули на множестве микросхем будут монтироваться непосредственно на конструкции…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!