Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Современное состояние и перспективы международно-правового регулирования космической деятельности

Современное состояние и перспективы международно-правового регулирования космической деятельности

Генеральный директор Росавиакосмоса Ю.Н. Коптев и министр энергетики, индустрии и торговли Казахстана B.C. Школьник подписывают соглашение по космодрому БайконурОбъективный ход мирового развития привел к тому, что космическое пространство стало, с одной стороны, сферой столкновения национальных интересов различных государств, а с другой — ареной расширяющегося международного сотрудничества. Фактически сегодня мир вступает в новую фазу геополитического противоборства — в фазу борьбы за достижение стратегического превосходства в космическом пространстве, проявляющегося в экономической, социально-политической и военной областях. На пороге XXI в. космическая деятельность все более уверенно выходит на позиции самостоятельной и наиболее перспективной области скрытого и явного соперничества между развитыми странами с характерными только для нее принципами, формами, способами и чертами.

Естественно, что все большее число государств,приходя к пониманию своих геополитических интересов в космосе, в последние годы резко активизирует космическую деятельность. В настоящее время в ней участвуют более 120 стран, не менее 20 из которых располагают значительным потенциалом для самостоятельной разработки и производства космической техники, запуска спутников собственными или арендуемыми носителями, активного исследования и использования космического пространства. Космическая деятельность традиционно занимала ключевые позиции в геополитике и нашей страны, обеспечивая укрепление обороны и безопасности,развитие экономики, науки, международного сотрудничества. Она долгие годы являлась мощным катализатором научно-технического прогресса, в решающей степени обеспечивая сохранение статуса нашего государства как высокоразвитой державы с огромным научным, техническим и производственным потенциалом.

Естественно, что проблемы развития космонавтики как глобальной сферы приложения интересов человечества не остались в стороне от правового регулирования на национальном,региональном и международном уровнях. При ведущей роли Организации Объединенных Наций процесс космического правотворчества развивался достаточно динамично, хотя зачастую и противоречиво. И до тех пор, пока освоение космоса являлось в известной степени «экзотической сферой» интересов человечества, его правовое регулирование удовлетворяло потребностям и отдельных стран,и международных организаций, и мирового сообщества в целом. Однако успехи прикладной космонавтики в экономическом,военном, технологическом, коммуникационном и даже экологическом аспектах, особенно ярко проявившиеся в последние 20 лет, актуализировали международное космическое право,переведя его в категорию реальных инструментов военно-технической и социально-экономической политики. Процесс правотворчества замедлился,постепенно уступая место «цивилизованному» экспансионизму нескольких ключевых субъектов современной системы международных отношений.

Между тем уже сегодня осознанный или неосознанный отказ от решения задач международно-правового регулирования космической деятельности с учетом форсированного освоения космоса, объективной тенденции проникновения космических технологий практически во все сферы человеческой деятельности, не говоря уже о военно-стратегической, может привести к тому, что целый ряд государств будет навсегда отлучен от широчайших возможностей космонавтики,оставшись тем самым на «задворках» мирового развития. Чтобы этого не произошло, необходимы скоординированные усилия всех стран мира по совершенствованию космического правотворчества (по целому ряду направлений) на пути формирования справедливого и адекватного режима доступа в новом тысячелетии к богатейшим и поистине неисчерпаемым ресурсам «шестого океана».

Космонавтика

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полета в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полет в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил…

Носители среднего класса Японии

Двухступенчатая РН Н2 (табл.), разработанная фирмой Mitsubishi под руководством NASDA, существенно расширяет возможности Японии по запуску крупногабаритных КА в космос. По американской классификации ее можно отнести к промежуточному (между средним и тяжелым) классу. В конструкции РН Н2 и новой тяжелой западноевропейской РН Ariane-5 имеется некоторое сходство. Различия главным образом в размерах и суммарной тяге. Компоновка…

Экономические причины реструктуризации

Процессы на фондовой бирже. Не только политика, но и реальный сектор экономики повинен в реструктуризации финансово-промышленных групп в военной индустрии. В США развиты финансовые рычаги влияния на военно-промышленную отрасль, и среди них процессы на фондовой бирже стоят на первом месте. Первичным толчком к консолидационным слияниям послужило падение Берлинской стены в 1989 г. Фондовые игроки под…

Навигационные системы

Находящие все большее применение в различных областях космические навигационные системы будут развиваться в направлении создания на качественно новом уровне навигационно-временного обеспечения различных объектов хозяйственного, научного и оборонного назначения в интересах решения широкого круга задач навигации подвижных объектов, высокоточной привязки при строительстве, геологических изысканиях, при проведении кадастровых работ, контроля за перевозкой ценных грузов, проведения аварийно-спасательных работ…

Энергетические и двигательные установки ракетно-космической техники

В создание движителей для вывода полезных нагрузок в космос огромный вклад внесли наши соотечественники. Будучи приговоренным к смертной казни, студент медико-хирургической академии Николай Иванович Кибальчич (1853-1881 гг.) передал в адвокатуру не просьбу о помиловании, а свой «Проект воздухоплавательного прибора». В этом проекте он высказал идею ракетного летательного аппарата. Н.И. Кибальчич писал, что если его идея…

Основные средства НКУ

Все средства НКУ можно подразделить по функциональному признаку на следующие основные группы: средства центра управления полетом КА; средства информационного обмена с КА; средства связи и передачи данных (ССПД) между ЦУПом и другими элементами НКУ, а также между ЦУПом и внешними взаимодействующими комплексами; средства системы единого времени. Информационный обмен между НКУ и КА осуществляется по радиоканалам…

Международно-правовой режим военно-космической деятельности

Международно-правовой режим, регламентирующий решение в космосе военных вопросов, не успевает за экспансивным развитием ракетно-космической техники и технологий. Принимаемые политические меры также до конца не способны обеспечить эффективный контроль за эволюцией космических вооружений, надежно заключая их в «прокрустово ложе» международных договоров и соглашений. Бурное развитие космических систем, усиление их роли в поддержании боеспособности современных вооруженных сил…

Достижения космонавтики

В докладе Правительству в 1954 г. о возможности разработки ИСЗ С.П. Королев писал: «По вашему указанию представляю докладную записку тов. Тихонравова М.К. «Об искусственном спутнике Земли…». В отчете о научной деятельности за 1954 г. С.П. Королев отмечал: «Мы полагали бы возможным провести эскизную разработку проекта самого ИСЗ с учетом ведущихся работ (особенно заслуживают внимания работы…

Носители среднего класса Индии

С 1986 г. фирмой «Хиндустан аэронотикс» под руководством ISRO в Индии осуществляется разработка трехступенчатой РН среднего класса GSLV (Geosynchronous Satellite Vehicle — РН для выведения спутников на геостационарную орбиту). Согласно проекту на первой ступени РН GSLV предполагается установить ЖРД индийского производства — РДТТ S-125, на второй — ЖРД индийского производства Vicas, на третьей — криогенный…

Ресурсные причины реструктуризации

В 1990 — 1992 гг. в США произошел спад производства в высокотехнологическом секторе промышленности (который включает и аэрокосмическую отрасль). Причина спада — сокращение государственных капиталовложений в науку и технику, осваиваемых промышленностью в порядке выполнения государственных программ. Если в 1987 г. эти вложения составляли 57,9 млрд. дол., то в 1996 г. — 47,4 млрд. дол. Из…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!