Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Космос / Современное состояние и перспективы международно-правового регулирования космической деятельности

Современное состояние и перспективы международно-правового регулирования космической деятельности

Генеральный директор Росавиакосмоса Ю.Н. Коптев и министр энергетики, индустрии и торговли Казахстана B.C. Школьник подписывают соглашение по космодрому БайконурОбъективный ход мирового развития привел к тому, что космическое пространство стало, с одной стороны, сферой столкновения национальных интересов различных государств, а с другой – ареной расширяющегося международного сотрудничества. Фактически сегодня мир вступает в новую фазу геополитического противоборства – в фазу борьбы за достижение стратегического превосходства в космическом пространстве, проявляющегося в экономической, социально-политической и военной областях. На пороге XXI в. космическая деятельность все более уверенно выходит на позиции самостоятельной и наиболее перспективной области скрытого и явного соперничества между развитыми странами с характерными только для нее принципами, формами, способами и чертами.

Естественно, что все большее число государств,приходя к пониманию своих геополитических интересов в космосе, в последние годы резко активизирует космическую деятельность. В настоящее время в ней участвуют более 120 стран, не менее 20 из которых располагают значительным потенциалом для самостоятельной разработки и производства космической техники, запуска спутников собственными или арендуемыми носителями, активного исследования и использования космического пространства. Космическая деятельность традиционно занимала ключевые позиции в геополитике и нашей страны, обеспечивая укрепление обороны и безопасности,развитие экономики, науки, международного сотрудничества. Она долгие годы являлась мощным катализатором научно-технического прогресса, в решающей степени обеспечивая сохранение статуса нашего государства как высокоразвитой державы с огромным научным, техническим и производственным потенциалом.

Естественно, что проблемы развития космонавтики как глобальной сферы приложения интересов человечества не остались в стороне от правового регулирования на национальном,региональном и международном уровнях. При ведущей роли Организации Объединенных Наций процесс космического правотворчества развивался достаточно динамично, хотя зачастую и противоречиво. И до тех пор, пока освоение космоса являлось в известной степени “экзотической сферой” интересов человечества, его правовое регулирование удовлетворяло потребностям и отдельных стран,и международных организаций, и мирового сообщества в целом. Однако успехи прикладной космонавтики в экономическом,военном, технологическом, коммуникационном и даже экологическом аспектах, особенно ярко проявившиеся в последние 20 лет, актуализировали международное космическое право,переведя его в категорию реальных инструментов военно-технической и социально-экономической политики. Процесс правотворчества замедлился,постепенно уступая место “цивилизованному” экспансионизму нескольких ключевых субъектов современной системы международных отношений.

Между тем уже сегодня осознанный или неосознанный отказ от решения задач международно-правового регулирования космической деятельности с учетом форсированного освоения космоса, объективной тенденции проникновения космических технологий практически во все сферы человеческой деятельности, не говоря уже о военно-стратегической, может привести к тому, что целый ряд государств будет навсегда отлучен от широчайших возможностей космонавтики,оставшись тем самым на “задворках” мирового развития. Чтобы этого не произошло, необходимы скоординированные усилия всех стран мира по совершенствованию космического правотворчества (по целому ряду направлений) на пути формирования справедливого и адекватного режима доступа в новом тысячелетии к богатейшим и поистине неисчерпаемым ресурсам “шестого океана”.

Средства выведения – локомотивы космонавтики

Космические средства выведения представляют собой сложные технические транспортные системы, предназначенные для доставки полезных нагрузок в космическое пространство на заданные орбиты. Все существующие космические средства выведения, а также средства, эксплуатация которых будет осуществляться в обозримой перспективе (25…30 лет), имеют в своей основе принцип реактивного движения. Первые сообщения о применении устройств, использующих этот принцип, появились в китайских…

Средства управления КА Великобритании

Великобритания эксплуатирует военные КА связи Skynet, участвует в управлении КА связи НАТО. Великобритания считается крупнейшим в Европе (и вторым в мире) потребителем космической информации с разных КА многих стран и организаций. Результаты обработки данных (включая снимки с метео-КА и КА ДЗЗ), накопленные за ряд лет, могут использоваться в военных целях, например во время кризисных ситуаций….

Обеспечение качества и надежности российского сегмента в международных космических программах

Международное сотрудничество в области коммерческих космических программ в 1980-1990 гг. существенно расширилось. Вслед за организацией первых консорциумов Intelsat, Inmarsat последовало создание значительного числа всемирных и региональных систем и программ – Comsat, Landsat, Meteosat, Eutelsat, Panamsat, Asiasat, Iridium, GlobalStar и т.п. В 1998 г. начато создание Международной космической станции. Основные особенности этапа: значительное увеличение объема работ,…

Развитие и особенности системы средств выведения

Развитие средств выведения полезных грузов в космическое пространство (ракет-носителей) в нашей стране шло по нескольким направлениям. Первое направление, возникшее в 1957 г., связано с созданием ряда РН на базе межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7. Эта МБР была разработана в знаменитом ОКБ-1 (с 1966 г. – Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), с 1974 г. –…

История создания космодромов

Космодром – это оборудованная в инженерном отношении территория, на которой размещены функционально увязанные между собой сооружения и технические средства, обеспечивающие прием с заводов-изготовителей и хранение элементов ракетно-космической техники, подготовку средств выведения и космических аппаратов и их пуск. При использовании многоразовых средств выведения на космодроме могут быть созданы ремонтно-профилактические позиции для обеспечения послеполетного обслуживания этих средств….

Состояние и перспективы развития комплексов средств автоматизации

Основу комплексов средств автоматизации (КСА) центров управления полетом КА и центров обработки информации, эксплуатируемых в НАКУ в 1990-х гг., составляли малопроизводительные вычислительные системы второго и третьего поколений, более 50 % которых многократно выработали установленный ресурс, устарел и морально и физически (ЭВМ серии СМ, М-222, ВК-2М45/46, “Эльбрус-1” и др.) Уровень автоматизации управления КА составлял 70-80%. Неудовлетворительное…

Носители тяжелого класса

Носителями тяжелого класса из числа зарубежных стран располагают США, страны Европейского космического агентства (ЕКА) и Япония. Первые тяжелые носители были созданы американцами в 1964-1967 гг. для обеспечения лунной программы Apollo. Самый мощный из них Saturn-5 позволял выводить на околоземную орбиту высотой 500 км полезный груз массой около 120 т. С завершением программ Apollo и Skylab…

Средства управления КА Китая

Китай эксплуатирует КА военного и двойного применения для связи, метеообеспечения, ДЗЗ, а также запускает экспериментальные КА, в том числе военные. Для управления этими КА предназначен многопунктный, организационно единый НКУ, эксплуатируемый Китайским объединением по запускам, слежению, телеметрии и управлению КА. Это объединение подчинено Комитету по оборонной науке, технике и оборонной промышленности (КОНТОП) Госсовета. В состав НКУ…

Оптимизация стратегий развертывания и восполнения многоспутниковых космических систем по критериям надежности и стоимости

В конце 1970-х гг. в нашей стране и в США было начато решение задачи по разработке и развертыванию глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и Navstar. B составе которых должны были функционировать 24 полноразмерных КА (21 основной + 3 резервных). Существенное увеличение числа КА в системе значительно усложнило решение задачи развертывания в установленные сроки. В 1990-е гг….

Разгонные блоки ракет-носителей

Важнейшей составной частью системы средств выведения являются разгонные блоки (РБ), называемые также межорбитальными буксирами. Разгонные блоки обеспечивают перемещение выводимых полезных грузов с орбиты на орбиту или направление их на отлетные и межпланетные траектории. Для этого РБ должны иметь возможность выполнять один или несколько маневров, связанных с изменением скорости полета, для чего в каждом случае предполагается…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru