Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Опыт создания и эксплуатации отечественных наземных комплексов управления КА

Опыт создания и эксплуатации отечественных наземных комплексов управления КА

До начала 1990-х гг. единым генеральным заказчиком космической техники и средств управления КА являлось Министерство обороны. НКУ всех КА научного, социально-экономического и военного назначения создавались в рамках наземного автоматизированного комплекса управления (НАКУ) Минобороны, под которым понимается вся совокупность наземных комплексов управления различными типами КА.

Это позволяло применять многопунктную технологию управления КА, при которой расширялась зона радиовидимости КА с территории страны, обеспечивалось надежное выполнение технологических циклов управления (вероятность выполнения сеансов связи была не менее 0,99), появлялась возможность резервирования пунктов и сеансов связи и перераспределения средств при возникновении различных неисправностей как на борту КА, так и в наземном комплексе.

Однако наличие многопунктных НКУ, обеспечивающих возможность проведения большого числа сеансов связи с КА в течение суток, в условиях, когда все расходы на эксплуатацию НАКУ несло Минобороны, обусловило отсутствие у разработчиков КА экономических стимулов к качественному совершенствованию технологии управления КА, сокращению числа сеансов измерений и управления и переносу обеспечивающих функций (навигация, диагностика состояния) на борт КА. В результате в течение многих лет технология управления не менялась и была достаточно дорогостоящей.

Кроме того, использование многопунктных технологий с привлечением большого количества наземных средств приводит к большой инерционности в замене средств управления уже существующих КА на технические средства новых поколений. Этот процесс затянулся на длительное время в условиях снижения бюджетных ресурсов на поддержание технической готовности и модернизацию НАКУ.

Центры управления полетом КА также создавались на объектах НАКУ МО. Это объясняется рядом причин:

  1. наличием в Минобороны достаточного числа квалифицированных операторов-управленцев;
  2. необходимостью использования дорогостоящей и сложной по тем временам вычислительной техники, применяемой в информационно-вычислительных комплексах для управления КА;
  3. единством методов управления и программно-методического обеспечения, предлагаемых главными конструкторами как для КА оборонного назначения, так и для КА научного и социально-экономического назначения (НСЭН), разрабатываемых одной и той же фирмой, что позволяло создавать различные центры с использованием одного ИВК.

Исключением являлся ЦУП-М ЦНИИМаш, обеспечивающий управление уникальными пилотируемыми комплексами, в том числе используемыми по международным космическим программам. Сложные задачи управления КА пилотируемой программы, связанные с привлечением большого числа разработчиков пилотируемых орбитальных станций и космических кораблей, постановщиков научных экспериментов, доступом в ЦУП-М иностранных специалистов, не могли быть решены оптимальным способом на объектах Минобороны с использованием привлекаемых на них стандартных средств автоматизации.

Все управляемые КА после окончания летных испытаний и принятия их в эксплуатацию передавались в штат Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами (ГИЦИУ КС) Минобороны, размещенного в г. Краснознаменске Московской области, который нес за их эксплуатацию полную ответственность. В их числе КА ГЛОНАСС, являющейся одной из наиболее сложных информационных систем. Некоторые КА, например пилотируемые космические комплексы, КА дальнего космоса, из-за их уникальности в штатную эксплуатацию не передавались.

На практике сложилось закрепленное руководящими документами распределение функций между ЦУПом и Центром обработки целевой информации (ЦОИ). ЦОИ разрабатывает программу применения целевой аппаратуры КА и передает ее в ЦУП, который разрабатывает программу функционирования служебной бортовой аппаратуры, объединяет ее с целевой программой и обеспечивает реализацию. Такая практика характерна, в частности, для КА ДЗЗ типа “Ресурс-О”, “Метеор”. Целевая программа применения этих КА разрабатывается специализированной организацией (НПО “Планета”) с участием сектора главного конструктора КА, который анализирует состояние целевой аппаратуры и выдает рекомендации по управлению КА.

В 1970-е гг. начал действовать ряд факторов, приведших к изменению обстановки по созданию новых космических систем и управлению ими на различных этапах функционирования:

  1. Образовано Российское космическое агентство (впоследствии Российское авиационно-космическое агентство – Росавиакосмос), ставшее заказчиком космических систем НСЭН и в соответствии с законом Российской Федерации “О космической деятельности” ответственным ведомством за их применение.
  2. Политические и экономические преобразования в России привели к катастрофическому снижению ресурсов,выделяемых через Госбюджет на космические программы, и отбросили космическую отрасль на грань выживания. В результате многие КА и средства управления ими находятся за пределами гарантийного ресурса. Ряд ОКР по развитию НАКУ, открытых еще в 1980-е гг., приостановлены либо продолжаются только формально. Эксплуатация НАКУ и поддержание его средств в технической готовности становятся все более дорогостоящими. Это не устраивает Росавиакосмос и главных конструкторов космических систем, вынужденных оплачивать услуги Минобороны по управлению КА НСЭН.
  3. Значительная часть КА наблюдения, связи, навигации объявлена объектами двойного назначения и будет создаваться и эксплуатироваться Минобороны РФ и Росавиакосмосом на долевой основе.
  4. Созданы различные акционерные общества, способные выступать в качестве заказчиков или разработчиков космических систем. Результатом этого явилось создание первой очереди коммерческих космических систем связи и телевещания, поскольку именно такие системы имеют быструю экономическую окупаемость. К ним относятся системы “Экспресс”, “Галс”, “Банкир”, “Гонец”, “Бонум-1”, “Ямал”. Все указанные системы имеют специфические однопунктные или малопунктные (двухпунктные) НКУ, не совмещенные с пунктами НАКУ Минобороны. Создание таких НКУ стало возможным благодаря использованию многолетнего опыта управления подобными КА и применению современной вычислительной техники (в основном иностранного производства) в центрах управления полетом,а также благодаря стремлению к независимости от Минобороны в управлении коммерческими КА и снижению расходов на эксплуатацию НКУ.

В космических системах ДЗЗ и некоторых других, создаваемых под эгидой Росавиакосмоса, проявляются другие тенденции. Эти системы характерны тем, что они не имеют полной экономической окупаемости и создаются в основном за счет Госбюджета. Разработчики этих систем и руководство Росавиакосмоса пытаются сократить расходы на услуги Минобороны по управлению КА, стремятся перейти к однопунктной или малопунктной технологии с использованием КИС и ТМС из состава НАКУ и создать ЦУП нового поколения КА вне рамок НАКУ МО, например на своем собственном предприятии (ЦУП КА дальнего космоса при НПО им. С.А. Лавочкина) или на базе ЦУП-М ЦНИИМаш (ЦУП КА “Океан-О” и ЦУП КА “Метеор-3М”). Здесь проявляются объективные обстоятельства, заключающиеся в том, что разработчики имеют возможность использовать опытные кадры для управления КА собственной разработки, которые в современных условиях зачастую оказываются невостребованными. Кроме того, новые ЦУПы могут сразу создаваться на основе новых технологий управления и на самой передовой технической базе.

Современные ЦУПы создаются на базе персональных ЭВМ или рабочих станций высокой производительности, включаемых в единую локальную вычислительную сеть ЦУПа, используют надежные серверы с большой оперативной и долговременной памятью для хранения баз данных и архивации информации. По такому принципу созданы переоснащенные техникой фирмы Hewlet Packard ЦУП-М ЦНИИМаш, ЦУП НПО ПМ, ЦУП системы “Банкир”, ЦУП КА “Ямал-100” и другие созданные и создаваемые корпоративные ЦУПы.

Опыт создания НКУ КА различного целевого назначения показывает, что, как правило, НКУ создается для управления КА конкретного типа. При этом заново создаются центр или сектор управления полетами КА, специальное программное обеспечение (СПО), общесистемное программное обеспечение (ОСПО) и программное обеспечение обмена информацией. Взаимодействие ЦУПа со средствами и внешними организациями основывается на использовании существующих или вновь создаваемых ССПД. При этом возможна дополнительная разработка специальных элементов ССПД для обеспечения взаимодействия с вновь привлекаемыми к управлению КА внешними организациями.

В условиях резкого сокращения финансирования и жесткого дефицита всех видов ресурсов необходимо ориентироваться на максимальное уменьшение затрат при создании и эксплуатации наземных комплексов управления КА. Это предопределяет необходимость отказа от традиционных подходов при создании НКУ КА. Решение такой задачи связано с переходом на однопунктные технологии управления с реализацией интеграции ЦУП КА с наземными станциями командно-измерительной системы, совмещением в едином регионе решения задач управления КА и обработки информации. При этом под однопунктной понимается технология, при которой все операции управления КА: передача на борт КПИ, съем с борта телеметрической информации (ТМИ), проведение ИТНП, сверки и коррекции бортовой шкалы времени – осуществляются средствами одного КИПа НКУ. Необходимое резервирование с целью обеспечения требуемой надежности работы достигается установкой на КИПе дополнительных комплектов технических средств.

Опыт показывает, что дальнейшее развитие НАКУ МО РФ традиционным путем на основе замены устаревших средств новыми не может дать желаемого эффекта как по причине физической невозможности обновления всего парка существующих средств, так и в связи с появлением новых информационных технологий на основе использования космических систем связи, навигации и ретрансляции. Перечисленные выше обстоятельства обуславливают необходимость поиска новых подходов к созданию наземных комплексов управления КА и критического пересмотра действующих технологий управления.

Носители среднего класса Китая

К РН промежуточного класса (по американской классификации) можно отнести находящиеся в настоящее время в Китае в эксплуатации две модификации базовой трехступенчатой РН Чанчжэн-3 (CZ-3): Чанчжэн-ЗА (CZ-3A) и Чанчжэн-3В (CZ-3B),npинципиально не отличающиеся от базовой РН Чанчжэн-3,а также РН Чанчжэн-2Е (CZ-2E). Зарубежные специалисты считают эти РН идентичными американской РН среднего класса Delta-2. На РН Чанчжэн-3 китайцы впервые…

Причины реструктуризации военно-политического характера

Причины, вызвавшие к жизни и продолжающие подпитывать процесс реструктуризации аэрокосмических фирм за рубежом, условно могут быть разделены на три группы: военно-политические, экономические и ресурсные. В основе военно-политических причин лежат новые условия, складывающиеся в мире после завершения “холодной войны”, когда сокращения выделяемых на военные нужды ассигнований привели к уменьшению военных заказов. Так, с 1987 по 1994…

Космические системы мониторинга

В области систем мониторинга следует выделить ряд приоритетных направлений развития, связанных как с повышением глобальности и оперативности наблюдения земной поверхности и околоземного пространства космическими средствами,так и с повышением эффективности решения задач прогноза и контроля, в том числе перспективные методы прогноза и контроля опасных природных явлений, биоэнергоинформационного состояния районов, городов, сельскохозяйственных угодий, пастбищ, геологического изучения территории…

Пилотируемая космонавтика – магистральное направление

История пилотируемой космонавтики началась 12 апреля 1961 г., когда советский летчик-космонавт Юрий Гагарин совершил первый космический полет продолжительностью 108 минут и навсегда вошел в историю развития нашей цивилизации. Это событие аккумулировало в себе титанические усилия и накопленный научно-технический потенциал ракетно-космической отрасли СССР. Пилотируемое освоение космоса давалось нелегко. Достижения и свершения сопровождались потерями и трагедиями. Мрачный…

Требования к основным характеристикам НКУ

Требования к НКУ определяются целевым назначением управляемых КА, выполняемыми ими на орбите функциями и баллистической структурой орбитальной группировки КА. Автоматические КА ближнего и среднего космоса, к которым относятся К А для исследования природных ресурсов Земли, геодезии, связи и телевещания, в большинстве своем не требуют при штатной эксплуатации высокой оперативности управления. Программы работы бортовых систем КА…

Международно-правовой режим создания и использования космических телекоммутационных систем, включая вопросы непосредственного телевизионного вещания

Основы международно-правового режима в вопросах создания и использования систем космической связи определяются сегодня деятельностью Международного союза электросвязи (МСЭ), его многочисленных органов и организаций, осуществляемой в интересах эффективного сотрудничества государств в деле улучшения и рационального использования всех видов электросвязи. МСЭ осуществляет распределение радиочастотного спектра и регистрацию присвоения радиочастот во избежание появления помех между радиолиниями различных государств,…

Космонавтика

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полета в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полет в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил…

Носители среднего класса Японии

Двухступенчатая РН Н2 (табл.), разработанная фирмой Mitsubishi под руководством NASDA, существенно расширяет возможности Японии по запуску крупногабаритных КА в космос. По американской классификации ее можно отнести к промежуточному (между средним и тяжелым) классу. В конструкции РН Н2 и новой тяжелой западноевропейской РН Ariane-5 имеется некоторое сходство. Различия главным образом в размерах и суммарной тяге. Компоновка…

Экономические причины реструктуризации

Процессы на фондовой бирже. Не только политика, но и реальный сектор экономики повинен в реструктуризации финансово-промышленных групп в военной индустрии. В США развиты финансовые рычаги влияния на военно-промышленную отрасль, и среди них процессы на фондовой бирже стоят на первом месте. Первичным толчком к консолидационным слияниям послужило падение Берлинской стены в 1989 г. Фондовые игроки под…

Навигационные системы

Находящие все большее применение в различных областях космические навигационные системы будут развиваться в направлении создания на качественно новом уровне навигационно-временного обеспечения различных объектов хозяйственного, научного и оборонного назначения в интересах решения широкого круга задач навигации подвижных объектов, высокоточной привязки при строительстве, геологических изысканиях, при проведении кадастровых работ, контроля за перевозкой ценных грузов, проведения аварийно-спасательных работ…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!