Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Международно-правовые аспекты проблемы экологии космос

Международно-правовые аспекты проблемы экологии космос

Работа "аварийной" комиссии на месте падения РН "Протон". Крайний слева - Ю.Н. Коптев (Казахстан, 1999 г.)Основополагающим документом, имеющим отношение к проблеме сохранения устойчивого экологического состояния космической среды, является Договор по космосу (1967 г.). Статья 1 этого Договора предусматривает осуществление космической деятельности таким образом, чтобы не затруднить и не нарушить права других стран на мирное освоение космоса. В статье 4 Договора подчеркивается, что государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве (в том числе и грозящую негативными экологически-ми последствиями), независимо от того, осуществляется ли она правительственными или неправительственными юридическими лицами или организациями. Статья 7 предусматривает, что участники Договора, осуществляющие или организующие запуск объекта в космос, а также государство, с территории или установок которого производится запуск космического объекта, несут международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их частями на Земле, в воздушном или космическом пространстве. Согласно статье 9 Договора его участник обязан провести международные консультации, если его деятельность или запланированный эксперимент создают потенциально вредные помехи деятельности других государств в деле мирного освоения космоса (при этом отсутствуют четкие критерии, относящие помехи к категории «вредных», а также механизм проведения и не определена форма консультаций). И наконец, та же 9-я статья Договора призывает государства информировать Генерального секретаря ООН, общественность и международное научное сообщество в максимально возможной и практически осуществимой степени о характере, ходе, местах и результатах своей космической деятельности, в том числе и сопряженной с загрязнением Земли и космоса.

Особое место в международно-правовом регулировании вопросов экологии космоса принадлежит «Конвенции об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» (1972 г.). Конвенция налагает на государство, осуществляющее запуск, абсолютную ответственность за ущерб, нанесенный космическими объектами на поверхности Земли и воздушному судну в полете (ст. 2). В случае если причиняется ущерб космическому объекту одного государства космическим объектом другого государства, послед нее несет ответственность только тогда, когда ущерб причинен по вине или его,или лиц,за которых оно отвечает. Определяя термин «космический объект», как включающий составные части «космического объекта», а также средства его доставки (ракеты-носители) и его части (ступени и его отдельные узлы), не обязательно функционирующие, конвенция сохраняет потенциальную ответственность запускающего государства за загрязнение космоса.

Установление ответственности за ущерб, наносимый космическим объектом космической окружающей среде весьма проблематично. Здесь важно учитывать, что ответственность возникает лишь в результате ущерба. Этот термин определяется в статье 1 Конвенции как «лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; уничтожение или повреждение имущества государств либо физических и юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций». Несмотря на довольно значительный перечень возможных ситуаций, очевидно, что все они относятся к физическому ущербу и не распространяются на космическую среду. «Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство» (1968 г.) также содержит ряд положений, имеющих косвенное отношение к экологии космоса. По этому Соглашению сторона,обнаружившая,что космический объект или его часть приземлился на ее территории, обязана уведомить об этом как страну, запустившую объект в космос, так и ООН. Если у страны,обнаружившей этот объект,есть причины полагать, что сам объект или его часть представляет какую-то угрозу или вред,то эта страна может уведомить об этом государство, запустившее объект, которое, в свою очередь, обязано предпринять немедленные эффективные шаги (под руководством и контролем страны,обнаружившей объект) для устранения угрозы или вреда.

«Конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство» (1975 г.) также имеет некоторое отношение к правовому регулированию вопросов экологии космоса, поскольку обязывает государство сохранять юрисдикцию и контроль над своим космическим объектом на всех стадиях полета. Особым документом, хотя и декларативно, но прямо запрещающим загрязнение космоса и имеющим прямое отношение к рассматриваемому вопросу, является «Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду» (1977 г.). Согласно ее требованиям государства-участники обязались не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную (в том числе космическую) среду, применение которых вызывает широкие,долгосрочные или серьезные последствия, путем преднамеренного изменения ее динамики,состава или структуры. Однако ввиду универсального характера Конвенции ее вклад в решение проблемы экологии космоса носит весьма общий и, скорее, декларативный характер. Каких-либо конкретных положений, затрагивающих проблемы засорения космоса техногенными космическими телами, и механизма принятия практических мер Конвенция не содержит.

При этом существует очевидное и доступное общественному пониманию решение проблемы экологии космоса — сокращение масштабов космической деятельности (ее регулирование в плане совершенствования ракетно-космической техники в экологическом отношении,т.е. уменьшение числа оставляемых в космосе неуправляемых объектов, спуск в атмосферу Земли отработавших свой ресурс КА, принудительная очистка орбит), однако до сих пор никто достоверно не оценил ни результативности таких мер, ни их пригодности по критерию «затраты — эффективность». Поэтому перспективы совершенствования международно-правового режима в направлении решения экологической проблемы в космической среде весьма расплывчаты. Начиная с конца 1980-х гг. вопрос о засорении космоса затрагивался Научно-техническим и Юридическим подкомитетами Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, куда в 1988 г. был представлен разработанный КОСПАР и МАФ доклад о положении дел с «космическим мусором». В 1989 — 1991 гг. рядом государств (ФРГ,Нидерландами и др.) в Комитет представлялись рабочие документы по вопросам столкновений спутников и пилотируемых платформ с другими космическими объектами и по проблеме экологии космоса в целом.

В декабре 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции № 45/72 впервые отметила, что вопрос о «космическом мусоре» вызывает обеспокоенность у всех государству в этой связи высказалась за то, что мировому сообществу необходимо уделять больше внимания вопросу оценки опасности столкновений с космическим мусором и другим аспектам этой проблемы, а также призвала продолжить национальные исследования в этом направлении. К экологическим проблемам современной космонавтики относится проблема обеспечения безопасности использования ядерных источников энергии (ЯИЭ) на борту космических объектов,которая возникает в случае их проникновения в атмосферу или падения на поверхность Земли. Что касается опасности радиоактивного загрязнения небесных тел в результате нахождения на них таких объектов, то при современном уровне развития техники едва ли возможно выходить за рамки уже не раз упоминавшегося выше Договора по космосу (1967 г.).

Предотвращение загрязнения космоса радиоактивными материалами искусственного происхождения регламентируется тремя международными соглашениями:

  • «Договором об ограничении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой» (1963 г.), запрещающим взрывы ядерного оружия или другие ядерные взрывы в космическом пространстве и в атмосфере Земли;
  • «Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии» (1986 г.), предусматривающей обязанности сторон по оповещению государств о возможной угрозе от инцидента с реактором или от применения радиоизотопов в космосе;
  • «Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации» (1986 г.),устанавливающей рамки, в пределах которых одна сторона может оказать помощь другой в случае ядерного инцидента или радиологической опасности, связанной с появлением радиоактивных космических обломков.

Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1992 г. одобрила и приняла «Принципы,касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве». В специальной резолюции подчеркивалась применимость международного права к деятельности, связанной с использованием ядерных источников энергии. Этот документ предусматривает обязательство государств, запускающих космические объекты с ядерными источниками энергии на борту, прилагать усилия для защиты отдельных лиц, населения и биосферы от радиологических опасностей. Конструкция и использование космических объектов с ядерными источниками энергии на борту с высокой степенью уверенности должны обеспечивать такую безопасность,чтобы при предвидимых нормальных или аварийных обстоятельствах степень опасности была ниже приемлемых уровней. Руководящим принципом безопасного использования ЯИЭ названо сведение к минимуму количества радиоактивного материала в космосе.

В ходе нормальной эксплуатации космических объектов с ядерными источниками энергии на борту должно соблюдаться рекомендованное международной Комиссией по радиологической защите требование обеспечения надлежащей защиты населения. Особо оговорены случаи аварии с космическими объектами, имеющими ЯИЭ в составе своей конструкции.

В принятых Принципах формулируется ряд требований к космической технике, несущей на борту ядерный материал, а именно требования:

  • к системам безопасности устройств с ядерными источниками энергии;
  • к ядерным реакторам и радиоизотопным генераторам, которые используются в качестве ЯИЭ на космических объектах;
  • по безопасности применения ЯИЭ.

Особое место в «Принципах, касающихся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве» отводится принципу уведомления о возвращении. Проведенный анализ договоров, соглашений и принципов деятельности, имеющих отношение к проблеме космической экологии, свидетельствует о том,что эти документы создают достаточно хорошую основу будущего международного режима для решения задач защиты космической среды.

Тяжелые носители Японии

В рамках реализации новых космических программ NASDA работает над усовершенствованием РН Н2 — созданием более мощной модификации РН Н2А («Эйч2А»). На первой ступени этой РН предполагается установить криогенный ЖРД LE-7A, a на второй — криогенный ЖРД LE-5B. В качестве навесных ускорителей должны быть установлены те же два навесных ускорителя, что и на РН Н2. РН…

Средства управления КА международных консорциумов и коммерческих фирм

Ряд коммерческих частных фирм эксплуатируют около 10 систем спутниковой связи. К числу таких систем относятся: Intelsat, Galaxy, Telstar, Panamsat, Inmarsat, Iridium, GlobalStar и др. Зона действия систем может быть глобальной или региональной (территория США и заданных районов) в зависимости от числа КА, используемых в системе. Как правило, фирмы имеют собственные малопунктные наземные комплексы, осуществляющие управление…

Опыт и принципы космического страхования

В России космическое страхование появилось в начале 1990-х гг. Этот период для космической деятельности характеризуется расширением практики создания и эксплуатации космических систем и комплексов на коммерческой основе, выходом ряда предприятий ракетно-космической отрасли на внешний рынок. В связи с этим актуальными становятся вопросы повышения экономической защиты космических проектов, прежде всего за счет созда-ния эффективно действующей системы…

Перспективные ракеты-носители

Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева в рамках программы «Ангара» ведет разработку целого ряда ракет-носителей, ключевым звеном которой является создание ракеты-носителя тяжелого класса — носителя XXI в. как транспортной основы космической программы России. ОКР по созданию семейства РН «Ангара» проводится на основании Указа Президента РФ № 14 от 6 января 1995 г. «О создании…

Сравнительная оценка вариантов стартовых комплексов

Стартовый комплекс — это составная часть космического комплекса, предназначенная для проведения предстартовой подготовки средств выведения и космических объектов и осуществления их пуска. Стартовые комплексы различаются по следующим признакам: класс ракеты-носителя: легкий; средний; тяжелый; сверхтяжелый; способ сборки и транспортировки: горизонтальная; вертикальная; метод подготовки ракеты космического назначения: фиксированный; мобильный; смешанный; место дислокации: материковый (наземный, заглубленный и подземный);…

Современное состояние и перспективы международно-правового регулирования космической деятельности

Объективный ход мирового развития привел к тому, что космическое пространство стало, с одной стороны, сферой столкновения национальных интересов различных государств, а с другой — ареной расширяющегося международного сотрудничества. Фактически сегодня мир вступает в новую фазу геополитического противоборства — в фазу борьбы за достижение стратегического превосходства в космическом пространстве, проявляющегося в экономической, социально-политической и военной областях….

Носители среднего класса США

Фирма Lockheed Martin использует для коммерческих запусков три двухступенчатых РН семейства Atlas-Centaur: Atlas-2, Atlas-2A, Atlas-2AS. С 1997 г. не используется их предшественница РН Atlas-1. Эти РН способны выводить КА на орбиту, переходную к геостационарной, и различаются между собой главным образом грузоподъемностью. Эксплуатируемая с 1991 г. РН Atlas-2 (табл.) с 1995 г. производится только в г….

Эволюция и тенденции развития комплексов управления КА за рубежом

До середины 1960-х гг. для управления конкретными типами КА создавались специализированные сети слежения. Они разрабатывались разными фирмами, имели свою аппаратуру управления КА и наземные станции. Это относится к большинству гражданских и военных КА того периода. Недостатком такой организации управления КА было быстрое увеличение числа наземных станций слежения при их относительно малой загрузке, что привело к…

Основные тенденции развития космонавтики в России

Космическая деятельность относится к категории высших государственных приоритетов России вне зависимости от социально-экономических реформ и преобразований и, безусловно, должна базироваться на государственной поддержке — политической, экономической, юридической. В основу ее организации должен быть положен программно-целевой подход, основанный на выделении приоритетных целей космической деятельности и разработке программы их достижения, определяющей главные цели и задачи космической деятельности…

Средства выведения нового поколения на базе универсального ракетного блока

Экологические проблемы и стремление к повышению конкурентоспособности РН «Ангара» делают весьма актуальным появление в перспективе всеазимутальных вариантов РН, не требующих для своей эксплуатации отчуждения районов падения отделяющихся частей на суше. С этой целью ракетные блоки первой ступени РН должны оснащаться системой спасения самолетного типа, обеспечивающей их возвращение в район старта после отделения от РН. При…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!