Игры (3)
Кто больше?
Возьмите круглую коробку из-под конфет, разделите ее на 25 секторов и бросайте над ними бумажный шарик. Каждый сектор должен соответствовать определенному числу очков — от 1 до 25. Количество выпавших очков заставит вас отсчитать и ступить на какую-то клетку на дорожке. При остановке шарика на границе 2 секторов берется большее число. Шарик бросают дважды. Первый раз для того, чтобы определить, что называть, а второй раз — какие буквы использовать. Например: первый раз вам выпало число 10 (город), второй раз — 13 (клетка, в которой стоят буквы РГК).
Вы называете город Горький и получаете 3 очка, так как вам удалось использовать все 3 буквы клетки. Если в слове использована только одна из указанных в клетке букв, играющий получает 1 очко, если 2 буквы — 2 очка. Выигрывает тот, кто первым наберет заранее условленное количество очков: 20, 60, 100. Комбинации букв время от времени можно менять. Можно разнообразить и вопросы.
Шахбол
Название игры, придуманной москвичом Ю. Камзоловым, образовано из 2 слов: «шах» — сокращение от слова «шахматный» и «бол», что значит «мяч». Играют 2 игрока двумя «командами» фигур — белыми и черными. Доска состоит из 40 полей: 6 по горизонтали и 8 по вертикали. Каждая сторона имеет 7 фигур: трех нападающих, трех защитников и одного вратаря. Особая фигура, отличающаяся по цвету, изображает мяч.
В начале партии фигуры расставляют следующим образом: белые нападающие — bЗ, сЗ, d3; белые защитники — b2, с2, d2; белый вратарь — c1; черные нападающие — b6, с6, d6; черные защитники — b7, с7, d7; черный вратарь — с8; мяч — с4 или с5. Первая горизонталь доски — ворота белых; восьмая — ворота черных. Цель игры — вбить мяч в ворота противника. Игру начинают белые. Игроки по очереди делают по одному ходу. На обдумывание хода дается не более 1 минуты. Нападающие и защитники не могут заходить ни в свои, ни в чужие ворота. Вратарь ходит только в пределах своих ворот. Мячом самим по себе ходов не делают.
Ход игрока может быть:
а) с ударом по мячу;
б) без удара по мячу.
Удар по мячу делает только игрок (нападающий или защитник), стоящий рядом с мячом, то есть на соседнем поле. Сторона обязана произвести удар, если имеется такая возможность. В свои ворота, разумеется, не бьют. Если невозможно произвести удар, сторона делает любой ход игроком без удара. Удар нападающего.
Игрок становится на место мяча, а мяч переставляется на любое число свободных полей (не перелетая через игроков) по любому из следующих направлений:
а) вперед, в направлении подхода бьющего игрока («удар вперед»);
б) назад, в направлении, противоположном подходу бьющего игрока («удар назад»);
в) вправо или влево, по направлению, перпендикулярному к направлению подхода бьющего игрока («удар вбок»; см. схемы направлений удара нападающего).
Удар, защитника. Игрок становится на место мяча, а мяч переставляется на любое число свободных полей по любому из следующих направлений:
а) вперед, по направлению подхода бьющего игрока;
б) косо вперед, по направлению, составляющему угол в 45° с направлением вперед («косой удар вперед»; см. схемы направлений удара защитника).
Ход без удара («холостой» ход) одинаков у нападающих и защитников и заключается в перестановке фигуры на любое число свободных полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Вратарь ударов по мячу не делает, а ходит, когда у стороны нет возможности удара, на любое число полей в пределах ворот. Роль вратаря — блокировать поле, на котором он стоит. Партия заканчивается, когда мяч вбит в ворота. Можно играть и на время. Тогда счет забитых голов ведется, как в футбольном матче. Если за час игры мяч не вбит, партия заканчивается вничью. Запись игры. Удар записывается последовательным обозначением 3 полей: поля, на котором стоит бьющий игрок до удара; поля, на котором стоит мяч до удара, и поля, на которое поставлен мяч при ударе.
Например, запись d5c5e5 означает, что игрок с поля d5 при ударе поставлен на поле с мячом с5, а мяч переставлен на поле е5.
Ход без удара записывается последовательным обозначением полей, на которых стоит игрок до хода и после хода. Например, d5, а5.
Забивание мяча (гол) обозначается знаком X.
Примерная партия
- d3c4b5 с6b5а4
- bЗа4ЬЗ с7с5
- b2bЗb4 b5b4b5
- а4Ь5с6 b6сбbб
- b5b6b5 b4b5b4
- с4b4а4 b5а4b5
- b6b5b6 с6b6с6
- b5с6е4 d6e5
- d2e3 e5e5d4
- с3d4e5 e4e5e4
- e3е4d5 e5d5d6
- c6d6c6 d7c6b5
- b4b5b4 с5b4аЗ
- c2a2 a4a3a6
- b5а6b5 с6b5а4 (?) слабый ход
- b3а4а5 b6а5b6
- а6b6а6 а6а6а6
- b6a5d8 X
«Твое свободное время», В.Н.Болховитинов, Б.И.Колтовой
Крестословица Из тонкой фанеры или толстого картона вырежьте 130 фишек размером 2*2 см. На 128 фишках напишите тушью или выжгите с помощью выжигательного прибора буквы алфавита, а в уголках — сколько очков стоит фишка. Количество фишек с той или иной буквой и их «стоимость» (в очках) приведены в таблице. Две фишки должны остаться пустыми. Не…
Шахматный кубикИз 7 элементов «кубиков для всех», раскрашенных соответствующим образом, соберите куб так, чтобы на всех его гранях темные и светлые поля чередовались в шахматном порядке. Первый вариант (более простой). Элементы составлены из кубиков двух сортов (темных и светлых), чередующихся в точном соответствии с рисунком 1 (или рисунком 2). Второй вариант. Элементы составлены из одинаковых…
Кубики для всех Однажды немецкий ученый Вернер Гейзенберг читал публичную лекцию по квантовой физике. Среди слушателей был датский математик и писатель Пит Хейн. Ученый рассказывал, как в квантовой механике видоизменяются представления о пространстве, и в ходе пояснений показывал на доске деление пространства на элементарные кубики. У писателя промелькнула мысль об интересной геометрической задаче. Он подумал:…
Сиджа В этой народной суданской игре, так же как и в игре болотуду, огромную роль играет первоначальная расстановка шашек. Игровое поле — квадрат 5×5 клеток. У белых и черных по 12 шашек. Первый этап игры — расстановка. Шашки ставят поочередно на любое поле, кроме центрального (с3). За один ход партнеры ставят по 2 шашки. Когда…
Болотуду — народная африканская игра. На первый взгляд она напоминает широко известную у нас игру в «крестики и колики» и кажется очень простой. Но это только кажется. В этой игре гораздо больше возможностей, и партнерам есть над чем поломать голову. Игровое поле — прямоугольник 5*6 клеток. У каждого из партнеров по 12 шашек. Поле игры…
Японские шашки Эта игра имеет тысячелетнюю давность. Задолго до того как были придуманы тетради в клетку — неотъемлемая принадлежность игры, — японцы играли в нее пешками на специальных досках. Итак, берут лист бумаги в клетку. Играют двое. Каждый из игроков поочередно ставит крестик или кружок на пересечении линий. Выигрывает тот, кто первым выстроит подряд 5…
«Мельница» У этой старинной английской игры и теперь немало поклонников. Почему? Вы это поймете, если хотя бы раз сыграете в нее сами. «Мельница» — одна из лучших настольных игр для 2 партнеров. Так же, как и в шашках, здесь очень несложные правила игры; так же, как и шашки, «мельница» таит в себе неисчерпаемое разнообразие комбинаций….
Вариант игры «ГО» Играют двое. На доске произвольных размеров чередуются цветные точки, скажем синие и красные (см. рисунок). Выбрав себе один цвет, каждый из партнеров старается соединять свои 2 точки вертикальной или горизонтальной чертой, с тем чтобы получить более длинные цепочки. Линии, проводимые обоими, нигде не должны пересекаться. Игроки стараются помешать друг другу. Примерная партия…
Прежде чем отправиться в путешествие, необходимо запастись карандашом, фишками (по числу играющих) и игральным кубиком с нанесенными на его грани точками (от одной до шести). Кубик можно сделать и самим из плексигласа или дерева. Размеры его примерно 1,5×1,5×1,5 см. Вершины и ребра чуть притупите, чтобы кубик достаточно легко мог перекатываться. Можно обойтись и без кубика….
Игра предназначена для тех, кто хорошо разбирается в науке и технике или хочет в них хорошо разобраться. Прежде чем сесть за игру, надо: Сделать из бумаги или достать коробку (хороша круглая коробка яз-под конфет), разграфить донышко на 12 одинаковых секторов и пронумеровать их. Сделать шарик (из хлеба, например, или из кусочка бумаги). Приготовить фишки, которые…