Из рода тритикум
«Какая у дочери странная фантазия — хочет стать покровительницей злаков!» — удивилась мать двенадцатилетней Милитины Аладовой.
Девочка пришла к этой мысли не случайно — любила разливы пшеничных морей под знойным маревом Поволжья, а когда начинался жестокий суховей, способный иссушить стебельки, думала: «Как бы им, бедным, помочь?..» Прошли годы, прежде чем она стала пытаться это делать.
Пока же Миля возилась на школьном участке не с цветами, как ее одноклассницы, а с невзрачными пшеницами, различала их по сортам и не красовалась больше перед своим зеркальным отражением в белой шали и венке: это же детство — изображать древнегреческую богиню Деметру, о которой ей рассказывала мама! Мифическая Деметра была покровительницей земледелия, прорастания семян; древние греки устраивали в ее честь празднества, но Миля хотела стать не сказочной, а взаправдашней «богиней» хлебных злаков — кормильцев народов.
— Миля, иди играть с нами! — звали подруги.
Она отмахивалась:
— Некогда мне!..
Еще бы! Зацвела пшеница, и надо осторожно, как показывала учительница биологии, удалять пыльники в колосьях, с тем чтобы нанести на пестики пыльцу растений другого сорта. Операция ювелирная, кропотливая, а тут еще вовсю печет солнце. «Привыкай», — внушала себе девочка.
«А теперь одену вас!» — И она помещала каждый оперированный колос в колпачок из плотной бумаги. Постепенно делянка обретала «научный вид» — пшеничные стебли покачивали белыми шапочками — они нужны, чтобы ветер не занес на пестики постороннюю пыльцу.
Как из двух сортов, если их породнить, получается третий с признаками родителей? Про детей ведь тоже говорят: глаза — мамы, а уж нос, рот — папины… Вот она и старалась искусственно «поженить» мягкую пшеницу Полтавку с местной твердозерной Белотуркой и наоборот. Именно из таких пшениц саратовский селекционер А. П. Шехурдин вывел известную Саррозу — Саратовскую розовую пшеницу. Миля понимала, что второй Саррозы не получится, — ведь и родные братья редко бывают абсолютно схожими, если только они не близнецы, а законы жизни едины в животном и растительном мире, — однако, почему не надеяться на какую-то свою удачу! У Мили уже тогда проявились задатки ботаника-генетика, изучающего наследственность зеленых организмов; ей уже виделась будущая жизнь — опытные делянки, поля, лаборатории… Про ее любимое растение Некрасов писал:
Ты тем перед народом, Пшеница, провинилася, Что кормишь ты по выбору…
Но теперь-то пшеница не такая: потеснила даже некрасовскую «рожь, что кормит всех» и должна еще лучше служить людям!..
Девочку спрашивали:
А чем плохи существующие сорта хлебных злаков?
Они тоже не вечные, как и люди, мы с вами, им нужна замена, а если мой сорт будет урожайнее, представляете, сколько он даст дополнительного зерна!..
Как тут не сказать, что и сегодня зерновая проблема — одна из главнейших, она включена в Программу КПСС!
Облюбованное занятие представлялось Миле лучшим из всех на свете, не пугало, что тут нужно особое прилежание: сорта создаются не вдруг — ведется отбор лучших растений в первом, втором, пятом, десятом поколениях и так далее. Ну уж старания-то у нее хватит!..
О. Карышев
Девятнадцатый век миновал середину, и наступил для России час позора и перемен. В 1856 году закончилась очередная русско-турецкая война. За прошлый век — вторая по счету, получившая имя «Крымской кампании». У всякого коробейника можно купить лубок «Матрос Кошка» или гравюру «Гибель Нахимова». Духовые оркестры играют марш «Тотлебен», в честь графа Эдуарда Ивановича сочиненный. Россия славит…
Но почему используется именно ультразвук? Дело в том, что его легче собрать в узкий, строго направленный пучок звуковых лучей. Этот пучок легко проходит через непрозрачные преграды — свойство тоже чрезвычайно важное. Когда-то, еще в конце 20-х годов, советский физик Сергей Яковлевич Соколов предсказывал ультразвуку большое будущее. Тогда мало кто в это верил. Но прошло всего…
Как описать запах моря, как объяснить разницу между запахом розы и машинного масла? Рассказать о запахе можно, только сравнив его с каким-нибудь другим, хорошо нам знакомым. Ученые умеют измерять физическими приборами силу света и силу звука. Однако меры, которая измеряла бы запах, пока еще не найдено. И специалисты не могут до конца объяснить, как живые…
Знаменитый французский писатель и философ XVIII века Жан Жак Руссо считал, что только «истинная» необходимость дает возможность человеку по-настоящему изучить жизнь. И советовал ставить обучаемого в «ситуацию Робинзона Крузо» — будто высаживать его на необитаемый остров. «Все, что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь» — это слова великого Жюля Верна….
Когда возможности оптических микроскопов были исчерпаны, ученые и изобретатели обратились к источникам иных, невидимых излучений. Оказалось, что если на вещество направить пучок мельчайших заряженных частиц — электронов, то они, отражаясь от него, принесут нам более детальные сведения, чем свет. Это те самые электроны, направленное движение которых создает электрический ток в проводах. Но движутся они там…
На левом берегу Невы, вблизи Петербурга — но вне столицы! — в 1863 году появился завод. От города отделяла его застава. Завод принадлежал военно-морскому ведомству. Делали там стальные пушки. И завод, и заставу скоро стали называть «Обуховскими». Заставу — по заводу, завод — по начальнику: им был Павел Матвеевич Обухов. Он родился на земле, богатой…
Странный и пока загадочный. Частота ультразвука слишком высока для нашего слуха. Инфразвука же, напротив, — слишком низка, пятнадцать и меньше колебаний в секунду. Инфразвук мы не слышим, но чувствуем. Ведь мы живем в мире инфразвука. Ветер обдувает здания, стволы деревьев, столбы — рождается инфразвук. Мчится автомобиль, а за ним тянется инфразвуковой шлейф. Летит самолет, и…
Какой ароматный хлеб! — говорим мы, откусывая свежеиспеченную хрустящую горбушку ржаного каравая. А как неповторимо пахнет наваристый украинский борщ, крендель с корицей, антоновское яблоко! Прямо слюнки текут… Вкусное чувствует не только язык, но и нос. И невкусное, кстати, тоже. Ученые давно изучают запахи, их классификация имеет длинную и довольно неудачную историю. Правда, в последнее десятилетие…
Как глаз на расползающийся мирСвободно налагает перспективуВоздушных далей. Облачных кулис,И к горизонту сводит параллели.Внося в картину логику и строй,— Так разум среди хаоса явленийРаспределяет их по ступенямПричинной связи, времени,пространстваИ укрепляет сводами числа. М. Волошин Потребность и необходимость обмена сведениями возникает не только у людей. Вы, наверное, замечали, как подзывают друг друга птицы, если находят пищу,…
Изучение строения вещества не требовало его разрушения. Световые, рентгеновские, электронные и прочие лучи всего лишь «ласково» касались изучаемого материала, поскольку от них требовалось только снять с него «слепок» информации. Человек же мечтал о возможности передавать световую энергию в виде луча, который производил бы, скажем, плавление металла или взрыв на заметном удалении от испускающего его источника…