Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Международно-правовой режим создания и использования космических телекоммутационных систем, включая вопросы непосредственного телевизионного вещания

Международно-правовой режим создания и использования космических телекоммутационных систем, включая вопросы непосредственного телевизионного вещания

Наземная станция спутниковой связи "Интерспутник"Основы международно-правового режима в вопросах создания и использования систем космической связи определяются сегодня деятельностью Международного союза электросвязи (МСЭ), его многочисленных органов и организаций, осуществляемой в интересах эффективного сотрудничества государств в деле улучшения и рационального использования всех видов электросвязи. МСЭ осуществляет распределение радиочастотного спектра и регистрацию присвоения радиочастот во избежание появления помех между радиолиниями различных государств, тем самым содействуя улучшению использования радиочастотного спектра, «гармонизации» электросвязного оборудования космических коммуникационных систем на основе международного сотрудничества, а также оказывает необходимую техническую помощь развивающимся странам. МСЭ и его организации проводят самостоятельные исследования в области электро- и радиосвязи,принима-ют различные нормы, резолюции и рекомендации, получающие нормативно-правовой статус в данной области.

МСЭ осуществляет свою координирующую и правотворческую деятельность с использованием таких своих органов, как Полномочная и Административная конференции, Административный совет, Международная комиссия регистрации частот (МКРЧ), Международный консультативный комитет по радио (МККР), Международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии (МККТТ), Секретариат. Основной функцией МСЭ применительно к космическим коммуникационным системам является управление орбитальными спектральными ресурсами. Ключевая задача МСЭ при этом сводится к распределению радиочастот для различных служб в ходе проведения административных конференций. По их завершении государства получают так называемые «частотные присвоения», которые через национальные Администрации электросвязи доводятся до отдельных потребителей (приемно-передающих станций спутниковой связи). Национальные Администрации выдают им на определенных условиях специальное разрешение на использование той или иной частоты. При этом государства должны стремиться до минимума ограничить число используемых частот и ширину спектра, требуемую для удовлетворительной работы тех или иных служб.

Механизм осуществления частотных присвоений и координации в целом определен «Регламентом радиосвязи», однако в реальной жизни он бывает весьма сложным, особенно применительно к ГСО, как уникальному ресурсу человечества, за который идет жесткая борьба. В этой связи следует особо отметить, что некоторые страны в разное время предъявили претензии на распространение их суверенитета на находящуюся над их территориями часть космического пространства, в которой проходят орбиты геостационарных спутников. Было, в частности, заявлено, что геостационарная орбита является физическим фактором, связанным с существованием нашей планеты и полностью зависящим от гравитационного поля Земли, а потому соответствующие части космоса (сегменты геостационарной орбиты) как бы являются продолжением территорий, над которыми они находятся.

При этом выдвигались требования относительно введения дополнительно к существующему еще и специального правового режима, регламентирующего использование геостационарной орбиты и предусматривающего частности:

  • придание сегментам геостационарной орбиты, расположенным над территориями экваториальных государств, статуса национального природного ресурса, в отношении которого действует принцип суверенитета этих государств (Декларация об установлении суверенитета на участке ГСО, подписанная в Боготе группой развивающихся стран в 1976 г.);
  • предоставление приоритета развивающимся странам и странам, не имеющим доступа к геостационарной орбите, при решении вопросов о распределении вакантных позиций на ГСО; устранение существующего неравенства между космическими державами, обладающими передовой технологией, и развивающимися странами, не располагающими инфраструктурой, ресурсами и техническим потенциалом для извлечения выгод из исследования и пользования ГСО (документ ООН А/АС.105/484,17.04.1991).

В Комитете ООН по космосу такие заявления подверглись обоснованной критике. Во-первых, нельзя претендовать на присвоение какой-либо территории или пространства, находящегося на таком значительном удалении от территории соответствующего государства. Во-вторых, космическое пространство не подлежит национальному присвоению. В-третьих, технически неправомочно говорить о какой-либо физической взаимосвязи между государственной территорией и столь отдаленным районом космоса. Наконец, в каждом отдельном случае феномен геостационарного спутника связан с конкретным космическим объектом. Если его нет, то нет и геостационарной орбиты.

Позиция советской, а затем и российской стороны по поводу «правовой экспансии» в отношении ГСО зиждется на следующих ключевых положениях:

  1. Факт ограниченности такого природного ресурса, как ГСО, в настоящее время уже является общепризнанным и официально зафиксированным, в частности, в той же Боготской декларации 1976 г., Международ ной конвенции электросвязи 1982 г.документах ООН А/АС.105/484,А/АС.105/457 и др.,а потому не нуждается в дополнительной международно-правовой актуализации. Там же признано,что пространственно-частотный ресурс ГСО подлежит рациональному и справедливому использованию на благо всех, в том числе и экваториальных стран.
  2. Проблема международного признания частного суверенитета над соответствующими участками ГСО тесно увязана с проблемой делимитации космического пространства. Если решение последней будет развиваться в русле предложений ряда космических держав (в том числе и России),предусматривающих установление границы между воздушным и космическим пространствами на высоте 90…110 км над уровнем моря (что являлось бы наиболее естественным решением), то притязания экваториальных государств в отношении соответствующих участков ГСО будут явно противоречить принципу экстратерриториальности космического пространства и небесных тел,изложенному в Договоре по космосу 1967 г. Суждения о том, что ГСО якобы не является частью космического пространства и объекты, расположенные на ней, не являются ИСЗ, высказываемые, в частности, колумбийскими представителями (документ ООН A/AC.105/C.2/SR.356), не выдерживают критики. Вместе с тем на 25-й сессии Комитета ООН по космосу, состоявшейся 15 июня 1992 г., было отмечено определенное смягчение позиций экваториальных стран по вопросу о статусе ГСО. Требования экваториальных и других развивающихся стран,касающиеся реализации прав на использование пространственного ресурса ГСО, в общем и целом согласуются со статьей 1 Договора по космосу 1967 г. («…исследование и использование космического пространства осуществляется в интересах всех стран, независи-мо от степени их экономического или научного развития»). Однако наделение указанных стран особыми правами, такими, например, как решение спорных ситуаций о предоставлении вакантных позиций на ГСО в их пользу и т.п. (без дополнительной оговорки относительно порядка и сроков освоения вакантных позиций),противоречило бы принципу эффективности,признанному в Международной конвенции электросвязи (декларирующей статус ГСО как ограниченного природного ресурса, «который надлежит использовать эффективно и экономно…») и других документах. Приорите-ты же развивающихся стран в отношении использования частотного ресурса ГСО уже имеют место.
  3. Предложения развивающихся экваториальных стран, связанные с особым режимом планирования и использования ими радиочастотного ресурса для спутниковых сетей, не являются новыми, а особый режим использования этими странами радиочастотного ресурса ГСО действует уже в настоящее время. Так, в частности результате целого ряда консультаций,исследований,встреч и международных радиоконференций начиная с 1977 г. в рамках работы Международного союза электросвязи было проведено априорное планирование использования ГСО фиксированной и радиовещательной спутниковыми службами с учетом интересов развивающихся стран, результаты которого изложены в таких документах Регламента радиосвязи, как «План фидерных линий для радиовещательной спутниковой службы (РВСС) в фиксированной спутниковой службе (ФСС)»,»План для РВСС» и др. В соответствии с этими документами для конкретных орбитальных позиций (предопределенных дуг) ГСО и конкретных полос частот установлены приоритеты (в том числе для развивающихся стран) в использовании ресурса ГСО по национальному признаку.
  4. Что касается экологических последствий предоставления особых прав развивающимся и экваториальным странам на использование ресурсов ГСО, в частности резервирование для них орбитальных позиций,которые ввиду дефицита технологических и экономических возможностей для самостоятельного их освоения этими странами в течение длительного времени сохранялись бы вакантными, то это может вызвать угрозу перенасыщения других участков геостационарной орбиты.

Специальное правовое регулирование действует в отношении организационного (институционного) аспекта создания и Первый заместитель генерального директора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева А.А. Медведев и директор РКЗ А.А. Калинин перед отправкой ракеты-носителя "Ангара" в Ле Буржефункционирования международных систем спутниковой связи. Международные системы,создаваемые в рамках организаций спутниковой связи, под разделяются на универсальные и региональные. Эти организации сами не являются членами МСЭ,но могут быть представлены наблюдателями на его конференциях. В то же время интересы этих организаций в Союзе выражают входящие в них государства. Универсальными организациями являются, например, ИНТЕЛСAT, ИНМАРСАТ, ПАНАМСАТ; региональными — АЗИЯСАТ, АРАБCAT, ОПТУС. Кроме того, существуют и национальные спутниковые системы, которые активно предоставляют международные услуги (например, индонезийская система ПАЛАПА обслуживает Малайзию, Сингапур, Таи ланд и Филиппины).

Одним из важнейших направлений использования космической электросвязи явилось создание систем телевизионного вещания через искусственные спутники Земли. Однако непосредственное телевизионное вещание (НТВ) может повлечь за собой серьезные отрицательные последствия политического, социального, экономического и иного характера на территории приема таких передач. Таким образом, возникает вопрос о праве государств осуществлять эту деятельность.

Из документов, принятых в разное время в рамках ООН по этому вопросу, следует прежде всего упомянуть резолюцию № 37/92 Генеральной Ассамблеи «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания» от 10 декабря 1982 г. (НТВ справедливо считается одним из видов космической связи, что в свое время было признано и Советским Союзом.)

В Принципах, в частности, отмечается, что деятельность государств в области международного НТВ с использованием спутников должна осуществляться таким образом, чтобы быть совместимой с суверенными правами государств, включая принцип невмешательства во внутренние дела, а также с правом каждого индивидуума получать и распространять любую информацию и идеи. При этом такая деятельность должна способствовать укреплению дружественных отношений и сотрудничества между государствами в интересах поддержания международного мира и безопасности. Следует особо отметить, что НТВ является уникальным средством ведения информационной борьбы, которую в США рассматривают в качестве одного из основных компонентов во взглядах на «новую революцию в военном деле» будущего века. Показательно, что за резолюцию № 37/92 проголосовали делегации 107 стран, против — 13 делегаций, в том числе такие ведущие державы мира, как США, Англия, ФРГ, Япония.

Носители тяжелого класса

Носителями тяжелого класса из числа зарубежных стран располагают США, страны Европейского космического агентства (ЕКА) и Япония. Первые тяжелые носители были созданы американцами в 1964-1967 гг. для обеспечения лунной программы Apollo. Самый мощный из них Saturn-5 позволял выводить на околоземную орбиту высотой 500 км полезный груз массой около 120 т. С завершением программ Apollo и Skylab…

Средства управления КА Китая

Китай эксплуатирует КА военного и двойного применения для связи, метеообеспечения, ДЗЗ, а также запускает экспериментальные КА, в том числе военные. Для управления этими КА предназначен многопунктный, организационно единый НКУ, эксплуатируемый Китайским объединением по запускам, слежению, телеметрии и управлению КА. Это объединение подчинено Комитету по оборонной науке, технике и оборонной промышленности (КОНТОП) Госсовета. В состав НКУ…

Оптимизация стратегий развертывания и восполнения многоспутниковых космических систем по критериям надежности и стоимости

В конце 1970-х гг. в нашей стране и в США было начато решение задачи по разработке и развертыванию глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и Navstar. B составе которых должны были функционировать 24 полноразмерных КА (21 основной + 3 резервных). Существенное увеличение числа КА в системе значительно усложнило решение задачи развертывания в установленные сроки. В 1990-е гг….

Разгонные блоки ракет-носителей

Важнейшей составной частью системы средств выведения являются разгонные блоки (РБ), называемые также межорбитальными буксирами. Разгонные блоки обеспечивают перемещение выводимых полезных грузов с орбиты на орбиту или направление их на отлетные и межпланетные траектории. Для этого РБ должны иметь возможность выполнять один или несколько маневров, связанных с изменением скорости полета, для чего в каждом случае предполагается…

Современное состояние наземной инфраструктуры космодромов России

Космодром Байконур основан в 1955 г. как испытательный полигон ракетно-космической техники. На космодроме Байконур производятся подготовка и пуски ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого классов. Международное сотрудничество России в области космоса в значительной степени ориентировано на использование возможностей космодрома Байконур. На долю космодрома Байконур приходится свыше 50 % запусков КА, в том числе все запуски на…

Система эксплуатации. Состояние и перспективы развития

При создании космических средств (на этапах задания требований, изготовления космических средств, строительства объектов космической инфраструктуры,летных испытаний) должна создаваться и соответствующая им система эксплуатации. На заре создания и эксплуатации космической техники система эксплуатации не разрабатывалась каждый главный конструктор под создаваемую технику закладывал свою нормативную базу эксплуатации. Это предопределяло неупорядоченное функционирование системы эксплуатации космических средств (СЭ КСр)…

Тяжелые носители Европейского космического агентства

При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 — новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается…

Средства управления КА Японии

Национальное управление Японии по космосу NASDA (НАСДА) разрабатывает и эксплуатирует КА связи, ДЗЗ, метеообеспечения и другие, имеющие двойное назначение. Научные КА ведет Институт авиационно-космических исследований ISAS (ИСАС). Обе организации имеют собственные ЦУ КА и КИПы. Однако на некоторых КИПах, расположенных вне территории Японии, по-видимому, установлены средства обеих организаций, которые при необходимости используются совместно. Здесь НКУ…

Развитие и совершенствование методологии задания требований, оценки, контроля и обеспечения качества и надежности космических систем и их составных частей

Существенное возрастание сложности РКТ, разработка КА длительного функционирования и высокие требования к безотказности внесли принципиальные изменения в методологию обеспечения и контроля их надежности. Основное внимание при обеспечении и контроле надежности РКТ было направлено на анализ причин потенциальных и имевших место при испытаниях отказов, разработку эффективных мероприятий по их предупреждению. Основные принципы современной методологии обеспечения и…

Ракеты-носители, создаваемые на базе снимаемых с вооружения МБР

Ракета-носитель «Старт-1» создана Научно-техническим центром (НТЦ) «Комплекс» Московского института теплотехники (МИТ), который хорошо известен как создатель межконтинентальных баллистических ракет, в том числе МБР «Тополь» (SS-25), ставшей прообразом нового носителя. РН «Старт-1» предназначена для вывода малых космических аппаратов на низкие околоземные орбиты. Уже было проведено два успешных пуска этой ракеты-носителя с космодрома Свободный с экспериментальным КА…

Все права защищены ©2006-2023. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!