Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Существующая структура наземных комплексов и средств управления КА

Существующая структура наземных комплексов и средств управления КА

Пристартовый измерительный пункт космодрома БайконурДля управления космическими аппаратами различного назначения в Российской Федерации в основном используется наземный автоматизированный комплекс управления Минобороны. Кроме того, для управления некоторыми КА научного и социально-экономического назначения, обеспечения полетов КА пилотируемых программ и управления коммерческими КА используются комплексы и средства Росавиакосмоса, а также комплексы и средства ряда других государственных ведомств и коммерческих организаций.

НАКУ МО осуществляет управление всеми КА военного, двойного назначения и большинством КА научного и социально-экономического назначения. Кроме того, технические средства НАКУ МО используются при управлении объектами пилотируемых программ и КА дальнего космоса, НКУ которых имеют не подчиненные Минобороны центры управления полетом. В целом НАКУ МО обеспечивает управление 85-87% КА российской орбитальной группировки (ОГ).

НАКУ МО является хорошо организованной структурой с централизованным управлением, осуществляемым из Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами. В составе НАКУ МО функционируют центры управления КА и обработки информации, расположенные в ГИЦИУ КС, на объектах «Шаболовка» и «Рокот» (г. Москва), а также 11 командно-измерительных и один измерительный пункт, размещенные вблизи городов Щелково, Красное село, Малоярославец, Улан-Удэ, Енисейск, Колпашево, Воркута, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Елизово, Барнаул. На рис. показан пристартовый измерительный пункт космодрома Байконур.

Среднесуточная производительность НАКУ МО составляет около 800 сеансов управления, суммарная пропускная способность — до 200 одновременно находящихся на орбитах КА. Наземные комплексы и средства управления КА, не входящие в структуру НАКУ МО, созданы и продолжают создаваться в рамках структур, находящихся в ведении Росавиакосмоса и других государственных и коммерческих организаций. В настоящее время в данной группе действуют следующие объекты.

ЦУП-М ЦНИИМаш (г. Королев Московской области), выполняющий функции ЦУПа объектов пилотируемых программ, включая КА российского сегмента Международной космической станции, а также ЦУПа автоматических КА «Океан-О» и «Метеор-3М». Кроме того, ЦУП-М ЦНИИМаш обеспечивает обработку и анализ данных измерений российской сети оптиколазерных станций слежения за космическими объектами. Оперативный зал центра управления полетами ЦНИИМаш, обеспечивающего управление служебным модулем Международной космической станции, показан на рис.

В НПО им. С.А. Лавочкина (г. Химки Московской области) сформирован ЦУП КА дальнего космоса и высокоапогейных научных КА типа «Интербол» и «Спектр». На объектах «Медвежьи озера» (Московская область) и «Калязин» (Тверская область) размещены радиотехнические комплексы, участвующие в обеспечении управления КА дальнего космоса, средневысотными и низкоорбитальными научными КА, в том числе зарубежными.

В НИИТП (г. Москва) функционирует центр управления КА низкоорбитальной космической системы связи «Гонец». Рядом акционерных обществ созданы по заказам государственных или коммерческих структур малопунктные (однопунктные) НКУ КА связи и телевещания. АО «Персей» с участием Росавиакосмоса и Минсвязи (государственное предприятие «Космическая связь») создало и эксплуатирует в течение ряда лет первую очередь НКУ КА связи и телевещания типа «Экспресс», «Галс» в составе ЦУПа и КИПа на территории НПО ПМ в г. Железногорске Красноярского края и КИПа на территории Центра космической связи в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области.

ОАО «Газком» создало НКУ КА связи типа «Ямал» в составе ЦУПа и КИПа на территории РКК «Энергия» в г. Королеве Московской области. АО «НТВ» закупило у фирмы Hughes (США) и ввело в эксплуатацию в 1998 г. КА НТВ типа «Бонум-1» и оборудование для ЦУПа и КИПа, размещенных в п. Сколково Московской области.

Тенденция к созданию самостоятельных НКУ просматривается в отношении не только связных, но и некоторых других типов КА.

Организация самостоятельных НКУ КА НСЭН различными ведомствами и организациями вне рамок действующего НАКУ МО обусловлена:

  1. стремлением ведомств-заказчиков (включая Росавиакосмос) к независимости и обеспечению стабильности управления своими КА и КС, так как для Минобороны управление КА НСЭН не является приоритетной задачей и в определенных ситуациях Минобороны может пренебречь интересами гражданских ведомств во имя решения своих основных задач;
  2. высокой стоимостью услуг Минобороны по управлению КА НСЭН, в некоторых случаях значительно превосходящей стоимость аналогичных услуг гражданских организаций;
  3. существенным различием требований, предъявляемых к созданию и эксплуатации средств управления КА военного назначения и КА НСЭН: для НКУ военных КА основное требование — обеспечение функционирования в особых условиях, устойчивость и живучесть, закрытость; для НКУ гражданских КА — соответствие международным стандартам и рекомендациям, совместимость с зарубежными комплексами, конкурентоспособность на международном рынке космических услуг, открытость.

В целом в настоящее время комплексы и средства управления КА гражданских государственных ведомств и коммерческих Центр управления полетом Международной космической станции. Главный зал и сектор командно-программной информацииорганизаций как единый комплекс не оформлены, создаются и развиваются независимо друг от друга при отсутствии общего плана и координации. Важными задачами, стоящими перед головными государственными ведомствами космической отрасли (Росавиакосмосом и Минобороны), являются проведение единой технической политики и координация работ в области создания и эксплуатации средств управления КА, объединение и упорядочение создания новых НКУ КА как государственной, так и коммерческой принадлежности, оптимизация развития технических средств НКУ с целью соблюдения государственных интересов в космосе.

Для решения возникших проблем, обеспечения надежного вы-полнения задач управления КА военного, двойного (военного и гражданского), научного, социально-экономического назначения и международного сотрудничества и дальнейшей экономии государственных бюджетных средств руководством Минобороны и Росавиакосмоса в 1999 г. принято решение о создании единого Государственного НАКУ КА и измерений. Единый Государственный НАКУ должен обеспечить надежное и эффективное управление 130-140 находящимися одновременно на орбитах КА различного назначения, в том числе 25-30 КА военного, 70-80 КА двойного (военного и гражданского) и до 30 КА научного, социально-экономического назначения и международного сотрудничества. При этом средства ГосНАКУ должны обеспечивать управление и информационный обмен с 6-12 модулями МКС и КА пилотируемой программы, 40-60 низкоорбитальными КА и6 5-70 К А на высокоэллиптических, высоких круговых и геостационарных орбитах.

В принятой концепции создания единого ГосНАКУ предлагается закрепить в нормативноправовой базе требование о преимущественном управлении средствами ГосНАКУ коммерческими КА. В случае отсутствия таких возможностей должны быть созданы экономические условия, обеспечивающие заинтересованность коммерческих организаций в использовании и развитии Государственного НАКУ. Росавиакосмосом с участием Минобороны России должен быть обеспечен контроль за созданием коммерческих НКУ, в том числе путем лицензирования космической деятельности коммерческих организаций и сертификации их средств управления КА.

В состав единого ГосНАКУ предлагается включить:

  • все структурные элементы НАКУ МО, измерительных комплексов космодромов и полигонов РВСН; ЦУП-М ЦНИИМаш, ЦУП НПО им С.А. Лавочкина, ЦУП КА космической системы «Банкир» со средствами управления, размещенными на объекте «Нудоль», ЦУП НПО ПМ со средствами управления КА, размещенными на объектах «Гусь-Хрустальный» и «Красноярск-26»;
  • объекты ОКБ МЭИ «Медвежьи озера» и «Калязин» с размещенными на них радиотехническими комплексами;
  • государственную сеть оптико-электронных и лазерных станций.

Антенна КИС "Каштан" на объекте "Нудоль"Взаимодействие комплексов и средств единого ГосНАКУ обеспечивается системой связи и передачи данных, которая также обеспечивает их взаимодействие и информационный обмен с внешними организациями и комплексами. Для решения вопросов перспективного планирования развития и применения ГосНАКУ и его составных частей создан межведомственный координационный совет из представителей Минобороны России, Росавиакосмоса и других заинтересованных государственных и негосударственных структур. Совет должен готовить предложения в Федеральную космическую программу России и Государственную программу вооружений в части средств и комплексов управления КА и измерений.

Распределение обязанностей и ответственности между Росавиакосмосом и Минобороны по управлению КА различного назначения в рамках ГосНАКУ регламентируется законом Российской Федерации «О космической деятельности».

Заказчиками средств и систем ГосНАКУ являются:

  • для средств военного назначения — Минобороны России;
  • для средств двойного назначения — Минобороны России и Росавиакосмос на долевой основе;
  • для средств НСЭН и международного сотрудничества — Росавиакосмос.

Объемы долевого финансирования поддержания готовности, эксплуатации, модернизации и развития ГосНАКУ распределяются между Росавиакосмосом и Минобороны пропорционально загрузке технических средств ГосНАКУ в интересах указанных ведомств. В долевом финансировании могут также участвовать другие заинтересованные государственные и коммерческие организации и муниципальные образования.

Средства выведения — локомотивы космонавтики

Космические средства выведения представляют собой сложные технические транспортные системы, предназначенные для доставки полезных нагрузок в космическое пространство на заданные орбиты. Все существующие космические средства выведения, а также средства, эксплуатация которых будет осуществляться в обозримой перспективе (25…30 лет), имеют в своей основе принцип реактивного движения. Первые сообщения о применении устройств, использующих этот принцип, появились в китайских…

Средства управления КА Великобритании

Великобритания эксплуатирует военные КА связи Skynet, участвует в управлении КА связи НАТО. Великобритания считается крупнейшим в Европе (и вторым в мире) потребителем космической информации с разных КА многих стран и организаций. Результаты обработки данных (включая снимки с метео-КА и КА ДЗЗ), накопленные за ряд лет, могут использоваться в военных целях, например во время кризисных ситуаций….

Обеспечение качества и надежности российского сегмента в международных космических программах

Международное сотрудничество в области коммерческих космических программ в 1980-1990 гг. существенно расширилось. Вслед за организацией первых консорциумов Intelsat, Inmarsat последовало создание значительного числа всемирных и региональных систем и программ — Comsat, Landsat, Meteosat, Eutelsat, Panamsat, Asiasat, Iridium, GlobalStar и т.п. В 1998 г. начато создание Международной космической станции. Основные особенности этапа: значительное увеличение объема работ,…

Развитие и особенности системы средств выведения

Развитие средств выведения полезных грузов в космическое пространство (ракет-носителей) в нашей стране шло по нескольким направлениям. Первое направление, возникшее в 1957 г., связано с созданием ряда РН на базе межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7. Эта МБР была разработана в знаменитом ОКБ-1 (с 1966 г. — Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), с 1974 г. —…

История создания космодромов

Космодром — это оборудованная в инженерном отношении территория, на которой размещены функционально увязанные между собой сооружения и технические средства, обеспечивающие прием с заводов-изготовителей и хранение элементов ракетно-космической техники, подготовку средств выведения и космических аппаратов и их пуск. При использовании многоразовых средств выведения на космодроме могут быть созданы ремонтно-профилактические позиции для обеспечения послеполетного обслуживания этих средств….

Система эксплуатации. Состояние и перспективы развития

При создании космических средств (на этапах задания требований, изготовления космических средств, строительства объектов космической инфраструктуры,летных испытаний) должна создаваться и соответствующая им система эксплуатации. На заре создания и эксплуатации космической техники система эксплуатации не разрабатывалась каждый главный конструктор под создаваемую технику закладывал свою нормативную базу эксплуатации. Это предопределяло неупорядоченное функционирование системы эксплуатации космических средств (СЭ КСр)…

Носители тяжелого класса

Носителями тяжелого класса из числа зарубежных стран располагают США, страны Европейского космического агентства (ЕКА) и Япония. Первые тяжелые носители были созданы американцами в 1964-1967 гг. для обеспечения лунной программы Apollo. Самый мощный из них Saturn-5 позволял выводить на околоземную орбиту высотой 500 км полезный груз массой около 120 т. С завершением программ Apollo и Skylab…

Средства управления КА Китая

Китай эксплуатирует КА военного и двойного применения для связи, метеообеспечения, ДЗЗ, а также запускает экспериментальные КА, в том числе военные. Для управления этими КА предназначен многопунктный, организационно единый НКУ, эксплуатируемый Китайским объединением по запускам, слежению, телеметрии и управлению КА. Это объединение подчинено Комитету по оборонной науке, технике и оборонной промышленности (КОНТОП) Госсовета. В состав НКУ…

Оптимизация стратегий развертывания и восполнения многоспутниковых космических систем по критериям надежности и стоимости

В конце 1970-х гг. в нашей стране и в США было начато решение задачи по разработке и развертыванию глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и Navstar. B составе которых должны были функционировать 24 полноразмерных КА (21 основной + 3 резервных). Существенное увеличение числа КА в системе значительно усложнило решение задачи развертывания в установленные сроки. В 1990-е гг….

Разгонные блоки ракет-носителей

Важнейшей составной частью системы средств выведения являются разгонные блоки (РБ), называемые также межорбитальными буксирами. Разгонные блоки обеспечивают перемещение выводимых полезных грузов с орбиты на орбиту или направление их на отлетные и межпланетные траектории. Для этого РБ должны иметь возможность выполнять один или несколько маневров, связанных с изменением скорости полета, для чего в каждом случае предполагается…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!