Иван Иванович и Иван Никифорович в поисках коллективного разума (V)
Не только история, но и жизнь каждого человека движется противоречием между индивидуализмом и солидарностью. Общественная ситуация может способствовать победе того или другого, но последний выбор остается все же за личностью. Вот уж никто не скажет, что бригадный подряд не затрагивает в самом прямом смысле многих и многих (а это ведь тоже одно из проявлений всеобщей тенденции к сотрудничеству). Но сам по себе этот метод не принесет успеха при бессознательном участии тех, кто по нему работает. Можно записать в Красную книгу ландыши, но это не спасет их от истребления, если каждый не поборет в себе искушение сорвать цветок. А в сущности, ведь это так, казалось бы, простительно и понятно: сколько радости, какой запах, как сразу ожила веранда — не спасем!
Скоро уже две тысячи лет заповеди, которая говорит о любви к ближнему, но сегодня она тоже звучит не просто нравственным призывом, а призывом к выживанию. Если под знаком интернационализма хоть одного воина малой национальности кто-то будет держать за «чурку», если начальник будет уничтожать подчиненного за критику и неуживчивый характер, мелкие чиновники устраивать вам «пятый угол» по поводу ничтожной справки, продавец в магазине подсовывать гнилые фрукты и посылать на рынок, водитель автобуса захлопывать двери перед вашим носом, а сосед врубать по ночам громкую музыку — политики никогда не договорятся между собой о разоружении, а количество инфарктов будет с каждым годом расти. Знаменитые стрессы, отправляющие в могилу тысячи жизней, как прекрасно показал академик Н. М. Амосов на встрече в Останкино, это следствие не столько ускоряющегося ритма жизни и перегрузок, сколько нашего дикого отношения друг к другу.
Сегодня потенциальных производителей и жертв инфаркта готовит уже школа. Ложь и равнодушие, принуждение и лень идут рядом. Формальность требований рождает агрессию. Недаром «Учительская газета» вот уже больше года с упорством, заслуживающим всякое уважение, пропагандирует со всех страниц педагогику сотрудничества (опять это слово—никуда от него не деться). Впервые провозгласили ее, собравшись в Переделкине, учителя-новаторы: «То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для нас стало простой житейской необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы учения — те стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету — и если мы, реалисты, не хотим прятаться от действительности, — то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. …Нужна новая педагогика, которая отличалась бы от прежней тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Ее можно назвать педагогикой сотрудничества».
Ученики, это призыв и к вам тоже, ведь труд-то совместный.
Нетерпимость, вот что подводит нас чаще всего. И ведь по принципиальным вопросам можем поспорить без всякого ущерба друг для друга, продолжая и дальше оставаться в прекрасных отношениях. С другой стороны, люди, не сказавшие между собой ни слова, разве что два-три бранных, легко переходят к взаимной ненависти. Что далеко ходить за примерами: «рокеры» ненавидят «металлистов», тех в свою очередь побивают «люберы». За что? «А нечего!..» Вот и весь довод… далее
Н. Крыщук
Большинство из нас живет в мире чрезвычайно приблизительных знаний. Это касается всего: политики, музыки, литературы, науки, природы. До сих пор встречаются люди, спрашивающие в библиотеке произведения Мартина Идена, не подозревая, что это герой романа Джека Лондона, буржуазность считающие синонимом мещанства и не умеющие отличить болотную незабудку от луговой герани. Впрочем, «встречаются» — уступка общественному самолюбию….
Все мы жадно читаем газеты и журналы — ах, давно уже, а может быть, и никогда так не читали. Вот, казалось бы, верный признак того, что болезнь недоверия и двоемыслия уничтожена навсегда. Если бы! Интерес вызывают в основном материалы критические: полемики с министерствами и приговоры прокурорам. Они действительно необыкновенно важны и отрадны, сам принадлежу к…
На той же встрече английский писатель, актер и режиссер Питер Устинов выразил это настроение так: «Есть принципы личной гигиены, они хорошо известны. Если поранишь палец и не вылечишь рану, то заболит кисть руки. Если не начать лечить, зараза пойдет по всей руке, до плеча, а если и это проигнорировать, то можно и умереть. Теперь, очевидно,…
Долгие годы человечество боролось с природой, покоряло ее, нещадно эксплуатировало, не заботясь о последствиях. Природа молчаливо сопротивлялась и мстила исподволь, мы этого до времени не замечали. Сегодня уже очевидно, что продолжение подобной эскалации воздействия человечества на природу гибельно для общества. Применительно к природе мы можем говорить уже не о национальном или государственном, а об общечеловеческом…
Видимо, здесь тоже надо искать способы дружить и сотрудничать. Как? Была бы психологическая готовность. В одном из ленинградских дворов, вернее, на одной старинной лестнице, широким винтом соединяющей этажи, куда любят забегать для обогрева и разговора молодые люди, однажды на стене появилась надпись мелом: «Приходи тогда-то во столько-то. Друг, нам есть о чем поговорить». И собираются,…
Вот и вся суть конфликта. Это потом он уже начнет обрастать выдуманными резонами, потом соседи начнут нести друг на друга напраслину, что один, мол, хотел убить другого из ружья, а другой поджечь, за что надобно его «в кандалы забить и, заковавши, в городскую тюрьму препроводить». И пошло-поехало. Вряд ли уж наши герои, увлекшись тяжбой, доживали…