Можно ли мчаться по рельсам быстрее?
А как быстро станут передвигаться железнодорожные составы? Смогут ли они составить конкуренцию автомобилям и самолетам? Для тех, кому довелось путешествовать по скоростным рельсовым магистралям Германии, Франций или Японии, такого вопроса нет. Скорость поездов за двести, а кое-где и триста километров в час стала уже привычной. При этом плавность их хода такова, что в вагонах ничего не стучит и не дребезжит. Помимо комфорта, преимущество езды на подобных поездах связано порой и с заметной экономией времени: до аэропортов надо еще добраться, проходить досмотр или, случается, ждать летной погоды. Автомобилям же грозят пробки на дорогах, да и условия поездки в автобусах, например, все-таки хуже.
Но можно ли рассчитывать на дальнейший рост скоростей этих суперэкспрессов при сохранении удобств для пассажиров? Казалось бы, вряд ли, ведь известны несколько препятствий для этого. На скорости 300 километров в час начинает уменьшаться сила сцепления колеса с рельсом — так называемый «тяговый барьер». Прибавив еще полсотни километров в час, мы обнаружим, что возникает сильная вибрация. В области скоростей за 400 километров в час токосъемник перестает обеспечивать хороший контакт с подводящим энергию проводом. Что ж, не удастся нам прокатиться по железной дороге так быстро, как доступно самолетам?
Нет, считают инженеры и изобретатели: железная дорога не сдает позиции, не уходит в прошлое, она нам еще послужит. Во многих странах идут испытания сверхскоростных поездов, в которых пытаются использовать и новые материалы, и новые формы составов, и новую автоматику. Все это вместе позволяет надеяться на то, что скорость свыше 400 километров в час станет реальной для пассажирских поездов. Мы специально не упоминаем больших скоростей, поскольку отнюдь не все захотят передвигаться с такой скоростью. Главным для этого вида транспорта все же остается сочетание трех компонентов — скорости, безопасности и комфорта.
Если же перечисленные препятствия не позволят железнодорожным поездам обеспечить все необходимые современному человеку выгоды, придется им отказаться от… колеса. Да-да, этот верный и надежный в течение тысяч лет спутник человека, увы, может стать препоной на пути транспортного прогресса.
Призыв протяжный и двухнотный Автомобильного гудка… И снова манит безотчетно К далеким странствиям — тоска. В. Брюсов Наш следующий транспортный герой — автомобиль. Он появился позже паровоза примерно на столетие. Почему так произошло? Вроде бы необходимость в нем была не меньше, чем в паровозе. Ведь рельсы не подведешь к каждому дому, а машинисту не скажешь,…
Замечали ли вы, что происходит с вашим телом во время ходьбы? Конечно, речь идет лишь о механике нашего движения. Так вот, перемещаясь по горизонтали, мы, кроме того, движемся еще и вверх-вниз. Иными словами, наш центр тяжести то опускается, то поднимается — мы отталкиваемся от земли, приподнимая «заднюю» ногу и приседаем, пружиня, на «переднюю». Почему бы…
Почему же все-таки автомобиль задержался со своим появлением? Идея-то была проста — поставить тот же паровой двигатель на колеса, только двигаться не по рельсам, а по обычным дорогам. Но на неприспособленных для таких экипажей дорогах возникала сильная тряска; сами машины были громоздкими и тяжелыми; паровой двигатель представлял немалую опасность. Известно, что на скорости 4 километра…
Когда стремление человека подняться на как можно большие высоты было в какой-то степени удовлетворено, его мысли обратились к глубинам океана. Возможно, это определялось практической пользой, но первопроходцами все же в большей степени руководят любознательность и огромное желание преодолеть неизведанные трудности. Такими препятствиями, к слову, могут быть и невежество, и консерватизм окружающих. Изобретателю батискафа специалисты говорили,…
Произошло это в середине восьмидесятых годов XIX века. Желание снабдить автомобиль необходимым ему мотором привело инженеров и конструкторов к следующей идее. Зачем сжигать топливо снаружи, подогревая котел с водой, в котором образуется пар, толкающий поршни машин? Не проще ли подавать смесь бензина с воздухом внутрь цилиндра двигателя, заставляя ее там сгорать, нагреваясь и расширяясь? Иными…
В тех научно-фантастических романах, где пытались представить облик будущего, часто описывался такой вид транспорта, как движущиеся тротуары. Устройство их легко себе вообразить, если вы хоть когда-нибудь видели конвейер. Движущаяся дорожка вдруг скрывается под землей, незримо для нас проходит обратный путь и вновь «вылезает» наружу, принимая следующих пассажиров. Да ведь так устроен эскалатор в метро, скажете…
В середине нашего века немецкому изобретателю-самоучке Феликсу Ванкелю удалось создать двигатель без обычных цилиндров и поршней — порции топлива сгорали так, что сразу производили вращение вала. В разработку нового — роторного — двигателя были вложены миллиарды долларов. Тем не менее за прошедшие уже десятки лет не удалось преодолеть два его недостатка — большое потребление бензина…
В начале XVIII века знатоки утверждали, что тягловая сила одной лошади соответствует силе пяти англичан или семи французов, употреблявших тогда в пищу заметно меньше мяса, чем англичане. Когда в 1755 году Дж. Уатт, будущий изобретатель паровой машины, отправился из Глазго на учение в Лондон, ему понадобилось 12 дней, чтобы покрыть это расстояние верхом на лошади….
Можно ли в борьбе различных направлений автомобилестроения разглядеть хотя бы очертания будущих машин? Вот, скажем, знаменитый писатель-фантаст Герберт Уэллс примерно столетие назад полагал, что к середине XX века автомобили будут двигаться на дешевой атомной тяге, и ошибся. Поэтому вряд ли стоит заглядывать так далеко вперед. Но на ближайшие два десятилетия можно с большой долей уверенности…
Над полями, лесами, болотами, Над извивами северных рек Ты проносишься плавными взлетами Небожитель — герой — человек. В. Ходасевич Пора рождения мечты человечества — обрести крылья — теряется в глубине веков. Можно представить, как наш далекий предок с тоской следит за свободным полетом птицы и, быть может, даже пытается ей подражать. Сколько же понадобилось времени,…