Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Детям / Машиностроение и транспорт / Транспорт / Можно ли мчаться по рельсам быстрее?

Можно ли мчаться по рельсам быстрее?

А как быстро станут передвигаться железнодорожные составы? Смогут ли они составить конкуренцию автомобилям и самолетам? Для тех, кому довелось путешествовать по скоростным рельсовым магистралям Германии, Франций или Японии, такого вопроса нет. Скорость поездов за двести, а кое-где и триста километров в час стала уже привычной. При этом плавность их хода такова, что в вагонах ничего не стучит и не дребезжит. Помимо комфорта, преимущество езды на подобных поездах связано порой и с заметной экономией времени: до аэропортов надо еще добраться, проходить досмотр или, случается, ждать летной погоды. Автомобилям же грозят пробки на дорогах, да и условия поездки в автобусах, например, все-таки хуже.

Но можно ли рассчитывать на дальнейший рост скоростей этих суперэкспрессов при сохранении удобств для пассажиров? Казалось бы, вряд ли, ведь известны несколько препятствий для этого. На скорости 300 километров в час начинает уменьшаться сила сцепления колеса с рельсом — так называемый “тяговый барьер”. Прибавив еще полсотни километров в час, мы обнаружим, что возникает сильная вибрация. В области скоростей за 400 километров в час токосъемник перестает обеспечивать хороший контакт с подводящим энергию проводом. Что ж, не удастся нам прокатиться по железной дороге так быстро, как доступно самолетам?

Нет, считают инженеры и изобретатели: железная дорога не сдает позиции, не уходит в прошлое, она нам еще послужит. Во многих странах идут испытания сверхскоростных поездов, в которых пытаются использовать и новые материалы, и новые формы составов, и новую автоматику. Все это вместе позволяет надеяться на то, что скорость свыше 400 километров в час станет реальной для пассажирских поездов. Мы специально не упоминаем больших скоростей, поскольку отнюдь не все захотят передвигаться с такой скоростью. Главным для этого вида транспорта все же остается сочетание трех компонентов — скорости, безопасности и комфорта.

Если же перечисленные препятствия не позволят железнодорожным поездам обеспечить все необходимые современному человеку выгоды, придется им отказаться от… колеса. Да-да, этот верный и надежный в течение тысяч лет спутник человека, увы, может стать препоной на пути транспортного прогресса.

Развитие транспорта

Лишь век назад хозяин догадался Котел, в котором тысячи веков Варился суп, поставить на колеса И, вздев хомут, запрячь его в телегу. М. Волошин Почему “хозяину” недоставало таких “двигателей”, как вол, лошадь или тот же верблюд, впряженный на рисунке в повозку? Зачем понадобилось ему рисковать, перевозя столь опасное огнедышащее устройство? Стоила ли овчинка выделки? Вся…

Что предшествовало самолетам?

Хотя летать человек начал всего лишь без малого столетие, подняться в воздух он сумел значительно раньше. Висеть — это не лететь. Конечно, вы поняли, что речь идет о воздушных шарах. Действительно, такого рода полеты стали совершаться еще в конце XVIII века, люди поднимались в воздух на шарах, наполненных дымом от костра. В принципе, внутри шара…

Водный транспорт

Пышна в разливе гордая река. Плывут суда, колеблясь величаво, Просмолены их черные бока, Над ними флаг, на флаге надпись: “Слава”! Н. Некрасов В течение многих столетий олицетворением мощи государства был его флот. Такие державы, как Великобритания, Франция, Испания, Голландия, Россия, могли завоевать и удерживать огромные территории и даже целые страны — колонии, — только располагая…

Может ли быть самолет без двигателя?

Настоящие самолеты, то есть управляемые аппараты тяжелее воздуха, снабженные двигателем, способные менять высоту и летать горизонтально, появились лишь на рубеже двух последних веков. Необходимо воздать должное смелости и упорству исследователей, на себе “испытавших всю прелесть и опасность движения в воздухе. Огромное количество опытов, измерений и расчетов позволили, наконец, понять, какими должны быть крылья будущего аэроплана….

Когда завертелось гребное колесо?

“Мы видели дальше потому, что стояли на плечах гигантов”. Это известное изречение могли бы повторить многие знаменитые изобретатели. К ним, безусловно, стоит причислить и Р. Фултона, с именем которого связывают появление первого парохода. И до него было немало попыток приспособить паровую машину для движения по воде. К примеру, в 1778 году во Франции паровое судно…

Зачем понадобилась реактивная авиация?

Первые самолеты, как вы, наверное, знаете, приводились в движение пропеллером-винтом. Впрочем, пропеллеры не потеряли своего значения для авиации и по сей день. Наглядный пример — вертолеты. Недаром их именуют еще и винтокрылыми машинами. Тем не менее использование пропеллеров наряду с вращавшими их поршневыми двигателями имело свои пределы. Во время второй мировой войны стало очевидно, что…

Что толкает пароход?

Что бы мы ни пытались привести в движение, необходимо произвести толчок, от чего-то оттолкнуться. Парусные суда толкает… воздух. Помните: “ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет”? Явление толчка намного заметнее, когда лодку заставляют двигаться с помощью весел, отбрасывая воду назад. Много гребцов и вёсел — это галера. А что если вёсла насадить на колесо и…

На чем вскоре станет летать?

Знаете ли вы, что один реактивный пассажирский самолет, пересекая Атлантический океан, сжигает свыше 35 тонн кислорода? Такого его количества хватило бы для дыхания 150 человек в течение года. А самолетов — тысячи и тысячи. Вот и подумайте, во сколько нам обходятся победы над временем и пространством, которые обеспечивает современная техника. Но поскольку люди не собираются…

Кто бороздит морские просторы?

Слово “пароход” сегодня уже устарело, хотя пар на водном транспорте работать не перестал. На смену поршневым паровым машинам пришла паровая турбина. Она трудится и на огромных океанских лайнерах, и на подводных лодках. Эти суда напоминают плавучие электростанции. На них либо сжигают топливо, либо получают тепло в ядерных реакторах. И там, и там выделенная энергия идет…

По космическим орбитам

… Ведь Ньютона открытие разбило Неведенья мучительное зло. Дорогу к новым звездам проложило И новый выход страждущим дало. Уж скоро мы, природы властелины, И на Луну пошлем свои машины. Дж. Байрон Пожалуй, вырваться за пределы земного тяготения было настолько дерзновенным устремлением человечества, что долгие столетия об этом мечтали лишь поэты и писатели-фантасты. Даже во второй…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru