Зачем понадобилась реактивная авиация?
Первые самолеты, как вы, наверное, знаете, приводились в движение пропеллером-винтом. Впрочем, пропеллеры не потеряли своего значения для авиации и по сей день. Наглядный пример — вертолеты. Недаром их именуют еще и винтокрылыми машинами.
Тем не менее использование пропеллеров наряду с вращавшими их поршневыми двигателями имело свои пределы. Во время второй мировой войны стало очевидно, что для достижения больших скоростей и высот нужны иные двигатели. Принцип их действия был, как и многое в науке и технике, известен давно.
Пушка при выстреле откатывается назад, ружье, выпустив пулю, бьет прикладом в плечо. Называется это отдачей, реакцией. Нельзя ли такой процесс сделать непрерывным? Вот, к примеру, если кипящий чайник поставить на легкую тележку, то вырывающаяся из его носика струя пара заставит тележку двигаться в противоположном направлении. А если использовать для этого не пар, а газовую турбину? Или сжигать топливо в камере, а продукты сгорания — газы — выпускать в одном направлении. Возможно, это заставит машину двигаться?
Эти идеи получили техническое воплощение еще в 1910 году, когда на авиационном салоне под Парижем в воздух был поднят самолет особенной конструкции. Поздравляя его создателя, знаменитый А. Эйфель, построивший не только известную башню, но и аэродинамическую трубу, сказал: «Вы опередили эпоху на 30, а то и на все 50 лет!» Войны резко подстегнули разработки, что и привело к созданию реактивного самолета. С начала сороковых годов реактивные истребители стали выпускаться серийно, а в послевоенное время на реактивную тягу перешла и гражданская авиация.
Именно реактивный двигатель позволил самолету впервые превысить скорость звука, подняться на высоту в два десятка километров. Новые двигатели увеличили мощность и грузоподъемность летающих машин настолько, что стало возможным перевозить по две-три сотни пассажиров на тысячи километров, оперативно доставлять в самые разные точки земного шара сотни тонн грузов.
Реактивный самолет стал самым быстроходным современным транспортом. Внешне он мало похож на своего прародителя — вытянутый обтекаемый фюзеляж, прижатые к корпусу крылья, убирающиеся при взлете шасси. А как изменилась «начинка» самолета! Система автоматической посадки, автопилот, гидравлическая передача для управления рулями, система предупреждения столкновений, спутниковая связь… Одних только шкал, цифровых указателей, табло и экранов в кабине летчика больше сотни! Здесь без компьютера — как без рук!
Сочетая качества ракеты и самолета, конструкторы создали космический челнок — «Шаттл». Он поднимается в заатмосферные гвысоты подобно ракете, а приземляется, как настоящий самолет. Такого рода машины дают нам возможность заглянуть в завтрашний день авиации.
А поезда все нет, пора б ему прийти! Вот раздался свисток, дым по дороге взвился… И, тяжело дыша, как бы устав в пути. Железный паровоз пред ним остановился. А. Апухтин Приятно, конечно, не торопясь передвигаться по речной или морской глади — сама вода словно смазка. Да ведь до воды еще добраться надо, а как нелегко…
Первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года. Не прошло и четырех лет, как в космосе побывал первый человек — Ю. А. Гагарин. Чтобы осуществить эти и последующие запуски, потребовались огромные силы: работали целые отрасли промышленности, многие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. Подумайте, сколько новых технических задач нужно было решить. Из чего делать…
Изобретателям паровоза пришлось столкнуться сразу со многими необычными проблемами. Первая: вместо того чтобы уменьшить сопротивление движению, трение колеса о рельс следовало увеличить, иначе — пробуксовка! Получалось, что паровоз легким быть не мог. Увеличение же его веса вело к давлению на рельсы и, через них, на почву. Еще проблема: уже при малых подъемах пути тяга паровоза…
Полеты в космос требуют огромных затрат. Некоторые проекты невозможно осуществить в одиночку даже таким крупным странам, как Россия или США. Более того, выходы на орбиту приносят и прямой ущерб — падают на Землю отработавшие ступени ракет, выводятся из хозяйственного пользования прилегающие к космодромам громадные территории, да и в самом космосе накапливается мусор, состоящий из деталей…
Долгое время у паровоза не было конкурентов. Однако требовалось перевозить все больше грузов и пассажиров со все большей скоростью. А паровая машина, приводившая в движение поезда, была отнюдь не самым совершенным двигателем. Много чего изобрели инженеры и конструкторы для повышения эффективности паровой тяги. Знаете ли вы, к примеру, как работает скороварка? Благодаря герметичной крышке температура…
«Человечество не останется вечно на Земле… — писал К. Э. Циолковский. — … Очень важно иметь ракетные корабли, ибо они помогут человечеству расселиться по мировому пространству». Вот куда были нацелены мысли основоположника космонавтики! И сегодня существует много энтузиастов и сторонников космических путешествий. Созданы Всемирный фонд космических исследований, Общество межзвездного движения. Их члены не только проектируют…
На конечную остановку пришел трамвай. Как ему отправиться в обратный путь? Да в чем загвоздка, скажете вы, развернется по рельсовому кольцу, и вперед! Но даже такие небольшие развороты занимают немало городской площади и создают неудобства. А что же говорить о вокзале или железнодорожной станции, куда прибывают поезда с десятками вагонов? Не устраивать же из них…
Таинственна в сиянии дневном. Природа свой покров сорвать не позволяет, Не выудить у ней винтом иль рычагом, Что духу твоему она не открывает. И. Гете Плавать на лодках и кораблях люди стали очень давно. Железные дороги существуют почти две сотни лет. Автомобилю уже перевалило за сотню.»Воздушному транспорту осталось совсем немного до столетнего юбилея. Эра освоения космоса…
А как быстро станут передвигаться железнодорожные составы? Смогут ли они составить конкуренцию автомобилям и самолетам? Для тех, кому довелось путешествовать по скоростным рельсовым магистралям Германии, Франций или Японии, такого вопроса нет. Скорость поездов за двести, а кое-где и триста километров в час стала уже привычной. При этом плавность их хода такова, что в вагонах ничего…
Замечали ли вы, что происходит с вашим телом во время ходьбы? Конечно, речь идет лишь о механике нашего движения. Так вот, перемещаясь по горизонтали, мы, кроме того, движемся еще и вверх-вниз. Иными словами, наш центр тяжести то опускается, то поднимается — мы отталкиваемся от земли, приподнимая «заднюю» ногу и приседаем, пружиня, на «переднюю». Почему бы…