Невероятно, но факт!

От колес – к тоннелям

Замечали ли вы, что происходит с вашим телом во время ходьбы? Конечно, речь идет лишь о механике нашего движения. Так вот, перемещаясь по горизонтали, мы, кроме того, движемся еще и вверх-вниз. Иными словами, наш центр тяжести то опускается, то поднимается — мы отталкиваемся от земли, приподнимая “заднюю” ногу и приседаем, пружиня, на “переднюю”.

Почему бы не воплотить этот принцип в устройстве с большим количеством ног, чтобы одни отталкивались от поверхности, а другие, опорные, амортизировали? Такая идея была реализована в колесе с надувными камерами, расположенными по его ободу. Поочередно подавая или откачивая воздух из камер, колесо приводили во вращение. На испытаниях модель этого колеса без труда преодолевала заметные препятствия.

Другой пример связан с особенностями движения по скользкому грунту, скажем, в приполярных областях Земли. Такой вездеход, как “Пингвин”, разгоняется, выпустив из своих колес подобие лап. Они хорошо сцепляются с поверхностью льда и отталкиваются от нее. Когда же достигнута нужная скорость, вездеход поджимает колеса, ложится на “брюхо” и скользит подобно своему тезке — настоящему пингвину.

Уменьшить препятствующее движению трение пытаются и в трубопроводах. Сейчас по ним прокачиваются огромные, исчисляемые сотнями тысяч тонн массы горючего — нефти и газа. Это очень перспективный вид транспорта, но в нем необходимо поддерживать давление, теряемое по пути из-за трения о трубы. Были предложены способы транспортировки газа в виде снеговой массы, имеющей объем в пять раз меньший, чем тот же газ в жидком виде. Пропускная способность труб сразу возрастала. А если эту массу помещать в капсулы, то они могли бы нестись по трубам со скоростью до 80 километров в час.

Если же в тоннеле создать пониженное давление воздуха, то по нему в подобных капсулах можно весьма быстро перемещать грузы и людей: Известен проект под названием “Планетран”, когда в туннеле, проложенном на большой глубине, мог бы за счет откачки воздуха мчаться похожий на ракету поезд со скоростью в несколько раз большей, чем скорость звука! Такое “сверхзвуковое метро” позволило бы добраться через всю Америку от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка быстрее чем за час. Сторонники проекта считают, что не только высокая скорость, но и экономия энергии и экологическая чистота должны когда-нибудь привести к его воплощению.

Если уж говорить о тоннельном транспорте, то надо вспомнить и о гравитационных поездах, способных двигаться под действием силы тяжести сквозь “просверленные” с континента на континент отверстия. Эта идея известна давно, она очень красива, но пока еще слишком фантастична.

Где “родился” паровоз?

Изобретателям паровоза пришлось столкнуться сразу со многими необычными проблемами. Первая: вместо того чтобы уменьшить сопротивление движению, трение колеса о рельс следовало увеличить, иначе — пробуксовка! Получалось, что паровоз легким быть не мог. Увеличение же его веса вело к давлению на рельсы и, через них, на почву. Еще проблема: уже при малых подъемах пути тяга паровоза…

Как помочь космонавту в полете?

Первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года. Не прошло и четырех лет, как в космосе побывал первый человек — Ю. А. Гагарин. Чтобы осуществить эти и последующие запуски, потребовались огромные силы: работали целые отрасли промышленности, многие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. Подумайте, сколько новых технических задач нужно было решить. Из чего делать…

Что пришло паровозу на смену?

Долгое время у паровоза не было конкурентов. Однако требовалось перевозить все больше грузов и пассажиров со все большей скоростью. А паровая машина, приводившая в движение поезда, была отнюдь не самым совершенным двигателем. Много чего изобрели инженеры и конструкторы для повышения эффективности паровой тяги. Знаете ли вы, к примеру, как работает скороварка? Благодаря герметичной крышке температура…

Что толку от космонавтики?

Полеты в космос требуют огромных затрат. Некоторые проекты невозможно осуществить в одиночку даже таким крупным странам, как Россия или США. Более того, выходы на орбиту приносят и прямой ущерб — падают на Землю отработавшие ступени ракет, выводятся из хозяйственного пользования прилегающие к космодромам громадные территории, да и в самом космосе накапливается мусор, состоящий из деталей…

Как управлять движением?

На конечную остановку пришел трамвай. Как ему отправиться в обратный путь? Да в чем загвоздка, скажете вы, развернется по рельсовому кольцу, и вперед! Но даже такие небольшие развороты занимают немало городской площади и создают неудобства. А что же говорить о вокзале или железнодорожной станции, куда прибывают поезда с десятками вагонов? Не устраивать же из них…

Куда еще отправятся ракеты?

“Человечество не останется вечно на Земле… — писал К. Э. Циолковский. — … Очень важно иметь ракетные корабли, ибо они помогут человечеству расселиться по мировому пространству”. Вот куда были нацелены мысли основоположника космонавтики! И сегодня существует много энтузиастов и сторонников космических путешествий. Созданы Всемирный фонд космических исследований, Общество межзвездного движения. Их члены не только проектируют…

Можно ли мчаться по рельсам быстрее?

А как быстро станут передвигаться железнодорожные составы? Смогут ли они составить конкуренцию автомобилям и самолетам? Для тех, кому довелось путешествовать по скоростным рельсовым магистралям Германии, Франций или Японии, такого вопроса нет. Скорость поездов за двести, а кое-где и триста километров в час стала уже привычной. При этом плавность их хода такова, что в вагонах ничего…

По “неведомым дорожкам”

Таинственна в сиянии дневном. Природа свой покров сорвать не позволяет, Не выудить у ней винтом иль рычагом, Что духу твоему она не открывает. И. Гете Плавать на лодках и кораблях люди стали очень давно. Железные дороги существуют почти две сотни лет. Автомобилю уже перевалило за сотню.”Воздушному транспорту осталось совсем немного до столетнего юбилея. Эра освоения космоса…

Автомобильный транспорт

Призыв протяжный и двухнотный Автомобильного гудка… И снова манит безотчетно К далеким странствиям — тоска. В. Брюсов Наш следующий транспортный герой — автомобиль. Он появился позже паровоза примерно на столетие. Почему так произошло? Вроде бы необходимость в нем была не меньше, чем в паровозе. Ведь рельсы не подведешь к каждому дому, а машинисту не скажешь,…

Зачем погружаться в океан?

Когда стремление человека подняться на как можно большие высоты было в какой-то степени удовлетворено, его мысли обратились к глубинам океана. Возможно, это определялось практической пользой, но первопроходцами все же в большей степени руководят любознательность и огромное желание преодолеть неизведанные трудности. Такими препятствиями, к слову, могут быть и невежество, и консерватизм окружающих. Изобретателю батискафа специалисты говорили,…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru