Невероятно, но факт!

От колес – к тоннелям

Замечали ли вы, что происходит с вашим телом во время ходьбы? Конечно, речь идет лишь о механике нашего движения. Так вот, перемещаясь по горизонтали, мы, кроме того, движемся еще и вверх-вниз. Иными словами, наш центр тяжести то опускается, то поднимается — мы отталкиваемся от земли, приподнимая “заднюю” ногу и приседаем, пружиня, на “переднюю”.

Почему бы не воплотить этот принцип в устройстве с большим количеством ног, чтобы одни отталкивались от поверхности, а другие, опорные, амортизировали? Такая идея была реализована в колесе с надувными камерами, расположенными по его ободу. Поочередно подавая или откачивая воздух из камер, колесо приводили во вращение. На испытаниях модель этого колеса без труда преодолевала заметные препятствия.

Другой пример связан с особенностями движения по скользкому грунту, скажем, в приполярных областях Земли. Такой вездеход, как “Пингвин”, разгоняется, выпустив из своих колес подобие лап. Они хорошо сцепляются с поверхностью льда и отталкиваются от нее. Когда же достигнута нужная скорость, вездеход поджимает колеса, ложится на “брюхо” и скользит подобно своему тезке — настоящему пингвину.

Уменьшить препятствующее движению трение пытаются и в трубопроводах. Сейчас по ним прокачиваются огромные, исчисляемые сотнями тысяч тонн массы горючего — нефти и газа. Это очень перспективный вид транспорта, но в нем необходимо поддерживать давление, теряемое по пути из-за трения о трубы. Были предложены способы транспортировки газа в виде снеговой массы, имеющей объем в пять раз меньший, чем тот же газ в жидком виде. Пропускная способность труб сразу возрастала. А если эту массу помещать в капсулы, то они могли бы нестись по трубам со скоростью до 80 километров в час.

Если же в тоннеле создать пониженное давление воздуха, то по нему в подобных капсулах можно весьма быстро перемещать грузы и людей: Известен проект под названием “Планетран”, когда в туннеле, проложенном на большой глубине, мог бы за счет откачки воздуха мчаться похожий на ракету поезд со скоростью в несколько раз большей, чем скорость звука! Такое “сверхзвуковое метро” позволило бы добраться через всю Америку от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка быстрее чем за час. Сторонники проекта считают, что не только высокая скорость, но и экономия энергии и экологическая чистота должны когда-нибудь привести к его воплощению.

Если уж говорить о тоннельном транспорте, то надо вспомнить и о гравитационных поездах, способных двигаться под действием силы тяжести сквозь “просверленные” с континента на континент отверстия. Эта идея известна давно, она очень красива, но пока еще слишком фантастична.

Железнодорожный транспорт

А поезда все нет, пора б ему прийти! Вот раздался свисток, дым по дороге взвился… И, тяжело дыша, как бы устав в пути. Железный паровоз пред ним остановился. А. Апухтин Приятно, конечно, не торопясь передвигаться по речной или морской глади — сама вода словно смазка. Да ведь до воды еще добраться надо, а как нелегко…

Почему движется ракета?

Вклад, который внес в обоснование возможности космических полетов наш соотечественник К. Э. Циолковский, неоспорим и признан во всем мире. Живя в тихой и провинциальной Калуге, скромный учитель смог облечь свои мечты в конкретные формулы, на которые затем опирались все, кто хотел реализовать полет в космос. Циолковского поэтому называют основоположником теор -тической космонавтики. Но на склоне…

Где “родился” паровоз?

Изобретателям паровоза пришлось столкнуться сразу со многими необычными проблемами. Первая: вместо того чтобы уменьшить сопротивление движению, трение колеса о рельс следовало увеличить, иначе — пробуксовка! Получалось, что паровоз легким быть не мог. Увеличение же его веса вело к давлению на рельсы и, через них, на почву. Еще проблема: уже при малых подъемах пути тяга паровоза…

Как помочь космонавту в полете?

Первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года. Не прошло и четырех лет, как в космосе побывал первый человек — Ю. А. Гагарин. Чтобы осуществить эти и последующие запуски, потребовались огромные силы: работали целые отрасли промышленности, многие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. Подумайте, сколько новых технических задач нужно было решить. Из чего делать…

Что пришло паровозу на смену?

Долгое время у паровоза не было конкурентов. Однако требовалось перевозить все больше грузов и пассажиров со все большей скоростью. А паровая машина, приводившая в движение поезда, была отнюдь не самым совершенным двигателем. Много чего изобрели инженеры и конструкторы для повышения эффективности паровой тяги. Знаете ли вы, к примеру, как работает скороварка? Благодаря герметичной крышке температура…

Что толку от космонавтики?

Полеты в космос требуют огромных затрат. Некоторые проекты невозможно осуществить в одиночку даже таким крупным странам, как Россия или США. Более того, выходы на орбиту приносят и прямой ущерб — падают на Землю отработавшие ступени ракет, выводятся из хозяйственного пользования прилегающие к космодромам громадные территории, да и в самом космосе накапливается мусор, состоящий из деталей…

Как управлять движением?

На конечную остановку пришел трамвай. Как ему отправиться в обратный путь? Да в чем загвоздка, скажете вы, развернется по рельсовому кольцу, и вперед! Но даже такие небольшие развороты занимают немало городской площади и создают неудобства. А что же говорить о вокзале или железнодорожной станции, куда прибывают поезда с десятками вагонов? Не устраивать же из них…

Куда еще отправятся ракеты?

“Человечество не останется вечно на Земле… — писал К. Э. Циолковский. — … Очень важно иметь ракетные корабли, ибо они помогут человечеству расселиться по мировому пространству”. Вот куда были нацелены мысли основоположника космонавтики! И сегодня существует много энтузиастов и сторонников космических путешествий. Созданы Всемирный фонд космических исследований, Общество межзвездного движения. Их члены не только проектируют…

Можно ли мчаться по рельсам быстрее?

А как быстро станут передвигаться железнодорожные составы? Смогут ли они составить конкуренцию автомобилям и самолетам? Для тех, кому довелось путешествовать по скоростным рельсовым магистралям Германии, Франций или Японии, такого вопроса нет. Скорость поездов за двести, а кое-где и триста километров в час стала уже привычной. При этом плавность их хода такова, что в вагонах ничего…

По “неведомым дорожкам”

Таинственна в сиянии дневном. Природа свой покров сорвать не позволяет, Не выудить у ней винтом иль рычагом, Что духу твоему она не открывает. И. Гете Плавать на лодках и кораблях люди стали очень давно. Железные дороги существуют почти две сотни лет. Автомобилю уже перевалило за сотню.”Воздушному транспорту осталось совсем немного до столетнего юбилея. Эра освоения космоса…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!