На чем вскоре станет летать?
Знаете ли вы, что один реактивный пассажирский самолет, пересекая Атлантический океан, сжигает свыше 35 тонн кислорода? Такого его количества хватило бы для дыхания 150 человек в течение года. А самолетов — тысячи и тысячи. Вот и подумайте, во сколько нам обходятся победы над временем и пространством, которые обеспечивает современная техника.
Но поскольку люди не собираются отказываться от самолетов, а, наоборот, пытаются сделать их еще более мощными и быстроходными, надо искать средства компенсации их вредного влияния. Один из способов — полеты на сверхбольших высотах (25-180 километров).
Взобравшись столь высоко, самолет, если его еще можно так назвать, станет испытывать ничтожное сопротивление воздуха, настолько он там разрежен. В каком-то смысле на время самолет превращается в спутник Земли и может, подобно ему, пройти значительное расстояние практически без работы двигателя. Пилот включит его лишь при подходе к месту посадки, когда надо затормозить и спланировать, спускаясь в атмосфере. Но при разработке подобных проектов следует учесть, что при гиперзвуковых скоростях от столкновения с самолетом в воздухе образуются заряженные частицы, обладающие громадной разрушительной активностью, а это предъявляет очень жесткие требования к материалам обшивки летательного аппарата.
Если же говорить о «тихоходной» авиации, нужной для перевозки грузов и людей на сравнительно небольшие расстояния, то здесь потребуются огромные усилия по поиску необычных видов топлива, оригинальных конструкций двигателей, нестандартных способов уменьшения веса. В общем, это примерно тот же круг проблем, с которыми сталкиваются разработчики наземных видов транспорта.
Например, обсуждается идея вертолета, юлучающего энергию с земли по проводам; зозданы модели так называемого солнцеле-та, покрытого солнечными батареями, аналогичными космическим; разработана даже конструкция паролета, то есть самолета, применяющего двигатель, схожий с паровым, только значительно усовершенствованный; идут поиски любых путей экономии топлива.
Так что авиация, собираясь отметить свой столетний юбилей, влетает в XXI век, обещая нам и новые скорости, и новые высоты, и новые, пока еще труднопредсказуемые виды легательных машин, для которых, не исключею, придется придумывать совсем новые названия.
Призыв протяжный и двухнотный Автомобильного гудка… И снова манит безотчетно К далеким странствиям — тоска. В. Брюсов Наш следующий транспортный герой — автомобиль. Он появился позже паровоза примерно на столетие. Почему так произошло? Вроде бы необходимость в нем была не меньше, чем в паровозе. Ведь рельсы не подведешь к каждому дому, а машинисту не скажешь,…
Когда стремление человека подняться на как можно большие высоты было в какой-то степени удовлетворено, его мысли обратились к глубинам океана. Возможно, это определялось практической пользой, но первопроходцами все же в большей степени руководят любознательность и огромное желание преодолеть неизведанные трудности. Такими препятствиями, к слову, могут быть и невежество, и консерватизм окружающих. Изобретателю батискафа специалисты говорили,…
Почему же все-таки автомобиль задержался со своим появлением? Идея-то была проста — поставить тот же паровой двигатель на колеса, только двигаться не по рельсам, а по обычным дорогам. Но на неприспособленных для таких экипажей дорогах возникала сильная тряска; сами машины были громоздкими и тяжелыми; паровой двигатель представлял немалую опасность. Известно, что на скорости 4 километра…
В тех научно-фантастических романах, где пытались представить облик будущего, часто описывался такой вид транспорта, как движущиеся тротуары. Устройство их легко себе вообразить, если вы хоть когда-нибудь видели конвейер. Движущаяся дорожка вдруг скрывается под землей, незримо для нас проходит обратный путь и вновь «вылезает» наружу, принимая следующих пассажиров. Да ведь так устроен эскалатор в метро, скажете…
Произошло это в середине восьмидесятых годов XIX века. Желание снабдить автомобиль необходимым ему мотором привело инженеров и конструкторов к следующей идее. Зачем сжигать топливо снаружи, подогревая котел с водой, в котором образуется пар, толкающий поршни машин? Не проще ли подавать смесь бензина с воздухом внутрь цилиндра двигателя, заставляя ее там сгорать, нагреваясь и расширяясь? Иными…
В начале XVIII века знатоки утверждали, что тягловая сила одной лошади соответствует силе пяти англичан или семи французов, употреблявших тогда в пищу заметно меньше мяса, чем англичане. Когда в 1755 году Дж. Уатт, будущий изобретатель паровой машины, отправился из Глазго на учение в Лондон, ему понадобилось 12 дней, чтобы покрыть это расстояние верхом на лошади….
В середине нашего века немецкому изобретателю-самоучке Феликсу Ванкелю удалось создать двигатель без обычных цилиндров и поршней — порции топлива сгорали так, что сразу производили вращение вала. В разработку нового — роторного — двигателя были вложены миллиарды долларов. Тем не менее за прошедшие уже десятки лет не удалось преодолеть два его недостатка — большое потребление бензина…
Можно ли в борьбе различных направлений автомобилестроения разглядеть хотя бы очертания будущих машин? Вот, скажем, знаменитый писатель-фантаст Герберт Уэллс примерно столетие назад полагал, что к середине XX века автомобили будут двигаться на дешевой атомной тяге, и ошибся. Поэтому вряд ли стоит заглядывать так далеко вперед. Но на ближайшие два десятилетия можно с большой долей уверенности…
Лишь век назад хозяин догадался Котел, в котором тысячи веков Варился суп, поставить на колеса И, вздев хомут, запрячь его в телегу. М. Волошин Почему «хозяину» недоставало таких «двигателей», как вол, лошадь или тот же верблюд, впряженный на рисунке в повозку? Зачем понадобилось ему рисковать, перевозя столь опасное огнедышащее устройство? Стоила ли овчинка выделки? Вся…
Над полями, лесами, болотами, Над извивами северных рек Ты проносишься плавными взлетами Небожитель — герой — человек. В. Ходасевич Пора рождения мечты человечества — обрести крылья — теряется в глубине веков. Можно представить, как наш далекий предок с тоской следит за свободным полетом птицы и, быть может, даже пытается ей подражать. Сколько же понадобилось времени,…