Невероятно, но факт!

Один в поле воин

Серое облако стелется над дорогой. Облако из-под тысяч ног. Хоть немного пыль прикрывает от солнца, серой призрачной пеленой миллионов песчинок. Но пыль мешает дышать, забивается в рот, воспаляет глаза, мучает жаждой. День за днем упрямое войско все идет и идет навстречу победе. Но победе ли? Может быть, смерти? Нет, всесилен Амон, я сын его Рамсес сейчас вместе с ними.

Вот он, сын бога Амона, живой бог на земле, владыка Египта, фараон Рамсес. Он впереди лучшей армии своего непобедимого войска. Армии с именем главного бога Амона. Вот он стоит на боевой колеснице, влекомой его любимыми конями — «Победой у Фив» и «Бодростью духа». У столпов ног склонился Менна верный возница, спутник фараона — он держит вожжи. Панцирь на груди Рамсеса сверкает под солнцем, даже облако пыли не может застить сияние живого бога. Лук его пока спрятан в кожаный чехол, усыпанный драгоценными камнями, еще дремлют в колчане смертоносные стрелы, в покое дротики, но они уже давно готовы поразить трусливого пса Муваталлиса, мятежного и презренного царя подлых хеттов. Рядом с блистательной колесницей могучий боевой лев сопровождает бога и господина. Который день марширует войско, но хеттов все нет. Муваталлис боится.

Вчера из войска хеттов прибежали два бедуина. Пали у ног его, целовали прах, распростершись пред живым богом Рамсесом. Рассказали об ужасе Муваталлиса, как дрожит он при одном упоминании имени фараона. И бежит, бежит со своим войском, собранным со всех его городов и союзных хеттам народов.

Да и кто может в этом мире не дрожать перед мощью войска Рамсеса? Амон — только первая армия из всего войска на марше, за ним идет вторая армия — Ра, а потом армия Птах. И еще армия Сет, но где армия Сет — это тайна, известная только Рамсесу и некоторым его полководцам.

Нет силы, способной противостоять его силе, силе живого бога Рамсеса. В каждой его армии по пять тысяч воинов. Колесничие, лучники — «молодцы» и новобранцы, «ветераны» — копейщики и «отборные молодцы» -гвардия фараона, ни на шаг не отстающие от колесницы Рамсеса. Все они несут еще топоры или дубинки на случай ближнего рукопашного боя. А у ветеранов большие щиты, прикрывающие все тело. Вот они идут полк за полком, по двести пятьдесят воинов в каждом, во главе с опытными командирами, знающими свое дело.

Все командиры прошли суровую военную школу. Их приводили в казарму еще маленькими, чтобы надолго в ней запереть. Удар-ишфи наносился по животу, удар-периш — по бровям. Им разбивали голову в кровь, валили наземь и избивали, как лист папируса, чтобы знали, что такое боль, и могли начинать учебу. Но проходило еще много времени, прежде чем они получали свой командирский посох.

…Белые стены вдали на холме, их видит Рамсес. Вот он, Кадеш, город хеттов. Цель близка. Быть может, именно здесь, у подножия холма, на котором возвышается город, он, Рамсес, наконец догонит трусливого Муваталлиса.

Отдых необходим даже воинству бога. Воины фараона разбили свой лагерь. Сам Рамсес удалился на покой под полог шатра, поставленного его спутниками. Менна распряг коней. Но едва Рамсес хотел приступить к трапезе, привели хеттских лазутчиков. Нет на войне покоя. Эти сильные в общем-то люди сначала молчали. Но потом, когда их долго били палками, признались, что войско Муваталлиса спряталось от глаз с другой стороны города. Его просто не видно за стенами и холмом, но на самом деле хетты теперь совсем близко. Что ж, хоть армия Ра еще не подоспела, но тем лучше — вся слава достанется ему, Рамсесу. Он превзойдет прошлого победителя хеттов фараона Тутмоса. Не пора ли опять запрягать «Победу у Фив» и «Бодрость духа»?

Но что это за крики и шум? Что это за лязг, бряцание и грохот с той стороны, откуда должна появиться армия Ра? Что это за топот тысяч копыт, от которого содрогается земля? И откуда эти бегущие воины? Это его воины из армии Ра. И впереди бегут его сыновья. Но кто их гонит?

— Ваше величество! Мой добрый господин! Сильный владыка! Великий защитник Египта! Колесницы хеттов опрокинули армию Ра! Армия разбита. Колесницы хеттов появились неожиданно, откуда мы их не ждали, и мы не были готовы. Бегите, ваше величество, или все мы погибли!

— Я, фараон Рамсес, сын бога Амона, живой бог на земле, — бессмертен. Менна, скорее облачи меня в панцирь! Подай боевые украшения! Сам бери щит и правь колесницей.

Когда колесница Рамсеса под именем «Победа у Фив» была готова к бою, сын бога Амона увидел себя в окружении тысяч врагов. Все они были на колесницах. На хеттских колесницах, где позади возницы стоят сразу по двое воинов. И не было рядом с ним войска Амон. А войско Ра все погибло. Одна надежда осталась — отец его на небе. В горе вознес он мольбу к нему: «Что же это, отец мой, Амон? Неужели отец забыл сына своего? Разве я делал что-либо без тебя? Когда я шел или стоял, разве не делал я это по твоему разрешению? И никогда не отступал я от твоих приказаний!.. Что для тебя эти азиаты, Амон? Эти презренные, не знающие о боге? Не поставил ли я тебе множество памятников? Не наполнил ли твой храм пленными?.. Я взываю к тебе, отец мой Амон! Я — среди чужеземцев, которых не знаю. Все страны объединились против меня и я совсем один, и никого нет со мной. Мои солдаты покинули меня, и никто из колесничих не вспомнил обо мне… Но я взываю и знаю, что Амон лучше для меня, чем миллионы пеших войск и сотни тысяч колесничих, чем десять тысяч братьев и детей, спаянных воедино. Труд многих людей — ничто. Амон лучше их… Амон слышит меня и является, когда я зову его… Он протянет мне руку, я ликую; он восклицает: «Вперед! Вперед! Я с тобой, я — твой отец. Моя рука с тобой, и я лучше ста тысяч воинов, я, властелин победы, любящий силу».

Фараон Рамсес, владыка Египта, сын бога Амона, собрал остатки разрозненных сил и повел их на врага по единственному пути, сулящему спасение. Он атаковал вражеское войско там, где было меньше всего воинов, и опрокинул их в реку с берега. Он убивал их из лука одного за другим. Острые стрелы, посланные могучей рукой, способной согнуть лук фараона, вырывали из вражеского войска лучших воинов. Менна, собравшись с духом, прикрывал властелина щитом, боевой лев пал от вражеских стрел, но они вырвались из окружения. И все же, хотя теперь они стояли с противником лицом к лицу, а тыл прикрывала река, поражение казалось неминуемым. Дять тысяч воинов из армии Ра почти все погибли. От армии Амон осталось около половины. Армия Птах еще даже не показалась на горизонте. А почти невредимое и вполне боеспособное войско хеттов, ведомое коварным Муваталлисом, быстро оправилось и вновь изготовилось к решительному нападению. В этот миг бог Амон явил своему сыну еще одно чудо. Сзади на хеттское войско обрушилась армия Сет, шедшая до этого отдельно и тайно в обход берегом моря. Честь и слава Египта была спасена.

Прощай, Италия, или «О, Африка ты моя!»

— Ганнибал, прости мне мою дерзость, но не укрыться ли тебе в каюте. Капитан говорит, будет буря. Смуглый человек в пурпурном плаще и с непокрытой темноволосой курчавой головой вышел из оцепенения, отвел невидящий взгляд единственного глаза от той точки, где уже растаяли в море далекие горы. Он горько усмехнулся. Теперь ему предлагают укрыться. Тому, кто…

В чем сила Рима?

— Слушай меня, сын великого полководца Карфагена, слушай внимательно и постарайся все запомнить. Потому что то, что я собираюсь тебе рассказать, ты не прочтешь в своих книгах. Не расскажут тебе об этом и папирусы фараонов, и в глиняных табличках павшего Вавилона ты ничего об этом не отыщешь. Даже пергаменты греков не дадут тебе нужного знания….

Конница

— Но они же не быстрее конного, верно? — Верно, будущий победитель. Только и конница есть в легионе. По триста всадников в каждом. Называется — але. Але делится на турмы, десять турм по тридцать всадников в каждой. Каждый всадник носит такой же панцирь, как и тяжеловооруженный принцип. У него есть шлем и щит, только круглый…

Кто и что обеспечивает победу?

Надежда Рима, легионер — это не просто воин, он не только умеет сражаться. Он почти все умеет. Сейчас ты поймешь, что легионеры — это мастера на все руки. Они искусно владеют оружием, споро, по команде труб исполняют все приказы командиров, стойко переносят тяготы похода, каждый сам несет на себе все свои вещи, запас пищи, жерди…

Как устроен военный лагерь?

Лагерь римлян имеет форму квадрата, обнесенного рвом и валом. По углам вала сооружаются башни. А все устройство лагеря тоже делается очень быстро, легионеров много, и все они знают, чем должны заниматься. Одни роют рвы и насыпают валы, другие в это время разбивают палатки и разводят костры, готовят пищу. Лагерь охраняется постоянно, сменные сторожевые отряды располагаются…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!